Дело № 2а-1109/2019
УИД 33RS0014-01-2019-001241-95
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
15 августа 2019 года
Муромский городской суд Владимирской области в составе
председательствующего судьи Филатовой С.М.,
при секретаре Реган В.А.,
с участием представителей административного истца ЖСК-22 ФИО1, ФИО2,
административного ответчика начальника отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром ФИО3,
представителя административного ответчика Управления жилищной политики администрации округа Муром ФИО3,
заинтересованного лица ФИО4, представителя заинтересованного лица ФИО5,
рассматривая в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ЖСК - 22 к Управлению жилищной политики администрации округа Муром, начальнику отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром ФИО3 о признании незаконными проведения проверки, предписания,
у с т а н о в и л:
ЖСК-22 обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению жилищной политики администрации округа Муром, начальнику отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром ФИО3 и просит признать незаконным проведение документарной внеплановой проверки на предмет исполнения юридическим лицом ЖСК - 22 обязательных требований к порядку начислении платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению на индивидуальные нужды собственникам многоквартирного дома .... на основании приказа органа муниципального контроля - Управления жилищной политики администрации округа Муром от 18.04.2019 № МЖИ-138, признать результаты данной проверки недействительными, признать незаконным предписание начальника отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром ФИО3 от 07.05.2019 №УЖП-1302/19 в отношении ЖСК -22.
Определением Муромского городского суда от 20.06.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО6, ФИО4
Определением Муромского городского суда от 15.07.2019 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Департамент цен и тарифов администрации Владимирской области.
В обоснование заявленных требований указано, в отношении ЖСК -22 Управлением жилищной политики администрации округа Муром была проведена документарная внеплановая проверка на предмет исполнении юридическим лицом обязательных требований к порядку начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на индивидуальные нужды собственникам многоквартирного жилого дома ..... По результатам проверки выдано предписание №УЖП-1302/19 от 07.05.2019, в котором ЖСК-22 в срок до 07.07.2019 предписано в целях соблюдения прав граждан, проживающих по адресу: .... с учетом требований положений п.п. 42,59, 60 Правил №354, ст. 157 ЖК РФ,, а также с учетом постановления главы округа Муром №3067 от 21.11.2008 принять меры по устранению нарушений, указанных в акте от 07.05.2019 № 142, а именно: произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению за индивидуальное потребление собственниками .... за период с ноября 2016 года по июль 2018 года. Административный истец полагает, что проведение данной проверки осуществлено ненадлежащим органом - Управлением жилищной политики администрации округа Муром, поскольку в силу требований ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 161 Правил представления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, государственный контроль за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг осуществляется уполномоченными органами субъектов РФ в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии со ст. 20 ЖК РФ. Управление жилищной политики администрации округ Муром является органом муниципального жилищного контроля, в связи с чем сотрудники управления вправе проводить проверки только в отношении муниципального жилищного фонда.
Кроме того, перерасчет платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению за индивидуальное потребление с учетом норматива, установленного постановлением главы округа Муром №3067 от 21.11.2008 (в редакции постановления от 21.11.2008 №3067), является неверным, поскольку согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Представители административного истца ЖСК -22 ФИО1 и ФИО2 поддержали заявленные требования по указанным выше основаниям.
Представитель административного ответчика Управления жилищной политики администрации округа Муром, административный ответчик - начальник отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром ФИО3 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. Суду пояснила, что Управлением жилищной политики в отношении ЖСК - 22 проведена проверка (приказ от 25.01.2019 № МЖИ-24), в ходе которой было установлены нарушения (акт № 39 от 15.02.2019), а именно:
По результатам проверки юридическому лицу ЖСК-22 было выдано предписание от 15.02.2019 № УЖП-476/19, а именно: произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы по горячему водоснабжению и водоотведению за индивидуальное потребление собственниками .... за период с ноября 2016 года по июль 2018 года, обеспечить оппломбировку и ввод в эксплуатацию установленных в жилом помещении (номер) указанного дома индивидуальных приборов учета ГВС и ХВС в соответствие с требованиями с п.11 Правил № 354.
