Дело № 2а-1106/16
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 октября 2016 года г. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Крафт Г.В.,
при секретаре Собяниной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому ФИО1 ча к Межрайонной ИФНС России №19 по Челябинской области об оспаривании действий налоговой службы по взиманию транспортного налога,
У С Т А Н О В И Л :
Административный истец обратился в суд с иском к административному ответчику в лице Межрайонной ИФНС России № 19 по Челябинской области о признании действий по предъявлению требования об уплате транспортного налога исходя из стоимости за 1 л.с. 40 рублей незаконным, уменьшить размер транспортного налога, исчислять размер налога из расчета 1 л.с. 20 руб., обязать ответчика устранить в полном объеме допущенное нарушение.
В обоснование исковых требований указано, что в собственности истца имеется транспортное средство марки УАЗ-390945, идентификационный номер №, 2011 года выпуска, гос.номер №, что подтверждается ПТС <адрес>. Согласно налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в адрес истца почтовой корреспонденцией, истцу надлежит оплатить транспортный налог за вышеуказанное транспортное средства за период 2015 года в сумме 4480 рублей, при этом налоговая ставка указана в размере 40 руб. за 1 л.с., исходя из мощности № л.<адрес> обращался в адрес ответчика с заявлением о необходимости взимать транспортный налог исходя из налоговой ставки 20 руб. за 1 л.с., однако административный ответчик ответил отказом. ФИО1 считает, что требование, предъявленное налоговой службой незаконно по следующим основаниям.
Согласно ПТС, автомобиль УАЗ-390945, принадлежащий истцу на праве собственности, его тип определен как грузовой автомобиль, категория «В», мощность двигателя 82,5 кВт/112,2 л.с., разрешенная максимальная масса 3070 кг, масса без нагрузки 1995 кг, количество сидячих мест, включая водителя-5. Аналогичные сведения указаны и в свидетельстве о регистрации транспортного средства.
Однако, к категории «В» отнесены автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми, к категории «С», относятся автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг, за исключением автомобилей, предназначенных для перевозки пассажиров и имеющих более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя. Таким образом, отнесение вышеуказанного ТС к категории «В» дает право применять ставки, установленные региональным законодательством для легковых автомобилей, поскольку как заводом-изготовителем, так и регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории и не был отнесен ни к автомобилям, за исключением относящимся к категории «Д», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг- категория»С», ни к автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе автобусы,-категория «Д».
Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Межрайонная ИФНС России № 19 по Челябинской области в судебное заседание не явился, представлен письменный отзыв из которого следует, что с исковыми требованиями не согласны, т.к. в качестве категорий транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки, определены, в частности, легковые и грузовые автомобили. В целях администрирования транспортного налога, сведения о ТС и лицах, на которых они зарегистрированы, поступают в налоговые органы из органов, осуществляющих государственную регистрацию ТС, по формам, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченных по контролю и надзору в области налогов и сборов. В соответствие с ФЗ от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ « О безопасности дорожного движения» указано, что допуск транспортных средств для участия в дорожном движении на территории РФ осуществляется путем регистрации ТС и выдачи соответствующих документов. Так, документом, действующим на территории РФ для регистрации и допуска ТС к эксплуатации, является паспорт транспортного средства (ПТС), подтверждающий в том числе, наличие Одобрения типа транспортного средства (Постановление Госстандарта России от 01.04.1998 г. № 19 « О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»). Следовательно, тип ТС, указанный в ПТС, должен соответствовать сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства ( сертификате соответствия). Согласно Положению о ПТС и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития Росси № 134 от 23.06.2005, в строке 4 «Категория ТС (А,В,С,Д, прицеп) ПТС указывается категория, которая соответствует классификации ТС, установленной Конвенцией. При этом, согласно Приложению 3 к Положению о ПТС и паспортах шасси ТС к транспортным средствам категории «В» ( по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся как механические ТС для перевозки пассажиров, имеющих не менее четырех колес и не более восьми мест для виденья (кроме места водителя) (легковые), так и механические ТС для перевозки грузов, максимальная масса которых, не более 3,5 тонны (грузовые). Следовательно, указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что ТС относится к легковому либо грузовому транспортному средству. В третьей строке «Наименование (тип ТС» ПТС согласно вышеназванному Положению указывается характеристика ТС, определяемая его конструкторскими особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа ТС, например: «Легковой», «Автобус», «Грузовой-самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п.. таким образом. категория ТС в целях налогообложения определяется на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа и назначения ТС указанного в ПТС. Аналогичная позиция отражена в Письме Минфина РФ от 19.03.2010 года №, Письме ФНС России от 18.02.2008 года № Сведения о наличии в собственности истца ТС марки УАЗ-390945, мощностью двигателя 112 л.с., гос.номер №, категория «В», тип ТС-грузовые автомобили прочие, поступили в налоговую службу из ГИБДД, соответственно размер транспортного налога был обоснованно начислен исходя из ставки 40 руб. за 1 л.с., а не 20 руб. как считает истец.
Суд, заслушав административного истца, исследовав материалы административного иска находит, что иск не обоснован и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 п.1 ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу тало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Истец обращался письменно в Межрайонную ИФНС России № 19 по Челябинской области по поводу несогласия с размером транспортного налога. На что им был получен отрицательный ответ ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, срок обращения с административным иском в суд, не пропущен.
