<.....>
Дело № 2а–1107/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 мая 2019 года город Пермь
Орджоникидзевский районный суд г. Перми:
в составе председательствующего судьи Макашиной Е.Е.,
при секретаре Жужговой Д.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от (дата),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным решения, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Департамента земельных отношений администрации г. Перми №... от (дата), возложении обязанности на административного ответчика заключить соглашение о перераспределении земельного участка согласно приложенной схеме.
В обоснование заявленных административных исковых требований указано, что она (истец) (дата). обратилась в Департамент земельных отношений администрации г.Перми с заявлением о перераспределении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности. По результатам рассмотрения заявления было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка по тем основаниям, что образуемый земельный участок перегораживает проезд (проход) к земельному участку с кадастровым номером №..., который находится в частной собственности. Данный отказ полагает, является незаконным и немотивированным, так как нарушает право заявителя на перераспределение земельных участков. Фактический доступ к земельному участку с кадастровым номером №... осуществляется с другой стороны согласно прилагаемой схеме. Доводы Департамента, указанные в обжалуемом решении от (дата). не являются основанием для отказа в перераспределении спорного земельного участка. Также указывает, что фактически к перераспределению был заявлен земельный участок площадью 162 кв.м. к имеющемуся в собственности земельному участку площадью 732 кв.м. Испрашиваемый земельный участок на ином правовом основании не может быть предоставлен иному лицу, поскольку является по площади меньше минимального размера земельного участка в соответствии с действующим законодательством ( 450 кв.м.). Ссылка Департамента на то, что образуемый земельный участок перегораживает фактический проезд (проход) к земельному участку с кадастровым номером №... не соответствует действительности. По данному земельному участку никогда проезд (проход) не осуществлялся, поскольку рядом находится газовая ШРП, также расположен металлический гараж. Проезд (проход) к земельному участку с кадастровым номером №... осуществлялся в ином месте, согласно приложенной к заявлению от (дата). схеме). Полагает, что перераспределение спорного земельного участка площадь 162 кв.м. не нарушает права и законные интересы третьих лиц, не приведет чересполосице и иным нарушения действующего законодательства.
Административный истец – ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Ранее представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии, на доводах иска настаивает в полном объеме (л.д.34).
Представитель административного истца – ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании доводы иска поддержал в полном объеме. Указал, что в настоящее время испрашиваемый истцом путем перераспределения земельный участок огорожен забором. Фактический проезд (проход) по данному земельному участку не возможен. На данном земельном участке расположен металлический гараж и строительный мусор. Рядом находится газовая ШРП. Проезд/проход к земельному участку с кадастровым номером №... осуществлялся в ином месте, именно с территории в отношении которой в настоящее время Департаментом земельных отношений администрации г. Перми утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Проезд по земельному участку невозможен, поскольку его ширина менее 3,5 метра. Также просил учесть представленное заключение кадастрового инженера. Просил заявленные требования удовлетворить.
В дальнейшем представлены письменные дополнения по доводам иска, согласно которым по испрашиваемому истцом в порядке перераспределения земельному участку никогда проезд (проход) не осуществлялся, поскольку рядом находится газовая ШРП, а также расположен металлический гараж. Проезд (проход) к земельному участку с кадастровым номером №... осуществлялся в ином месте. Данное обстоятельство подтверждается заключением кадастрового инженера от (дата). по итогам натурного осмотра местности. Кроме того, согласно СП 42.13330.2011 Градостроительство Планировка и застройка городских и сельский поселений, ширина полосы движения пешеходных улиц составляет -1 м., предусмотрена ширина второстепенных проездов полосой движения 3,5 метра, число полос движения 1, в конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог следует устраивать площадки с островками диаметром не менее 16. Для разворота автомобилей и техники. В соответствии с п. 4.2.4 СП 30-102-99 «Планировка и застройка территорий малоэтажного жилищного строительства» число полос движения на жилых улицах и проездах должно приниматься: для жилых улиц – не менее 2 полос, для проездов – не мене 1 полоса, ширину полос следует принимать 3,5 метра с организацией пешеходного тротуара шириной -1 м. (л.д.80-81).
Представитель административного ответчика - Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, направил заявление с просьбой рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв, из которого следует, что ответчик с заявленными требованиями не согласен, просит в удовлетворении требований отказать. Указывая, что запрашиваемый истцом земельный участок будет перегораживать фактический и единственный проезд/проход к земельному участку с кадастровым номером №... на прилагаемой схеме №...указан №..., который находится в частной собственности, границы данного земельного участка не установлены, что повлечет нарушение прав третьих лиц. Распоряжением от (дата). №... утверждена схема образования путем перераспределения земельного участка площадью 1072 кв.м. в Орджоникидзевском районе г. Перми на схеме №... указан №.... В связи с чем, просят отказать в удовлетворении заявленных исковых требований (л.д.25-28,29).
