дело 2а-1105/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 декабря 2021 года п. Чишмы РБ
Чишминский районный суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Касимовой Ч.Т.,
при секретаре Багаутдиновой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия администрации сельского поселения в несвоевременном направлении ответа на обращение, обязании администрации сельского поселения и администрации муниципального района провести мероприятия по предотвращению негативного воздействия водного объекта,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее – Администрация СП Аровский сельсовет), Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан (далее - Администрация МР Чишминский район), мотивируя свои требования тем, что она с 2014 года является собственником земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>. До приобретения участка в собственность, он находился в ее пользовании с ДД.ММ.ГГГГ
Вдоль указанного участка с восточной и южной части протекает ручей, ответственность за обслуживание и надлежащее содержание которого лежит на Администрации СП Аровский сельсовет и Администрации MP Чишминский район РБ - то есть на административных ответчиках.
Ежегодно, в связи с ухудшением состояния русла ручья (естественное заиливание, осыпанием берегов) в период таяния снега вся талая вода с вышележащих участков идет по ее участку, загрязняет земельный участок, вымывает и разрушает фундамент забора, дома, бани. Неоднократные обращения к административным ответчикам, начиная с 2015 года, о принятии мер по надлежащему содержанию ручья, остались без ответных действий.
В ходе судебных заседаний часть требований была исполнена - восстановлена дренажная канава вдоль проезжей части <адрес> в проекции земельного участка <адрес>; вынут грунт из створа ручья в районе путепровода - моста через <адрес> на расстоянии около 5 метров выше по течению. Также в судебном заседании вручен ответ на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ года с большой просрочкой.
Из ответа Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений (далее – ГКУ РБ УЭГТС) от ДД.ММ.ГГГГ на имя первого заместителя министра природопользования и экологии следует, что необходимо организовать искусственную систему водоотведения - перенаправить поток воды от населенного пункта в сторону реки Дема, построив систему ловчих каналов и защитных дамб, с учетом строительных норм и Правил. Для увеличения пропускной способности русла балки необходимо в этом месте организовать водопропускной канал с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой, для чего необходимо провести комплекс инженерно-изыскательских и проектных работ.
Первоначально требования предъявлялись только к одному административному ответчику – Администрации СП Аровский сельсовет. Затем, в ходе рассмотрения дела и обращения в вышестоящие органы, включая Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан, стало известно, что часть требований находится в компетенции Администрации МР Чишминский район РБ, которая была привлечена в качестве административного ответчика.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес второго административного ответчика – Администрации МР Чишминский район РБ была направлена претензия с требованиями о проведении работ по устранению негативных последствий ручья, в соответствии с ответом Государственного казенного учреждения Республики Башкортостан Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений (далее – ГКУ РБ УЭГТС) в адрес заместителя министра природопользования и экологии Республики Башкортостан.
ДД.ММ.ГГГГ от Администрации МР Чишминский район РБ получен ответ о том, что, действительно, работы, указанные в ответе ГКУ РБ УЭГТС входят в компетенцию административного ответчика, но нет финансирования.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом по электронной почте получен ответ из Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан за №, в котором расписан порядок выделения финансирования на проведение указанных работ. При этом также указано, что выполнение работ возможно за счет средств муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан или республиканской адресной программы, для чего Администрации МР Чишминский район РБ необходимо выполнить ряд мероприятий, направленных на выделение целевых средств.
Таким образом, из полученных ответов следует, что выполнение работ по устранению негативных последствий ручья является зоной ответственности муниципального район Чишминский район Республики Башкортостан.
Первоначально административный истец ФИО1 в своих требованиях от ДД.ММ.ГГГГ просила суд:
1. признать бездействие Администрации СП Аровский сельсовет МР Чишминский район РБ части отсутствия ответа на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ;
2. признать бездействие Администрации СП Аровский сельсовет МР Чишминский район РБ в части укрепления берегов ручья, углубления его русла и других действий, предотвращающих негативное воздействие на ее имущество, расположенные на данном участке, незаконным;
3. признать действия Администрации СП Аровский сельсовет МР Чишминский район РБ в части разрушения дренажной траншеи и засыпке русла ручья и отсутствия действий по его восстановлению незаконным;
4. обязать Администрацию СП Аровский сельсовет МР Чишминский район РБ устранить допущенные нарушения.
