Дело № 2а-1105/2020
59RS0044-01-2020-002151-88
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
07 октября 2020 года Чусовской городской суд Пермского края в составе: председательствующего судьи Туношенской И.О., при секретаре Толчковой И.В., с участием представителя административного истца Баскова П.В., представителя административного ответчика Бобровой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чусовом с использованием средств аудиопротоколирования административное дело по административному иску Администрации Чусовского городского округа к судебному приставу-исполнителю, отделению судебных приставов по г. Чусовому и Горнозаводскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора,
установил:
Администрация Чусовского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю, Отделению судебных приставов по г. Чусовому и Горнозаводскому району, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя от .... о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству ...-ИП.
В обоснование иска указано, что .... получено постановление судебного пристава-исполнителя Мартемьяновой О.А. о взыскании с администрации Чусовского городского округа исполнительского сбора в размере 50 000 руб., в связи с неисполнением требований исполнительного документа ФС ..., выданного на основании решения Чусовского городского суда Пермского края, которым на администрацию Никифоровского сельского поселения возложена обязанность устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей в отношении скважины, расположенной в ... в срок до ..... Постановление считают незаконным по следующим основаниям. Законом Пермского края от 25.03.2019 № 375-ПК, образовано новое муниципальное образование «Чусовской городской округ». В период с .... (дата вступления вышеуказанного закона в силу) до .... исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения были возложены на администрацию Чусовского муниципального района. С .... - исполнительно-распорядительные функции осуществляет администрация Чусовского городского округа. Администрация Никифоровского сельского поселения ликвидирована ..... В связи с тем, что Администрация Чусовского городского округа установлена правопреемником по указанному решению суда после утверждения бюджета Чусовского городского округа, денежные средства для исполнения мероприятий в рамках неисполненной части решения в бюджете на 2020 год не предусмотрены. До установления правопреемства обязанность по исполнению решения суда была возложена на Администрацию Никифоровского сельского поселения. Однако мероприятия, направленные на исполнение решения суда в полном объеме не исполнены в части: территория скважины не оборудована ограждением, дорожками; не разработан проект организации зон санитарной охраны водозаборной скважины; не получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии санитарным правилам; оголовок скважины не оборудован. Администрация Чусовского городского округа не уклоняется от исполнения решения суда. Бюджет Чусовского городского округа утвержден ...., в период действия полномочий администрации Чусовского муниципального района. Однако процессуальное правопреемство с Администрации Никифоровского сельского поселения на Администрацию Чусовского муниципального района Пермского края не производилось, стороной Администрация Чусовского муниципального района Пермского края не являлась. В связи с чем, в Бюджете не учтены мероприятия по исполнению решения суда. В настоящее время Администрацией Чусовского городского округа осуществляются мероприятия по изысканию денежных средств для исполнения решения суда. Письмом от .... Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Чусовского городского округа представлены на рассмотрение Комиссии по формированию объемов капитального строительства, реконструкции, капитального и текущего ремонтов, благоустройства объектов общественной инфраструктуры Чусовского городского округа вопросы по выделению денежных средств для разработки проетов зон санитарной охраны I-II поясов подземных водозаборов (скважин, расположенных на территории Чусовского городского округа). Также к письму приложены коммерческие предложения организаций, которые готовы произвести указанные мероприятия, из которых следует, что стоимость работ по разработке проекта организации зон санитарной охраны одной водозаборной скважины составляет около 70 000 руб., а срок подготовки и согласования указанного проекта составляет не менее 6 месяцев. Согласно ответа Финансового управления администрации Чусовского городского округа от .... в выделении денежных средств отказано в связи с отсутствием дополнительных источников финансированная. .... Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Чусовского городского округа представлены на рассмотрение Комиссии по формированию объемов вопросы о включении в муниципальные программы мероприятий «разработка проектов зон санитарной охраны I-II поясов подземных водозаборов» при формировании Бюджета Чусовского городского округа на 2021 год. После получения согласованного проекта организации зон санитарной охраны водозаборной скважины будут произведены расчеты стоимости проектно-сметной документации для выполнения остальных мероприятий в рамках решения суда. Неисполнение решения суда связано с объективными обстоятельствами, препятствующими такому исполнению.
В судебном заседании представитель административного истца Басков П.В. на заявленных требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Отделения судебных приставов по городу Чусовому и Горнозаводскому району – судебный пристав-исполнитель Боброва И.С. в судебном заседании с иском не согласилась, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснила, что исполнительное производство ...-ИП в отношении Администрации Никифоровского сельского поселения возбуждено ..... Постановление о возбуждении исполнительного производства вручено должнику ..... В адрес Администрации Чусовского городского округа постановление о возбуждении исполнительного производства направлено ..... Так как судебным приставом-исполнителем Мартемьяновой О.А. .... было установлено фактическое неисполнение решения суда, .... было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, которое было вручено должнику ..... Таким образом, постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено своевременно и законно, совокупность условий для признания оспариваемого постановления, таких как несоответствие закону или нормативно-правовым актам, нарушение охраняемых прав и интересов заявителя – отсутствует.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Мартемьянова О.А. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Административный ответчик Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, привлеченные к участию в деле на основании определения Чусовского городского суда от ...., в судебное заседание представителя не направили, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю представителя в суд не направили, просили рассмотреть заявление в его отсутствие.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 5 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производств» (далее по тексту Федеральный закон № 229 –ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном данным федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В силу части 11 статьи 30 Федерального закона № 229-ФЗ, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 16 данного Федерального закона.
Часть 1 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ определяет исполнительский сбор как денежное взыскание, налагаемое на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Как следует из материалов дела на основании исполнительного листа ФС ..., в отношении должника Администрации Никифоровского сельского поселения .... возбуждено исполнительное производство ...-ИП (предмет исполнения решение Чусовского городского суда Пермского края от ....). В вышеуказанном постановлении судебным приставом-исполнителем установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа - в течение пяти дней с момента получения должником копии постановления.
Определением Чусовского городского суда от .... произведена замена стороны в исполнительном производстве, правопреемником должника Администрации Никифоровского сельского поселения определена Администрация Чусовского городского округа. .... на основании указанного определения от .... судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о замене стороны в исполнительном производстве.
В адрес Администрации Чусовского городского округа постановление о возбуждении исполнительного производства и постановление о замене стороны в исполнительном производстве направлено .... и получено администрацией Чусовского городского округа ...., пятидневный срок для исполнения данного требования истек .....
.... судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
Как следует из постановления, должник был предупрежден о взыскании исполнительского сбора в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств. Было предложено уведомить судебного пристава-исполнителя в установленный для добровольного исполнения срок о наличии обстоятельств, препятствий, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 рублей.
Следовательно, основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и не предоставление должником судебному приставу-исполнителю доказательств наличия уважительных причин для такого неисполнения.
На момент вынесения судебным приставом постановления о взыскании исполнительского сбора решение Чусовского городского суда Пермского края от .... исполнено не было.
Оспариваемое постановление вынесено судебным приставом правомерно, поскольку должником не представлено документов, подтверждающих факт исполнения требований исполнительного документа в срок для добровольного исполнения исполнительного документа, либо доказательств невозможности его исполнения по уважительным причинам.
Доводы администрации Чусовского городского поселения о том, что замена стороны должника правопреемником была произведена после утверждения бюджета Чусовского городского округа, поэтому не имеется вины истца в неисполнении требований исполнительного документа, не свидетельствуют об отсутствии вины должника и о наличии объективных чрезвычайных или непредотвратимых обстоятельств, влекущих неисполнение решения суда. Согласно части 1 статьи 1 Закона Пермского края от 25.03.2019 № 375-ПК «Об образовании нового муниципального образования Чусовской городской округ» преобразовано Никифоровское сельское поселение в новое муниципальное образование - Чусовское городское поселение, которое наделено статусом городского округа. Таким образом, правопреемство администрации Чусовского городского округа в отношении ликвидируемого органа - администрации Никифоровского сельского поселения возникло в силу закона. Судом не принимаются доводы истца об отсутствии достаточного финансирования, ссылки на длительную процедуру заключения муниципальных контрактов, поскольку отсутствие необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Между тем, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.12.2015 № 2917-О указал, что в соответствии с частью 7 статьи 112 Федерального закона № 229-ФЗ и пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа, т.е. придет к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении требований исполнительного документа.
Пунктом 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» от 17.11.2015 № 50 предусмотрено право суда, с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 вышеуказанного постановления лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
Администрация Чусовского городского округа в соответствии с Уставом Чусовского городского округа является органом, реализующим полномочия по решению вопросов местного значения и полномочия, переданные федеральными законами и законами Пермского края, не является органом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.
Как следует из представленных в дело материалов, в целях исполнения решения суда от ...., .... было получено экспертное заключение о соответствии санитарным правилам проектной документации. .... Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации Чусовского городского округа представлены на рассмотрение Комиссии по формированию объемов вопросы о включении в муниципальные программы мероприятий «разработка проектов зон санитарной охраны I-II поясов подземных водозаборов» при формировании Бюджета Чусовского городского округа на 2021 год.
Таким образом, с учетом степени вины должника, поскольку заявителем представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решения суда, имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора.
Уменьшение исполнительского сбора, является правом и усмотрением суда, поэтому отказ в удовлетворении исковых требований по заявленным основаниям, не препятствует реализации судом права на уменьшение исполнительского сбора.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
р е ш и л :
В удовлетворении административного иска Администрации Чусовского городского округа к судебному приставу - исполнителю, Отделению судебных приставов по г. Чусовому и Горнозаводскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора от .... по исполнительному производству ...-ИП, отказать.
Уменьшить размер исполнительского сбора по постановлению судебного пристава – исполнителя от .... по исполнительному производству ...-ИП до 37 500 (тридцати семи тысяч пятисот) руб.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Чусовской городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья : Туношенская И.О.