ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1107/2016 от 29.09.2016 Корсаковского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-1107/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 сентября 2016 года город Корсаков

Сахалинской области

Корсаковский городской суд

под председательством судьи Е.В. Мурынчик,

при секретаре судебного заседания Н.В. Кравченко

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Зеленой А. Н. к администрации Корсаковского городского округа об оспаривании решения органа местного самоуправления,

установил:

6 сентября 2016 года Зеленая А.Н. обратилась в Корсаковский городской суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления, в котором просит признать незаконным постановление администрации Корсаковского городского округа от 10.08.2016 г. об отказе в признании Зеленой А.Н. малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения и обязать Администрацию Корсаковского городского округа рассмотреть запрос Зеленой А.Н. о признании малоимущей в соответствии с Законом Сахалинской области от 16.12.2005 г. «О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» и вынести решение о признании Зеленой А.Н. малоимущей или об отказе в таком признании, в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения на основе представленных материалов; взыскать с Администрации Корсаковского городского округа расходы по оплате услуг представителя за подготовку искового заявления и представительство в суде в размере 25 000 рублей и госпошлину в размере 300 рублей.

В обоснование административного иска указано, что Зеленая А.Н. одна зарегистрирована и проживает в бараке в однокомнатной квартире по адресу: <адрес>. Данная квартира согласно заключению межведомственной комиссии от 22.09.2015 г. признана непригодной для проживания. В квартире нет условий для нормального проживания людей (крыша провалилась, потолки обваливаются, пол сгнил, стены покосились).

По вопросу предоставления жилого помещения Зеленая А.Н. обращалась в Правительство Сахалинской области, указанное обращение было перенаправлено в администрацию Корсаковского городского округа. В ответ на обращение Зеленой А.Н. административный ответчик направил ей письмо, согласно которому Зеленая А.Н. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. В 2015 году номер очереди Зеленой А.Н. на предоставление жилого помещения – 826.

Зеленая А.Н. обратилась в администрацию Корсаковского городского округа по вопросу внеочередного получения жилого помещения. Сотрудниками администрации Корсаковского городского округа ей было разъяснено, что для этого ей необходимо иметь статус малоимущей. Собрав все необходимые документы, Зеленая А.Н. обратилась в администрацию Корсаковского городского округа. Письмом от 12.08.2016 г. ей сообщили, что постановлением администрации Корсаковского городского округа ей отказано в признании ее малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в г. Корсакове, так как предоставленные истицей документы не подтверждают статус малоимущей.

По подсчетам, содержащимся в административном исковом заявлении, стоимость жилья, которое должно быть предоставлено Зеленой А.Н., составляет 808 275 рублей, а накопить она за 10 лет сможет, исходя из размера ее доходов и прожиточного минимума в Сахалинской области, только 769 041,6 рубль, таким образом, Администрация Корсаковского городского округа незаконно отказала истице в признании ее малоимущей в целях предоставления жилого помещения по договору социального найма.

29.09.2016 года от представителя истца Г. поступили дополнения к административному исковому заявлению, в которых просит суд обязать администрацию Корсаковского городского округа рассмотреть запрос Зеленой А.Н. о признании малоимущей в соответствии с Законом Сахалинской области от 16.12.2005 г. № 97-ЗО «О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», Конституцией РФ и Жилищным кодексом РФ, и вынести решение о признании Зеленой А.Н. малоимущей или об отказе в признании ее малоимущей, в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения на основе предоставленных материалов.

