ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11076/17 от 14.11.2017 Приморского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а- 11076/2017 14 ноября 2017 года

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

Приморский районный суд г. С-Петербурга в составе

председательствующего судьи Карсаковой Н.Г.,

при секретаре Пеньковой В.А.,

с участием административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области ФИО2,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области, Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании незаконным решения и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Решением (уведомлением) Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 14.09.2017 года № 47/17-81165 ФИО1 отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта капитального строительства - здания, расположенного по адресу: <адрес> (л.д.47-48 том 1).

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит, уточнив административные исковые требования в порядке ст. 46 КАС РФ (л.д. 64 том 1):

- признать незаконным решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 14.09.2017 года № 47/17-81165;

- обязать административного ответчика осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на здание (жилое строение), расположенное на принадлежащем административному истцу земельном участке, на основании заявления № 47-0-1-100/3002/2017-634 и документов, представленных административным истцом в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области;

- взыскать с ответчика уплаченную административным истцом государственную пошлину в сумме 300 рублей.

В обоснование заявленных требований указывает, что 13.03.2017 года административным истцом было подано в Рощинский филиал ГБУ ЛО «МФЦ» заявление № 47-0-1-100/3002/2017-634 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на здание (жилое строение), расположенное на принадлежащем административному истцу земельном участке с разрешенным использованием: для ведения дачного хозяйства. К заявлению были приложены технический план от 10.03.2017 года в формате хml и чек об оплате государственной пошлины. 24.03.2017 года Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области уведомил административного истца о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что представленный технический план не соответствует требованиям к его подготовке, установленным приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 года № 953. Административным истцом 30.03.2017 года для устранения причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета, представлен технический план, дополненный чертежом, изготовленным кадастровым инженером по результатам выполненных измерений в соответствии с пунктами 57-66 Требований. 05.04.2017 года административный истец получил уведомление о том, что последним не устанены причины, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении. На момент подачи административного искового заявления в суд, с учетом истечения сроков для приостановления государственной услуги 30.06.2017 года, никакого решения административным ответчиком не принято. После принятия административного иска судом, 14.09.2017 года административным истцом получено решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 14.09.2017 года № 47/17-81165. Считает оспариваемое решение от 14.09.2017 года незаконным, поскольку в настоящее время уполномоченный орган (Росреестр) не изменил XML-схему, используемую для подготовки технического плана, а именно – не предусмотрел возможность указывать в отношении здания назначение «жилое строение», предусмотренное с 01.01.2017 года Законом РФ 218-ФЗ и Требованиями. В связи с этим, у кадастрового инженера при подготовке технического плана отсутствовала и до настоящего времени отсутствует техническая возможность указать в техническом плане назначение здания, соответствующее назначению, указанному в декларации – жилое строение. Указывает, что с учетом разъяснений, размещенных 17.01.2017 года на сайте Росреестра, кадастровый инженер при подготовке технического плана на здание (жилое строение), расположенное на принадлежащем административному истцу земельном участке, правомерно выбрал одно из доступных по действующей XML-схеме назначений здания (жилое) и указал фактическое назначение здания согласно декларации (жилое строение) в разделе «Заключение кадастрового инженера». Требования ответчика указать в техническом плане назначение «нежилое» вместо «жилое» незаконны, так как не предусмотрены ни одним нормативно-правовым актом.

Административный истец ФИО1 в судебном заседании поддержал уточненные требования по изложенным в первоначальном административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных уточненных требований, поддержал отзыв на административное исковое заявление (л.д. 66-70 том 1).

Судом по делу в качестве административного ответчика привлечено Управления Росреестра по Ленинградской области (л.д. 73).

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержал отзыв на административное исковое заявление (л.д. 157-160 том 1) и дополнения к отзыву на административное исковое заявление (л.д. 1-4 том 2).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания и порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих урегулированы главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

При этом согласно требованиям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>; категория земель: земли сельскохозяйственного назначения; разрешенное использование: для ведения дачного хозяйства; общая площадь 1 538 кв.м (л.д. 130 том 1).

13.03.2017 года ФИО1 в Рощинский филиал ГБУ ЛО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» (МФЦ) представлены заявление и документы на государственную регистрацию права собственности и государственный кадастровый учет в отношении здания (жилого строения), расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрировано за номером (л.д. 9 том 1). В качестве основания для регистрации и постановки на учет представлены документы: технический план № б/н от 10.03.2017 года (л.д. 100-135 том 1).

