Дело № 2а-22/2022 (2а-1101/2021;)
УИД: 05RS0012-01-2018-000693-07
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Дербент 01 июля 2022 года.
Дербентский городской суд РД, в составе: председательствующего судьи Наврузова В.Г., при секретаре судебного заседания Касумовой Ф.Х., с участием представителей административного истца ФИО1 (ФИО2) - адвоката Абдулкеримовой А.А., представителя административного ответчика - администрации ГО «город Дербент» по доверенности ФИО3, представителя ответчика ФИО4 по доверенности ФИО5, представителя заинтересованного лица МКУ «Управления земельных и имущественных отношений администрации ГО «город Дербент» по доверенности ФИО6, рассмотрев материалы административного дела по административному иску ФИО1 правопреемника ФИО2 к Администрации ГО «город Дербент», отделу архитектуры и градостроительства Администрации ГО «город Дербент» и ФИО4 о признании незаконным постановления администрации ГО «город Дербент» от 22 декабря 2017 года №643 «Об отмене постановления №291 от 01 мая 2017г. «Об отмене разрешения на строительство от 17 марта 2017 года за №RU:05-303000-020/17-2017»»,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 в лице своего представителя Абдулкеримовой А.А., обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации ГО «город Дербент», отделу архитектуры и градостроительства Администрации ГО «город Дербент» и ФИО4 о признании незаконным постановления администрации ГО «город Дербент» от 22 декабря 2017 года №643 «Об отмене постановления №291 от 01 мая 2017г. «Об отмене разрешения на строительство от 17 марта 2017 года за №RU:05-303000-020/17-2017»».
Определением суда от 16.05.2022 произведена замена административного истца ФИО1 его правопреемником - ФИО2.
Административные исковые требования мотивированы тем, что ФИО7 является собственником земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: , , .
С 2016 года на соседнем участке индивидуальным застройщиком начато строительство 4-ех этажного многоквартирного жилого дома. Первый (цокольный) этаж отведен под гаражи, а над ним возводится еще 3 жилых этажа. Строительство осуществляется без соблюдения градостроительных, пожарных, санитарных норм.
По данному вопросу, административный истец письменно обращался в администрацию г.Дербента. По результатам рассмотрения обращения административного истца, отделом архитектуры и градостроительства администрации г.Дербента, направлен ответ от 03.10.2016 года №549 в котором сообщается, что застройщик без получения разрешения на строительство произвел земляные работы и заливку фундамента многоэтажного многоквартирного дома и, что отделом архитектуры и градостроительства администрации принимаются меры для выдачи предписания на приостановку незаконного объекта капитального строения.
Данный земельный участок с кадастровым номером принадлежит ФИО4 с 18 июля 2017 года. Но на момент изменения вида разрешенного использования принадлежал ФИО8 на праве собственности, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21 ноября 2008 года.
Земельный участок в соответствии с Генеральным планом перспективного развития городского округа «город Дербент» на период до 2032 года, утвержденного Решением собрания депутатов городского округа «город Дербент» от 25 октября 2013 года за №2-2, находится в зоне жилой малоэтажной застройки. По генеральному плану развития и правилам землепользования застройки городского округа «город Дербент» от 11 сентября 2012 года, рассматриваемый участок так же расположен в зоне регулируемой застройки.
Постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ, был изменен вид использования земельного участка, площадью 490 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , с разрешенным использованием «для размещения и обслуживания индивидуального жилого дома» на другой вид разрешенного использования, «для многоквартирной жилой застройки».
При этом, когда проходили слушания об изменении статуса земельного участка, истца, как ближайшего и заинтересованного соседа на них не пригласили и не известили. Следовательно, вышеуказанное Постановление вынесено с грубым нарушением закона.
17 марта 2017 года ФИО8 было выдано разрешение на строительство за №RU:05-303000-020/17-2017 в нарушение требований норм Градостроительного Кодекса РФ. Для разрешения вопроса мирным путем, без участия суда истец обращался в ГОВД, администрацию г.Дербента, Роспотребнадзор, Министерство строительства РД, Прокуратуру г.Дербента.
На основании протеста первого заместителя прокурора г.Дербента Мустафаева О.М-А. от 15.05.2017 года №25 6ж2017, 31 мая 2017 года администрацией г.Дербента было вынесено постановление №291 «Об отмене разрешения на строительство от 17 марта 2017г. №RU:05-303000-020/17-2017».
