ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1107/20 от 27.10.2020 Пролетарского районного суда г.Тулы (Тульская область)

Решение

Именем Российской Федерации

27 октября 2020 года г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Слукиной У.В.,

при помощнике судьи Алексеенко С.В.,

с участием административного истца старшего помощника Тульской природоохранной прокуратуры Рогонова Н.Е.,

представителя административного ответчика администрации г. Тулы по доверенности Старостиной Н.С.,

рассмотрев в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1107/2020 по административному исковому заявлению Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы об обязании обратиться в государственный регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества,

установил:

Тульский природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Тулы о признании объекта недвижимости – ливневой канализации бесхозяйным, обязании обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества ссылаясь на то, что в ходе проведенного Тульской природоохранной прокуратурой проверки установлено, что администрацией муниципального образования г. Тулы и её структурными подразделениями не в полном объеме исполняются нормы ст.ст. 215, 255 Гражданского кодекса РФ, ФЗ «Об охране окружающей природной среды» № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» № 416-ФЗ, приказа Министерства экономического развития РФ» от 10 февраля 2015 года № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», так как 16 ДД.ММ.ГГГГ работником Тульской природоохранной прокуратуры с привлечением представителей министерства природных ресурсов и экологии Тульской области и администрации г. Тулы, установлено, что по направлению от проезда дома <адрес> к ручью Щегловский расположена бетонная труба, из которой проводится сброс ливневых стоков в указанный водный объект. Данная ливневая канализация в Едином Реестре имущества муниципального образования г. Тулы не числится, сведениями о зарегистрированных правообладателях сети ливневой канализации в районе <адрес> и наличии эксплуатирующей данную сеть, администрация г. Тула не располагает. По результатам проверки за указанные нарушения природоохранного законодательства главе администрации г. Тулы внесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено. В ходе контрольной проверки было установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ нарушения, указанные в представлении не устранены. Указанные сети ливневой канализации ввиду отсутствия эксплуатирующей организации создают потенциальную угрозу нанесения ущерба окружающей среде в результате сброса сточных вод, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду. На основании изложенного истец просил суд: признать объект недвижимости – ливневую канализацию, находящуюся в районе <адрес>, бесхозяйной; обязать администрацию муниципального образования г. Тула Тульской области обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – ливневой канализации, расположенной в районе <адрес>.

Определением Пролетарского районного суда от 27 августа 2020 года производство по гражданскому делу №2-1107/2020 по заявлению Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Тулы о признании объекта недвижимости – ливневой канализации бесхозяйным, обязании обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в части признания объекта недвижимости – ливневой канализации бесхозяйным, прекращено в связи с принятием отказа Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, от исковых требований в данной части.

Впоследствии истцом исковые требования были уточнены. Природоохранный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, указывая на то, что в ходе судебного разбирательства было установлено, что администрацией принимаются меры по устранению нарушений требований природоохранного законодательства, так как в отношении бесхозяйного имущества – участка ливневой канализации, расположенной в районе <адрес> принято постановление от 26 августа 2020 года № 2766 «Об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты и определении организации, осуществляющей эксплуатацию бесхозяйного объекта». В соответствии с п.п.5.1, 7 Положения о порядке выявления учета безхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования г. Тула, утвержденного решением Тульской городской Думы от 28 ноября 2012 года № 53/1165, комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы в течение 30 дней со дня принятия соответствующего постановления администрации г. Тулы об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект заказывает техническую документацию, необходимую для постановки бесхозяйного объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области; после получения ответов на указанные запросы Комитет в течение 7 дней обращается в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о постановке бесхозяйного объекта на учет. На основании изложенного, истец просил суд: обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – ливневой канализации, расположенной в районе <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением от 19 октября 2020 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам кодекса административного судопроизводства.

В судебном заседании старший помощник Тульского природоохранного прокурора Рогонов Н.Е. исковые требования поддержал с учетом уточнения, пояснив, что ответчиками не представлено сведений о производимых работах и принятии спорной ливневой канализации на баланс, сведений о мониторинге водопользователей, об очистке сточных вод, о выделении средств на производство указанных работ или работ по оформлению указанного объекта в собственности.

Представитель административного ответчика администрации г. Тулы по доверенности Старостина Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что все необходимые действия по регистрации бесхозяйного имущества проводятся ими в соответствии с нормами действующего законодательства.

