ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1105/2021 от 16.04.2021 Фрунзенского районного суда г. Иванова (Ивановская область)

Дело №2а-1105/2021

УИД: 37RS0022-01-2021-000681-22

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 апреля 2021 года г. Иваново

Фрунзенский районный суд г. Иваново в составе:

председательствующего судьи: Орловой С.К.,

при секретаре: Лепорской Е.А.,

с участием представителя административного истца Дадашова Э.Д.о.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Везери ФИО8 к начальнику УВМ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области Павловой ФИО9, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области о признании незаконными действий и решения, обязании совершить определенные действия,

у с т а н о в и л :

Везери ФИО10 обратился в суд с административным исковым заявлением к начальнику УВМ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области (далее по тексту – УВМ УМВД России по Ивановской области) Павловой Варваре Александровне, в котором просит признать незаконным действие, выраженное в отказе выдать протокол комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 11.12.2020 г. № 76, а также признать незаконной выписку из протокола комиссии от 11.12.2020 г. № 76 и обязать начальника УВМ УМВД России по Ивановской области Павлову В.А. «вынести мотивированное, законное и обоснованное решение».

Требования мотивированы тем, что административный истец, являясь гражданином Азербайджана, обратился в УВМ УМВД России по Ивановской области с заявлением о признании его носителем русского языка, представив все необходимые документы для последующего обращения за получением гражданства РФ. Однако на рассмотрении комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее – комиссия) в признании его носителем русского языка было отказано, что подтверждается протоколом комиссии от 11.12.2020 г. По мнению, административного истца, данное решение об отказе в признании его носителем русского языка является незаконным и необоснованным, поскольку оно нарушает его права, решение принято без учета того, что истец родился в г. Иваново, где проживал более 4 лет вместе с родителями. В семье и в быту он постоянно разговаривает на русском языке, не смотря на то, что истец долгое время проживал на территории Азербайджана, где обучался в русской школе. Полагает, что данное решение принималось формально, что является прямым нарушением его гражданских прав, и противоречит международному праву с нарушением конституционных прав и основных свобод человека. Также административный истец считает, что выписка из протокола является неполной, из нее «невозможно установить основания отказа» истцу в признании его носителем русского языка, вынесение данного решения преждевременным, поскольку заявление истца рассмотрено не в полном объеме и не объективно. Кроме того, истец считает, что ответчиком нарушен порядок формирования комиссии, а также нарушены правила проведения собеседования с административным истцом. Собеседование с истцом длилось не более 5 минут.

04.12.2021 г. Везери Д.Н. обратился к административному ответчику с заявлением о выдаче ему протокола № 76 от 11.12.2020 г. Однако, ответ на заявление от 04.02.2021 г. истец не получил до настоящего времени, что является нарушением его конституционных прав, в частности, на судебную защиту.

В качестве мер по восстановлению нарушенного права Везери Д.Н. просит суд обязать начальника УВМ УМВД России по Ивановской области Павлову В.А. «вынести мотивированное, законное и обоснованное решение».

Административный истец Везери Д.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Допрошенный ранее, Везери Д.Н. суду пояснил, что свои административные исковые требования поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, дополнив, что фактически он оспаривает решение об отказе в признании его носителем русского языка, оформленное в форме выписки из протокола. При рассмотрении его заявления в комиссии было всего 4 человека, а не 7, как указано в протоколе комиссии. Русскимязыкомпри разговоре он пользуется с рождения, как основнымязыкомобщения в семье, поскольку он родился на территории РФ. Когда ему исполнилось 4 года, он вместе с родителями уехал в страну своей гражданской принадлежности. В Россию он вернулся в 2017 г., чтобы проживать здесь постоянно. В настоящее время истец желает получить гражданство РФ. С заключением комиссии не согласен, поскольку в ходе собеседования он ответил на все вопросы правильно. Следовательно, он может быть признан носителем русского языка. Просит исковые требования удовлетворить.