Далее, первый заместитель прокурора в целях защиты нарушенных прав истца и неопределенного круга лиц обратился в суд, с иском к ФИО8, администрации г.Дербент, Дербентскому межмуниципальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РД, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД о признании незаконным постановления главы администрации городского округа «город Дербент» №432 от 8 сентября 2016 года об изменении вида разрешенного использования земельного участка ФИО8 и признании недействительным государственной регистрации его права на земельный участок с кадастровым номером .
Однако решением Дербентского городского суда РД от 23 июня 2017 года в удовлетворении указанных выше исковых требований заместителя прокурора г.Дербент отказано. Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 2 октября 2017 года решение Дербентского городского суда от 23 июня 2017 года оставлено в силе.
Об этом административному истцу стало известно только перед подачей административного иска в суд, поскольку его никто не информировал о судебных актах и других действиях. Более того, только после того, как застройщик продолжил возводить дом, административный истец обратился к участковому уполномоченному полиции и он представил ему все документы.
22 декабря 2017 года постановлением администрации г.Дербент №643 было отменено постановление администрации г.Дербент от 31 мая 2017 года №291 «Об отмене разрешения на строительство от 17 марта 2017 года за №RU:05-303000-020/17-2017».
Данное постановление противоречит законодательству, поскольку разрешение на строительство выдано без учета требований Градостроительного кодекса РФ, так как земельный участок не достаточен для размещения многоквартирного жилого дома.
Кроме того, на таком земельном участке невозможно выдержать необходимые отступы от границ участка и все необходимые эксплуатационные объекты вроде парковки и озеленения.
Дом расположен настолько близко от межи, что этим строительством нарушаются его конституционные права и права членов его семьи на частную жизнь, так как с высоты 4 этажа вся частная застройка будет хорошо просматриваться. Нарушены права на благоприятные и безопасные условия жизни. Данный объект капитального строительства нарушает право на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст.43 Конституции РФ.
Из гаража, который будет располагаться в цокольном этаже данного многоквартирного дома, в сторону дома истца будут идти (выветриваться) запах бензина, выхлопные газы и прочие вредные вещества.
Соседство с многоквартирным жилым домом значительно снизит стоимость его земельного участка, ухудшает условия жизни, создаст массу неудобств.
Кроме того строительством дома нарушаются противопожарные и санитарно-эпидемиологические нормы, нормы отступа от имеющихся соседних строений. Возведенной постройкой будут нарушены нормы инсоляции жилых помещений. При проведении строительных работ, нарушаются нормы безопасности строительства. Отсутствует строительная площадка. Есть вероятность повреждения газовой трубы.
Нарушаются требования ст.8, ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ, ст.4 КАС РФ, ст.304 ГК РФ, требования СанПин 2.ДД.ММ.ГГГГ-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», ст.12, ст.13 ГК РФ и нормами СНиП 2.07.01-89 градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений.
В судебном заседании ФИО2 и представитель административного истца Абдулкеримова А.А. поддержали свои требования по основаниям, изложенным в административном иске. Просили суд признать незаконным Постановление администрации ГО «город Дербент» от 22 декабря 2017г. № 643 «Об отмене постановления № 291 от 01 мая 2017 г. «Об отмене разрешения на строительство от 17 марта 2017 г. за № RU:05-303000-020/17-2017».
Представитель административного ответчика - администрации городского округа «город Дербент» ФИО3 оставил данный вопрос на усмотрении суда, однако полагал действия администрации ГО «город Дербент» незаконными, а обжалуемое Постановление администрации городского округа город Дербент принятым в нарушении закона.