В судебном заседании административный истец Зеленая А.Н. не присутствовала, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В судебном заседании присутствовал представитель административного истца Г., действующая на основании доверенности от 24.08.2016 года , требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить. Дополнительно суду пояснила, что Закон Сахалинской области от 16.12.2005 г. № 97-30 «О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» противоречит федеральному законодательству, а именно ст. 89 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению. Площадь квартиры Зеленой А.Н. составляет 31,2 кв. м, а ей предлагается приобрести жилое помещение площадью 15 кв. м. В соответствии с п. 8 ст. 5 ЖК РФ в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ, положениям ЖК РФ, применяются нормы Жилищного кодекса. Таким образом, стоимость жилого помещения, которое должно быть предоставлено Зеленой А.Н. взамен ее непригодного для жизни жилья, составляет 1 681 212 рублей, а накопить она сможет согласно Закону Сахалинской области 919 833,6 рубля, следовательно, Зеленой А.Н. незаконно отказали в признании ее малоимущей. Кроме того, статья 16 Жилищного кодекса к жилым помещениям относит квартиру. Как следует из п. 2 ст. 89 ЖК РФ, если наниматель до выселения занимал квартиру, он имеет право на получение квартиры. Норма предоставления в 15 кв. м, установленная законодательством Сахалинской области, никак не может являться отдельной квартирой, так как минимальная площадь однокомнатной квартиры составляет 29 кв. м. Исходя из этого показателя площади жилья, которое администрация Корсаковского городского округа обязана предоставить истице, стоимость жилья, рассчитанная по формуле, составит 1 562 665 рублей, что превышает размер денежных средств, которые сможет накопить заявитель за 10 лет. Также следует учесть, что Зеленой А.Н. 78 лет. Период накопления денежных средств на приобретение жилья, согласно закону, составляет 10 лет. Средняя продолжительность жизни женщин в России согласно статистической информации, составляет 73 года. Гарантии того, что истица проживет эти 10 лет, отсутствуют, а жить сейчас в тех условиях, в которых она живет, - невозможно, особенно учитывая ее возраст.

В судебном заседании присутствовал представитель административного ответчика и заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом Д., действующая на основании доверенностей № 01-1796 от 15.02.2016 года и № 84 от 21.09.2016 г. с требованиями не согласилась, просила в удовлетворении административных исковых требований отказать. Суду пояснила, что считает отказ Администрации Корсаковского городского округа законным и обоснованным, представила расчет размера денежных средств, который одиноко проживающий гражданин способен исходя из своих доходов накопить, произведенный на основании административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», утвержденного постановлением мэра Корсаковского городского округа от 15.07.2016 г. № 1113. Размер денежных средств, которые сможет накопить одиноко проживающий гражданин за 10 лет, согласно представленному ответчиком расчету, составляет 919 833,6 рубля, данная сумма превышает рыночную стоимость жилого помещения, которая составляет 786 090 рублей, следовательно, у Администрации Корсаковского городского округа не было оснований для признания Зеленой А.Н. малоимущей в целях предоставления ей жилого помещения по договору социального найма, и оспариваемое постановление законно и отмене не подлежит. Кроме того, указала, что в расчете дохода А., содержащимся в административном исковом заявлении, не включена сумма социальных выплат в размере 10 819, 21 рублей, что не соответствует подпункту л п. 7 ч. 1 ст. 3 Закона Сахалинской области от 16.12.2005 года №97 -ЗО. Сведения о выплатах были получены в рамках межведомственного запроса с отдела социальной защиты. Более того, в рамках подготовки к судебному разбирательству был сделан запрос в УПФР по Корсаковскому району Сахалинской области, согласно справки от 28.09.2016 года Зеленая А.Н. помимо пенсии по старости, является получателем ежемесячной денежной выплаты в соответствии с п.1 ст. 28.1 ФЗ№181, указанный доход не был учтен при принятии оспариваемого постановления.

Суд счел возможным рассмотреть настоящее административное исковое заявление без участия административного истца Зеленой А.Н.

Выслушав представителя административного истца Г., представителя административного ответчика и заинтересованного лица Д., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оспариваемые действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Законом Сахалинской области от 16 декабря 2005 года N 97-ЗО в редакции от 29.06.2015 года «О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» определен порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Частью 7 статьи 4 названного Закона Сахалинской области предусмотрены основания отказа в признании граждан малоимущими, а именно: не представлены документы, предусмотренные частью 5 настоящей статьи; документы, представленные гражданином, не подтверждают статус малоимущего; сведения, указанные в документах, предусмотренных частью 5 настоящей статьи, являются недостоверными.

