ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1103/2021 от 11.11.2021 Тбилисского районного суда (Краснодарский край)

К Делу № 2а-1103/2021

УИД: 23RS0036-01-2021-001936-26

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 ноября 2021 года ст. Тбилисская

Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Жукова О.В.,

при секретаре Петровской Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Тбилисскому районному отделению Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю, судебному приставу-исполнителю Тбилисского районного отделения Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 о признании незаконным действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя,

УСТАНОВИЛ:

В суд обратилась ФИО1 с административным исковым заявлением к Тбилисскому районному отделению Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю, судебному приставу-исполнителю Тбилисского районного отделения Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 о признании незаконным действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя ФИО2, выразившегося в несвоевременном обращении взыскания на заложенное имущество должника ФИО8 по исполнительному производству № от 16.03.2021 года.

Административный истец просил суд признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя Тбилисского районного отделения Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, повлекшие существенное нарушение сроков исполнительного производства, повлекшие нарушение прав административного истца и причинившие ей убытки.

Свои требования административный истец мотивировал тем, что с 16.03.2021 года в производстве у судебного пристава-исполнителя Тбилисского районного отделения Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 на принудительном исполнении находится исполнительный лист ФС от 24.12.2019 года, выданный Тбилисским районным судом в отношении должника ФИО9., о взыскании суммы задолженности в размере 1 733 026,20 рублей путем обращения взыскания на переданное в залог имущество – объект незавершенного строительства, посредством продажи с публичных торгов. В настоящее время сумма задолженности, подлежащая взысканию, составляет 3 116 230,76 рублей.

Судебным приставом-исполнителем Тбилисского районного отделения Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 возбуждено исполнительное производство.

27.09.2021 года административный истец узнал, что судебным приставом-исполнителем допущены некомпетентные действия, состоящие в не предоставлении в отдел Росимущества по Краснодарскому краю надлежащего пакета документов для назначения публичных торгов по реализации залогового имущества. Указанные обстоятельства повлекли 3-х месячную задержку начала торгов с момента подачи заявки на торги 06.07.2021 года. До настоящего времени первые торги не назначены по вине судебного пристава-исполнителя ФИО2

Административный истец узнала, что отказ в назначении торгов обусловлен тем, что судебный пристав-исполнитель ФИО2 не направляла в отдел Росимущества по Краснодарскому краю оценку права аренды земельного участка, находящегося под заложенным зданием. Постановление об оценке права аренды земельного участка не вынесено по настоящее время.

Административный истец считает, что бездействия и несвоевременные (некомпетентные) действия судебного пристава-исполнителя повлекли существенное нарушение сроков исполнительного производства, которое в течение семи месяцев не завершено, не назначены торги по реализации залогового имущества, что повлекло нарушение прав взыскателя, причинив ему убытки, выразившиеся в неполучении им присужденных судом сумм от продажи залогового имущества.

Определением от 21.10.2021 года в качестве административного соответчика привлечено Главное Управления ФССП России по Краснодарскому краю.

В судебное заседание, представитель административного истца надлежащим образом уведомленный о дне, времени и месте рассмотрения дела не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии административного истца, суду доверяет, отводов составу суда не имеет.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель Тбилисского районного отделения Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2 в судебное заседание не явилась. До судебного заседания предоставила письменные возражения на административное исковое заявление, подписанные ВРИО начальника Тбилисского районного отделения Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю с документами в обосновании своих возражений, в которых в удовлетворении административного иска просила отказать в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на административное исковое заявление.

Административный соответчик - представитель Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, будучи своевременно и надлежаще уведомленным о месте и времени рассмотрении дела, ходатайств об отложении, либо рассмотрении дела в отсутствии их представителя не представил.

Судом не признано и не является обязательным участие в судебном заседании сторон административного спора.

Суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав письменные доказательства, считает административное исковое заявление ФИО1, подлежащим удовлетворению в части признания незаконными действия судебного пристава-исполнителя Тбилисского районного отделения Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, повлекшие нарушение сроков исполнительного производства по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

Согласно ч. 2 указанной статьи, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела:

1) об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;

2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в том числе саморегулируемых организаций;

4) об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;

5) об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии);

6) о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

7) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Глава 22 КАС РФ регламентирует производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Аналогичная норма содержится и в ст. 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Одними из принципов исполнительного производства, перечисленных в п.п. 1, 2 ст. 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве», являются законность и своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.

В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона «Об исполнительном производстве», постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствуют закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, исполнительное производство -ИП в отношении ФИО10 в пользу ФИО1 возбуждено судебным приставом-исполнителем ФИО2 16.03.2021 года, задолженность по исполнительному производству составляла 1 733 026,20 рублей.