Представитель административного истца Дадашов Э.Д.о. суду пояснил, что заявленные требования истца поддерживает в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что в данном случае ответчиком нарушены процедура и порядок принятия оспариваемого решения. При этом представитель истца не оспаривает, что Везери Д.Н. получил выписку из протокола комиссии от 11.12.2020 г. № 76. Просит иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика - УМВД России по Ивановской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в деле имеется отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что административный ответчик административные исковые требования Везери Д.Н. не признает в полном объеме, поскольку 07.12.2020 г. Везери Д.Н. подал заявление о признании его носителем русского языка. Заседание комиссии было проведение 11.12.2020 г., то есть в срок, предусмотренный п. 16 Порядка формирования и работы комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденного приказом МВД России от 16.04.2020 г. № 227. Решением комиссии было вынесено решение об отказе в признании истца носителем русского языка, поскольку при проведении собеседования было установлено, что Везери Д.Н. не соответствовал Единым критериям признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденным вышеуказанным приказом МВД России, а именно он не смог связно отвечать на поставленные вопросы. При этом вопросы, задаваемые истцу, не были связаны с политикой. Процедура собеседования была соблюдена. 24.12.2020 г. Везери Д.Н. была выдана выписка из протокола о не признании его носителем русского языка, что соответствует п. 12 Правил проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, утвержденных приказом МВД России от 16.04.2020 г. № 227. Выдача протокола действующим законодательством не предусмотрена. Права административного истца не нарушены, он вправе в установленном порядке подать заявление на приобретение гражданства в ином порядке при соблюдении соответствующих условий и требований. В настоящий момент Везери Д.Н. проживает на территории РФ на основании вида на жительство. Просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Более подробно позиция представителя ответчика изложена в письменном отзыве на административное исковое заявление.

Административный ответчик – начальник УВМ УМВД России по Ивановской области Павлова В.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, возражений не представила.

Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Процедура и условия признания иностранного гражданина носителем русского языка определены Федеральным законом от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (далее – ФЗ № 62-ФЗ), Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325 (далее - Положение).

Признание иностранного гражданина носителем русского языка является одним из необходимых условий для приобретения гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке (ст. 14 ФЗ № 62-ФЗ).

Согласно п. 16.1 Указа, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет, обладающие дееспособностью, временно пребывающие или проживающие на территории Российской Федерации, вправе обратиться в комиссию по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка с заявлением о признании их носителями русского языка в соответствии со ст. 33.1 Федерального закона.

Вопрос о признании иностранного гражданина носителем русского языка разрешается в порядке особой административной процедуры специально созданной комиссией, которая уполномочена на принятие заявлений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, а также проверку соответствия заявления и приложенных к нему документов требованиям законодательства.

Согласно ст.33.1ФЗ N 62-ФЗ, иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией попризнаниюиностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыка(далее - комиссия), могут бытьпризнаныносителямирусскогоязыка, то есть лицами, владеющимирусским языкоми повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации (ч. 1).

Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления опризнаниииностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыкаи форме решения комиссии опризнаниииностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыкаопределяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (ч. 2).

В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 33.1 названного Федерального закона заявление опризнаниивременно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыкаподается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации. Заявление опризнаниипроживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыкаподается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.

В силу ч. 5 ст. 33.1 ФЗ N 62-ФЗ, комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка по результатам собеседования с иностранным гражданином.

Учитывая вышеизложенное, вопрос о признании иностранного гражданина носителем русского языка разрешается в порядке особой административной процедуры специально созданной комиссией, которая уполномочена на принятие заявлений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, а также проверку соответствия заявления и приложенных к нему документов требованиям законодательства.

Судом установлено, что Везери Д.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, является гражданином Республики Азербайджан.

15.01.2019 г. УМВД России по Ивановской области истец документирован видом на жительство иностранного гражданина серии 82 , срок действия вида на жительство до 15.01.2024 г.

С 30.01.2019 г. истец зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

В связи с постоянным проживанием на территории Российской Федерации по виду на жительство иностранного гражданина, 07.12.2020 г. административный истец обратился в УВМ УМВД России по Ивановской области с заявлением опризнанииегоносителемрусскогоязыка и русской культуры в соответствии с ч. 1 ст.33.1ФЗ от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", так как считает, что владеетрусскимязыком, повседневно использует его в семейно-бытовой и культурной сферах для последующего обращения за получением гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке.