Представитель административного ответчика ФИО4 по доверенности ФИО5 административные исковые требования ФИО7 не признала, полагала Постановление администрации ГО «город Дербент» от 22 декабря 2017г. № 643 «Об отмене постановления № 291 от 01 мая 2017 г. «Об отмене разрешения на строительство от 17 марта 2017г. за № RU:05-303000-020/17-2017» законным и не нарушающим права и интересы административного истца. В своих объяснениях пояснила, что вступившим в законную силу решением Дербентского городского суда от 23 июня 2017 года дана оценка законности и обоснованности Постановления Администрации № 432 от 8 сентября 2016 года об изменении вида использования земельного участка, площадью 490 кв.м., с кадастровым номером 05:42:000031:91, расположенного по адресу: , с разрешенным использованием «для размещения и обслуживания индивидуального жилого дома» на другой вид разрешенного использования «для многоквартирной жилой застройки». В соответствии с разрешением на строительство, ФИО4 ведет строительство трех этажного многоквартирного жилого дома. Указанное строение не нарушает права и законные интересы ФИО7, в связи с чем, Постановление администрации ГО «город Дербент» от 22 декабря 2017 г. № 643 «Об отмене постановления № 291 от 01 мая 2017г. «Об отмене разрешения на строительство от 17 марта 2017г. за № RU:05-303000-020/17-2017» не подлежит отмене или признанию недействительным.
Представитель заинтересованного лица МКУ «Управление земельных и имущественных отношений» администрации ГО «горд Дербент» ФИО6 в судебном заседании оставил данный вопрос на усмотрении суда.
Надлежаще извещенное третье лицо Агенство по охране культурного наследия РД, в судебное заседание своего представителя для участия в рассмотрении административного дела не направило.
Проверив и исследовав материалы дела, выслушав объяснения и изучив доводы сторон, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. Если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ).
Глава 3 Федерального закона N 131-ФЗ предусматривает нормы, содержащие перечень вопросов местного значения, разрешаемые местным самоуправлением на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и внутригородских районах.
Круг полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов в целях решения вопросов местного значения определен статьей 17 названного выше Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Следовательно, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований. Право на отмену ранее принятого акта затрагивающего интересы граждан и (или) организаций, не может быть безусловным. Орган местного самоуправления должен доказать, что отмененный (измененный) им ненормативный акт не соответствовал нормам действующего законодательства, а отменяющий (изменяющий) акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону и не нарушать законных прав и интересов граждан и организаций, произвольно ограничивая их субъективные права.
Ненормативный акт должен содержать ссылки на нормы закона, а также на документы и материалы, обосновывающие и подтверждающие правомерность, обоснованность и необходимость его вынесения.
Как следует из материалов дела ФИО1, являлся собственником земельного участка и жилого дома, расположенного по адресу: , пер.Сквозной, .
Судом установлено, что ФИО1 умер. После смерти ФИО1 - ФИО2 является единственной наследницей принявшей наследство, что подтверждается соответствующим свидетельством о праве на наследство от ДД.ММ.ГГГГ.
На соседнем участке площадью 490 кв.м., с кадастровым номером по адресу: РД, индивидуальным застройщиком ФИО4 ведется деятельность по возведению капитального строения, в пределах границ земельного участка.
Данное строительство капитального строения административным ответчиком ФИО4 велось на основании разрешения на ведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных и иных хозяйственных работ на территории и в границах зон охраны объектов культурного наследия №003/17 от 27.02.2017г. и на основании разрешения на строительство от 17 марта 2017г. за № RU:05-303000-020/17-2017».
По протесту первого заместителя прокурора г.Дербента Мустафаева О.М-А., администрацией г.Дербента 31.05.2017 было вынесено постановление №291 «Об отмене разрешения на строительство от 17 марта 2017г. №RU:05-303000-020/17-2017».
Постановлением администрации г.Дербента №432 от 08.09.2016 года, изменен вид использования земельного участка ФИО4, площадью 490 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: , с разрешенным использованием «для размещения и обслуживания индивидуального жилого дома» на другой вид разрешенного использования, «для многоквартирной жилой застройки».
Первый заместитель прокурора в целях защиты неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФИО8, администрации г.Дербент, Дербентскому межмуниципальному отделу Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РД, Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по РД о признании незаконным вышеуказанного постановления главы администрации городского округа «» от ДД.ММ.ГГГГ об изменении вида разрешенного использования земельного участка ФИО8 и признании недействительным государственной регистрации его права на земельный участок с кадастровым номером .
Решением Дербентского городского суда РД от 23 июня 2017 года в удовлетворении указанных выше исковых требований заместителя прокурора г.Дербент отказано. Апелляционным определением Верховного Суда РФ от 02 октября 2017 года решение Дербентского городского суда от 23 июня 2017 года оставлено без изменения.
На основании вышеуказанного решения Дербентского городского суда от 23.06.2017 главой администрации ГО «город Дербент» вынесено постановление от 22 декабря 2017 года №643 «Об отмене постановления №291 от 01 мая 2017г. «Об отмене разрешения на строительство от 17 марта 2017 года за №RU:05-303000-020/17-2017»».