Согласно частями 1-4 ст. 4 указанного выше Закона Сахалинской области предусмотрено, что семья или одиноко проживающий гражданин признается малоимущей(им) в целях предоставления ей(ему) жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде в соответствии с жилищным законодательством в случае, если стоимость имущества, принадлежащего семье (одиноко проживающему гражданину), и денежные средства, которые семья (одиноко проживающий гражданин) способна (способен) исходя из своих доходов накопить за период накопления, меньше рыночной стоимости жилого помещения, размер которого определен исходя из нормы предоставления жилых помещений по договорам социального найма.

Рыночная стоимость жилого помещения (СЖ), площадь которого определена исходя из нормы предоставления жилых помещений по договору социального найма, определяется по формуле:

СЖ = НП x КЧ x РЦ,

где:

НП - норма предоставления жилого помещения на 1 человека;

КЧ - количество членов семьи (для одиноко проживающих граждан КЧ = 1);

РЦ - средняя рыночная стоимость 1 кв. м жилья в муниципальном образовании со средней степенью благоустроенности.

Размер денежных средств, которые семья (одиноко проживающий гражданин) способна (способен) исходя из своих доходов накопить за период накопления (ДС), определяется по формуле:

ДС = (ДМ x КЧ - К x SUMПМ) x ПН,

где:

ДМ - среднемесячный доход, приходящийся на одного члена семьи или среднемесячный доход одиноко проживающего гражданина;

SUMПМ - величина прожиточного минимума семьи (одиноко проживающего гражданина), рассчитанная как сумма дифференцированных значений прожиточного минимума для каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина) на основании Закона Сахалинской области о прожиточном минимуме;

К - поправочный коэффициент к величине прожиточного минимума, устанавливаемый органом местного самоуправления, исчисленный как отношение минимального среднемесячного дохода семьи (одиноко проживающего гражданина), необходимого для комфортного проживания семьи (одиноко проживающего гражданина) на территории муниципального образования с учетом местных условий, к расчетному прожиточному минимуму семьи (одиноко проживающего гражданина), при этом К >= 1;

ПН - установленный органом местного самоуправления период накопления (в месяцах), который равен среднему времени ожидания в очереди на получение жилого помещения в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма;

КЧ - количество членов семьи (для одиноко проживающего гражданина КЧ = 1).

Учет и расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и размера дохода одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению, производится на основании сведений о составе семьи, одиноко проживающем гражданине, доходах членов семьи, одиноко проживающего гражданина и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, одиноко проживающего гражданина и подлежащего налогообложению.

В силу п.п. «а» п. 5, пп. «л» п. 7 ч. 1 ст. 3 названного закона, при определении размера дохода одиноко проживающего гражданина в целях признания их малоимущими и предоставления им договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда учитываются в том числе: пенсии, компенсационные выплаты (кроме компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами) и дополнительное ежемесячное материальное обеспечение пенсионеров; денежные эквиваленты полученных членами семьи льгот и социальных гарантий, установленных органами государственной власти Российской Федерации, Сахалинской области, органами местного самоуправления, организациями.

Показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Сахалинской области на IV квартал 2015 года, который необходим для расчета рыночной стоимости жилого помещения, установлен приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.10.2015 г. № 710/пр в размере 52 406рублей.

Размер прожиточного минимума в Сахалинской области за IV квартал 2015 года в расчете на душу населения, необходимый для расчета размера денежных средств, которые одиноко проживающий гражданин способен исходя из своих доходов накопить за период накопления, составил 10 682 рублей для пенсионеров (Постановление Правительства Сахалинской области от 19.02.2016 года № 74 «Об установлении величины прожиточного минимума в Сахалинской области за IV квартал 2015 года»).

В соответствии с ч. 1, 2, 4, 5 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления.

Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Согласно Решению Районного собрания муниципального образования Корсаковского района от 19.08.2006 г. , в Корсаковском районе установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 15 кв. м общей площади жилого помещения на одного человека.