11.12.2020 года заявление Везери Д.Н. было рассмотрено на заседании комиссии УМВД России по Ивановской области попризнаниюиностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыка, по результатам которого принято решение оботказеВезери Д.Н. впризнанииего носителемрусскогоязыка, что подтверждается протоколом комиссии от 11.12.2020 г. N 76.

С данным отказом Везери Д.Н. не согласен, ссылаясь на доводы, изложенные в обоснование административных исковых требований.

Вместе с тем, оценив согласно ст. ст. 60, 61 КАС РФ относимость, допустимость, достоверность каждого из представленных доказательств в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает, что оспариваемое решение об отказе в признании административного истца носителем русского языка, является законным и обоснованным, а доводы представителя административного истца и его представителя, указанные в обоснование исковых требований, являются несостоятельными в силу следующего.

Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, правила проведения комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления опризнаниииностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыкаи форме решения комиссии опризнаниииностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыкаутверждены приказом МВД России от 16.04.2020 № 227 (далее - Порядок № 227, Правила № 227).

Приказом МВД России от 16.04.2020 г. N 227 "Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка" определено, что в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации создаются Комиссия МВД России и комиссии территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Согласно п. п. 4.1 Порядка № 227, комиссия, в числе прочих функций, осуществляет: прием заявлений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; проверку соответствия заявления требованиям к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Данные комиссии осуществляют, в том числе, функции:

- по проведению с иностранным гражданином, за исключением граждан Республики Белоруссия и граждан Украины, собеседование с учетом Единых критериев признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 4 к приказу), устанавливают наличие (отсутствие) оснований для признания иностранного гражданина носителем русского языка, по результатам собеседования принимают решение о признании (непризнании) иностранного гражданина носителем русского языка.

- принимает решение о признании иностранного гражданина носителем русского языка на основании документов, представленных в комиссию в соответствии с Порядком подачи гражданами Республики Белоруссия и гражданами Украины, свободно владеющими русским языком, заявлений о признании их носителями русского языка (приложение N 7 к приказу), о том, что иностранный гражданин является носителем русского языка. Принятие комиссией указанного решения осуществляется без участия заявителя.

- рассматривает представленные иностранным гражданином документы, подтверждающие постоянное проживание на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации, его самого либо его родственников по прямой восходящей линии.

Согласно п. 5 Порядка № 227 комиссии состоят из председателя, его заместителя, членов и секретаря. Число членов комиссий, включая председателя, заместителя председателя и секретаря (с правом голоса), должно быть нечетным, не менее семи человек.

В состав Комиссии МВД России (территориальной комиссии МВД России) включаются специалисты, которые должны:

1. Иметь высшее образование не ниже специалитета или магистратуры, подтвержденное дипломом государственного образца для сотрудников, гражданских служащих ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, работников подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России, к компетенции которых отнесены вопросы гражданства Российской Федерации.

2. Относиться к числу профессорско-преподавательского состава для представителей образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки "Филология" и (или) "Лингвистика" или дополнительные образовательные программы, касающиеся изучения русского языка как иностранного.

Собеседование с иностранным гражданином проводится в целях подтверждения соответствия его Единым критериям признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (приложение N 4 к приказу). Продолжительность собеседования не может составлять более 30 минут на одного иностранного гражданина. Процедура собеседования оформляется протоколом. При собеседовании в протоколе фиксируются все вопросы членов комиссии. При проведении собеседования используется перечень вопросов, позволяющих определить уровень сформированности у иностранного гражданина коммуникативно-речевой компетенции по русскому языку.

До проведения собеседования иностранный гражданин вправе получить консультацию по вопросам проведения собеседования путем направления письменного обращения в ГУВМ МВД России или территориальный орган МВД России (п. 6 названных Правил № 227).

Согласно п. 8 Правил № 227, в день проведения собеседования (до начала его проведения) секретарь комиссии информирует иностранных граждан о порядке и форме проведения собеседования, продолжительности собеседования, о времени и месте выдачи решения о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка либо выписки из протокола по результатам собеседования о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка.