Представитель ответчиков администрации г. Тулы, Комитета имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы по доверенности Русаев Е.Ю., извещенный о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании в судебном заседании считал предъявленные требования незаконными, ввиду отсутствия правового обоснования, ссылаясь на то, что процедура по оформлению спорной ливневой канализации в собственность проводится в соответствии с требованиями положения о комитете. Указанный объект должен быть поставлен на кадастровый учет, для чего необходимо установление его технических характеристик, составление технического плана, привлечение кадастрового инженера, при этом объект находится в хозяйственном ведении Управления по транспортному и дорожному хозяйству администрации г.Тулы. Представление природоохранным прокурором выносилось в адрес администрации г. Тулы, а не Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месту рассмотрения дела уведомлены в установленном законом порядке.

Руководствуясь положениями ст. 226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав объяснения представителя административного истца, возражение представителя административных ответчиков, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих установлены главой 22 КАС РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно положениям ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

При рассмотрении административного дела суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ истец не освобожден от бремени доказывания того обстоятельства, что оспариваемым бездействием (действием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы истца либо возникла реальная угроза их нарушения.

Статьей 2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

В силу положения п.4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится также организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу положения ст. 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Согласно ч.5 ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В соответствии с ч.ч. 1,3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации Бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Вопросы, касающиеся принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются приказом Министерства экономического развития РФ «Об установлении прядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей от 10 декабря 2015 года № 931.

Согласно ч.1, п.7 ч.15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

Как видно из материалов дела, в ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ Тульской природоохранной прокуратурой по поручению прокуратуры Тульской области в рамках обращения Департамента Тульской областной Думы, действующего в интересах жителей Пролетарского района г. Тулы, проверки на территории земельного участка в районе дома <адрес> зафиксирован факт сброса сточных вод на рельеф местности водоохранной зоны Щегловского ручья, от дома <адрес>, в направлении Щегловского ручья, проложена железобетонная труба ливневой канализации, к которой также подключены дренажные колодцы, в том числе от вышеуказанного дома, чем нарушаются требования п.п. 7, п.15 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации. Данные обстоятельства подтверждаются актом № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в присутствии помощника Тульского природоохранного прокурора, государственного инспектора отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, фототаблицей.

Установив на основании указанной проверки, что данные сети ливневой канализации ввиду отсутствия эксплуатирующей организации создают потенциальную угрозу нанесения ущерба окружающей среде в результате сброса сточных вод Тульской природоохранной прокуратурой в адрес Главы администрации муниципального образования г. Тулы вынесено представление об устранении нарушений требований законодательства в сфере ЖКХ, законодательства в сфере муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указала о необходимости принятия мер по устранению выявленных нарушение, а также причин и условий им способствовавших.

Как видно из представленных материалов, в Едином Реестре имущества муниципального образования г. Тула ливневая канализация, находящаяся на <адрес>, не числится.

Согласно сообщению администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в Едином Реестре имущества муниципального образования г. Тула числится ливневая канализация, протяженностью 1600 м, расположенная по адресу: <адрес>, в квартале, ограниченном ул. <адрес>, ул. <адрес>, ул. <адрес> (в районе ул. <адрес>). Ливневая канализация, находящаяся по <адрес> в Едином Реестре имущества муниципального образования г. Тула не числится. Заявления о выдаче разрешения на строительство сети ливневой канализации в районе дома <адрес> с дальнейшим сбросом на рельеф местности в администрацию г. Тула не поступали, разрешение на строительство администрация г. Тулы не выдавала. Информация о характеристиках данной системы водоотведения в администрации г. Тулы отсутствует. Сведениями, с какой территории и от каких жилых домов сбрасываются ливневые стоки посредством указанной бетонной трубы, администрация г. Тулы не располагает. Сведениями о зарегистрированных правообладателях сети ливневой канализации в районе дома <адрес> и наличии организации, эксплуатирующей данную сеть, администрация г. Тулы не располагает. В настоящее время администрацией г. Тулы в отношении вышеуказанной ливневой канализации протяженностью 100 м, проводятся мероприятия в соответствии с Положением о порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования г. Тула, утвержденным решением Тульской городской Думы от 28 ноября 2012 года № 53/1165. Проведен осмотр и описание объекта, направлены соответствующие запросы в соответствии с п. 2.3.5 Положения. После получения необходимой информации при наличии основания будет подготовлен проект постановления об оформлении права муниципальной собственности на данный бесхозяйный объект. Постановление об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект является основанием для учета бесхозяйного объекта в Реестре бесхозяйного недвижимого имущества и для выполнения работ, связанных с учетом бесхозяйного объекта в Управлении Росреестра по Тульской области. По истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области администрацией города Тулы будет принято решение о целесообразности обращения в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на ливневую канализацию, проходящую в районе дома <адрес>, протяженностью 100 м.