24.03.2017 года Управлением Росреестра по Ленинградской области принято решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в соответствии с п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а именно: представленный технический план не соответствует требованиям Приказа Минэкономразвития от 18.12.2015 года № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений»:

- 1) разделы «Характеристики объекта недвижимости», «Характеристики помещений, машино-мест в здании, сооружении», за исключением сведений о площади здания, помещения, машино-места и площади застройки сооружения, заполняются в соответствии с документами, указанными в п. 20 Требований (п.41 Требований). В техническом плане в разделе «Характеристики здания» указано назначение – жилой дом, в декларации – жилое строение. В соответствии со СниП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения», жилое строение – это дом, возводимый на садовом (дачном) земельном участке, без права регистрации проживания в нем, жилой дом – дом, возводимый на садовом (дачном) земельном участке, с правом регистрации проживания в нем. Таким образом, в случае постановки на учет жилого строения без права регистрации проживания в нем, рекомендовано данную информацию указать в разделе «Заключение кадастрового инженера» (в графу «Особые отметки» кадастрового паспорта вносится информация: «Назначение – жилое строение») (п. 50 Требований). При этом в техническом плане рекомендовано указать назначение объекта – Нежилое здание. При постановке жилого строения получение Разрешения на строительство не требуется.

- 2) в соответствии с п.51 Требований, в графической части технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства воспроизводятся сведения выписки из ЕГРН о земельном участке, поэтажных планов здания, сооружения, являющихся частью проектной документации, а также указывается местоположение такого здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке, сведения о котором указаны в разделе «Исходные данные». При подготовке графической части технического плана могут быть использованы иные документы (в том числе картографические материалы), позволяющие определить местоположение соответствующего здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, единого недвижимого комплекса в границах земельного участка. При отсутствии указанных документов, а также в случае изменения в установленном порядке проектной документации и не отражения таких изменений в поэтажных планах в целях оформления графической части технического плана кадастровым инженером по результатам выполненных измерений чернилами или пастой синего цвета изготавливается в соответствии с пунктами 57-66 Требований внемасштабный, но с соблюдением пропорций, чертеж с обозначением данных, необходимых для оформления Плана этажа либо Плана здания (сооружения, объекта незавершенного строительства). Указанный чертеж подготавливается на бумажном носителе или в форме электронного образа бумажного документа в соответствии с требованиями пункта 21 Требований к объекту недвижимости и включается в состав Приложения.

Однако чертеж не представлен. Для устранения причины приостановления осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав надлежащему лицу (ч.1 ст. 15 Закона) необходимо предоставить технический план, оформленный в соответствии с п. 41, п. 50, п. 51 Требований, с приложением разделов текстовой части технического плана в формате PDF, офомленных в соответствии с Требованиями (л.д. 38-39 том 1).

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.

Как следует из представленного в материалы дела уведомления о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 24.03.2017 года, срок приостановления не указан (л.д. 39 том 1).

При этом, как следует из пояснений представителя административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области по доверенности ФИО3, действия по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав были приостановлены на 3 (три) месяца, то есть до 30.06.2017 года.

30.03.2017 года (регистрационный номер 47-0-1-100/3002/2017-889 от 30.03.2017 года) ФИО1 с целью устранения причин, послуживших приостановлению действий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав представлен технический план, дополненный чертежом, изготовленным кадастровым инженером по результатам выполненных измерений в соответствии с пунктами 57-66 Требований, а также содержащий следующие сведения в разделе «Заключение кадастрового инженера»: «Технический план подготовлен для постановки на ГКУ и регистрации права на объект недвижимости – «жилое строение без права регистрации проживания в нем». Так как в новой форме декларации предусмотрена графа «назначение – жилое строение», а в xml – нет, то данная информация прописана в заключении кадастрового инженера. В связи с тем, что действующая XML-схема технического плана не предусматривает формат JPG для включения в состав приложения документов, планы этажей включены в пакет технического плана» (л.д. 13-35 том 1).

Уведомлением от 05.04.2017 года Управлением Росреестра по Ленинградской области отказано снять приостановку действий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в связи с неустранением причин приостановки, указанных в п.1 уведомления от 24.03.2017 года (л.д. 36-37 том 1).

