ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1103/20 от 29.01.2020 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 2а-1103/20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 января 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Селибова А.Ф.,

при секретаре Ведерниковой Т.А.,

с участием представителя административного истца ФИО5,

представителя административных ответчиков ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к заместителю Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – начальнику Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7 и Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения, принятого в виде ответа исх. от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным бездействия, выразившегося в несоставлении акта осмотра жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в суд с указанным административным иском к заместителю Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – начальнику Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7 и Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, мотивировав свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с просьбой составить акт осмотра, зафиксировать отсутствие горячего водоснабжения и измерить температуру в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ею получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому обследование технического состояния многоквартирного жилого дома, составление актов осмотра по результатам обследования, установление причин возникновения дефектов, принятие мер по устранению дефектов после обследования, выбор технического решения, способа и исполнителя устранения обнаруженных дефектов осуществляет управляющая организация в рамках своей деятельности по управлению многоквартирным домом с учетом требований и норм технической эксплуатации жилищного фонда, правил содержания общего имущества и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Акт осмотра квартиры составлен не был. Полагая, что государственный орган – Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа уклоняется от своих обязанностей, истец просила признать незаконным решение Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, принятое в виде ответа исх. от ДД.ММ.ГГГГ, признать незаконным бездействие начальника Контрольного управления администрации ПКГО ФИО7, выразившееся в отказе составлять акт осмотра квартиры, обязать начальника Контрольного управления администрации ПКГО ФИО7 организовать осмотр квартиры, взыскать с ответчика судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей и расходы по оплате юридических услуг в размере 15000 рублей.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенности уточнил исковые требования, просил признать незаконным решение заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7 об отказе в составлении акта осмотра жилого помещения. Пояснил, что требование о возложении обязанности организовать осмотр квартиры заявлено в порядке восстановления нарушенного права.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского».

Административный истец ФИО2 о времени и месте рассмотрения дела извещена, в судебном заседании участия не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении. При этом указал, что до рассмотрения иска по существу административным ответчиком составлен акт проверки.

Представитель административного ответчика ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на иск. Пояснила, что административным ответчиком не допущено незаконное бездействие, обращение ФИО2 рассмотрено в установленные законом сроки, по существу обращения дан ответ. Дополнительно указала, что до рассмотрения иска по существу административным ответчиком составлен акт проверки лицензионной деятельности ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» по жалобе ФИО2, поданной после обращения от ДД.ММ.ГГГГ о составлении акта осмотра принадлежащего ей жилого помещения.

Заинтересованное лицо ООО «УЖКХ по г. Петропавловска-Камчатского, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, представителя в суд не направило.

Руководствуясь частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав стороны, исследовав материалы настоящего дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа принято ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, об оспариваемом бездействии истцу стало известно при получении указанного решения. С настоящим иском административный истец обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, срок обращения в суд, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ, истцом пропущен не был.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с просьбой составить акт осмотра жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на предмет несоответствия нормативным параметрам температуры воздуха в квартире и отсутствия горячего водоснабжения.

ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратилась в Государственную жилищную инспекцию Камчатского края с аналогичным обращением.

ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО2, направленная в Государственную жилищную инспекцию Камчатского края перенаправлена заместителю главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – начальнику Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7

Решением Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, принятым в виде ответа исх. от ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в составлении акта, поскольку обследование технического состояния многоквартирного жилого дома, составление актов осмотра по результатам обследования, установление причин возникновения дефектов, принятие мер по устранению дефектов после обследования, выбор технического решения, способа и исполнителя устранения обнаруженных дефектов осуществляет управляющая организация в рамках своей деятельности по управлению многоквартирным домом с учетом требований норм и правил технической эксплуатации жилищного фонда, правил содержания общего имущества и минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. При этом в адрес управляющей организации – ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований с предложением принять меры по обеспечению соблюдения обязательных требований, предусмотренных пунктом 14 «Требований к качеству коммунальных услуг» Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года.

Полагая решение Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в составлении акта, а также бездействие начальника Контрольного управления администрации ПКГО ФИО7, выразившееся в отказе составлять акт осмотра квартиры незаконными, административный истец обратилась с указанным иском в суд.

В соответствии со ст. 3 Закона Камчатского края от 07 декабря 2016 года № 42 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае отдельными государственными полномочиями Камчатского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан и по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии» органы местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями: по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в части: организации и проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами следующих установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований (далее - обязательные требования) к выполнению лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами (в том числе управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирными домами, а также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по оказанию услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме), услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений; систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований при осуществлении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; по проведению при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии, проверок: соблюдения требований, установленных частью 2(3) статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (за исключением обязанностей по раскрытию информации в соответствии с частью 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также по передаче технической документации на многоквартирный дом и иных документов, связанных с управлением этим домом, в соответствии с частью 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа определено органом, уполномоченным на реализацию обязательства, установленного постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 27 января 2017 года № 116 «Об установлении расходного обязательства Петропавловск-Камчатского городского округа по осуществлению отдельных государственных полномочий Камчатского края по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан и по проведению проверок при осуществлении лицензионного контроля в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии».

Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, в соответствии с постановлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 30 марта 2016 года № 406 «О функциях и полномочиях Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципального учреждения», создано в целях организации осуществления администрацией Петропавловск-Камчатского городского округа полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе по осуществлению муниципального жилищного контроля.