В сообщении АО «Тулагорводоканал» от <адрес> в адрес Тульского природоохранного прокурора указано, что АО «Тулагорводоканал» не является и не являлось ранее организацией, эксплуатирующей ливневую систему канализации в районе дома № <адрес>, не имеет запрашиваемых данных о техническом состоянии о собственнике данного объекта.

ДД.ММ.ГГГГ комиссия в составе Главного инструктора-специалиста отдела ЖКХ ГУ администрации г. Тулы по Пролетарскому ТО, референта отдела ЖКХ - ГУ администрации г. Тулы по Пролетарскому территориальному округу, главного инструктора-специалиста отдела по жизнеобеспечению управления по городскому хозяйству администрации города Тулы произвела обследование ливневой канализации, расположенной по адресу: <адрес>, в связи с обращением Тульской природоохранной прокуратуры. В результате проверки установлено, что от колодца ливневой канализации с приемной решеткой, расположенной на придомовой территории МКД <адрес> по направлению к Щегловскому ручью проходит сеть ливневой канализации, сброс воды из которой происходит на рельеф местности, протяженностью 100 м, диаметром 500 мн, материал – железобетон. Комиссией сделан вывод о необходимости организации работ в соответствии с Положением «О порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признание на него права собственности муниципального образования г. Тула», утвержденного Тульской городской Думой от 28 ноября 2012 года № 53/1165.

В письме министерства имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ указано, что в реестре имущества Тульской области отсутствуют сведений об объектах недвижимого имущества: сооружение – ливневая канализация, расположенная в районе дома № 9 по ул. Бондаренко, примерная протяженность – 100 м.

В письме от ДД.ММ.ГГГГ под № Федерального агентства по управлению государственным имуществом сообщено об отсутствии в реестре федерального имущества сведений об объекте – сооружении, ливневой канализации, расположенной в районе дома № <адрес>, примерной протяженностью 100 м.

В сообщении ГУ ТО «Областное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что объект недвижимости - сооружение, ливневая канализация, расположенная в районе дома <адрес>, примерной протяженностью 100 м., на техническом учете не числится.

Как следует из сообщения управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы ливневая и дренажная канализация были обустроены при строительстве жилых домов <адрес>, <адрес>, <адрес> в 80-х годах 20 века с целью обеспечения водоотведения с придомовых территорий вышеуказанных МКД. ДД.ММ.ГГГГ при строительстве детского сада по адресу: <адрес> с целью обеспечения водоотведения с территории детского сада была построена ливневая канализация с подключением в существующую ливневую канализации в районе дома <адрес>. В настоящее время сооружение ливневой канализации с кадастровым номером ( (ливневая канализация детского сада) находится в собственности Муниципального образования г. Тулы, Управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы.

В подтверждение доводов о принятии мер по исполнению предписания Тульской природоохранной прокуратуры, администрацией г. Тулы представлены следующие документы.