Результатом собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, а также изучения представленных им документов на предмет признания его носителем русского языка является решение соответствующей комиссии.

Биографические сведения о лице, его образовании, профессии, роде занятий, сведения об обстоятельствах и документах, подтверждающих соответствие лица условиям, перечисленным в ч. 1 ст. 33.1 ФЗ N 62-РФ, результатах собеседования излагаются в мотивировочной части решения комиссии (п. 2 Требований к форме решения комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, утвержденных Приказом МВД России от 16.04.2020 г. N 227).

Иностранному гражданину по результатам собеседования выдается решение о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка либо выписка из протокола о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка.

Исходя из изложенного, в случае непризнания иностранного гражданинаносителемрусскогоязыкасоответствующийотказоформляется выпиской из протокола. Также, требованиями Приказа МВД России № 227 установлены требования к форме решения опризнаниииностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыка. Требования к форме выписки из протокола действующее законодательство не содержит, в связи с чем, доводы административного истца и его представителя относительно несоответствия полученной выписки требованиям, установленным приложением № 8 к Приказу МВД России № 227, являются необоснованными, и, как следствие, административные исковые требования Везери Д.Н. о признании незаконными действия, выраженные в отказе истцу выдать протокол комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 11.12.2020 г. № 76, не подлежат удовлетворению. Выписка из протокола заседания комиссии УМВД России по Ивановской области попризнаниюиностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыкаот 11.12.2020 г. № 76 была выдана Везери Д.Н. 24.12.2020 г., что не оспаривается стороной истца. При этом суд учитывает, что в обосновании данных требований, административный истец ссылается на отсутствие у него сведений о мотивах принятого решения, и, как следствие, на нарушение его прав и свобод, как препятствие к обращению в суд. Между тем, суд считает, что каких-либо доказательств о нарушении прав административного истца на судебную защиту суду не представлено, поскольку административный иск административного истца принят к производству суда и в отсутствие данного протокола.

Персональные составы комиссий утверждаются приказами МВД России и территориального органа МВД России соответственно (п. 11 Порядка ).

Во исполнение вышеназванной нормы закона УМВД России по Ивановской области 03.07.2020 г. издан приказ № 589 «Об организации работы комиссий по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка» (далее - Приказ от 03.07.2020 г. № 589).

Из материалов дела следует, что согласно приказу УМВД России по Ивановской области от 03.07.2020 года N 529 утверждено положение и персональный состав комиссии по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее - комиссия Управления).

В соответствии с п. 2 указанного Приказа от 03.07.2020 г. № 529, в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов признания иностранного гражданина носителем русского языка в системе МВД России создаются следующие комиссии: комиссия МВД России по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; комиссия территориального органа МВД России по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.

Согласно п.п. 4.1, 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3 Приказа от 03.07.2020 г. № 529, Комиссия, в числе прочих функций, осуществляет: прием заявлений о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; проверку соответствия заявления требованиям к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка; проводит собеседование с иностранным гражданином для принятия решения о признании иностранного гражданина носителем русского языка либо решения о непризнании иностранного гражданина носителем русского языка.

Из приложения N 2 к указанному приказу следует, что комиссия состоит из председателя комиссии, его заместителя, членов комиссии и секретаря (с правом голоса). Число членов комиссий должно быть нечетным, не менее семи человек.

Пунктом 13 Порядка Управления заседания комиссии считаются правомочными, если на них присутствуют не менее 2/3 от общего числа членов комиссии.

Из представленного ответчиком протокола N 76 заседания комиссии УМВД России по Ивановской области по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка от 11.12.2020 г. следует, что на заседании комиссии присутствовало 7 ее членов (в том числе председатель комиссии, его заместитель и секретарь), что не менее 2/3, предусмотренных п. 13 Порядка, трое из которых являются специалистами ФГБОУ ВПО «ИвГУ». Все члены комиссии соответствуют Требованиям к специалистам, входящим в состав комиссии, утвержденным приказом МВД России от 16.04.2020 г. № 227. Кворум для принятия решения в отношении проходившего собеседования иностранного гражданина, в соответствии с требованиями Порядка имелся, решение принято большинством голосов (единогласно).