В связи с тем, что часть требований административного истца, указанных в административном исковом заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, административным ответчиком – Администрацией СП Аровский сельсовет была исполнена – восстановлена дренажная канава вдоль проезжей части <адрес> в проекции земельного участка административного истца по <адрес>; вынут грунт из створа ручья в районе путепровода – моста через <адрес> на расстоянии около 5 метров выше по течению; в судебном заседании вручен ответ на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ года с большой просрочкой, - ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был дополнен п. 4 требований - к административным ответчикам – Администрации СП Аровский сельсовет и Администрации МР Чишминский район, согласно которым административный истец просит:
- обязать Администрацию СП Аровский сельсовет и Администрацию МР Чишминский район РБ солидарно устранить допущенные нарушения путем принятия мер по устранению негативного воздействия ручья без названия. Протекающего в <адрес> вдоль южной и восточной стороны земельного участка с кадастровым номером № путем принятия следующих мер:
- 4.1. ежегодно проводить:
1) предпаводковое и послепаводковое обследования паводкоопасной территории - участка № и ручья без названия,
2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) противопаводковые мероприятия, в том числе, мероприятия по увеличению пропускной способности русла реки, ее дноуглублению и спрямлению, расчистке русла ручья от сорной растительности;
4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе, мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
4.2. провести инженерную защиту территории и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности. А именно – организовать искусственную систему водоотведения – перенаправить поток воды от населенного пункта в сторону реки Дема, построив систему ловчих каналов и защитных дамб, с учетом строительных норм и Правил;
4.3. укрепить пропускную способность русла балки в месте пересечения русла реки <адрес> РБ путем организации водопропускного канала с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой с проведением комплекса инженерно-изыскательских и проектных работ.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 уточнила требования (указала, что в отношении административного ответчика – Администрации МР Чишминский район РБ) и просит суд:
- признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан, которое не направило ответ на обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ в установленные законом сроки;
- обязать Администрацию сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан и Администрацию муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан провести работы по расчистке русла ручья, протекающего через <адрес> Республики Башкортостан от сорной растительности и укреплению берегов ручья на протяжении проекции земельного участка вдоль южной и восточной стороны с кадастровым номером № увеличить пропускную способность русла балки путем организации водопропускного канала с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой;
- обязать Администрацию MP <адрес> РБ ежегодно проводить:
1) предпаводковое и послепаводковое обследования паводкоопасной территории - участка № и ручья без названия,
2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) противопаводковые мероприятия, в том числе, мероприятия по увеличению пропускной способности русла реки, ее дноуглублению и спрямлению, расчистке русла ручья от сорной растительности;
4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе, мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
- обязать Администрацию MP Чишминский район провести инженерную защиту территории и объекта с кадастровым номером № от негативного воздействия вод, организовать искусственную систему водоотведения - перенаправить поток воды от населенного пункта в сторону реки Дема, построив систему ловчих каналов и защитных дамб, с учетом строительных норм и Правил.
Устно в судебном заседании административный истец ФИО1 также дополнила свои требования и просила суд взыскать в свою пользу солидарно с административных ответчиков судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Административный истец ФИО1 на судебном заседании административное исковые требования поддержала, просила удовлетворить. После перерыва в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного заседания.
Таким образом, требования административного истца рассмотрены в редакции уточнений от ДД.ММ.ГГГГ с учетом дополнения о взыскании расходов по оплате государственной пошлины.
Административный ответчик – представитель Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального район Чишминский район в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Представитель административного ответчика - Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания.
Суд определил возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Суд, изучив материалы дела, исследовав все представленные по делу доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии со ст. 46 (ч. ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ст. 3 КАС РФ задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Из анализа приведенных норм права следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3. подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч. 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия)незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Таким образом, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 статьи 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административному истцу ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № б/н на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1650 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства индивидуального жилого дома, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>.
Не оспаривается сторонами и является общеизвестным фактом то, что через <адрес> протекает небольшая река без названия примерной протяженностью более 4,5 км. согласно данным поисковой интернет - системы Яндекс-карта.
Земельный участок административного истца с кадастровым номером № расположен вдоль указанного водного объекта, омывается речкой (ручьем) вдоль его южной и восточной сторон.
Согласно общедоступным сведениям, имеющимся на сайте Управления Росреестра по <адрес> указанный земельный участок имеет обременение виде 1) Ограничений прав от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации; 2) Ограничений прав от ДД.ММ.ГГГГ на земельный участок, предусмотренные статьями 56, 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 обращалась в Администрацию СП Аровский сельсовет МР Чишминский район о принятии мер по очистке русла ручья, проходящего вдоль границ ее земельного участка и выше, и ниже по течению, с укреплением берегов, подверженных обвалам.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией СП Аровский сельсовет МР Чишминский район РБ заявителю направлен ответ за исх. № о том, что местный бюджет, запланированный на 2015 год, не предусматривает расходы по очистке русел ручья, родников. Финансирование мероприятий по благоустройству водоемов (очистка русла ручья, родников), расположенных в границах сельского поселения, будет рассмотрено при принятии проекта местного бюджета на ДД.ММ.ГГГГ.