В соответствии с пунктом 1.6 Приложения № 2 к указанному Постановлению № 406 Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - муниципальное учреждение выполняет следующие функции в сфере осуществления муниципального жилищного контроля: осуществление муниципального жилищного контроля на территории городского округа в отношении: юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с учетом положений по организации и проведения внеплановых проверок, установленных частями 4.1 и 4.2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, Решения городской Думы Петропавловск-Камчатского городского округа от 28 марта 2013 года № 113-нд «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Петропавловск-Камчатского городского округа» и административным регламентом осуществления муниципального жилищного контроля, утверждаемым постановлением администрации Петропавловск-Камчатского городского округа; выдача предписаний субъектам проверки об устранении выявленных нарушений в сфере жилищного законодательства; контроль над устранением выявленных нарушений, принятие мер по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности, установленной законодательством; осуществление иных функций в сфере муниципального жилищного контроля, возложенных на Управление муниципальными правовыми актами городского округа.

Управление для осуществления своих функций в пределах своей компетенции имеет следующие полномочия по рассмотрению обращений, предложений, заявлений и жалоб граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, принятие по результатам их рассмотрения необходимых мер, проведение приема граждан по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

В пределах своих полномочий орган местного самоуправления может проводить плановые и внеплановые проверки соблюдения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах (часть 1 статьи 16 указанного Федерального закона).

Как следует из содержания обращения ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, заявитель обратилась в Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа с просьбой составить акт осмотра жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на предмет несоответствия нормативным параметрам температуры воздуха в квартире и отсутствия горячего водоснабжения. При этом данное обращение не содержало требований о проверке деятельности управляющей организации - ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», по итогам которой составляется акт проверки.

ДД.ММ.ГГГГ решением Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, принятым в виде письма исх. от ДД.ММ.ГГГГФИО2 отказано в составлении акта осмотра жилого помещения, поскольку обследование технического состояния многоквартирного жилого дома, составление актов осмотра по результатам обследования, установление причин возникновения дефектов, принятие мер по устранению дефектов после обследования, выбор технического решения, способа и исполнителя устранения обнаруженных дефектов осуществляет управляющая организация в рамках своей деятельности.

В соответствии с выпиской из распоряжения администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от ДД.ММ.ГГГГФИО7 переведен на должность заместителя главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа.

Анализируя изложенные нормы права во взаимосвязи с конкретными обстоятельствами настоящего дела, оснований для признания незаконным решения заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7, принятого в виде ответа исх. от ДД.ММ.ГГГГ, не имеется, поскольку органа местного самоуправления – Контрольное управление администрации Петропавловск-Камчатского городского округа, начальником которого является ФИО7, в сфере осуществления муниципального жилищного контроля, не наделен правом по составлению актов осмотра жилых помещений по обращениям собственников жилых помещений на предмет несоответствия нормативным параметрам температуры воздуха в квартире и отсутствия горячего водоснабжения.

Довод представителя истца о том, что ранее по обращениям ФИО2 составлялись соответствующие акты осмотра опровергается исследованными в судебном заседании материалами дела, согласно которым по результатам обращений ФИО8, Контрольным управлением при администрации ПКГО в отношении ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» проводились проверки и составлялись акты проверок ДД.ММ.ГГГГЛК, ДД.ММ.ГГГГЛК, ДД.ММ.ГГГГЛК, ДД.ММ.ГГГГЛК, ДД.ММ.ГГГГЛК, ДД.ММ.ГГГГЛК, ДД.ММ.ГГГГ ЛК.

Данные акты проверок составлены в отношении управляющей организации ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» по результатам внеплановых проверок и не являются актами осмотра квартиры административного истца.

Указанные акты проверок составлены Контрольным управлением Администрации Петропавловск-Камчатского городского округа в пределах предоставленных полномочий.

Несостоятельным находит суд и довод представителя истца о том, что оспариваемое решение Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа принято с нарушением установленных законом сроков, поскольку из материалов дела следует, что жалоба ФИО2 поступила административному ответчику ДД.ММ.ГГГГ, а оспариваемое решение принято ответчиком ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный частью 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 30-дневный срок со дня регистрации письменного обращения.

В соответствии со статьей 227 КАС РФ для признания действий (бездействия), решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействие), решением прав и законных интересов административного истца.

Принимая во внимание, что решение заместителя Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа - начальника Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7, принятое в виде ответа исх. от ДД.ММ.ГГГГ, вынесено в соответствии с имеющимися у органа местного самоуправления полномочиями, оспариваемое решение прав, свобод и законных интересов истца не нарушает.

При указанных обстоятельствах, начальником Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7 не допущено незаконного бездействия, выразившегося в отказе составлять акт осмотра квартиры, а как следствие административное исковое заявление ФИО2 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска ФИО2 к заместителю Главы администрации Петропавловск-Камчатского городского округа – начальнику Контрольного управления администрации Петропавловск-Камчатского городского округа ФИО7 и Контрольному управлению администрации Петропавловск-Камчатского городского округа о признании незаконным решения, принятого в виде ответа исх. от ДД.ММ.ГГГГ, признании незаконным бездействия, выразившегося в несоставлении акта осмотра жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Камчатский краевой суд через Петропавловск-Камчатский городской суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено судом 10 февраля 2020 года.

Председательствующий А.Ф. Селибов

Копия верна

Судья А.Ф. Селибов

Уникальный идентификатор дела 41RS0001-01-2019-015163-43