При таком положении суд приходит к выводу о том, что у ответчика имелись правовые основания для принятия решения от 11.12.2020 об отказе в признании Везери Д.Н. носителем русского языка, а потому суд приходит к выводу об отсутствии нарушений при проведении работы комиссии 11.12.2020 г.

Доводы, истца о том, что на заседании комиссии присутствовало лишь 4 человека опровергается вышеизложенными обстоятельствами, установленными судом.

Иностранный гражданин и лицо без гражданства при проведении комиссией собеседования, проводимого с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, могут быть признаны носителями русского языка по следующим критериям:

1. Умение инициировать диалог в бытовых ситуациях, поддерживать беседу.

2. Умение достигать поставленных целей коммуникации в ситуациях подготовленного и неподготовленного монологического и диалогического общения, в том числе публичного, демонстрируя различные тактики речевого поведения.

3. Понимание информации, представленной в отдельных диалогах и монологах социально-бытового и социально-культурного характера.

4. Использование грамматических и лексических навыков оформления высказываний в соответствии с намерениями в социально-бытовых ситуациях.

Из представленного в материалы дела протокола заседания комиссии от 11.12.2020 г. следует, что на заседании комиссии рассмотрено 68 заявлений иностранных граждан и лиц без гражданства опризнанииносителемрусскогоязыка, в том числе и заявление Везери Д.Н. С административным истцом было проведено собеседование, в ходе которого заданы вопросы. Также отмечено, что единогласно не признаны носителями русского языка 31 иностранных граждан, в числе которых указан административный истец, поскольку, как следует из письменного отзыва административного ответчика, по результатам проведенного собеседования Везери Д.Н. не смог связно отвечать на поставленные вопросы.

С решением комиссии суд полностью соглашается, поскольку собеседование проведено специалистами по лингвистике и филологии, имеющими длительные практические стажи работы, ученую степень и ученые должности. Решение комиссии не порождает какие-либо сомнения в объективности и беспристрастности членов комиссии.

Процессуальных оснований дляпризнаниярешения комиссии незаконным, суд также не усматривает.

Частью 1 ст. 61 КАС РФ установлено, что обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

Так, протокол подписан председателем комиссии начальником УВМ УМВД России по Ивановской области Павловой В.А., заместителем председателя, секретарем комиссии и 4 членами комиссии (всего 7 лиц), в том числе, и кандидатом филологических наук, доцентом факультета подготовки иностранных специалистов ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Ершовой Е.Б. и кандидатом филологических наук, доцентом кафедры практического русского языка ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет» Канафиевым Р.Н.

Привлечение указанных специалистов к участию в комиссии обусловлено п. 2Требованийк специалистам, входящим в состав комиссии попризнаниюиностранного гражданина или лица без гражданстваносителемрусскогоязыка, утвержденных Приказом МВД России № 227, и необходимостью надлежащей оценки проведенного собеседования.

Таким образом, довод административного иска о надлежащем уровне знания Везери Д.Н. русскогоязыканесостоятелен, поскольку оценка указанного уровня знания дана в порядке, установленном законом, с привлечением представителей организаций, реализующей образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки «Филология» и (или) «Лингвистика», касающиеся изучениярусскогоязыкакак иностранного, из числа профессорско-преподавательского состава.

Следует отметить, что требования к владениюрусскимязыком, необходимому для оформления постоянного проживания иностранных граждан определяются статьей15.1Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и не могут быть соотнесены с понятием «носительрусскогоязыка».

Высказанные административным истцом и его представителем в судебном заседании доводы о том, что комиссия неверно оценила уровень владения Везери Д.Н. русским языком не имеют правового значения, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, учитывая квалификацию и уровень образования входящих в состав комиссии лиц.

То обстоятельство, что Везери Д.Н. родился в РФ, четыре года в младенческом возрасте проживал в РФ, наличие у него положительной оценки по предмету «русский язык» в период его обучения в школе, владение русским языком, само по себе не является основанием для признания его носителем языка, поскольку указанные обстоятельства не имеют никакого значения при проведении собеседования с иностранным гражданином на предметпризнанияегоносителемрусскогоязыкав соответствии со статьей33.1 Федерального закона № 62-ФЗ.