Данное решение Администрации СП Аровский сельсовет в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом не оспаривалось.
Далее, административным истцом ФИО1ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию МР Чишминский район РБ было подано обращение о бездействии главы муниципального образования Чишминский район РБ, в котором она просила провести работы по предотвращению негативного воздействия вод ручья, расположенного между земельными участками с кадастровыми номерами № путем углубления дна ручья; укрепления берегов; чистки подмостового пространства и ремонта моста через проезжую часть <адрес> (вблизи перекрестка с <адрес>) в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Администрацией МР Чишминский район РБ ФИО1 направлен ответ о том, что Администрации СП Аровский сельсовет рекомендовано провести перечень превентивных мероприятий по подготовке к весеннему половодью 2018 года путем очистки русла от мусора, растительности, реализации мероприятий некапитального характера (чернение, пиление) как меру профилактики заторов на водотоках в период половодья. В письме указано, что вопрос ремонта водопропускной трубы через автомобильную дорогу по <адрес> будет рассмотрен после таяния снега.
ДД.ММ.ГГГГ Администрацией СП Аровский сельсовет также ФИО1 направлен ответ за № о том, что к весеннему половодью ДД.ММ.ГГГГ запланирована очистка русла от мусора, растительности и реализация мероприятий некапитального характера (чернение, пиление) как мера профилактики заторов на водотоках в период половодья. Также сообщено, что ремонт водопропускной трубы через автомобильную дорогу по <адрес> будет рассмотрен после таяния снега.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 в Администрацию СП Аровский сельсовет направлено заявление (вх. №), в котором она просит:
1) в 10-ти дневный срок с момента получения заявления восстановить дренажную траншею вдоль дороги по <адрес>, в том числе, вдоль участка №;
2) очистить русло ручья от грунта, сваленного в результате грейдера при выравнивании поверхности проезжей части, а также на протяжении вдоль участка № по <адрес>;
3) в 30-дневный срок дать письменный ответ о принятых мерах.
Ответ на указанное обращение административного истца ФИО1 фактически был дан лишь письмом от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) в ходе рассмотрения настоящего административного дела.
Порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон об обращениях).
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 10 указанного Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в том числе, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона.
В силу п. 3 ст. 8 указанного закона письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
Получив письменное обращение административного истца ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ об очистке русла ручья от грунта, сваленного в результате движения грейдера при выравнивании поверхности проезжей части, а также на протяжении вдоль участка № по <адрес> в <адрес> административный ответчик - Администрация сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан обязана была в течение семи дней со дня регистрации указанного обращения направить его в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, - с уведомлением ФИО1 о переадресации обращения, либо самостоятельно дать ответ в пределах возложенных на Администрацию сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан полномочий в течение тридцати дней со дня регистрации указанного обращения.
Указанное требование закона административным ответчиком – Администрацией сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан не было исполнено, что привело к нарушению прав административного истца на своевременное рассмотрение его обращения от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с действующим законодательством.
Кроме того, согласно ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Согласно ч. 2 ст. 14 Устава Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращений граждан в органы местного самоуправления в течении одного месяца.
Доказательства направления ответа ФИО1 на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ в установленный законом срок либо продления срока рассмотрения ее обращения, либо направлении ее обращения уполномоченному по закону рассматривать ее обращение, в порядке, предусмотренном ст. ст. 8, 10, 12 указанного федерального закона, административным ответчиком Администрацией СП Аровский сельсовет МР Чишминский район Республики Башкортостан суду не представлены. Ответ на обращение был дан лишь ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем требование административного истца ФИО1 о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, которое не направило ответ на ее обращение от ДД.ММ.ГГГГ в установленные законом сроки, подлежит удовлетворению.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом составлен Акт осмотра местности в <адрес> о том, что проезжая часть <адрес> в <адрес>, которая согласно публичной кадастровой карте имеет ширину 6 м., расширяется на 3 м в сторону ограждения участка ФИО1, ввиду разравнивания проезжей части грейдером, со столкновением грунтовых масс в створ ручья рядом с мостом в сторону выше по течению. При этом ширина русла ручья сужена практически до нуля, что в период половодья неизбежно приведет к выходу воды из русла и размыванию берегов. Русло ручья полностью заросло растительностью, что также будет препятствовать движению воды. Кроме того, вдоль полотна грунтовой автодороги <адрес>, начиная с уровня входа на участок ФИО1, отсутствует дренажная траншея, которая по правилам содержания дорог должна быть вдоль кромки проезжей части.
