ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1102/20 от 22.06.2020 Железнодорожного районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

Дело № 2а-1102/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ульяновск 22 июня 2020 г.

Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Земцовой О.Б.,

при секретаре Егоровой О.А.,

с участием представителя административного истца Шамбир О.П.,

представителя административного ответчика Соколовой О.Н.,

представителя заинтересованного лица Гайнутдинова Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а1102/2020 по административному иску федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» к Ульяновскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте о признании представления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (далее ФГБОУ ВО УИ ГА) обратилось с административным иском в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска к Ульяновскому линейному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее Ульяновский ЛО МВД России на транспорте) о признании представления незаконным.

Требования мотивированы тем, что в адрес института 11 марта 2020 г. поступило представление линейного отдела МВД России на транспорте «Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений» от 10 марта 2020 г.

Считает указанное представление незаконным и необоснованным. С его доводами о свободном и беспрепятственном проходе в контролируемую зону объекта транспортной инфраструктуры, а также о виновности института по данному факту, не согласны.

Между ФГБОУ ВО УИ ГА и ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» заключен контракт от 31 января 2020 г. на оказание охранных услуг, по которому исполнитель принял на себя обязательства оказать услугу по охране объектов ФГБОУ ВО УИ ГА, находящихся по адресу: <адрес>) в соответствии с перечнем объектов (Приложение 1) и дислокацией постов охраны (Приложение 2).

Так, согласно Перечня объектов ФГБОУ ВО УИ ГА принимаемых под охрану Средневолжским ФГУП «УВО Минитранса России» является КПП, пост № 1 круглосуточный, стационарный – для охраны контрольно-пропускного пункта и части периметрового ограждения от здания ЭРТОС до здания службы СПАСОП в соответствующей экипировке.

При этом, согласно акта от 04 марта 2020 г. в 14 часов 30 минут начальником смены досмотра САТБ ФГБОУ ВО УИ ГА Яковлевым В.Н. было пресечено незаконное проникновение Шингарова М.В., который попытался осуществить проход под шлагбаумом КПП в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры аэродромного комплекса – аэродром Ульяновск (Баратаевка).

Учитывая, что обязанность по охране КПП и периметрового ограждения в силу контракта и законодательства возложена на сертифицированную организацию – ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», а пресечение проникновения лица в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры 04 марта 2020 г. было осуществлено не силами ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», следует, что исполнитель ФГУП Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» грубо нарушил требования закона и контракта по обеспечению порядка, исключающего проникновение посторонних лиц в контролируемую зону аэропорта (аэродрома).

В адрес ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» была направлена соответствующая претензия.

Таким образом, заключив контракт с ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», институт обеспечил исполнение своей обязанности по организации охраны аэропортов (аэродромов) и транспортной инфраструктуры, специализированной организацией. Считает, что со стороны института отсутствует вина института в неисполнении требований в области транспортной безопасности.

На основании норм действующего законодательства просит признать представление Ульяновского ЛО МВД России на транспорте «Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений от 10 марта 2020 г. незаконным.

Представитель административного истца ФГБОУ ВО УИ ГА Шамбир О.П. в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Ульяновского ЛО МВД России на транспорте Соколова О.Н. в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, из которого следует, что факт осуществления Шинагровым М.В. незаконного проникновения в контролируемую зону объекта транспортной инфраструктуры аэродромного комплекса «Баратаевка» в дневное время и светлое время суток, при наличии оборудованного и охраняемого по контракту в круглосуточном режиме КПП свидетельствует о неисполнении требований в области транспортной инфраструктуры ФГБОУ ВО УИ ГА. В связи с чем, в ходе рассмотрения дела начальником линейного пункта полиции в аэропорту «Ульяновск-Центральный» Ульяновского ЛО МВД России на транспорте майором полиции ФИО7 законно и обоснованно было установлено, что причинами совершенного Шингаровым В.Н. правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.15.1 КоАП РФ послужило ненадлежащее исполнение ФГБОУ ВО УИ ГА требований Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 ноября 2005 г. № 142, что повлекло за собой незаконное проникновение в контролируемую зону Шингарова В.Н.

Представитель заинтересованного лица ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» Гайнутдинов Р.М. в судебном заседании административные исковые требования поддержал. В обоснование привел доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель заинтересованного лица Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв на административное исковое заявление, в котором дело просил рассмотреть в свое отсутствие.

Заинтересованное лицо Шингаров М.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Из содержания ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным кодексом (ч. 1). Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:

1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);

2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;

3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований (ч.2).

Административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, подлежат рассмотрению по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Из п.1 ст.2 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее Закона) следует, что целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Согласно ч.1 ст.4 Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Из ч.9 ст.1 Закона следует, что субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Исходя из положений пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности.

В силу ч.5 ст.1 Закона к объектам транспортной инфраструктуры, в том числе, относятся аэродромы, аэропорты, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

Пунктом 1.1 статьи 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что зона транспортной безопасности - объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, его часть, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим прохода (проезда) физических лиц (транспортных средств) и проноса (провоза) грузов, багажа, ручной клади, личных вещей либо перемещения животных. Обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (пункт 4). Транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства (пункт 10).

В соответствии со статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность - это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации (пункт 1), она обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами (абзац первый пункта 2).

Пунктом 2 статьи 84 указанного кодекса установлено, что авиационная безопасность обеспечивается посредством: предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома; охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц; исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии со статьей 85 этого кодекса; реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов; исключения возможности несанкционированного доступа посторонних лиц к беспилотным авиационным системам.