Из материалов дела следует, что Зеленая А.Н. зарегистрирована и проживает на условиях социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение признано непригодным для проживания Межведомственной комиссией по оценке (признанию) помещений жилыми помещениями, жилых помещений непригодными для проживания от 22.09.2015 г. На основании названного заключения Зеленая А.Н. состоит в Администрации Корсаковского городского округа на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

28.07.2016 года Зеленая А.Н. подала в администрацию Корсаковского городского округа заявление о признании ее малоимущей в целях предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в г. Корсакове. К указанному заявлению прилагалась справка УПФР по Корсаковскому району Сахалинской области от 28.07.2016 г., копия письма КУМИ АМО КГО от 22.07.2016 г. , выписка из домовой книги, справка о месте жительства , сведения об имуществе, сведения о доходе.

Согласно справке УПФР по Корсаковскому району Сахалинской области Зеленой А.Н. в 2015 году выплачивалась страховая пенсия по старости с ежемесячной денежной выплатой в размере 15 794,77 рубля в январе 2015 года, в размере 17 595,76 рублей – в феврале-декабре 2015 года. Всего за 2015 год было выплачено 209 348,13 рублей. Также Зеленая А.Н. в 2015 году получала льготы на оплату жилья и жилищно-коммунальных услуг в размере 470,26 рублей в январе-мае 2015 года, 479,15 рублей – в июне 2015 года, 492,2 рублей – в июле-августе и октябре-декабре 2015 года, 527,76 – в сентябре 2015 года, разовую помощь ко Дню Победы «Дети Войны» в размере 5 000 рублей, всего – 10 819,21 рублей. Суммарный доход истицы за 2015 год составил 220 167,34 рублей, за месяц – 18 347,28 рублей.

Рыночная стоимость жилого помещения, согласно приведенной выше формуле, составляет: 15 кв. м (норма предоставления жилой площади по договору социального найма) х 1(количество членов семьи) х 52 406 рублей (показатель средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в Сахалинской области на IV квартал 2015 года) = 786 090 рублей.

Размер денежных средств, которые одиноко проживающий гражданин способен исходя из своих доходов накопить за период накопления, составляет: (18 347,28 рублей (средний ежемесячный доход Зеленой А.Н. за 2015 год) х 1 (количество членов семьи) – 1 (поправочный коэффициент к величине прожиточного минимума) х 10 682 рубля (прожиточный минимум, установленный для пенсионера в Сахалинской области) ) х 120 месяцев (период накопления, который равен среднему времени ожидания в очереди на получение жилого помещения в муниципальном жилищном фонде по договору социального найма) = 919 833,6 рубля.

Имущества, подлежащего налогообложению, у Зеленой А.Н. согласно уведомлению об отсутствии в ЕГРПНИ, не имеется.

Поскольку денежные средства, которые одиноко проживающий гражданин способен исходя из своих доходов накопить за период накопления, больше рыночной стоимости жилого помещения, размер которого определен исходя из нормы предоставления жилых помещений по договорам социального найма, то п.2 постановления Администрации Корсаковского городского округа от 10.08.2016 г. № 1254/1 «О признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в г. Корсакове, об отказе в признании гражданина малоимущим в целях предоставления ему по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда в г. Корсакове» Зеленой А.Н. правомерно было отказано в признании малоимущей.

Ссылка представителя административного истца Г. на то, что жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно быть равнозначным по площади ранее занимаемому жилому помещению, и, соответственно, его площадь и рыночная стоимость должна быть значительно выше той, которую указывает в расчете административный ответчик, не может быть принята судом, так как основана на неверном толковании закона. Приведенная представителем административного истца норма ст. 89 ЖК РФ регулирует отношения по предоставлению жилого помещения в связи с выселением, тогда как административный истец обжалует отказ в признании малоимущей в целях получения жилого помещения по другому основанию – малоимущим гражданам, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом субъекта РФ.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление от 10.08.2016 г. № 1254/1 принято в рамках требований федерального и регионального законодательства, при этом нарушений прав и законных интересов административного истца при рассмотрении настоящего дела не установлено, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения административного иска.

Руководствуясь статьями 227, 175, 177, 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Зеленой А. Н. к Администрации Корсаковского городского округа об оспаривании решения органа местного самоуправления отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Корсаковский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме постановлено 4 октября 2016 года.

Судья

Корсаковского городского суда Е.В. Мурынчик