Согласно Акту осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ с участием специалиста Администрации СП Аровский сельсовет ФИО2, главы сельского поселения Аровский сельсовет ФИО3, специалиста 2 кат. сельского поселения Аровский сельсовет ФИО4, представителя Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан ФИО5, установлено, что дренажная траншея вдоль участка по <адрес> углублена, створ русла расширен. Сваленный грунт в результате грейдера при выравнивании поверхности проезжей части, очищен.
ДД.ММ.ГГГГ административным истцом направлен запрос в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан о разъяснении по принятию должных мер по содержанию ручья.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 получено разъяснение из Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан за исх. № о том, согласно Водному кодексу Российской Федерации, негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты. Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, производится за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений. Под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов; 4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Для подтверждения необходимости проведения работ по расчистке русла ручья министерством направлено письмо в ГКУ РБ Управление эксплуатации гидротехнических сооружений о проведении обследования, по итогам которого в Ваш адрес будет направлено дополнительное письмо (как указано в письме).
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № ГКУ РБ Управление по эксплуатации гидротехнических сооружений дан ответ о необходимости увеличения пропускной способности русла балки и организации водопропускного канала с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой, для чего необходимо провести комплекс инженерно-изыскательских и проектных работ.
В ходе рассмотрения настоящего дела, административный истец ФИО1 обратилась в Администрации МР Чишминский район Республики Башкортостан с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой принять меры по устранению негативного воздействия ручья без названия, протекающего в <адрес> Республики Башкортостан вдоль границ земельного участка с кадастровым номером № а именно:
1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасной территорий и ручья;
2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) противопаводковые мероприятия, в том числе, мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов;
4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе, мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
5) инженерную защиту в виде искусственной системы водоотведения – перенаправить поток воды от населенного пункта в сторону реки Дема, построив систему ловчих каналов и защитных дамб, с учетом строительных норм и Правил.
В заявлении от ДД.ММ.ГГГГФИО1 также указала, что для увеличения пропускной способности русла балки необходимо в этом месте (<адрес>, пересечение ручья с дорожным полотном) организовать водопропускной канал с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой, для чего необходимо провести комплекс инженерно-изыскательских работ и проектных работ.
ДД.ММ.ГГГГ за исх. № Администрацией МР <адрес> РБ ФИО1 дан ответ о том, что 1) необходимо запланировать проведение специалистами предпаводкового и послепаводкового комиссионного обследования участка речки без названия, по результатам которого будет принято решение о необходимости проведения мероприятий по берегоукреплению и составления технического задания, разработки проектной документации и получения положительного заключения государственной экспертизы; 2) провести калькуляцию на проведение проектно - изыскательских работ и разработку проектно-сметной документации, что является прерогативой специализированной организации; 3) подготовить и направить заявку в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан для включения проекта проведения мероприятий по берегоукреплению речки без названия в <адрес> СП Аровский сельсовет в республиканскую программу.
Администрация МР Чишминский район РБ также сообщила, что средства на указанные цели в бюджете района на ДД.ММ.ГГГГ год не предусмотрены.
Данное решение Администрации МР Чишминский район РБ в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) административным истцом не оспаривается.
Статья 210 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами (ч. 2 ст. 8 ВК РФ).
Таким образом, в муниципальной собственности могут находиться пруд и обводненный карьер.
Водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно ст. 5 ВК РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: 1) поверхностные водные объекты; 2) подземные водные объекты. Водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Таким образом, полномочия, предусмотренные п. 31 ч. 1 ст. 14 указанного федерального закона в отношении полномочий городских поселений об осуществлении в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования, не входит в полномочия сельского поселения.
В соответствии с ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Согласно ст. 27 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся: 1) владение, пользование, распоряжение такими водными объектами; 2) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий; 3) осуществление мер по охране таких водных объектов; 4) установление ставок платы за пользование такими водными объектами, порядка расчета и взимания этой платы.
К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения (ч. 2 ст. 27 ВК РФ).
Полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района (ч. 3 ст. 27 ВК РФ).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 мая 2013 года № 200 утверждено Положение о Министерстве природопользования и экологии Республики Башкортостан (в ред. от 29.10.2021 года № 574).
Согласно п. 1.1. указанного Положения, Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции управление, регулирование, контроль (надзор) в том числе, в области использования и охраны водного фонда; государственной экологической экспертизы; осуществляет в пределах своей компетенции государственное управление в области использования и охраны водных объектов на территории Республики Башкортостан (п. 3.39); участвует в подготовке противопаводковых мероприятий и осуществлении контроля за их выполнением на территории Республики Башкортостан (п. 3.42); принимает участие в работе межведомственных групп по регулированию режимов наполнения и сработки водохранилищ, пропуска паводков на водных объектах (п 3.44); участвует в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов (п. 3.45); подготавливает совместно с органами местного самоуправления предложения по определению границ зон затопления, подтопления и сведения о границах таких зон (п. 3.45.1).