Из сообщения администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в настоящее время в отношении участка ливневой канализации, расположенного в районе дома <адрес>, администрацией г. Тулы в соответствии с положением «О порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования г. Тула», подготовлен проект постановления об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Тулы в адрес начальника главного управления администрации г.Тулы по Пролетарскому территориальному округу направлено письмо, согласно которому в связи с тем, что участок ливневой канализации, расположенный в районе дома ДД.ММ.ГГГГ служит для отвода дождевых и талых вод с придомовой территории дома ДД.ММ.ГГГГ, считали нецелесообразным принятие данного участка ливневой канализации в собственность муниципального образования, как относящуюся к компетенции собственников многоквартирного жилого дома на основании ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В сообщении главы администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Тульского природоохранного прокурора по итогам рассмотрении представления Тульской природоохранной прокуратуры «Об устранении нарушений требований законодательства в сфере ЖКХ, законодательства в сфере муниципальной собственности» от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что в настоящее время в отношении участка ливневой канализации, расположенной в районе дома <адрес>, администрацией г. Тулы в соответствии с положением «О порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признании права собственности муниципального образования город Тула», утвержденного решением Тульской городской Думы от 28 ноября 2012 года № 53/1165 подготовлен проект постановления об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Тулы принято постановление № «Об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты и определение организации, осуществляющей эксплуатацию бесхозяйного объекта», которым постановлено комитету имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы включить в реестр объектов бесхозяйного имущества, с последующим оформлением права муниципальной собственности объект – участок ливневой канализации, расположенный в районе дома <адрес>, примерной протяженностью 100 метров. Главному управлению администрации г. Тулы по Пролетарскому территориальному округу в течение 5 дней со дня принятия настоящего постановления передать в комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы все имеющиеся документы на бесхозяйный объект, в том числе заявления об отказе от права собственности на объекты (при наличии). Определить управление по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы в качестве организации для осуществления эксплуатации бесхозяйного объекта.

Как видно из положения «Об управлении по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы, утвержденного решением Тульской городской Думы от 23 ноября 2016 года № 31/795 управление решает иные задачи в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Тульской области и муниципальными правовыми актами муниципального образования г. Тула, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в сфере создания условий для предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в границах муниципального образования г. Тула, организации дорожного движения. (п.2.2) для реализации указанных задач управление в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет следующие функции и полномочия – работу по выявлению бесхозяйных автомобильных дорог, ливневых канализаций для обслуживания автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории муниципального образования г. Тулы ( абз. 23 п.3.1).

Утвержденным решением Тульской городской Думы от 28 ноября 2012 года № 53/1165 положением «О порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования г. Тула» регулируется порядок выявления бесхозяйного имущества, принятия решения об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйное имущество, учета бесхозяйного имущества в Реестре бесхозяйного недвижимого имущества и в Реестре бесхозяйного движимого имущества, постановки бесхозяйных объектов на учет в Управлении Росреестра по Тульской области и принятия бесхозяйного имущества в муниципальную собственность.

В силу п.п. 5.1 - 5-3 5.1 комитет в течение 30 дней со дня принятия постановления администрации города Тулы об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйный объект заказывает техническую документацию, необходимую для постановки бесхозяйного объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области.

Комитет в течение 7 дней после получения технической документации подготавливает необходимые запросы: в Управление Росреестра по Тульской области о зарегистрированных правах на объект; в Государственное учреждение Тульской области «Областное БТИ» о наличии ранее зарегистрированных правах на объект; в министерство имущественных и земельных отношений Тульской области о наличии объекта в реестре имущества Тульской области; в Межрегиональное территориальное управление Росимущества в Тульской, Рязанской и Орловской областях сведения о наличии объекта в реестре федеральной собственности. После получения ответов на указанные запросы Комитет в течение 7 дней обращается в Управление Росреестра по Тульской области с заявлением о постановке бесхозяйного объекта на учет.

Пунктом 7.1 указанного положения предусмотрено, что по истечении года со дня постановки бесхозяйного объекта на учет в Управлении Росреестра по Тульской области Комитет обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект.

ДД.ММ.ГГГГ Комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, межрегионального территориального управления Федерального агентства управления государственным имуществом в Тульской, Рязанской и Орловской областях, ГУ ТО «Областное БТИ» направлены запросы в отношении сведений о зарегистрированных правах в отношении ряда объектов, в том числе в отношении участка ливневой канализации по адресу: Тульская область, <адрес>.

Как следует из пояснений представителей ответчиков после получения ответов будут проведены работы по постановке на кадастровый учет данного сооружения: проведение запроса ценовых предложения на оказание кадастровых работ, проведение аукциона по выбору кадастрового инженера для проведения кадастровых работ на данном объекте. Ориентировочный срок постановки на кадастровый учет бесхозяйных объектов – ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ комитетом имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы направлены запросы о предоставлении ценовой информации на оказание услуг по изготовлению технических планов на следующие объекты коммунального хозяйства.