Аэродромный комплекс «Ульяновск (Баратаевка») ФГБОУ ВО УИ ГА является объектом транспортной инфраструктуры воздушного транспорта.

Объекту транспортной инфраструктуры воздушного транспорта Аэродромный комплекс «Ульяновск (Баратаевка)» ФГБОУ ВО УИ ГА Федеральным агентством воздушного транспорта (Росавиация) присвоена четвертая категория, о чем на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) 11 января 2019 г. размещена соответствующая запись.

ФГБОУ ВО УИ ГА является субъектом транспортной инфраструктуры и является ответственным за обеспечение транспортной безопасности указанного объекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с требованиями п.6 ст.48 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 120 Приказа Минтранса России от 24 ноября 2008 г. № 192 «Об утверждении Порядка организации охраны объектов ведомственной охраной Министерства транспорта Российской Федерации» между ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б.П. Бугаева» (заказчик) и ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» (исполнитель) заключен контракт № КЕ 04/20-32 от 31 января 2020 г. на оказание охранных услуг, по которому исполнитель принял на себя обязательства оказать услуги по охране объектов юридического лица – аэродромный комплекс – аэродром Ульяновск (Баратаевка) в соответствии с перечнем объектов и дислокацией постов охраны.

Согласно перечню объектов юридического лица, принимаемых под охрану Средневолжским ФГУП «УВО Министерства транспорта России» является КПП пост № 1 круглосуточный, стационарный – для охраны контрольно-пропускного пункта и части периметрового ограждения от здания ЭРТОС до здания службы СПАСОП в соответствующей экипировке, вооружение и снаряжение.

При этом, ФГУП «УВО Министерства транспорта России» выдан сертификат на право выполнения работ: аэропорт «Ульяновск (Баратаевка)» по обеспечению охраны аэропорта по периметру контролируемой зоны, обеспечению охраны объектов аэропорта, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта.

Из материалов дела следует, что 04 марта 2020 г. в 14 часов 30 минут начальником смены досмотра СА (Т)Б ФГБОУ ВО УИ ГА ФИО4 было пресечено незаконное проникновение Шингарова М.В., который проник на территорию аэродромного комплекса – аэродром «Ульяновск (Баратаевка)» через въездные ворота, под шлагбаумом минуя КПП. На момент проникновения нарушителя сотрудника отделения «Баратевка» Средневолжского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» около въездных ворот не было, тем самым сотрудник не выполнил требования по недопущению на контролируемую территорию аэродрома нарушителя.

При этом 10 марта 2020 г. Ульяновским ЛО МВД России на транспорте было вынесено представление «Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений», направленное в адрес Ректора ФГБОУ ВО УИ ГА ФИО11, уз которого следует, что факт осуществления Шингаровым М.В. незаконного проникновения в контролируемую зону объекта транспортной инфраструктуры аэродромного комплекса – аэродром Ульяновск (Баратаевка) в дневное время и светлое время суток, под шлагбаумом, при наличии оборудованного и охраняемого по контракту в круглосуточном режиме КПП свидетельствует о неисполнении требований в области транспортной безопасности субъектом транспортной инфраструктуры - ФГБОУ ВО УИ ГА по организации охраны ОТИ.

Как следует из представления, причинами и условиями, способствующими совершению незаконного проникновения в контрольную зону ОТИ стало неисполнение требований транспортной безопасности ФГБОУ ВО УИ ГА.

ФГБОУ ВО УИ ГА было предложено принять исчерпывающие меры к устранению указанных нарушений действующего законодательства, их причин и условий, им способствующих. И в срок до 10 апреля 2020 г. сообщить в адрес Ульяновского ЛО МВД России на транспорте о принятых мерах по устранению выявленных нарушений и приведению их в соответствие с требованиями авиационной, транспортной безопасности.

Как следует из показаний, допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО12 – проректора по безопасности ФГБОУ ВО УИ ГА и ФИО13 – начальника отделения «Баратевка» Средневолжского филиала ФГУП «УВО Минтранса России» охранп объектов в аэропорте «Ульяновск (Баратаевка)» осуществляется Средневолжским ФГУП «УВО Министерства транспорта России» на основании контракта, заключенного с ФГБОУ ВО УИ ГА. При этом также обратили внимание, что незаконное проникновение Шингарова М.В. на территорию охраняемых объектов было пресечено в течении 10 секунд сотрудниками ФГБОУ ВО УИ ГА.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования ФГБОУ ВО УИ ГА подлежат удовлетворению.

Как следует, из материалов дела обязанность по охране КПП и периметрового ограждения в силу контракта и законодательства возложена на сертифицированную организацию – ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», что прямо следует из его условий. Пресечение проникновения лица в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры 04 марта 2020 г. было осуществлено не силами данной организации, а сотрудниками ФГБОУ ВО УИ ГА. Вместе с тем, данный факт задержания Шингарова М.В. сотрудниками ФГБОУ ВО УИ ГА не свидетельствует о нарушении ими требований транспортной безопасности.

По данному факту в связи с нарушением условий контракта в адрес ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» ФГБОУ ВО УИ ГА была направлена претензия в связи с грубым нарушением условий контракта.

При этом суд приходит к выводу, что административный истец, заключив контракт с ФГУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», обеспечил исполнение своей обязанности по организации охраны аэропортов (аэродромов) и транспортной инфраструктуры специализированной организацией.

При таких обстоятельствах административные исковые требования ФГБОУ ВО УИ ГА подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева» удовлетворить.

Признать незаконным представление Ульяновского линейного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте «Об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности, совершению преступлений и административных правонарушений» от 10 марта 2020 г., вынесенного в адрес федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ульяновский институт гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Б. Земцова