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм действующего законодательства Российской Федерации и Республики Башкортостан, суд приходит к выводу, что поверхностные водные объекты – в данном случае река (ручей) без названия на территории <адрес> РБ является федеральной собственностью.
Согласно пунктам 1 и 17 ст. 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся: владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.
Согласно ст. 26 Водного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации следующие полномочия: 1) предоставление водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, за исключением случаев, указанных в части 1 статьи 21 настоящего Кодекса; 2) осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации; 3) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод.
Действие части 1 настоящей статьи не распространяется на водоемы, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации. Перечень таких водоемов устанавливается Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 26 ВК РФ).
Средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета (ч. 3 ст. 26 ВК РФ).
Полномочия в области водных отношений, установленные частью 2 ст. 27 Водного кодекса РФ (полномочия собственника водного объекта + обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения), реализуются органами местного самоуправления сельского поселения в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельским поселением соответствующих вопросов местного значения, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципального района (ч. 3 ст. 27 ВК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Статьей 7 Закона Республики Башкортостан «О местном самоуправлении Республики Башкортостан» от 18.03.2005 года № 162-з также предусмотрено, что к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся вопросы, установленные Федеральным законом. К вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона.
Настоящим Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных пунктами 4 (организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации), 4.1 (осуществление муниципального контроля за исполнением единой теплоснабжающей организацией обязательств по строительству, реконструкции и (или) модернизации объектов теплоснабжения), 5 (дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации), 23 (организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера) части 1 статьи 14 Федерального закона.
Согласно с. 13 Закона Республики Башкортостан «О регулировании водных отношений в Республике Башкортостан» от 01 марта 2007 года № 412-з, органы государственной власти Республики Башкортостан в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют, в том числе, переданные Российской Федерацией полномочия в области водных отношений, - меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности Республики Башкортостан, а также в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территории Республики Башкортостан, осуществляются органами исполнительной власти Республики Башкортостан в пределах их компетенции.
Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» не предусмотрено делегирование полномочий в области водных отношений на Администрацию СП Аровский сельсовет МР Чишминский район РБ либо на Администрацию МР Чишминский район РБ.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 ст. 27 ВК РФ, относятся установление правил использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального района, для личных и бытовых нужд, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на межселенных территориях в границах муниципального района (ч. 4 ст. 27 ВК РФ).
Материалы настоящего дела не содержат доказательства того, что поверхностный водный объект – река (или ручей), проходящая через <адрес><адрес>, является собственностью муниципального образования – сельское поселение Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан либо муниципального образования – муниципальный район Чишминский район Республики Башкортостан.
Более того, судом в адрес Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - отдел водных ресурсов по Республике Башкортостан был направлен запрос о предоставлении сведений о водном объекте, расположенном в <адрес>, в том числе об особенностях режима указанного водного объекта (при наличии таких сведений).
В Чишминский районный суд Республики Башкортостан из Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов по <адрес>) поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) о том, что в соответствии со ст. 31 Водного кодекса РОФ отдел водных ресурсов Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов по Республике Башкортостан осуществляет ведение Государственного водного реестра (далее – ГВР), который представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в различных видах собственности, об их использовании, о речных бассейнах и бассейновых округах. В ГВР информация о наличии водного объекта на земельном участке с кадастровым номером № в пределах <адрес> в виду его не изученности. В соответствии с Положением о ведении ГВР, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, сведения о поверхностных водных объектах и особенностях их водного режима должны предоставляться Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
Согласно письму Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности полностью расположенных на территориях субъектов Российской федерации, производится за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений.
Письмом Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) в адрес административного истца ФИО1 также разъяснено, что согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
В письме также указано, что Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан ведутся работы по снижению негативного воздействия вод. Работы проводятся по следующим направлениям:
1) расчистка русел рек – финансируется за счет субвенций из федерального бюджета на осуществление отдельных полномочий в области водных отношений;
2) проведение работ капитального характера, направленных на снижение негативного воздействия вод- финансируется в рамках реализации республиканской адресной инвестиционной программы (далее – РАИП).
Согласно проведенному обследованию необходимо проведение работ по увеличению пропускной способности русла балки с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой. Для предотвращения интенсивного естественного стока по дну русла балки необходимо организовать искусственную систему водоотведения.