18.04.2019 по факту исполнения предписания от 15.02.2019 № УЖП- 476/19 Управлением была проведена документарная проверка (приказ от 18.04.2019 № МЖИ-138), в ходе которой (акт № 142 от 07.05.2019) установлено, что 22.04.2019 ЖСК-22 была произведена опломбировка индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, что подтверждается актом от 22.04.2019, составленным председателем ЖСК-22 и подписанным собственником кв. № 152 указанного дома, а также произведен перерасчет платы за водоотведение собственникам (номер) без применения повышающего коэффициента за период с 01.11.2016 по 31.12.2018.
Однако, в ходе проверки исполнения предписания УЖП-476/19 от 15.02.2019 выявлено невыполнение ЖСК № 22 предписания в полном объеме, а именно:
В связи с этим, ЖСК-22 выдано повторное предписание от07.05.2019 № УЖП-1302/19, согласно которому ЖСК № 22 необходимо произвести перерасчет платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению за индивидуальное потребление собственниками .... за период с ноября 2016 года по июль 2018 года.
В силу части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона Владимирской области от 29.08.2016 № 107-03 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" органы местного самоуправления Владимирской области, в т.ч. округ Муром, наделены отдельными государственными полномочиями, а именно: по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в части организации и проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах и т.д.
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований. Таким образом, проверка проведена уполномоченным органом.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 13.08.2010) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя изнормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
В редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации", вступившего в силу 13.08.2010, часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Нормативы потребления коммунальных услуг, установленные органами местного самоуправления до 13.08.2010 (то есть до начала действия Федерального закона от 27.07.2010 N 237 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации"), подлежат применению до внесения в нормативно-правовые акты, которыми утверждены нормативы, соответствующих изменений или признания их утратившими силу.
Постановлением Главы округа Муром от 26.02.2008 № 377 (в редакции постановления от 21.11.2008 № 3067) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг, в т.ч. по горячему водоснабжению, (т.е. утверждены до 13.08.2010), в которое после указанной даты не вносились изменения и не признано утратившим силу, и соответственно указанные нормативы подлежат применению.
Заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.
Заинтересованное лицо ФИО4, представитель заинтересованного лица ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований.
Представитель заинтересованного лица Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие, полагает, что до вступления в силу единых областных нормативов на территории округа Муром, в случае отсутствия у потребителей индивидуальных приборов учета потребления ресурсов, применяются нормативы потребления, утвержденные постановлением главы администрации округа Муром от 26.02.2008 №377.
Выслушав объяснения представителей административного истца, административного ответчика и представителя административного ответчика, заинтересованного лица и его представителя, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч.9).
Судом установлено, что на основании обращения ФИО6, поступившего из Государственной жилищной инспекции администрации Владимирской области на основании приказа Управления жилищной политики администрации округа Муром от 25.01.2019 №МЖИ-24 в отношении ЖСК-22 проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой было установлены следующие нарушения, отраженные в акте №39 от 15.02.2019, а именно:
По результатам проверки юридическому лицу ЖСК-22 было выдано предписание от 15.02.2019 № УЖП-476/19, а именно: произвести перерасчет платы за коммунальные ресурсы по горячему водоснабжению и водоотведению за индивидуальное потребление собственниками .... за период с ноября 2016 года по июль 2018 года, обеспечить оппломбировку и ввод в эксплуатацию установленных в жилом помещении № 152 указанного дома индивидуальных приборов учета ГВС и ХВС в соответствие с требованиями с п.11 Правил № 354.
18.04.2019г. по факту исполнения предписания от 15.02.2019 № УЖП- 476/19 Управлением жилищной политики администрации округа Муром была проведена документарная проверка (приказ от 18.04.2019 № МЖИ-138), в ходе которой (акт № 142 от 07.05.2019) установлено, что 22.04.2019 ЖСК-22 была произведена опломбировка индивидуальных приборов учета горячей и холодной воды, что подтверждается актом от 22.04.2019, составленным председателем ЖСК-22 и подписанным собственником (номер) указанного дома, а также произведен перерасчет платы за водоотведение собственникам кв. № 152 без применения повышающего коэффициента за период с 01.11.2016 по 31.12.2018.
Однако, в ходе проверки исполнения предписания УЖП-476/19 от 15.02.2019г. выявлено невыполнение ЖСК - 22 предписания в полном объеме, а именно:
В ходе выяснения полномочий органа на принятие оспариваемого решения и совершения оспариваемых действий судом установлено следующее.
В силу требований ст. 3 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» одним из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля является проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц.
При проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица (ст. 15 указанного выше Федерального закона).