Форма и порядок проведения экзамена порусскомуязыкукак иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, требования к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена, утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 1156, и не подлежат применению при проведении собеседования с иностранным гражданином дляпризнанияегоносителемрусскогоязыка, поскольку данная процедура регламентирована иными нормативно-правовыми актами.

Ссылка административного истца и его представителя на то, что собеседование с истцом длилось не более 5 минут не нашла своего подтверждения в ходе судебного заседания. Кроме того, суд учитывает, что в приказе МВД России от 16.04.2020 г. № 227 не определена минимальная продолжительность собеседования.

Доводы, указанные в обоснование административных исковых требований, о том, что комиссия формально подошла к тестированию, не представила возможность Везери Д.Н. раскрыть свои познания русского языка, т.к. ему не были заданы вопросы, на которые мог быть дан развернутый ответ, а были заданы политические вопросы, суд считает несостоятельным.

Из протокола комиссии следует, что Везери Д.Н. были заданы вопросы: «Расскажите кратко о себе (о полученном образовании, данные о трудоустройстве), «Расскажите, какие семейные традиции Вы соблюдаете», «Расскажите, как устроен Ваш быт. Какое распределение домашних обязанностей принято в Вашей семье», «Расскажите о том, как Вы проводите досуг, о Ваших увлечениях в свободное время», на которые возможно было дать подробные, развернутые ответы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение, оформленное протоколом заседания комиссии Управления от 11.12.2020 г. оботказе впризнанииВезери Д.Н. носителемрусскогоязыка принято компетентным органом с соблюдением порядка формирования и работы комиссии, требований к специалистам, входящим в состав комиссии, правил проведения комиссией собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, по результатам которого Везери Д.Н. отказано в признании носителем русского языка. Оснований дляпризнанияего незаконным в судебном заседании не установлено.

При этом учитывает, что проверка владения русским языком как иностранным для признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка, в целях приема в гражданство РФ в упрощенном порядке, как это установлено ФЗ «О гражданстве РФ», является исключительной компетенцией соответствующей комиссии, формируемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

Допустимых и достаточных доказательств, указанных в ст. 33.1 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", дающих основания признать Везери Д.Н. носителем русского языка. Суду не представлено.

Кроме того, суд не усматривает в действиях административного ответчика каких-либо нарушений прав административного истца.

Согласно ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Таким образом, для принятия решения об удовлетворении требований следует установить совокупность условий: незаконность действий и нарушение прав заявителя, после чего восстановить нарушенное право.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФобязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В нарушение вышеуказанных требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в административном иске отсутствуют сведения о том, какие права, свободы и законные интересы Везери Д.Н., по его мнению, нарушены оспариваемым решением, не представлены и доказательства нарушения оспариваемым решением каких-либо прав, свобод и законных интересов административного истца.

Ссылаясь на наличие нарушенного права, истец и его представитель указывают на лишение истца на прием в гражданство РФ в упрощенном порядке.

Вопреки указанному доводу суд к приходит к выводу об отсутствии нарушенного права истца в силу следующего.

Как установлено в судебном заседании, Везери Д.Н. имеет действующий вид на жительство сроком действия до 15.01.2024 г., что подтверждает его право законно проживать на территории Российской Федерацию. Также истец имеет право повторно обратиться в комиссию Управления с заявлением опризнанииегоносителемрусскогоязыка.

Также суд принимает во внимание, что принятое решение не изменяет статус Везери Д.Н. и не ухудшает его положение, как иностранного гражданина, а также не препятствует получению гражданства в ином в установленном законом прядке.

Следовательно, административные исковые требования Везери Д.Н. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административных исковых требований Везери ФИО11 к начальнику УВМ Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области Павловой ФИО12, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ивановской области о признании незаконными действий и решения, обязании совершить определенные действия отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ивановского областного суда через Фрунзенский районный суд г. Иваново в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: /С.К. Орлова/

Решение изготовлено в окончательной форме 30 апреля 2021 года.

Судья: /С.К. Орлова/