В связи с этим Администрации МР Чишминский район РБ необходимо в соответствии с Правилами формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 года № 285 по итогам проведения инженерных изысканий разработать проектную документацию с получением положительного заключения государственной экспертизы Республики Башкортостан и направить в Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан. После этого объект будет представлен министерством на Экспертный совет по бюджетным инвестициям Республик Башкортостан для решения вопроса о его включении в РАИП.
В случае проведения работ по спрямлению и расчистке русла для решения вопроса финансирования из федерального бюджета Администрации МР Чишминский район РБ необходимо представить следующие документы:
- акт обследования состояния водного объекта на участке планируемых работ и зоны, подверженной негативному воздействию вод, с приложением фотоматериалов, подтверждающих факт негативного воздействия водного объекта.
- подробную пояснительную записку по обоснованию заявляемого мероприятия, содержащую:
а) ситуационный план (картографические материалы) водного объекта с привязкой к населённым пунктам и нанесением участков проведения работ, с приложением фотоматериалов;
б) сведения о причинах возникновения и характере возникающего в зоне влияния участков проведения работ негативного воздействия вод, и динамике его развития;
- перечень населённых пунктов,
- площадь территории (кв. км),
- численность населения (тыс. чел),
- опасные производства (перечень, адрес),
- скотомогильники и места захоронений (географическая и административно-территориальная привязка);
д) сведения о предполагаемых местах размещения изымаемых грунтов с картографическими материалами.
- справку МЧС России о фактах введения режима чрезвычайной ситуации, обусловленного негативным воздействием вод, и нанесённом ущербе на территориях, расположенных в зоне влияния участка соответствующего водного объекта, на котором планируется осуществить мероприятие.
Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан указало, что после предоставления исходных материалов, Минэкологии РБ рассмотрит возможность включения мероприятия в перечень бюджетных проектировок на последующие годы; также возможно выполнение работ за счёт средств муниципального района или внебюджетных источников. Но в любом случае обязательно предварительно проведение инженерных изысканий и уточнение по их результатам протяжённости участка работ; соответствующее письмо о предоставлении необходимых обосновывающих документов будет направлено в Администрацию МР Чишминский район Республики Башкортостан.
Согласно пунктам 1 и 17 ст. 24 Водного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся: владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности; осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Согласно п. 16 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации под негативным воздействием вод понимается затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
В соответствии со статьей 67.1 Водного кодекса Российской Федерации в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с данным Кодексом, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
При этом под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов; 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов; 4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
Инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.
Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Как было указано выше, в силу ст. 8 Водного кодекса РФ муниципальные образования – сельское поселение Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан и муниципальный район Чишминский район Республики Башкортостан не являются собственниками поверхностного водного объекта – реки (ручья) без названия в с. Черниговка Чишминского района Республики Башкортостан.
В соответствии со статьей 33 Водного кодекса Российской Федерации систематизированные материалы о состоянии водных объектов и об их использовании, являющиеся основой осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, расположенных в границах речных бассейнов, содержатся в Схемах комплексного использования и охраны водных объектов, включающие, в том числе, основные целевые показатели уменьшения негативных последствий наводнений и других видов негативного воздействия вод, перечень мероприятий, направленных на достижение этих показателей.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 883 утверждены Правила разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы.
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. № 883 предусмотрено, что схемы комплексного использования и охраны водных объектов разрабатываются Федеральным агентством водных ресурсов в соответствии с Правилами, утвержденными настоящим постановлением, методическими указаниями по разработке схем комплексного использования и охраны водных объектов и с учетом рекомендаций бассейновых советов; утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.
Пунктами 1, 6 и 11 Правил разработки, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных объектов, внесения изменений в эти схемы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 883, предусмотрено, что схемы реализуются органами государственной власти и органами местного самоуправления путем планирования на их основании и осуществления водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водных объектов, направленных на удовлетворение фактической потребности и потребности в перспективе в водных ресурсах, планомерное сокращение антропогенного воздействия на водные объекты, обеспечение рационального использования и охраны водных объектов, а также предотвращение негативного воздействия вод.
Законом Республики Башкортостан от 28.12.2005 года № 260-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан» не предусмотрено делегирование полномочий в области водных отношений на Администрацию СП Аровский сельсовет МР Чишминский район РБ либо на Администрацию МР Чишминский район РБ.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.10.2020 года № 846 «Об утверждении Примерного перечня мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации» (вступил в силу с 01.01.2021 года, зарегистрировано в Минюсте РФ 25 ноября 2020 г., регистрационный № 61089) утвержден примерный перечень мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе:
1. Осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации:
1) установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками;
2) предотвращение истощения водных объектов, ликвидация загрязнения и засорения, включая проектные работы;
3) мероприятия по определению местоположения береговых линий (границ водных объектов).
2. Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод:
1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения);
2) проведение ледокольных, ледорезных и иных работ по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
3) противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов от завалов;
4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
При этом участие органов местного самоуправления – в данном случае Администрации муниципального района Чишминский район РБ осуществляется также в соответствии с Правилами формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10.08.2012 года № 285.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях.
Однако действующий механизм выделения субвенций – приказ Минприроды России от 22.10.2020 года № 845 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод» (зарегистрировано в Минюсте России 25.11.2020 года № 61091, действует с 01.01.2021 года) предполагает организацию плановой работы, исходя из плана бюджета Российской Федерации с подготовкой обосновывающих материалов, последующей защитой таких обосновывающих материалов в Федеральном агентстве водных ресурсов, разработку проектно-сметной документации, прохождение государственной экспертизы, выбор подрядной организации для выполнения работ по разработке проектной документации путем проведения торгов.
Также должен быть определен перечень водных объектов с учетом: а) установленных зон затопления и подтопления; б) результатов предпаводковых и послепаводковых обследований; в) результатов наблюдений за состоянием дна и берегов водных объектов, изменениями их морфометрических особенностей; г) фактов ущерба причиненного населению и объектам хозяйственной и иной деятельности от негативного воздействия вод на этих водных объектах и (или) их участках.
Как было указано выше, согласно письму Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов (отдел водных ресурсов по <адрес>) поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) поверхностный водный объект – река без названия в <адрес> РБ не учтен даже в Государственном водном реестре и сведения в реестре не имеются в силу не изученности объекта.
Согласно п. 8-11 Методических указаний для мероприятий 1) по предпаводковому и послепаводковому обследованию паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей среды общего назначения; 2) по расчистке водных объектов от завалов, ликвидации ледовых заторов; 3) по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, предотвращению разрушения берегов, в том числе мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов, ледокольных, ледорезных и иных работ по ослаблению прочности льда, в отношении которых проектно-сметная документация не разработана, 4) по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, указанных в пункте 10 настоящих Методических указаний, в отношении которых проектно-сметная документация разработана, определен состав обосновывающих материалов по представляемым на рассмотрение мероприятиям.
Постановлением Правительства РФ от 27.10.2006 года № 629 утверждены «Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений».
В соответствии с п.7.4 указанных Правил при недостаточности субвенций органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 15 сентября текущего финансового года обращаются в Федеральное агентство водных ресурсов с просьбой о выделении средств нераспределенного резерва (при этом представляются документы, обосновывающие размер запрашиваемых средств, по перечню, устанавливаемому Агентством).
Учитывая изложенное, указанные мероприятия планируются, согласовываются с уполномоченным органом и реализуются в связи и с учетом ранее имевших место чрезвычайных ситуаций или документально подтвержденных случаев, связанных с негативным воздействием вод, в целях предупреждения их повторного возникновения на соответствующих водных объектах или их участках и прилегающих к ним территориях.
Обязательным условием предоставления субвенций на мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод является наличие документов, подтверждающих введение режима чрезвычайной ситуации в связи с прохождением паводка на конкретном водном объекте, нанесенный ущерб при прохождении паводков.
Таким образом, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца об обязании Администрации СП Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан провести работы по расчистке русла реки (ручья), протекающего через <адрес> от сорной растительности и укреплению берегов ручья на протяжении проекции земельного участка, вдоль южной и восточной стороны, с кадастровым номером №; обязании Администрации MP Чишминский район РБ ежегодно проводить: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасной территории - участка № и ручья без названия, 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе, мероприятия по увеличению пропускной способности русла реки, ее дноуглублению и спрямлению, расчистке русла ручья от сорной растительности; 4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе, мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов; обязании Администрации MP Чишминский район провести инженерную защиту территории и объекта с кадастровым номером № негативного воздействия вод, организовать искусственную систему водоотведения - перенаправить поток воды от населенного пункта в сторону реки Дема, построив систему ловчих каналов и защитных дамб, с учетом строительных норм и Правил, поскольку водный объект – река без названия в <адрес> муниципальной собственностью сельского поселения Аровский сельсовет или муниципального района Чишминский район РБ не является, и указанные органы местного самоуправления не обладают полномочиями в области водных отношений.
Что касается требований административного истца об обязании Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан увеличить пропускную способность русла балки путем организации водопропускного канала с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой, то суд приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст.13, ч.1 ст.17, ч.1 ст.18 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 10 ст. 5 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 гожа № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно ст. 13 указанного закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В силу ч. 3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов (ч. 4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Таким образом к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 14, п. 15 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ, п. 5 ст. 4 Устава муниципального района Чишминский район РБ от ).