На основании постановления, о возбуждении исполнительного производства, должнику предоставлялся 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа с момента получения должником копии постановления, а также разъяснялся порядок начисления и взыскания исполнительского сбора в случае нарушения условий добровольности.

Судебным приставом-исполнителем ФИО2, согласно предоставленной суду информации, 13.05.2021 года вынесено постановление о наложении ареста имущества ФИО11. в размере и объеме, необходимых для исполнения требований исполнительного документа.

13.05.2021 года составлен и подписан акт о наложении ареста (описи имущества): объекта незавершенного строительства, степень готовности объекта – 55%, назначение – нежилое, площадь – 226,8 кв.м, кадастровый номер – , по адресу – <адрес>

22.06.2021 года судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление об оценке имущества должника ФИО12., согласно которому стоимость объекта незавершенного строительства составила 2 393 600,00 рублей.

06.07.2021 года судебным приставом-исполнителем ФИО2 вынесено постановление о передаче арестованного имущества на торги и подана заявка на торги арестованного имущества.

Согласно пояснениям, данным административным ответчиком в возражениях торги объекта незавершенного строительства назначены не были поскольку, как стало известно необходимо было провести дополнительные меры в виде наложения ареста на право аренды земельного участка, на котором располагалось недвижимое имущество, подлежащее реализации.

15.09.2021 года судебным приставом-исполнителем был направлен запрос в администрацию муниципального образования Тбилисский район о предоставлении информации о наличии зарегистрированных за должником прав долгосрочной аренды земельных участков либо иных имущественных прав. Согласно ответу на запрос за должником ФИО13. зарегистрировано право аренды на земельный участок с кадастровым номером , площадью 921 кв. м, находящийся по адресу: <адрес>

29.09.2021 года судебным приставом-исполнителем произведен арест права аренды земельного участка на основании, вынесенного им постановления.

12.10.2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о приостановлении исполнительного производства в связи со смертью 03.10.2021 года должника ФИО14

Согласно ст. 64 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе:

вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки;

проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов;

давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах;

входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов;

с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником;

в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение;

в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества;

привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик);

производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел;

запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию;

рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве;

взыскивать исполнительский сбор;

обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника, принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом;

устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации;

устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации;

проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1, и ч. 1 ст.9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 8.1, и ч. 1 ст. 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы;

производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств;

совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.

В силу ч. 1 и п. 7 ч. 7 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи. В сроки, указанные в частях 1 - 6 настоящей статьи, не включается время со дня передачи имущества для реализации до дня поступления вырученных от реализации этого имущества денежных средств на лицевой счет для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение органов принудительного исполнения Российской Федерации, открытый в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации федеральному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению либо территориальному органу принудительного исполнения и (или) его подразделению (далее - депозитный счет службы судебных приставов), но не более двух месяцев со дня передачи последней партии указанного имущества для реализации.

Со дня возбуждения исполнительного производства -ИП и до его приостановления в связи со смертью должника ФИО15 судебным приставом-исполнителем ФИО2 взыскание на переданное в залог имущество посредством продажи с публичных торгов осуществлено не было.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии объективных причин, препятствующих совершению судебным приставом-исполнителем исполнения требований исполнительного документа, не представлено.

Доводы административного истца о причинении ей убытков подлежат отклонению.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Залоговое имущество арестовано, в случае порчи, растраты, отчуждения, сокрытия или незаконной передачи имущества, подвергнуто описи. За период нахождения имущества под арестом судебным приставом-исполнителем вынесен запрет на совершение действий по регистрации, в связи с чем утрата имущества невозможна. В связи с тем, что за несвоевременный возврат займа предусмотрено взыскание процентов на основной долг, судебным приставом-исполнителем ФИО2 произведен расчет неустойки в рамках исполнительного производства о взыскании с должника денежных средств, согласно которому задолженность по состоянию на 22.07.2021 года составила 3 116 230,76 рублей.

В соответствии с п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при подаче административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственная пошлина не уплачивается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к Тбилисскому районному отделению Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю, судебному приставу-исполнителю Тбилисского районного отделения Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, Главному Управлению ФССП России по Краснодарскому краю, удовлетворить частично.

Признать незаконными действия - бездействия, судебного пристава-исполнителя Тбилисского районного отделения Главного Управления ФССП России по Краснодарскому краю ФИО2, повлекшие нарушение срока исполнительного производства, повлекшие нарушения прав взыскателя.

В остальной части исковых требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:/подпись/