Как следует из административного искового заявления ФИО7, и доводов его представителей, административный истец обратился в суд за защитой своего предполагаемого нарушенного права административными ответчиками. При этом указал, что необоснованно изменен статус земельного участка без его извещения (административного истца), как ближайшего и заинтересованного соседа, дальнейшее разрешение на строительство выдано без учета требований Градостроительного Кодекса РФ. Строительством нарушены право административного истца на частную жизнь, так как с высоты 4 этажа вся частная застройка будет хорошо просматриваться, нарушаются противопожарные и санитарно-эпидемиологические нормы, нормы отступа от имеющихся соседних строений, нормы инсоляции жилых помещений, кроме того, могут быть повреждены газовая труба и т.д.
Между тем административным истцом в своих требованиях не ставится вопрос о сносе самовольного строения, а всего лишь обжалуется ненормативный акт органа местного самоуправления, при этом никаких доказательств, подтверждающих незаконность оспариваемого постановления администрации ГО «город Дербент» суду не представлено.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 26 мая 2011 года № 739-0-0 указал, что, положение ч. 1 ст. 48 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в ст. 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, положения ч. 1 ст. 48 Федерального закона № 131-ФЗ, регулирующие порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающиеся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлены на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации.
По смыслу приведенных норм права муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими соответствующий правовой акт, в случае изначального принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством. При этом в нем должно быть указано, какому закону или иному нормативному акту не соответствовал принятый муниципальный правовой акт.
Поскольку административный истец полагал выданное разрешение на строительство от 17 марта 2017 года за №RU:05-303000-020/17-2017 незаконным, судом для выяснения обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела, была назначена судебная комплексная (строительно-техническая и землеустроительная) экспертиза, производство которой поручено ООО «Республиканский центр экспертизы и оценки».
В соответствии с заключением судебной экспертизы N 526/21 от 25 октября 2021 года, выполненной ООО «Республиканский центр экспертизы и оценки», при выдаче 17.03.2017 года Отделом архитектуры и строительства Администрации ГО «город Дербент» ФИО8 разрешения за № RU:05-303000-020/17-2017 на строительство 3-х этажного многоквартирного дома, на земельном участке с кадастровым номером 05:42:000031:91, площадью 490 кв.м, согласно представленному им архитектурному решению, нарушения требований градостроительных, строительно-технических и иных норм и требований не допущены.
Выдача разрешения произведена с учетом требований градостроительных, строительных, противопожарных и санитарных норм и правил, предусмотрены также нормы и требования Правил землепользования и застройки городского округа «город Дербент».
У суда не имеется оснований не доверять выводам эксперта, изложенным в его заключении, поскольку доказательств, указывающих на недостоверность проведенного исследования, либо ставящих под сомнение выводы эксперта, суду не представлено.
Принимая во внимание, что стороной административного истца не доказан факт нарушения административным ответчиком в результате вынесения оспариваемого постановления ее прав и охраняемых законом интересов; при вынесении оспариваемого постановления администрация г. Дербента действовала в пределах своих полномочий, установленных Федеральным законом N 131-ФЗ с соблюдением порядка и оснований принятия оспариваемого постановления, оно вынесено на основании вступившего в законную силу решения Дербентского городского суда от 23.06.2017; содержание оспариваемого постановления не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим возникшие спорные отношения, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным постановления администрации ГО «город Дербент» от 22 декабря 2017 года №643 «Об отмене постановления №291 от 01 мая 2017г. «Об отмене разрешения на строительство от 17 марта 2017 года за №RU:05-303000-020/17-2017»» не имеется, в связи с чем считает необходимым в удовлетворении административных исковых требований ФИО7 отказать.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требования ФИО1 - правопреемника ФИО2 к Администрации ГО «город Дербент», отделу архитектуры и градостроительства администрации ГО «город Дербент» и ФИО4 о признании незаконным постановления администрации ГО «город Дербент» от 22 декабря 2017 года №643 «Об отмене постановления №291 от 01 мая 2017г. «Об отмене разрешения на строительство от 17 марта 2017 года за №RU:05-303000-020/17-2017» - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда РД через Дербентский городской суд РД в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 01.07.2022.
Судья В.Г. Наврузов