В соответствии с соглашением от ДД.ММ.ГГГГ№, заключенным между Администрацией МР Чишминский район РБ и Администрацией СП Аровский сельсовет МР Чишминский район РБ, Администрации СП Аровский сельсовет переданы полномочия по решению вопросов местного значения поселения, предусмотренные ч. 4 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», - а именно, полномочия по содержанию дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов СП Аровский сельсовет сроком по ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ГОСТ 32871-2014 Дороги автомобильные общего пользования (Трубы дорожные водопропускные, технические требования) под водопропускной трубой понимается инженерное сооружение, укладываемое в теле насыпи автомобильной дороги для пропуска водного потока. К водопропускной трубе, как и к любому другому элементу дороги, предъявляются требования по обеспечению надежности, долговечности и бесперебойности эксплуатации, а также безопасности движения транспортных средств.
С точки зрения необходимости обеспечения надежности, долговечности и бесперебойности эксплуатации, а также безопасности движения транспортных средств, водопропускная труба как сооружение является частью автомобильной дороги. Вопросы содержания и обеспечения ее безопасности относится к вопросам местного значения муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан.
Однако увеличение пропускной способности русла балки (в данном случае – балка как сухая или с временным водотоком долина с задернованными склонами) – это переданные субъекту Российской Федерации полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений.
В связи с чем суд также не находит оснований для удовлетворения требования административного истца об обязании Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан об обязании увеличить пропускную способность русла балки путем организации водопропускного канала с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой.
При этом суд также считает необходимым отметить, что со стороны административного истца требования о признании незаконным бездействия административных ответчиков - Администрации СП Аровский сельсовет и Администрации МР Чишминский район Республики Башкортостан в не проведении работ по расчистке русла ручья, протекающего через <адрес> Республики Башкортостан от сорной растительности и укреплению берегов ручья на протяжении проекции земельного участка, вдоль южной и восточной стороны, с кадастровым номером №; по увеличению пропускной способности русла балки путем организации водопропускного канала с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой; о признании незаконным бездействия Администрации МР <адрес> Республики Башкортостан в не проведении ежегодно 1) предпаводковых и послепаводковых обследований паводкоопасной территории - участка № и ручья без названия, 2) ледокольных, ледорезных и иных работ по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковых мероприятий, в том числе, мероприятий по увеличению пропускной способности русла реки, ее дноуглублению и спрямлению, расчистке русла ручья от сорной растительности; 4) мероприятий по предотвращению разрушения берегов, в том числе, мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов, не проведении инженерной защиты территории и объекта с кадастровым номером № от негативного воздействия вод, организации искусственной системы водоотведения с целью перенаправить поток воды от населенного пункта в сторону реки Дема, построив систему ловчих каналов и защитных дамб, с учетом строительных норм и Правил, заявлено не было.
Решение Администрации МР <адрес> РБ в виде письма от ДД.ММ.ГГГГ (исх. №) административным истцом также не оспорено.
Согласно ст. ст. 103, 111 КАС РФ с административного ответчика – Администрации СП Аровский сельсовет муниципального района <адрес> Республики Башкортостан в пользу административного истца ФИО1 подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в не направлении в установленные законом сроки ответа на обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ,
обязании Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан и Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан провести работы по расчистке русла ручья, протекающего через <адрес> Республики Башкортостан от сорной растительности и укреплению берегов ручья на протяжении проекции земельного участка, вдоль южной и восточной стороны, с кадастровым номером № увеличении пропускной способности русла балки путем организации водопропускного канала с увеличением диаметра водопропускных труб под автомобильной дорогой;
обязании Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан ежегодно проводить предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасной территории - участка № ручья без названия; ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; противопаводковые мероприятия, в том числе, мероприятия по увеличению пропускной способности русла реки, ее дноуглублению и спрямлению, расчистке русла ручья от сорной растительности; мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе, мероприятия по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов, обязании Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан провести инженерную защиту территории и объекта с кадастровым номером № от негативного воздействия вод, организовать искусственную систему водоотведения - перенаправить поток воды от населенного пункта в сторону реки Дема, построив систему ловчих каналов и защитных дамб, с учетом строительных норм и Правил, взыскании расходов по оплате государственной пошлины, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан в не направлении в установленные законом сроки ответа на обращение административного истца от ДД.ММ.ГГГГ,
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ФИО1 отказать.
Взыскать с Администрации сельского поселения Аровский сельсовет муниципального района Чишминский район Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Чишминский район Республики Башкортостана пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Чишминский районный суд Республики Башкортостан.
Мотивированное решение составлено 11 января 2022 года
Судья (подпись).
Копия верна.
Судья Ч.Т. Касимова