Протокольно определением суда от (дата). к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена –ФИО3
Заинтересованное лицо – ФИО3 в судебное заседание не явилась. О дате и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом. Стороной истца от ФИО3 представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствии. Указывает, что с исковым заявлением и приложенными документами она знакома. Не возражает против иска, проезд к ее земельному участку осуществляется с тыльной стороны жилого дома по <АДРЕС>, согласно приложенной к иску схеме (л.д. ).
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что административные исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
На основании ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд, признав решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Частью 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч.3 ст.11.7 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
На основании п.3 ч.1 ст.39.28 Земельного кодекса РФ, перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в следующих случаях: перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Судом установлено, что истец ФИО1 является собственниками по земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 732 кв.м., расположенного по <АДРЕС> б <АДРЕС>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство. Для индивидуальной жилой застройки, что подтверждается выпиской ЕГРН по состоянию на (дата). (л.д. 51-59).
(дата). истец обратилась в Департамент земельных отношений администрации г. Перми с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №..., площадью 732 кв.м., расположенногопо <АДРЕС> с увеличением его на 162 кв.м. за счет земель, государственная собственность на которые не разграничена согласно представленной схемы на КПТ (л.д. 7,8,9,32,).Решением №... от (дата) Департамент земельных отношений администрации г. Перми отказал в заключении соглашения о перераспределении земельного участка (л.д. 10,11).
Основанием для принятия решения послужил п.2.11.11 административного регламента предоставления департаментом муниципальной услуги «Перераспределение земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности», утвержденного Постановлением администрации г. Перми от (дата) № №...., согласно которому имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10. Земельного кодекса РФ.
Причинами, послужившими основаниями для отказа, явились следующие обстоятельства, образуемы земельный участок перегораживает фактический проезд (проход) к земельному участку с кадастровым номером №... с землями, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно выписке ЕГРН по состоянию на (дата). собственником земельного участка с кадастровым номером №..., расположенного по адресу: <АДРЕС> является ФИО3 (л.д.60-63).
Оценив представленные доказательства в их совокупности, а также доводы сторон, с учетом положений статей 60,61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд не находит правовых оснований для удовлетворения административного иска.
В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, предполагается, что для удовлетворения требования о признании решения незаконным, необходимо установление одновременно двух условий: противоправности этого решения и факта нарушения прав административных истцов или незаконного привлечения его к ответственности в результате такого решения.
Между тем, в данном случае таких обстоятельств не установлено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2, пунктами 1, 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участкиобразуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также изземель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При перераспределении нескольких смежных земельных участковобразуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 (статьями 39.27 - 39.29) названного Кодекса.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 39.28, пунктами 1, 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельныхучастков.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка. В целях заключения соглашения собственники частных земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, в уполномоченный орган.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результат
его рассмотрения совершает одно из следующих действий:
1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю;
2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении
земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Положениями пункта 9 указанной нормы закона предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии хотя бы одного из следующих оснований - имеются основания дляотказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
По смыслу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земельнедостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6 статьи 11.9Земельного кодекса Российской Федерации).
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из представленной в материалы дела схемы №... следует, что за земельным участком, принадлежащим истцу на праве собственности с кадастровым номером №... расположен земельный участок с кадастровым номером №..., который обозначен №... (л.д.37,38).
Распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от (дата)№... утверждена схема образования путем перераспределения земельного участка площадью 1072 кв.м. в <АДРЕС> на схеме №... указан №... (л.д. 42-43,44).
Распоряжением начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от (дата). №... внесены изменения в пункт 2 распоряжения начальника Департамента земельных отношений администрации г. Перми от (дата). №...исключены слова «путем перераспределения» (л.д.41).
Таким образом, вновь образуемый в результате перераспределения земельный участок будет перегораживать единственный возможный проход для граждан по обозначенной улице к земельному участку с кадастровым номером №..., что повлечет в дальнейшем нарушение прав третьих лиц.
При этом, суд учитывает, что в отношении территории, с которой в настоящее время по пояснениям истца осуществляется проход (проезд) к земельному участку с кадастровым номером №... Департаментом земельных отношений администрации г. Перми утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.Иного возможного проезда (прохода) к земельному участку с кадастровым номером №... не установлено.
При изложенных обстоятельствах, в удовлетворении административного иска о признании решения ДЗО г. Перми незаконным следует отказать.
Требование о возложении обязанности по вынесению решения об утверждении схемы расположения земельных участков является производным от основного требования о признании решения ДЗО г. Перми незаконным.
Отказ в удовлетворении основного требования служит основанием для отказа в удовлетворении требований, производных от основного.
Административный иск ФИО1 не подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175 -180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании незаконным решения, возложении обязанности, – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд, через Орджоникидзевский районный суд г.Перми в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме (06.06.2019года).
Судья <.....> Е.Е. Макашина
<.....>