В письме Комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ в реестре бесхозяйного имущества числится следующий объект: участок ливневой канализации, расположенный в районе дома <адрес>, ориентировочной протяженностью 100 м. Согласно положению «О порядке выявления, учета бесхозяйного имущества и признания на него права собственности муниципального образования г. Тула», после получения ответов на указанные запросы Комитет должен обратиться в Управление Росреестра с заявлением о постановке бесхозяйного объекта на учет, для чего необходим технический план, проведение запроса ценовых предложений на оказание услуг по постановке на кадастровый учет линейного объекта (подготовка технического плана) в Управлении Росреестра по Тульской области в качестве бесхозяйного и по его итогами проведение аукциона по выбору кадастрового инженера для проведения кадастровых работ на данном сооружении. Ориентировочный срок постановки на кадастровый учет бесхозяйного объекта- ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из акта по результатам участия в проверке, организованной органом прокуратуры от 9 июля 2020 года, государственным инспектором отдела регионального государственного экологического надзора департамента контроля и надзора в сфере экологии и природопользования министерства природных ресурсов и экологии Тульской области и старшим помощником Тульского природоохранного прокурора, проведено обследование территории Щегловского ручья, г. Тула, вблизи <адрес>, по результатам которого установлено, что на территории земельного участка в районе дома <адрес> зафиксирован факт сброса сточных вод (из трубы) на рельеф местности с дальнейшим попаданием в Щегловский ручей.

Несмотря на неоднократные запросы суда сведений о принятии управлением по транспорту и дорожному хозяйству администрации г. Тулы во исполнение постановления № 2766 «Об оформлении права муниципальной собственности на бесхозяйные объекты и определение организации, осуществляющей эксплуатацию бесхозяйного объекта» мер к эксплуатации бесхозяйного объекта (данных о проверке сточных вод, их очистке и т.п.) суду не представлено.

Сторона ответчика указанные обстоятельства, а также свою ответственность за соблюдение требований законодательства в сфере муниципальной собственности, не оспаривала.

Таким образом, в ходе судебного разбирательства судом установлено, что спорный объект – ливневая канализация является бесхозяйным имуществом.

Учитывая, что о наличии данного объекта было выявлено ДД.ММ.ГГГГ, однако до настоящего времени заявление о постановке бесхозяйного объекта на учет в Управление Росреестра по Тульской области уполномоченной организацией не подано, принимая во внимание, что обязанность по оформлению права муниципальной собственности на указанный объект возложена на ответчика Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы, суд приходит к выводу, что указанный ответчик незаконно бездействует в решении вопроса о принятии на учет регистрирующего органа бесхозяйного недвижимого имущества – ливневой канализации, расположенной в районе <адрес> г. Тулы.

Данные нарушения сети ливневой канализации ввиду отсутствия эксплуатирующей организации создают потенциальную угрозу нанесения ущерба окружающей среде в результате сброса сточных вод, чем нарушают права неопределенного круга лиц, меры по их устранению данных нарушений своевременно и надлежащим образом уполномоченной организацией приняты не были, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований и возложении на ответчика – Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы обязанности обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – ливневой канализации, расположенной в районе д.9 по ул. Бондаренко г. Тулы.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Тульским природоохранным прокурором требований и наличии правовых оснований для их удовлетворения.

На основании ч.3 ст. 227 КАС РФ суд устанавливает срок для совершения действий.

Учитывая необходимость соблюдения предусмотренного законом порядка обращения с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества, принимая во внимание объем и характер работ, подлежащих выполнению для исполнения решения суда, а также то, что с момента обнаружения данного объекта прошло около 10 месяцев, при этом для исполнения решения суда требуется значительное время, суд полагает разумным установление срока выполнения Комитетом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы обязанности обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – ливневой канализации, расположенной в районе <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

При этом в силу требований ст.227 КАС РФ, административному ответчику необходимо сообщить об исполнении решения суда по настоящему административному делу в суд и в Тульскую природоохранную прокуратуру в течение срока, установленного судом для исполнения решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил

административные исковые требования Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г. Тулы, Комитету имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы удовлетворить частично.

Обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования г. Тулы обратиться с заявлением в государственный регистрирующий орган о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – ливневой канализации, расположенной в районе <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении административных исковых требований Тульского природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, в остальной части - отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Пролетарский районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья