Дело №2а-1108/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Сочи 18 мая 2018 г.
Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе
председательствующего судьи Н.А. Волковой
при секретаре С.А. Воробьевой
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Хостинского района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Сочи об оспаривании действий (бездействия) органа местного самоуправления
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Хостинского района г.Сочи в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском, в котором просит, уточнив требования, признать незаконным бездействие администрации города Сочи, выразившееся в непринятии мер по включению в состав имущества казны города Сочи общежития, расположенного по адресу г. Сочи, Хостинский район, <адрес>
Обязать администрацию города Сочи в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в Управление Росреестра о принятии общежития, расположенного по адресу г. Сочи, Хостинский район, пер. Калиновый, д. 14, на учет как бесхозяйного имущества.
Административные исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению жителей общежития, расположенного по адресу: <адрес> г. Сочи о нарушении законодательства в жилищно-коммунальной сфере. Установлено, что в указанном общежитии проживает 50 бывших работников Мацестинского чайного совхоза им В.И. Ленина, 14 из которых имеют регистрацию по данному адресу. Ранее общежитие находилось в хозяйственном ведении Мацестинского чайного совхоза им В.И. Ленина, приватизация (реорганизация) которого проведена на основании Постановления администрации Хостинского района г. Сочи № 953 от 24.12.1992 «О реорганизации Мацестинского чайного совхоза в акционерное общество открытого типа «Мацестинский чай». В формирование уставного капитала АООТ «Мацестинский чай» общежитие не вошло. Согласно абз. 12 Приложения № 9 Постановления жилой фонд и другие объекты АООТ «Мацестинский чай», остающиеся в государственной, муниципальной собственности, общежитие по вышеуказанному адресу оставлено в муниципальной собственности. Согласно информации департамента имущественных отношений администрации города Сочи, на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 10.04.2006 № 758-р и акта приема-передачи, утвержденного Росимуществом в одностороннем порядке, в муниципальную собственность города Сочи из федеральной собственности передан жилищный фонд ОАО «Мацестинский чай», в том числе 22 жилых дома по <адрес> Хостинского района города Сочи. Общежитие № по пер. Калиновому при передаче жилищного фонда ОАО «Мацестинский чай» из федеральной собственности в муниципальную собственность города Сочи в состав передаваемого имущества не вошло и в реестре объектов муниципальной собственности города Сочи не значится. По данным отдела ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» по городу-курорту Сочи в настоящее время в архиве учреждения не имеется сведений об объекте жилого фонда 1964 года постройки по <адрес> в Хостинском районе города Сочи, также отсутствуют сведения о данном объекте в Хостинском отделе Управления Росреестра по Краснодарскому краю. По результатам рассмотрения обращения жителей указанного дома администрацией 19.07.2017 заявителям дан ответ о том, что указанный дом в реестре объектов муниципальной собственности не значится, однако, меры по признанию его бесхозяйным администрацией не принимались. Право прокурора на обращение в суд в защиту прав неопределенного круга лиц предусмотрено и ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно которой, прокурор в случае нарушения прав значительного числа граждан, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах неопределенного круга лиц.
Административный ответчик администрация города Сочи иск не признала, указывая на отсутствие бездействия с их стороны, при этом указывая, что спорный жилой дом находится в федеральной собственности.
Заинтересованные лица ООО «Мацестинская чайная фабрика К.Туршу», Вартикян Г.А. административный иск поддерживают, просят его удовлетворить.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заявленные требования признает законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
В силу требований части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Прокуратурой Хостинского района г.Сочи проведена проверка по обращению жителей общежития, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, пер. Калиновый,14, о нарушении законодательства в жилищно-коммунальной сфере.
В ходе проведенной проверки установлено, что в общежитии, расположенном по адресу г. Сочи, Хостинский район, <адрес> проживает 50 бывших работников Мацестинского чайного совхоза им В.И. Ленина, 14 из которых имеют регистрацию по данному адресу.
Ранее общежитие находилось в хозяйственном ведении Мацестинского чайного совхоза им В.И. Ленина, приватизация (реорганизация) которого проведена на основании Постановления администрации Хостинского района г. Сочи № 953 от 24.12.1992 «О реорганизации Мацестинского чайного совхоза в акционерное общество открытого типа «Мацестинский чай».
В формирование уставного капитала АООТ «Мацестинский чай» общежитие не вошло.
Согласно абз. 12 Приложения № 9 Постановления администрации Хостинского района г. Сочи № 953 от 24.12.1992 жилой фонд и другие объекты АООТ «Мацестинский чай» подлежали оставлению в государственной, муниципальной собственности, при этом общежитие, расположенное по адресу г. Сочи, Хостинский район, <адрес> в перечень жилых домов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, не включено.
По информации Департамента имущественных отношений администрации города Сочи на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 10.04.2006 № 758-р и акта приема-передачи, утвержденного Росимуществом в одностороннем порядке, в муниципальную собственность города Сочи из федеральной собственности передан жилищный фонд ОАО «Мацестинский чай», в том числе 22 жилых дома по пер. Калиновому в с. Измайловка Хостинского района города Сочи, при этом общежитие, расположенное по адресу г. Сочи, Хостинский район, <адрес> так же в перечень жилых домов, подлежащих передаче в муниципальную собственность, не включено.
Таким образом, судом установлено, что общежитие, расположенное по адресу г. Сочи, Хостинский район, <адрес> при передаче жилищного фонда ОАО «Мацестинский чай» из федеральной собственности в муниципальную собственность города Сочи в состав передаваемого имущества не вошло и в реестре объектов муниципальной собственности города Сочи не значится.
По данным отдела ГБУ КК «Краевая техническая инвентаризация – Краевое БТИ» по городу-курорту Сочи в настоящее время в архиве учреждения не имеется сведений об объекте жилого фонда 1964 года постройки по <адрес> в Хостинском районе города Сочи, также отсутствуют сведения о данном объекте в Хостинском отделе Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Вместе с тем, администрацией города Сочи не представлено суду доказательств того, что со стороны администрации города Сочи совершены действия, предусмотренные действующим законодательством, для признания жилого дома – общежития, расположенного по адресу г. Сочи, Хостинский район, <адрес> бесхозяйным.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда.
Статьей 11 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что защита жилищных прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статье 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся
Судом из материалов дела установлено, что отсутствие собственника общежития влечет непринятие мер по надлежащему контролю за его эксплуатацией и техническим обслуживанием, что может привести к аварийной ситуации, в том числе к возникновению пожара и причинению вреда неопределённому кругу лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации полномочен обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Указанные обстоятельства предоставляют право прокурору в соответствии со статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обратиться в суд с заявлением для защиты вышеуказанных интересов неопределенного круга лиц.
Часть 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 – возлагается на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В ходе судебного разбирательства административным ответчиком не представлено суду доказательств соответствия имеющегося бездействия с их стороны нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд считает так же, что административным истцом сроки обращения в суд соблюдены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 188, 227-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Хостинского района г.Сочи удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования город-курорт Сочи, выразившееся в непринятии мер по включению в состав имущества казны города Сочи общежития, расположенного по адресу г. Сочи, Хостинский район, <адрес>
Обязать администрацию муниципального образования город-курорт Сочи в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю о принятии общежития, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, <адрес> на учет как бесхозяйного имущества.
Сообщить об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня изготовления 21.05.2018 мотивированного решения суда путем подачи апелляционной жалобы через Хостинский районный суд г.Сочи.
Председательствующий: Н.А. Волкова
На момент публикации решение суда не вступило в законную силу.
СОГЛАСОВАНО: СУДЬЯ Н.А. ВОЛКОВА