28.04.2017 года (регистрационный номер 47-0-1-100/3002/2017-1335 от 28.04.2017 года) ФИО1 с целью устранения причин, послуживших приостановлению действий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав представлен технический план, содержащий следующие сведения в разделе «Заключение кадастрового инженера»: «технический план подготовлен для постановки на ГКУ и регистрации права на объект недвижимости – жилое строение без права регистрации проживания в нем. Согласно п.20, раздела II приложения № 2 приказа № 953, если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости, за исключением единого недвижимого комплекса, не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных разрешений и проектной документации, а также в отношении объектов недвижимости, законченных строительством до 1917 года, в том числе объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании Декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости либо правообладателем земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, или уполномоченным на предоставление земельных участков органом государственной власти, органом местного самоуправления, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости – органом местного самоуправления, на территории которого находится такой объект недвижимости» в техническом плане указан «жилой дом», так как назначение «жилое строение» не предусмотрено текущей версией xml. Соглано п.2 ст. 401 Налогового кодекса РФ объект недвижимости «жилое строение» относится к жилому дому. В связи с тем, что действующая XML-схема технического плана не предусматривает формат JPG для включения в состав приложения документов, планы этажей включены в пакет технического плана» (л.д. 196-217 том 1).

В силу статьи 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

В нарушение сроков принятия решения, предусмотренных ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, после рассмотрения представленного ФИО1 28.04.2017 года дополнительного пакета государственным регистратором Управления Росреестра по Ленинградской области 11.09.2017 года (после подачи ФИО1 административного искового заявления в Приморский районный суд Санкт-Петербурга) принято решение о приостановлении действий по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, о чем в адрес административного истца направлено соответствующее уведомление № 47/17-39299, из которого следует, что решение о приостановке принято в соответствии с п.7 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ – не устранены причины приостановки, указанные в п. 1 уведомления от 24.03.2017 года.

При этом, в уведомлении в качестве новой причины приостановки государственным регистратором указано на выявленные противоречия в части указания местоположения в представленных документов (сведения в техническом плане не структурированы в соответствии с ФИАС) (л.д. 91-93 том 1).

Между тем, Федеральный закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ не предусматривает возможности повторной приостановки действий по осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, а также дополнения новых причин приостановки.

14.09.2017 года государственным регистратором Управления Росреестра по Ленинградской области принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета № 47/17-81165 в связи с неустранением причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета, а именно:

- в техническом плане в разделе «Характеристики здания» указано назначение – жилой дом, в декларации – жилое строение. Дана рекомендация в случае постановки на учет жилого строения без права регистрации проживания в нем указать данную информацию в разделе «Заключение кадастрового инженера» (в графу «Особые отметки» кадастрового паспорта вносится информация: «Назначение – жилое строение») (п.50 Требований), а в техническом плане указать назначение объекта – нежилое здание;

- не устранены противоречия в части указания местоположения в представленных документах (сведения в техническом плане не структурированы в соответствии с ФИАС) (л.д. 84-85 том 1).

Разрешая требования административного истца о признании незаконным решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 14.09.2017 года № 47/17-81165, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит из, в том числе, реестра объектов недвижимости (далее также - кадастр недвижимости).

Согласно статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (редакция от 03.07.2016 года) в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости, в том числе: вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид) (п.1 ч.4 ст. 8).

В кадастр недвижимости вносятся следующие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, в том числе: назначение здания (нежилое, жилое, многоквартирный дом, жилое строение), если объектом недвижимости является здание (п.9 ч.5 ст. 8).

В соответствии с ч.1, п.7 ч.2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

В силу п.11 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ если законодательством Российской Федерации в отношении объектов недвижимости (за исключением единого недвижимого комплекса) не предусмотрены подготовка и (или) выдача указанных в частях 8 - 10 настоящей статьи разрешений и проектной документации, соответствующие сведения указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости. В отношении созданного объекта недвижимости декларация составляется и заверяется правообладателем земельного участка, на котором находится такой объект недвижимости, а в отношении бесхозяйного объекта недвижимости - органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится такой объект недвижимости. Указанная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью.

В представленной административным истцом на государственную регистрацию прав и постановку на государственный кадастровый учет декларации указано назначение здания – жилое строение (л.д. 113 том 1).

