ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1108/2017 от 25.05.2017 Центрального районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

Дело №2а-1108/2017

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в составе:председательствующего - судьи Кучеренко Н.В.,при секретаре – Тур Я.Г.,

с участием административного истца – ФИО1,

представителя административного истца – ФИО3,

и представителей административных ответчиков – ФИО7, ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации города Симферополя Республики Крым, заместителю главы Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО5, МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя о признании решения незаконным, об обязанности совершить определённые действия,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО8 обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Администрации города Симферополя Республики Крым о признании решения незаконным, об обязанности совершить определённые действия.

Исковые требования мотивированы тем, что 14.11.2016г. истец подал заявление в Администрацию города Симферополя о выдаче градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: РК, <адрес>, в районе <адрес> (поз по ГП-85), кадастровый номер земельного участка . 09.12.2016г. истец получил письмо Администрации города Симферополя от 02.12.2016г. №М-841/22663, в котором указано, что ему отказано в выдаче градостроительного плана, т.к. не предоставлен кадастровый паспорт земельного участка. С данным отказом ФИО8 не согласен, считает его незаконным и нарушающим права и законные интересы. Так, истец указывает, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа. Нормы Градостроительного кодекса РФ, регулирующие отношения, возникающие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью установления обратившегося лица. Органам, предоставляющим муниципальные услуги, запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка законодательством РФ не предусмотрен. 14.12.2016г. истец направил в адрес Администрации города Симферополя претензию с требованием о выдаче градостроительного плана. В соответствии с официальной информацией Почта России административный ответчик получил претензию. Однако, до настоящего времени ответ на претензию не поступил, градостроительный план не предоставлен.

В связи с чем, считая свои права нарушенными, истец, обращаясь в суд, просит признать незаконным решение Администрации города Симферополя от 02.12.2016г. №М-841/22663 об отказе в выдаче Градостроительного плана земельного участка, а также обязать административного ответчика выдать запрашиваемый градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, с кадастровым номером , в установленные п.17 ст.46 ГК РФ сроки.

Определениями суда от 30.03.2017г. и 27.04.2017г. к участию в деле привлечены соответчики: должностное лицо - заместитель главы Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО5 и юридическое - МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя, соответственно.

Административный истец ФИО8 и его представитель по письменному заявлению доверителя в суде - ФИО6 иск поддержали, просили удовлетворить на основании изложенного. Одновременно пояснили, что предоставленный в судебном заседании ответчиком градостроительный план оформлен, по их мнению, с нарушениями. Кроме того, он был выдан в 2017 году на основании тех же документов, что и первоначально истец предоставлял в 2016 году, без каких-либо дополнительных, по повторному заявлению истца, поданному по просьбой ответчика, и поскольку оспариваемый отказ ответчика повлёк для стороны истца дополнительные расходы и затраты, настаивали на рассмотрении заявленных исковых требований в полном объёме.

Представитель административного ответчика Администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности - ФИО7 в судебном заседании иск не признала, считая его необоснованным. Одновременно, предоставила суду соответствующий документ, требуемый истцом, с пояснениями, что при повторном обращении истца к ответчику – его требования были удовлетворены.

Представитель административного ответчика МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя по доверенности - ФИО4 в судебном заседании также иск не признал, считая его необоснованным, поддержал позицию представителя ответчика Администрации.

Представитель административного ответчика заместитель главы Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО5 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, причины неявки не известны.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению, по следующим основаниям.

Судебным рассмотрением установлено, что 14.11.2016г. в Администрацию города Симферополя Республики Крым поступило заявление ФИО1 о выдаче градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес> кадастровый номер земельного участка: (л.д. 6). К заявлению приложены документы: копия паспорта серия 6707 на имя ФИО1, копия свидетельства о государственной регистрации права от 25.04.2016г., копия кадастровой выписки на земельный участок , топографическая съемка земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (поз по ГП-85), выполненная в масштабе 1:500; копия свидетельства о допуске №СРОСИ-И-02819.1-24062016 от 24.06.2016г., копия технических условий на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения от 02.09.2016г., копия технических условий для подключения к электрическим сетям СГ РЭС ГУП РК «КРЫМЭНЕРГО» от 22.06.2016г.

Согласно ответу Администрации города Симферополя Республики Крым №М-841/22663 от 02.12.2016г., истцу отказано в предоставлении муниципальной услуги в связи с непредставлением полного перечня материалов, указанных в административном регламенте предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденного постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 11.02.2016г. №189, а именно: не предоставлен кадастровый паспорт земельного участка (л.д. 7).