Ранее истец обращался с аналогичным заявлением о несогласии с размером транспортного налога как в Межрайонную ИФНС России № 19 по Челябинской области, так и в Управление ФНС по Челябинской области, т.е. досудебный порядок обращения им был соблюден.
Как следует из ПТС <адрес>, выданного ДД.ММ.ГГГГ. автомобиль марки УАЗ-390945, идентификационный номер № наименование (тип ТС)- грузовой, категория ТС (А,В,С,Д, прицеп) В, мощность двигателя 112 л.с., разрешенная максимальная масса 3070 кг, масса без нагрузки 1995 кг. ; паспорт выдан ОАО «УАЗ» <адрес>.
Из свидетельства о регистрации ТС усматривается, что регистрационный знак №, модель УАЗ 390945, тип ТС грузовой ( прочие грузовые), мощность двигателя 112 л.с., разрешенная максимальная масса 3070 кг, масса без нагрузки 1995 кг., собственник (владелец) ФИО1.
Согласно представленной карточки учета ТС, направленной в адрес суда согласно запросу, автомобиль с регистрационным знаком №, модель УАЗ 390945, мощность двигателя 112 л.с., разрешенная максимальная масса 3070 кг, масса без нагрузки 1995 кг., собственник (владелец) ФИО1.
В судебном заседании установлено, что в адрес ФИО1 Межрайонной ИФНС России № 19 по Челябинской области было направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости уплатить в том числе, транспортный налог в том числе, за автомобиль марки УАЗ390945, гос.номер №, исходя из налоговой базы-112 л.с., налоговой ставки- 40 руб. за 1 л.с., всего к оплате 4480 руб.
Обязанность оплачивать законно установленные налоги и сборы определена положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации.
Статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии с абзацем 1 статьи 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
По смыслу пункта 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в соответствующих размерах.
Как следует из ст. 358 НК РФ, в качестве категорий ТС, признаваемых объектом налогообложения, применительно к которым установлены соответствующие налоговые ставки определены, в частности- легковые и грузовые автомобили.
В соответствие со ст. 362 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствие с Постановлением Госстандарта РФ от 01.04.1998 года « О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов», "паспорт транспортного средства" - документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства в том числе подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".
В соответствие с вышеуказанным Постановлением, "тип транспортного средства" - транспортные средства, характеризующиеся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях.
Как следует из ПТС, представленной истцом в отношении своего автомобиля УАЗ-390945, тип транспортного средства указан- грузовой.
В судебном заседании истец утверждал, что хотя в ПТС его автомобиля и указан тип ТС- грузовой, однако категория транспортного средства указана-«В», соответственно следует этим и руководствоваться, взимать налог исходя из ставки как за легковой автомобиль, при этом все имеющиеся сомнения или противоречия следует толковать в пользу налогоплательщика.
Суд, проанализировав установленные в судебном заседании обстоятельства приходит к следующему.
Согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005, к транспортным средствам категории "B" (по классификации Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII (далее - Конвенция)) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 т (грузовые). Таким образом можно прийти к выводу, что указание в паспорте транспортного средства категории "B" безусловно не свидетельствует о том, что транспортное средство является легковым либо грузовым.
Из ПТС на автомобиль марки УАЗ-390945, выданной заводом изготовителем- ОАО «УАЗ» следует, что тип ТС- грузовой, аналогичные сведения указаны в сведениях ( карточка учета ТС), поданных ОГИБДД МО МВД России «Карталинский» в налоговую службу.
Таким образом, при государственной регистрации «спорных» транспортных средств орган ГИБДД с учетом технических показателей, конструктивных особенностей и характеристик, существовавших на момент регистрации, определил указанное транспортное средство как грузовое, подтвердив это паспортом транспортного средства.
Суд находит, что паспорт транспортного средства – это основной документ, которым следует руководствоваться налогоплательщику при определении типа транспортного средства для установления ставки транспортного налога. Категория "B", указанная в паспорте транспортного средства, может быть присвоена как грузовым, так и легковым автомобилям. В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025270-66 "Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями" и п. 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства "Марка, модель ТС" указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из букв, цифр или смешанное. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), в частности, "1" - легковой автомобиль, "3" - грузовой бортовой автомобиль или пикап, "7" - фургон, "9" - специальное автотранспортное средство. Таким образом, при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, налогоплательщик (собственник) должен руководствоваться типом (видом) объекта налогообложения, сведения о котором указаны в его паспорте, а не указанной в паспорте транспортного средства категорией автомобиля.
Таким образом суд приходит к выводу, что Межрайонная ИФНС России № 19 по Челябинской области обоснованно направила в адрес истца ФИО1 налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости оплатить транспортный налог, в том числе за автомобиль марки УАЗ-390945, налоговая база 112 л.с., согласно налоговой ставки 40 руб. за 1 л.с., на общую сумму 4480 руб.
Руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 ча к Межрайонной ИФНС России №19 по Челябинской области об оспаривании действий налоговой службы по начислению транспортного налога, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Г.В. Крафт