ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11041/19 от 23.01.2020 Одинцовского городского суда (Московская область)

2А-893/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 января 2020 года

Одинцовский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Павловой И.М.

при секретаре Дутовой Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административному дело по административному иску ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы №5 о признании незаконными налоговых уведомлений, признании незаконными действий по отказу в проведении перерасчета налога на имущества физических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО2 обратился в суд с административным иском к Инспекции Федеральной налоговой службы №5 о признании незаконными налоговых Уведомлений от 30.09.2019г. за 2016-2017 годы от 30.09.2019 за 2018 год; признании незаконными действий по отказу в перерасчете налога начисленного по ставке 1,5% на имущества физических лиц за 2016-2018года и обязании произвести перерасчет за указанные года по ставке 0,1 %, взыскании расходов по госпошлине, в обоснование указав следующее.

ФИО2 получил налоговые уведомления от 30.09.2019 года за 2016-2017 годы и от 30.09.2019 года за 2018 год, в которых ему начислен налог на имущество физических лиц, в том числе в отношении объекта недвижимого имущества (нежилого помещения) с кадастровым номером общей площадью 1551,1 кв.м, расположенного по адресу: АДРЕС, состоящего из машиномест и проезда между ними и предназначенного для размещения автотранспорта, долевым собственником (доля в праве ?) которого он является. Другими долевыми собственниками парковки являются физические лица граждане РФ – ФИО3 и ФИО4

Налог был начислен последующим ставкам: за 2016 год – 1,3%, за 2017 год – 1,4%, за 2018 год – 1,5%

20.10.2019 года административный истец через сервис «Личный кабинет налогоплательщика» направил административному ответчику обращение, где указал, что парковка по своему назначению является гаражом с машино-местами, что подтверждалось приложенными выпиской из ЕГРН, а также кадастровым паспортом парковки, с просьбой произвести перерасчет по налогу на имуществу физических лиц в отношении парковки, применив налоговую ставку 0,1% согласно п.2 ст.1 Закона г.Москвы «О налоге на имущество физических лиц», применяемой в отношении гаражей и машино-мест.

Административный ответчик в своем ответе « от 06.11.2019 года отказался производить перерасчет, мотивировав тем, что согласно сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве наименование и назначение указанного объекта налогообложения – нежилое помещение.

Административный истец обжаловал отказ административного ответчика в проведении перерасчета в порядке ст.ст. 138-139 НК РФ в вышестоящий налоговый орган – Управление ФНС по г.Москве 12.11.2019 года с использованием сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».

Указанная выше жалоба не была направлена административным ответчиком в вышестоящий налоговый орган, а была рассмотрена им самим (ответ от 27.11.2019 года), что является грубейшим нарушением требований п.1 ст.139 НК РФ. Более того, жалоба была рассмотрена тем же лицом, на действия которого и была подана.

Таким образом, в течение предусмотренного п.6 ст.140 НК РФ пятнадцатидневного срока решение по жалобе от УФНМ РФ по г.Москве административным истцом не было получено.

В судебном заседании административный истец ФИО2 и его представитель – адвокат Лобанов В.А., действовавший на основании ордера, поддержали заявленные требования и просили их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Инспекции Федеральной налоговой службы №5 по г.Москве – ФИО5 в судебном заседании возражал против заявленных требований. Одновременно представитель административного ответчика пояснил, что налоговая ставка применена правомерно и назначена в соответствии со сведениями из Росреестра.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной налоговой службы, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного заседания, в суд своего представителя не направило. В суд поступили письменные возражения Управления Федеральной налоговой службы на административный иск, согласно которым заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты права, поскольку при администрировании налога на имущество физических лиц определение объекта налогообложения осуществляются территориальным налоговым органом на основе полученных в соответствии со ст.85 НК РФ сведений, при этом, налоговый орган не вправе самостоятельно устанавливать фактическое использование объектов недвижимости и изменять основные и дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества (вид объекта и назначение объектов недвижимости), а так же не уполномочены проверять обоснованность внесения Росреестром в ЕГРН сведений о характеристиках объектов недвижимости.

Заинтересованные лица – ФИО3 и ФИО4, будучи надлежащим образом извещенными о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.

Суд в соответствии с требованиями ст. 150 КАС РФ и мнения явившихся участников процесса, счел возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункт 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Частью 3 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

Таким образом, Согласно пункт 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействия их должностных лиц могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

В силу пунктом 1 статьи 139 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что жалоба подается в вышестоящий налоговый орган через налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются. Налоговый орган, акты ненормативного характера, действия или бездействие должностных лиц которого обжалуются, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Частью 3 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

Таким образом, обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, административным истцом выполнено.

Налог на имущество физических лиц с 01.01.2015 исчисляется в соответствии с главой 32 НК РФ.

Статьей 400 НКРФ установлено, что налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст.401 НК РФ.

Согласно ст.401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом, жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

В соответствии с п.2 ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со ст. 85 НК РФ.

Пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса РФ установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы (организации, должностные лица), осуществляющие государственную регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года и (или) за иные периоды, определенные взаимодействующими органами (организациями, должностными лицами).

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и другие сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» утверждено Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Из пункта 1 указанного выше Положения следует, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) осуществляет функции по организации единой системы государственного кадастрового учета недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество, а также инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

В соответствии с ч.3 ст.3 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.

Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (в ред., действующей в 2016 году) к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий,сооружений и помещений, перепланировки помещений.

В соответствии с п.1 ч.4 ст.8 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (в ред., действующей в 2016 году) в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).

Федеральным законом от 03.07.2016 №315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2017, часть 2 и пункт 1 части 4 статьи 8 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» дополнены словом «машино-место».

В соответствии с п.1 ч.4 ст.8 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») в кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид).

Согласно п.10 ч.5 ст.8 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества: назначение помещения (жилое, нежилое), если объектом недвижимости является помещение.

Из материалов дела следует, что ФИО2 с 21.10.2010 года является собственником, в том числе объекта недвижимости, расположенного по адресу: АДРЕС, с кадастровым номером , вид объекта – иные строения, помещения и сооружения, назначение – нежилое помещение, доля в праве собственности - ?, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Сведений об изменении вида и назначения спорного объекта недвижимости в порядке ст.85 НК РФ в налоговые органы не поступали.

При администрировании налога на имущество физических лиц определение объекта налогообложения осуществляются территориальным налоговым органом на основе полученных в соответствии со ст.85 НК РФ сведений, при этом, налоговый орган не вправе самостоятельно устанавливать фактическое использование объектов недвижимости и изменять основные и дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества (вид объекта и назначение объектов недвижимости), а так же не уполномочены проверять обоснованность внесения Росреестром в ЕГРН сведений о характеристиках объектов недвижимости.

Таким образом, заявитель выбрал ненадлежащий способ защиты права.

Заинтересованным лицом ФИО4 в материалы дела представлено решение Московского городского суда от 04.07.2017 , вынесенное по результатам пересмотра кадастровой стоимости недвижимого имущества, в том числе спорного объекта, в котором установлена стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером , в котором ? доля принадлежит ФИО2, как нежилого помещения.

В соответствии с п.3 ст.402 НК РФ налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, а также объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

В городе Москве перечень утвержден Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 №700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества» в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость».

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 28.11.2014 №700-ПП «Об определении перечня объектов недвижимого имущества» помещения, находящиеся в зданиях (строениях, сооружениях), включенных в указанный перечень, относятся к объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как их кадастровая стоимость.

Объект недвижимого имущества с кадастровым номером , расположенный по адресу: АДРЕС, в котором расположен находящийся в собственности ФИО1 объект недвижимого имущества с кадастровым номером включен в указанный перечень с 01.01.2015 по 01.01.2020.

Согласно п.4 ст.1 Закона г.Москвы от 19.11.2014 №51 «О налоге на имущество физических лиц» в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст. 378.2 НК РФ, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абз.2 п.10 ст.378.2 НК РФ, на 2016 год установлена ставка налога в размере 1,3%от кадастровой стоимости объекта налогообложения, на 2017 год – 1,4%, на 2018 год –1,5%.

Учитывая состав сведений в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером , поступивших из Росреестра, таких как назначение объекта недвижимости – нежилое помещение, и кадастровая стоимость, налоговым органом при составлении налоговых уведомлений от 30.09.2019 № и применены налоговые ставки по налогу на имущество физических лиц в соответствии с п.4 ст.1 Закона г.Москвы от 19.11.2014 №51 «О налоге на имущество физических лиц».

При рассмотрении данного дела, судом не установлено нарушений административным ответчиком своих обязанностей, установленных ч.1, ч.2 ст. 32 НК РФ, ст. 391 НК РФ.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания для удовлетворения административного иска в полном объеме.

Более того, в соответствии с ч.2 ст.6 Федерального закона от 03.07.2016 №315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу с 01.01.2017, часть 2 и пункт 1 части 4 статьи 8 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» с 01.01.2017 года правообладатель объекта недвижимости, который отвечает требованиям и характеристикам машино-места и права на который были зарегистрированы до 01.01.2017 года, вправе подать в орган, осуществляющий ведение ЕГРН, заявление об учете изменений сведений ЕГРН в части приведения вида объекта недвижимости в соответствие с требованиями Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.2015 «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 №315-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), форма которого утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН.

Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

административный иск ФИО1 к Инспекции Федеральной налоговой службы №5 о признании незаконными налоговых Уведомлений от 30.09.2019г. за 2016-2017 годы; от 30.09.2019 за 2018 год; признании незаконными действий по отказу в перерасчете налога начисленного по ставке 1,5% на имущества физических лиц за 2016-2018года и обязании произвести перерасчет за указанные года по ставке 0,1 %, взыскании расходов по госпошлине оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья:

Решение в окончательной форме изготовлено 27.01.2020г.

Судья: