Дело № 2а-1105/2020
УИД: 91RS0008-01-2020-001736-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2020 года г. Джанкой
Джанкойский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Логвинко Е.А.,
при секретаре Шевченко Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Службе государственного строительного надзора Республики Крым, начальнику службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО3 о признании решения незаконными обязаннее совершить определенные действия, -
установил:
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ФИО2 обратились в суд с административным иском к Службе строительного надзора Республике Крым о признании решения незаконным, мотивируя требования тем, что они и их малолетние дети являются долевыми собственниками земельного участка расположенного по адресу: <адрес>. На протяжении ДД.ММ.ГГГГ они многократно направляли в Службу строительного надзора Республики Крым посредством почтового отправления с уведомлением о вручении Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома. Уведомления возвращались, каждый раз со ссылкой на недоработки. Очередное уведомление было направлено ДД.ММ.ГГГГ и возвращено информационным письмо от ДД.ММ.ГГГГ в котором было указаны причины, а именно: изменена форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утвержденная Приказом № 1 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№; отсутствуют заверенные в установленном порядке копии документов, являющихся приложением к уведомлению (копии удостоверения личности каждого застройщика не заверены в установленном порядке). Считают, что не рассмотрение Уведомления препятствуют истцу и членам его семьи в реализации законного права на улучшение жилищных условий. Просят признать незаконным возврат Уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ№, находящегося по адресу <адрес> без рассмотрения, причины возврата соответствующего Уведомления о реконструкции несостоятельными. Обязать ответчика повторно рассмотреть Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ№, находящегося по адресу Республика <адрес>; направить истцу ответное уведомление о соответствии (несоответствии) заявленного объекта установленным параметрам о допустимости (недопустимости) его размещения с учетом выводов суда.
В судебное заседание стороны не явились, были извещены надлежащим образом о дате и времени судебного слушания. От истцов в адрес суда поступили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
Ранее в судебном заседании истец ФИО1 иск поддержала, просила удовлетворить. Истец ФИО2 дополнительно пояснил, что они неоднократно обращались в службу строительного надзора с соответствующим уведомлением. Каждый раз уведомление им возвращалось с указанием на недостатки, при этом недостатки каждый раз были разными. В очередной раз в ДД.ММ.ГГГГ им вернули Уведомление без рассмотрения, сославшись на отсутствие заверенных копии удостоверения личности каждого застройщика. Считает, что основания возврата являются надуманными, поскольку ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации п. 3 регламентирует перечень документов, которые прилагаются к уведомлению о планируемом строительстве. Этот перечень не содержит данных о том, что к уведомлению следует приложить заверенную копию паспорта. Административный регламент, на который ссылается ответчик, противоречит Градостроительному кодексу РФ, в этой части. Неоднократно возвращая уведомления и приводя новые основания возврата, ответчик нарушает их права застройщиков, фактически препятствует оформлению документов.
Административный ответчик начальник службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, возражений на иск не представил.
Административный ответчик Служба государственного строительного надзора Республики Крым явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, возражений на иск не представил.
Суд, исследовав материалы административного дела и собранные по делу доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действий (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения (часть 9 статьи 226 КАС РФ).
Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Судом установлено, что ФИО1, ФИО2 и их малолетние дети ФИО6, ФИО7 являются долевыми собственниками земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости Государственного комитета по государственной регистрации кадастру Республики Крым.
ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с Уведомлением о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес> (л.д.19-23).
Уведомлением Службы государственного строительного надзора Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства указано, что Уведомление подано лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок, необходимо указать всех правообладателей земельного участка (л.д. 25-26).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 повторно обратилась в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с Уведомлением о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>, указав всех правообладателей земельного участка в п.2.4 Уведомления, приложив свидетельства о рождении малолетних детей, свидетельство о заключении брака (л.д.28-36).
Уведомлением Службы государственного строительного надзора Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства указано, что Уведомление подано лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием прав на земельный участок, необходимо указать всех правообладателей земельного участка в п. 1.1.1, а также указать на согласие всех заявителей на обработку персональных данных (л.д. 39).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с Уведомлением о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>, указав всех правообладателей земельного участка в п. 1.1.1, указав на согласие всех заявителей на обработку персональных данных (л.д. 43-48).
Ответом Службы государственного строительного надзора Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разъяснено, что при повторном обращении с Уведомлением не представлены копии документов, удостоверяющих личность, сведения о правоустанавливающих документах в п. 2.3 указаны не в полном объеме, неправильно заполнены п.п. 3.3.3., 3.3.4, отсутствует согласие всех заявителей на обработку персональных данных (л.д.50-51).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с Уведомлением о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>, указав всех правообладателей земельного участка в п. 1.1.1, указав на согласие всех заявителей на обработку персональных данных, приложив согласие на реконструкцию дома, копии паспортов, свидетельства о рождении малолетних детей, свидетельство о заключении брака (л.д. 53-65).
Ответом Службы государственного строительного надзора Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 разъяснено, что при повторном обращении с Уведомлением отсутствует расшифровка подписи заявителя, приложенные копии документов не заверены в установленном порядке (л.д. 66-67).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Службу государственного строительного надзора Республики Крым с Уведомлением о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по адресу: <адрес>, указав всех правообладателей земельного участка в п. 1.1.1, указав на согласие всех заявителей на обработку персональных данных, приложив согласие на реконструкцию дома, копии паспортов, свидетельства о рождении малолетних детей, свидетельство о заключении брака (л.д. 69-81).
Ответом Службы государственного строительного надзора Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 возвращено Уведомление на основании ч. 6 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации по тем основаниям, что изменена форма уведомления о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утвержденная Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ№, отсутствуют заверенные в установленном порядке копии документов об удостоверении личности (л.д. 82-83).
Обращаясь в суд с иском истцы просят признать незаконным возврат Уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ№/вх, находящегося по адресу Республика Крым, <адрес>, обязать ответчика повторно рассмотреть указанное Уведомление.
Согласно ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее следующие сведения:
1) фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства застройщика, реквизиты документа, удостоверяющего личность (для физического лица);
2) наименование и место нахождения застройщика (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка;
4) сведения о праве застройщика на земельный участок, а также сведения о наличии прав иных лиц на земельный участок (при наличии таких лиц);
5) сведения о виде разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства (объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома);
6) сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка;
7) сведения о том, что объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости;
8) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с застройщиком;
9) способ направления застройщику уведомлений, предусмотренных пунктом 2 части 7 и пунктом 3 части 8 настоящей статьи.
Форма уведомления о планируемом строительстве утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома утверждена Приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 г. N 591/пр (Приложение N 1).
Согласно ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ к уведомлению о планируемом строительстве прилагаются:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости;
2) документ, подтверждающий полномочия представителя застройщика, в случае, если уведомление о планируемом строительстве направлено представителем застройщика;
3) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если застройщиком является иностранное юридическое лицо;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве или документов поданное уведомление с прилагаемыми документами возвращается застройщику без рассмотрения с указанием причин возврата в течение трех рабочих дней со дня поступления. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным (ч. 6 ст. 51.1 ГрК РФ).
Рассмотрение уведомления с приложенными документами осуществляется в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного ч. 8 ст. 51.1 ГрК РФ (ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ). По результатам рассмотрения застройщику направляется уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС установленным параметрам и допустимости либо недопустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке (п. 2 ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ).
Служба государственного строительного надзора Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора за соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым, за объектами капитального строительства, выдачу разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию на объекты капитального строительства.
Согласно пункту 1.2 Положения о Службе государственного строительного надзора Республики Крым, утверждённого Постановлением Совета министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, Служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Конституцией Республики Крым, законами Республики Крым, постановлениями Государственного Совета Республики Крым, указами и распоряжениями Главы Республики Крым, постановлениями и распоряжениями Совета министров Республики Крым, другими нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере экологии и природопользования, а также настоящим Положением.
Стандарт предоставления государственной услуги, сроки и последовательность действий, в том числе требования к порядку предоставления государственной услуги, административные процедуры и административные действия, а также формы контроля за предоставлением государственной услуги и досудебный порядок обжалования решений и действий органа при осуществлении полномочий по предоставлению государственной услуги по выдаче уведомления определён Административным регламентом предоставления Службой государственного строительного надзора Республики Крым государственной услуги по выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке на территории Республики Крым, утвержденным приказом Службы государственного строительного контроля от 19 июня 2019 г. N 167-"П" (далее- Административный регламент).
Согласно пункта 2.2.1. Административного регламента органом исполнительной власти Республики Крым, предоставляющим государственную услугу, является Служба государственного строительного надзора Республики Крым.
Согласно пункта 3.2.11. Административного регламента при наличии оснований, указанных в пункте 2.9 настоящего Регламента, уведомление о планируемом строительстве и прилагаемые к нему документы в течение трех рабочих дней со дня поступления такого уведомления возвращается застройщику без рассмотрения с указанием причин возврата.
Основанием для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является, в том числе, то обстоятельство, что в уведомлении о планируемом строительстве отсутствуют сведения, предусмотренные частью 1 статьи 51.1 ГрК РФ, или документы, предусмотренные подпунктами 1 - 5, 7 пункта 2.6.1 либо 2.6.2 настоящего Регламента.
Ответом Службы государственного строительного надзора Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 возвращено без рассмотрения Уведомление на основании ч. 6 ст. 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации по тем основаниям, что изменена форма уведомления о планируемых строительстве и реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, утвержденная Приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 г. N 591/пр, отсутствуют заверенные в установленном порядке копии документов об удостоверении личности (л.д. 82-83).
Как указано выше Приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 г. N 591/пр утверждена форма уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома утверждена Приказом Минстроя России от 19 сентября 2018 г. N 591/пр согласно Приложению N 1 к указанному приказу. На момент вынесения решения по делу какие-либо изменения в указанный приказ на законодательном уровне не вносились, форма уведомления не менялась.
Относительно заверения копий документов об удостоверении личности суд отмечает, что пунктом 2.6.1 Административного регламента предусмотрено, что документы, перечисленные в настоящем пункте, предоставляются в копиях, заверенных заказчиком, а также с приложением скан-образа данных документов на электронном носителе. Вместе с тем законом (ст. 51.1 ГрК РФ) не предусмотрено, что копии документов, удостоверяющих личность, должны быть заверены самим заказчиком, и быть приложены к уведомлению.
Суд учитывает, что нормы федерального закона имеют большую юридическую силу по сравнению с подзаконным актом, каким является Административный регламент, в связи с чем отсутствуют основания для возврата уведомления без рассмотрения.
Учитывая вышеприведённые обстоятельства и нормы материального права, возврат Уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ№, находящегося по адресу: <адрес> без рассмотрения подлежит признанию незаконным.
Право истцов подлежит защите путем обязания ответчика повторно рассмотреть Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административный иск ФИО1, ФИО2 к Службе государственного строительного надзора Республики Крым, начальнику службы государственного строительного надзора Республики Крым ФИО3 о признании решения незаконными обязаннее совершить определенные действия - удовлетворить.
Признать возврат Службы государственного строительного надзора Республики Крым Уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от ДД.ММ.ГГГГ№, находящегося по адресу: <адрес> без рассмотрения незаконным.
Обязать Службу государственного строительного надзора Республики Крым повторно рассмотреть Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, находящегося по адресу: <адрес>, направленное ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Джанкойский районный суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.А. Логвинко