В силу положений ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Как установлено, ст.3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч.26 ст.16 Федерального закона от 06 октября 2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

По смыслу ч.5 ст.41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.

В ч.6 ст.43 данного Кодекса отражено, что порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Согласно ч.ч.1,2 ст.44 ГрК РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

В соответствии с ч.17 ст. 46 вышеуказанного Кодекса, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Из содержания приведенных положений следует, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа.

Названные нормы ГрК РФ, регулирующие отношения, возникшие между заявителем и органом местного самоуправления, не предусматривают обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.

Часть 11 ст. 48 ГрК РФ определяет градостроительный план земельного участка в качестве одного из оснований подготовки проектной документации объектов капитального строительства.

Следовательно, право подготовить проектную документацию возникает у лица, обратившегося за выдачей градостроительного плана земельного участка, лишь после получения такого плана - документа, содержащего всю необходимую для проектирования и строительства информации. Отказ в выдаче градостроительного плана создает препятствия к осуществлению гражданином прав и свобод, в данном случае - строительству дома, то есть конституционного права на жилище.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

Поскольку выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010г. №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований, на такие правоотношения распространяются положения указанного Федерального закона.

С учетом изложенного, орган местного самоуправления неправомерно предложил ФИО1 повторно обратиться с заявлением установленного образца для предоставления муниципальной услуги – выдача градостроительного плана земельного участка и дополнительно представить дополнительный документ.

Ссылки стороны ответчика на п.2.6.1. Постановления Администрации города Симферополя от 22.05.2015 №324 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», что для предоставления муниципальной услуги заявитель представляет заявление по форме, представленной в Приложении 2 к административному регламенту, а также прикладываются следующие документы: документ, удостоверяющий личность заявителя, являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического лица; документ, удостоверяющий полномочия представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя; технический паспорт на здания, строения, сооружения (при их наличии на земельном участке) или схема расположения строений на земельном участке; материалы действующей (актуализированной) топографической съемки на территории земельного участка (с нанесенными границами земельного участка), выполненные в масштабе 1:500 организацией, имеющей соответствующий допуск; информация о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; кадастровый паспорт земельного участка, суд считает несостоятельными, ввиду положения п.1 ч.1 ст.7 Федерального закона от 27.07.2010г. №210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который запрещает органам, предоставляющим муниципальные услуги, требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг. На что обращено внимание в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2013г., утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013г., где в разделе судебной практики по административным делам в п.1 указано, что при рассмотрении заявления о выдаче градостроительного плана земельного участка орган местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления документов, кроме тех, которые необходимы для установления его личности.

Таким образом, требования о признании незаконным решения Администрации города Симферополя, выразившееся в отказе в выдаче Градостроительного плана земельного участка истцу, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, исковое требование ФИО1 об обязанности совершить определённые действия удовлетворению не подлежит, поскольку суд не является уполномоченным органом, осуществляющим проверку соответствия заявления условиям, установленным соответствующим положениям закона, и которые подлежат проверке при решении вопроса о выдаче градостроительного плана земельного участка.

Кроме того, как установлено судом в судебном заседании, Администрацией города Симферополя уже утвержден градостроительный план земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: Россия, <адрес> и выдан истцу, то есть, данные требования ФИО1 административным ответчиком уже выполнены в добровольном порядке. Ссылки стороны истца на имеющиеся в выданном ответчиком документе недостатков, не принимаются судом, поскольку не являются предметом при рассмотрении настоящего дела в рамках заявленных исковых требований.

Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд учитывает требования ст. 111 КАС РФ, а также п.19 ст. 333.36 НК РФ, в соответствии с которым государственный орган, орган местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины. В связи с чем, уплаченная истцом госпошлина при обращении в суд подлежит присуждению ему путём возвращения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 14, 45, 38, 62, 64, 150, 175-180 КАС Российской Федерации, суд, -

РЕШИЛ:

Иск ФИО1 к Администрации города Симферополя Республики Крым, заместителю главы Администрации города Симферополя Республики Крым ФИО5, МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя о признании решения незаконным, об обязанности совершить определённые действия – удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Администрации города Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ №М-841/22663 об отказе в выдаче Градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: Российская Федерация, <адрес>), с кадастровым номером .

В удовлетворении остальных исковых требований ФИО1, в т.ч. к ответчику МКУ Департамент развития муниципальной собственности администрации города Симферополя, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Н.В. Кучеренко

Решение суда принято в окончательной форме 29 мая 2017 года.