В соответствии с п. 161 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354,государственный контроль (надзор) за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям, установленным настоящими Правилами, осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу требований ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Законом Владимирской области от 29.08.2018 №107-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Владимирской области по осуществлению регионального государственного жилищного надзора и лицензионного контроля» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в том числе округа Муром на неограниченный срок наделены отдельными государственными полномочиями по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в части организации и проведения проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов (ст.ст. 1, 2, 3 Закона).
Постановлением главы администрации округ Муром от 09.02.2017 №78 МКУ «Управление жилищной политики администрации округа Муром Владимирской области» (в настоящее время Управление жилищной политики администрации округа Муром) определено уполномоченным органом по осуществлению отдельных государственных полномочий Владимирской области по региональному государственному жилищному надзору и лицензионному контролю на территории муниципального образования округ Муром.
Таким образом, проведение проверок в отношении ЖСК-22 в рамках осуществления государственного жилищного надзора осуществлено Управлением жилищной политики администрации округа Муром Владимирской области в рамках предоставленных полномочий.
Кроме того, судом установлено следующее.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) (в редакции, действовавшей до 13.08.2010) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением главы администрации округа Муром от 26.02.2008 №377 (в редакции постановления от 21.11.2008 №3067) утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по округу Муром, в соответствии с которыми норматив на водоснабжение в жилых домах с централизованным горячим водоснабжением, с ванными длиной от 15000 до 1700 мм., оборудованными душами, на 1 человека в месяц составляет 3,087 куб.м. горячей воды.
В редакции Федерального закона от 27.07.2010 №237 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации», вступившего в силу с 13.08.2010, ч. 1 ст. 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Губернатора Владимирской области от 31.08.2012 №983 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Владимирской области» были установлены нормативы потребления коммунальных услуг, применяемые в рамках п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354. Указанным нормативным правовым актом органам местного самоуправления рекомендовано провести работу по признанию с 01 января 2017 года утратившими силу нормативных правовых актов об установлении на территориях муниципальных образований нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению, водоснабжению и водоотведению.
Вместе с тем, указанное выше постановление главы администрации округа Муром от 26.02.2008 №377 не отменялось и является действующим.
Постановлением администрации Владимирской области от 09.11.2016 №984 утверждены единые областные нормативы потребления коммунальных услуг холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и отопления. Постановление Губернатора Владимирской области от 31.08.2012 №983 признано утратившим силу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2014 №1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» органам государственной власти субъектов РФ дано право принять решение о поэтапном переходе к установлении единых на территории субъекта РФ нормативов потребления коммунальных услуг.
Решение о поэтапном переходе к установлению единых на территории Владимирской области нормативов потребления коммунальных услуг принято постановлением администрации Владимирской области от 27.12.2016 №1180, согласно которому в округе Муром единые областные нормативы водятся в действие с 01.01.2020.
Таим образом, до вступления в силу единых областных нормативов на территории округа Муром исполнители коммунальных услуг, в случае отсутствия у потребителей индивидуальных приборов учета потребления ресурсов, должны применять нормативы потребления, утвержденные постановлением главы администрации округа Муром от 26.02.2008 №377 (в редакции постановления от 21.11.2008 №3067).
В связи с изложенным, условие обжалуемого предписания о перерасчете платы за коммунальный ресурс по горячему водоснабжению с учетом положений постановления главы администрации округа Муром от 26.02.2008 №377 (в редакции постановления от 21.11.2008 №3067) является законным и обоснованным.
Следовательно, основания для признании незаконным предписания начальника отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром ФИО3 от 07.05.2019 №УЖП-1302/19 не имеется.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
ЖСК - 22 в удовлетворении административного искового заявления к Управлению жилищной политики администрации округа Муром, начальнику отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром ФИО3 о признании незаконным проведения документарной внеплановой проверки на предмет исполнения юридическим лицом ЖСК - 22 обязательных требований к порядку начислении платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению на индивидуальные нужды собственникам многоквартирного .... на основании приказа органа муниципального контроля - Управления жилищной политики администрации округа Муром от 18.04.2019 № МЖИ-138, признании результатов данной проверки недействительными, признании незаконным предписания начальника отдела «Муниципальная жилищная инспекция» Управления жилищной политики администрации округа Муром ФИО3 от 07.05.2019 №УЖП-1302/19 в отношении ЖСК -22 отказать.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба во Владимирский областной суд через Муромский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья С.М. Филатова
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2019 года.