При этом, согласно п.1 ч.17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, с учетом вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности – для ведения дачного хозяйства, получение разрешения на строительство в целях строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства, не требуется.

Технический план подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план. Технический план, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой план кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда (п.12 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Форма технического плана, требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, форма указанной в части 11 настоящей статьи декларации, требования к ее подготовке, состав содержащихся в ней сведений, требования к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, требования к подготовке плана этажа, части этажа здания или сооружения, плана здания или сооружения, плана части здания или сооружения, а также требования к определению площади здания, сооружения, помещения или машино-места устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (п.13 ст. 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Форма технического плана и требования к его подготовке, состав содержащихся в нем сведений, а также форма декларации об объекте недвижимости, требования к ее подготовке, составу содержащихся в ней сведений, утверждены Приказом Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 (далее – Требования).

Согласно подпункту 8 пункта 43 Требований в раздел "Характеристики объекта недвижимости" включаются следующие сведения о соответствующих объектах недвижимости: в графе "3" строки "8" раздела "Характеристики объекта недвижимости" указывается назначение здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса.

В отношении здания указывается назначение - "нежилое", "жилое", "многоквартирный дом", "жилое строение". В отношении помещения указывается назначение - "нежилое" или "жилое".

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в техническом плане, представленном административном истцом для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении объекта недвижимости – здания – жилого строения, необходимо указать назначение здания – «жилое строение».

В соответствии с пунктом 21 Требований технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, и оформляется в виде файлов в формате XML (далее - XML-документ), созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных.

XML-схемы, используемые для формирования XML-документов, считаются введенными в действие по истечении двух месяцев со дня их размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - уполномоченный орган), в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт).

При изменении нормативных правовых актов, устанавливающих форму и требования к подготовке технического плана, уполномоченный орган изменяет XML-схемы, при этом обеспечивает на официальном сайте возможность публичного доступа к текущей актуальной версии и предыдущим (утратившим актуальность) версиям.

Вместе с тем, как следует из пояснений представителя административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области, в настоящее время Росреестр не изменил XML-документ – не предусмотрел возможность указать в отношении здания назначение «жилое строение».

При осуществлении действий по государственному кадастровому учету Управление использует руководство «Модуль ввода данных» в автоматизированной информационной системе государственного кадастра недвижимости (АИС ГКН). Согласно пункту 3.1 Модуля при введении данных в отношении объектов капитального строительства о назначении объекта государственному регистратору доступны три варианта заполнения данного поля «жилой дом», «многоквартирный дом», «нежилое здание». Введение назначения объекта «жилое строение» АИС ГКН не предусмотрено. В связи с чем ФИО1 было рекомендовано в техническом плане указать назначение здания «нежилое».

Между тем, для урегулирования подобной ситуации, уполномоченным органом – Росреестром в письме от 22.12.2016 года №14-исх/17905-ВА/16 в связи с вступлением с 01.01.2017 года Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» даны разъяснения, согласно которым до ввода в действие новых XML-схем межевой план, технический план, акт обследования представляются в орган регистрации прав в виде XML-документов, подготовленных с использованием действующих (размещенных в настоящее время на официальном сайте Росреестра) XML-схем. При этом сведения, предусмотренные Требованиями, а также утвержденными формами, но отсутствующие в соответствующих элементах размещенных на официальном сайте Росреестра (действующих в настоящее время) XML-схем, кадастровым инженерам следует рекомендовать указывать в разделе «Заключение кадастрового инженера».

Указанные выше рекомендации были выполнены кадастровым инженером, подготовившим технический план здания, в разделе «Заключение кадастрового инженера» указано, что «Технический план подготовлен для постановки на ГКУ и регистрации права на объект недвижимости – «жилое строение без права регистрации проживания в нем». Так как в новой форме декларации предусмотрена графа «назначение – жилое строение», а в xml – нет, то данная информация прописана в заключении кадастрового инженера».

Подобная ситуация описана и в письме Минэкономразвития России № 17683-ВА/Д23и от 28.06.2017 года относительно порядка подготовки технического плана в отношении нежилого здания и расположенных в нем помещений, а также в отношении машино-места до ввода в действие новых XML-схем.

В судебном заседании представитель административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области не представил правого обоснования данной административному истцу в уведомлении о приостановке рекомендации указания назначения здания – «нежилое».

Таким образом, суд приходит к выводу, что указанная в уведомлениях о приостановлении действий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости – здание – жилое строение, рекомендация об указании назначения здания – «нежилое», послужившая основанием для отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, с учетом вступления в силу с 01.01.2017 года Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости недостоверных сведений об объекте недвижимости.

При этом довод административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области о том, что введение назначения объекта «жилое строение» модулем АИС ГКН не предусмотрено и не может быть внесено регистрирующим органом, не может быть принят во внимание судом, поскольку задачей регистрирующего органа является достоверная регистрация сведений в Едином государственном реестре прав.

Также судом отклоняется довод административного ответчика Управления Росреестра по Ленинградской области о том, что при регистрации действий по осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на возведенный административным истцом объект недвижимости – здание – жилое, необходимо провести правовую экспертизу на предмет возможности возведения объекта недвижимости с жилым назначением на землях сельскохозяйственного назначения, исходя из следующего.

Согласно сведениям ГКН земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 1538 кв.м, с кадастровым номером , является объектом недвижимости со статусом кадастровых сведений «учтенный». Датой постановки на государственный кадастровый учет является 10.10.2013 года. Категория земель – земли сельскохозяйственного назначения. Разрешенное использование – для ведения дачного хозяйства. Сведения о правах: вид права- собственность, ФИО1 (л.д. 162-164 том 1). Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 10.10.2013 года на основании межевого плана от 02.09.2013 года (л.д. 188-195 том 1).

При этом, в силу ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ"О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственным регистратором должна была быть проведена правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу положений статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на садовом земельном участке может быть создано только жилое строение; на дачном земельном участке по усмотрению правообладателя допускается осуществление строительства любого жилого дома (объекта индивидуального жилищного строительства), либо жилого строения.

Согласно пункту 1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ получение разрешения на строительство на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства не требуется.

Принимая во внимание изложенное, а также положение части 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ, технический план в отношении здания, расположенного на садовом земельном участке (с назначением жилое строение или на дачном земельном участке (с назначением жилой дом или жилое строение) может быть подготовлен на основании декларации об объекте недвижимости.

При этом судом учитывается, что административный истец обращался за осуществлением государственного кадастрового учета и государственной регистрацией прав на объект недвижимости – здание – жилое строение, а не на жилой дом.

Таким образом, требование административного истца к Управлению Росреестра по Ленинградской области о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от 14.09.2017 года № 47/17-81165, подлежит удовлетворению.

С 01.01.2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В связи с этим Федеральный закон от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» прекратил свое действие в части и регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221 «О кадастровой деятельности»).

В соответствии с ч.1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ о регистрации) государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами – Росреестром и его территориальными органами.

Согласно Приказу Росреестра от 18.10.2016 № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» отдельными полномочиями органа регистрации прав» ФГБУ «ФКП Росреестра» наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. При этом, данным Приказом ФГБУ «ФКП Росреестра» не наделен полномочиями на принятие решений по осуществлению кадастрового учета в ФГИС ЕГРН.

Согласно ч.5 ст. 72 Закона № 218-ФЗ о регистрации, вступившего в силу с 01.01.2017 года, настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу. Настоящий Федеральный закон по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

Исходя из вышеизложенного, требования административного истца к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ленинградской области подлежат отклонению.

В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) суд считает необходимым обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области в течение 1 (одного) месяца с даты вступления решения суда в законную силу, осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на основании заявления ФИО1 № 47-0-1-100/3002/2017-634 от 13.03.2017 года и приложенных к нему документов на объект недвижимости, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, указав основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости - здание, дополнительные сведения об объете недвижимости: назначение здания – жилое строение.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Росреестра по Ленинградской области удовлетворить.

Признать незаконным решение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по Ленинградской области от 14 сентября 2017 года № 47/17-81165 об отказе в осуществлении кадастрового учета и государственной регистрации.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области, в течение 1 (одного) месяца с даты вступления решения суда в законную силу, осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на основании заявления ФИО1 № 47-0-1-100/3002/2017-634 от 13.03.2017 года и приложенных к нему документов на объект недвижимости, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес>, указав основные сведения об объекте недвижимости: вид объекта недвижимости - здание, дополнительные сведения об объете недвижимости: назначение здания – жилое строение.

Взыскать с Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ленинградской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в С-Петербургский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья: подпись

Мотивированное решение изготовлено 10.01.2018 г.