Дело № 2а-1103/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
в составе председательствующего судьи Юрченко Д.А.,
при секретаре судебного заседания Волковой Е.А.,
с участием административного истца ФИО1,
представителя административного ответчика ФИО2,
30 апреля 2019 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о признании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от 26 марта 2019 года №69 незаконным, возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить уведомление Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес>№ о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ; возложить на Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> выдать ФИО1 уведомление о соответствии указанных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ о планируемом объекте индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных исковых требований административным истцом указано, что ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, ДНТ <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ административным истцом в адрес Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> подано уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на указанном выше земельном участке. ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком принято решение в виде уведомления № о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке. Полагает данное уведомление не законным и противоречащим действующему законодательству, а также нарушающим ее права и законные интересы, что послужило основанием для обращения за судебной защитой.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, на их удовлетворении настаивала.
В судебном заседании административный ответчик Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области в лице представителя ФИО2 административный иск ФИО1 не признал, просит в его удовлетворении отказать, в связи с его необоснованностью.
Заинтересованное лицо Администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание уполномоченного представителя не направили, возражений относительно исковых требований ФИО1 не представлено.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с правилами ч. ч.1, 2 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжаловано в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу части 8 статьи 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.
Согласно части 2 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ, правила землепользования и застройки включают в себя, в том числе, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
В соответствии с нормами статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом, действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д. 9-11).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства (далее уведомление о планируемом строительстве) на земельном участке с кадастровым номером № (л.д. 50-53).
Согласно подпунктам 1.1 и 2.4 Положения о комитете природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области, утвержденного постановлением Администрации Волгоградской области № 693-п от 19.12.2016 (далее - Положение о комитете), комитет является органом исполнительной власти Волгоградской области, в полномочия которого входит, в том числе, направление застройщику уведомления в соответствии с пунктом 2 части 7, пунктом 3 части 8 статьи 51.1 и пунктом 5 части 19 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов в границах особо охраняемой природной территории регионального значения.
В соответствии с приказом комитета № 867 от 12.03.2019 "Об утверждении административного регламента комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области по предоставлению государственной услуги по направлению уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов в границах особо охраняемой природной территории регионального значения (за исключением лечебно-оздоровительных местностей и курортов), находящейся в ведении Комитета" (далее - регламент), утверждена процедура предоставлении комитетом государственной услуги.
В соответствии с регламентом и пунктом 1 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29.07.2017 №217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.07.2017 № 217- ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2019, строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
В соответствии с пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки представляют собой документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Пунктом 2 статьи 30 указанного Кодекса определено, что правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты.
В силу подпункта 2 части 6 названной статьи в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются, в том числе предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
При этом судом учтено, что согласно части 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий, в том числе сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных Генеральным планом.
При рассмотрении уведомления ФИО1 комитетом установлено, что земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, СНТ "Лебяжья Поляна", пер. Родниковый 3, в границы какого-либо населенного пункта Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района <адрес> не входит.
Согласно информации, размещенной в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования - ФГИС ТП (fgistp.economy.gov.ru), Правила землепользования и застройки Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района (далее - ПЗЗ Кировского сельского поселения) утверждены Решением Среднеахтубинской районной Думы Среднеахтубинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ и разработаны применительно к <адрес>.
Указанные ПЗЗ Кировского сельского поселения, применительно к территории <данные изъяты>", в том числе, градостроительные регламенты, предусматривающие возможность строительства объектов капитального строительства на рассматриваемой территории, в том числе на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, на момент рассмотрения комитетом уведомления о планируемом строительстве не утверждены органами местного самоуправления Среднеахтубинского муниципального района <адрес>.
Данная информация подтверждается поступившими в комитет письмами администрации Среднеахтубинского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ и администрации Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Так согласно ответу Администрации Среднеахтубинского муниципального района <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Комитета следует, что в настоящее время администрацией проводится работа по внесению изменений в действующие ПЗЗ Кировского сельского поселения, направленная на установление территориальных зон и градостроительных регламентов на часть территории Кировского сельского поселения, а именно <адрес>. Принятие ПЗЗ Кировского сельского поселения планируется до июля 2019 года. Сроки принятия ПЗЗ Кировского сельского поселения, действия которых буду распространяться на всю территорию Кировского сельского поселения не установлены (л.д. 37).
Также в ответ на запрос Администрацией Кировского сельского поселения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сообщено, что ПЗЗ Кировского сельского поселения <адрес> применительно к <данные изъяты>» не утверждены, градостроительные регламенты для территории ДНТ «Лебяжья Поляна» не установлены, проект планировки территории ДНТ «<данные изъяты> администрацией Кировского сельского поселения также не утверждался (л.д. 38).
При этом суд обращает внимание на то, что законодательно не установлена возможность распространить действие Правил землепользования и застройки Кировского сельского поселения <адрес> применительно к территории ДНТ «<данные изъяты>
В силу части 2 статьи 38 ГрК РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются указанные в части 1 статьи 38 ГрК РФ размеры и параметры, их сочетания.
Между тем, предельные параметры разрешенного строительства объектов капитального строительства, отраженных в градостроительном регламенте, как и самого регламента, относящегося к территориальной зоне ДНТ «Лебяжья Поляна» не утверждалось и не принималось.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 51.1 ГрК РФ, уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Учитывая отсутствие утвержденных Правил землепользования и застройки применительно к территории ДНП "<данные изъяты>" Кировского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и утвержденных градостроительных регламентов применительно к указанной территории, в границах которой располагается земельный участок заявителя, принимая во внимание требования статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ и статьи 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ, в установленный срок, в адрес заявителя комитетом было направлено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.
Анализируя собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что градостроительное зонирование, к документам которого относятся правила землепользования и застройки, направлено на определение правового режима земель соответствующего населенного пункта, которое закрепляется в определении границ территориальных зон и установлении градостроительных регламентов к соответствующим территориальным зонам.
В данном случае, спорный земельный участок не отнесен к какой-либо территориальной зоне или к местам общего пользования, что указывает на отсутствие, как у административного ответчика, так и суда, объективной возможности проверить данные, указанные в уведомлении о планируемом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ, и выдать положительное для ФИО1 решение.
Также, согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено указанным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд. Судом также устанавливается, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу, что уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, направленное в адрес ФИО1, выдано уполномоченным органом, в установленном порядке и срок, мотивировано, и основано на действующем законодательстве Российской Федерации. Более того, какие-либо права, свободы и законные интересы административного истца непосредственно Комитетом не нарушены.
Доводы административного истца, входящие в противоречие с выводами суда, несостоятельны, поскольку основаны на неверной оценке фактических обстоятельств и неправильном толковании регулирующего спорные правоотношения законодательства.
В этой связи в удовлетворении административного иска ФИО1 надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-177, 227 КАС РФ, суд
решил:
ФИО1 в удовлетворении административного иска к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о признании уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконным- отказать.
ФИО1 в удовлетворении административного иска к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области о возложении обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ сведений о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке общей площадью 1 740 кв.м., с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, ДНТ «<данные изъяты>, - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Юрченко Д.А.
Мотивированное решение суда составлено 06 мая 2019 года.
Судья Юрченко Д.А.