№ 2а-110/2019
УИД 24RS0036-01-2019-000003-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июня 2019 года Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре: Овчинниковой Д.А.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края, прокуратуре Емельяновского района Красноярского, прокуратуре Красноярского края о признании незаконными постановления администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края № 664 от 16.11.2018г., протеста прокурора Емельяновского района Красноярского края № 7-02-2018 от 08.11.2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 в лице представителя ФИО2, действующей на основании доверенности, обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что 29.10.2018 за № 591 администрацией п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края было вынесено постановление «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, участок №», которым ФИО1 был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м., из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - одноквартирные усадебный жилой дом, расположенный по адресу: Россия, <адрес>, <адрес>, участок №. Указанный участок был сформирован за счет средств ФИО1 на основании распоряжения администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края от 06.09.2018г. № 268-Р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».08.11.2018 № 7-02-2018 прокуратурой Емельяновского района Красноярского края был внесен протест на постановление администрации п. Емельяново «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес><адрес>, участок №». По итогам рассмотрения указанного протеста прокуратуры, 16.11.2018г № 664 администрацией п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края было вынесено постановление «Об отмене постановления администрации поселка Емельяново № 591 от 29.10.2018г. «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №». Считает, что вышеуказанные действия административного ответчика и соответчика, а именно, вынесение протеста и отмена постановления по результатам его рассмотрения не являются законными, поскольку противоречат системному толкованию законодательства регулирующего спорные правоотношения. Административный соответчик, ссылаясь на Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 №12 « О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановление Совета Министров СССР от 10.11.1967 №1020», указывает, что Мотыгинский район Красноярского края не относится к районам Крайнего Севера, является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера. Таким образом, административный ответчик производит ограничительное толкование нормы Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае», указывающей на многодетных граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, не включая в указанный круг лиц многодетных граждан, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера на основании Постановления Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 « О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановление Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1020». Указанное ограничительное толкование является в настоящем случае неприменимым. Что касается предоставления права гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение земельного участка не по месту жительства, то связано это в первую очередь с программой переселения граждан «Север – Юг».
Право многодетных граждан на получение бесплатного земельного участка на территории Красноярского края возникло более 10 лет назад на основании Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1998 « О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность многодетным гражданам». Данный закон не содержал норм о том, что право может быть реализовано лишь по месту проживания многодетного гражданина, напротив, он устанавливал, что в сельской местности размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно многодетным гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства устанавливаются не более 0,10 га (ч.2 ст.3), т.е. больше чем в городах.
По мнению административного соответчика, запрет на предоставление земельного участка многодетных гражданам проживающим в районах, приравненных к районам Крайнего Севера на территории иного муниципального образования, за исключением места их жительства, в частности на территории Емельяновского района не является законным, а следовательно, не подлежит применению, поскольку наделяя таким правом граждан проживающих в районах Крайнего Севера и обделяя граждан проживающих в районах, приравненных к ним, законодатель нарушает природу социального государства, и расходится с вытекающим из Конституции РФ и обращенным к органам публичной власти требованием обеспечения признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов.
ФИО1 была поставлена на учет в книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка на территории Емельяновского района на основании решения администрации Емельяновского района Красноярского края по результатам рассмотрения ее заявления от 16.10.2014. Следует отметить, что 12.02.2015 г. № 30ж-2015 представителю административного истца - ФИО3 административный соответчик направил ответ по результатам рассмотрения жалобы. Из указанного ответа следует, что административный ответчик проводил проверку по жалобе о нарушении сроков рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка и установил, что ответ о включении административного истца в очередь многодетных граждан на получение земельного участка на территории Емельяновского района был дан после 15-ти дневного срока, в связи, с чем, руководителю МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» вынесено представление об устранении нарушений закона. Таким образом, непонятна причина, по которой произошла смена позиции административного соответчика в толковании норм действующего законодательства регулирующего право многодетных граждан проживающих в районах, приравненных к районам Крайнего Севера на получение земельного участка на территории любого иного муниципального образования за исключением городского округа Красноярск. Достоверно зная о постановке на учет путем включения в книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка на территории Емельяновского района Красноярского края, административный соответчик не сообщил ни администрации Емельяновского района Красноярского края, ни ФИО1 о том, что она не имеет право на получение земельного участка на территории Емельяновского района Красноярского края. До настоящего времени административный соответчик не предпринимал мер прокурорского реагирования по признанию постановки на очередь ФИО1 незаконной, поскольку ни ФИО1, ни ее представитель ФИО3 не уведомлялись о мерах прокурорского реагирования. Просит признать незаконным ненормативный правовой акт администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края от 16.11.2018г № 664 постановление «Об отмене постановления администрации поселка Емельяново № 591 от 29.10.2018г. «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №». Признать незаконным ненормативный правовой акт от 08.11.2018 № 7-02-2018 прокуратуры Емельяновского района Красноярского края в форме протеста на постановление администрации п. Емельяново «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, участок №».
На основании определения Мотыгинского районного суда от 04.02.2019 г. к рассмотрению данного дела в качестве соответчика была привлечена прокуратура Красноярского края.
В судебное заседании административный истец ФИО1 не явилась, надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела.
Участвующая в судебном заседании посредствам видеоконференц-связи на базе Центрального районного суда г. Красноярска представитель административного истца ФИО2 настаивала на удовлетворении заявленных административных исковых требований по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, суду показала, что ФИО1 была поставлена на учет в книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка на территории Емельяновского района на основании решения администрации Емельяновского района Красноярского края по результатам рассмотрения ее заявления от 16.10.2014г. 29.10.2018г. администрацией п. Емельяново было вынесено постановление «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №», которым ФИО1 был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью №м., из категории земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - одноквартирные усадебный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, участок №. Указанный участок был сформирован за счет средств ФИО1 на основании распоряжения администрации п. Емельяново от 06.09.2018г. № 268-Р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка». 08.11.2018 прокуратурой Емельяновского района Красноярского края был внесен протест на постановление администрации п. Емельяново «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок № 87». По итогам рассмотрения указанного протеста прокуратуры, 16.11.2018г. администрацией п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края было вынесено постановление «Об отмене постановления администрации поселка Емельяново № 591 от 29.10.2018г. «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка», Считает, что вынесение протеста и отмена постановления по результатам его рассмотрения не являются законными, поскольку право многодетных граждан на получение бесплатного земельного участка на территории Красноярского края возникло на основании Закона Красноярского края от 10.07.2008 N 6-1998 « О бесплатном предоставлении земельных участков в собственность многодетным гражданам». Данный закон не содержал норм о том, что право может быть реализовано лишь по месту проживания многодетного гражданина, напротив, он устанавливал, что в сельской местности размеры земельных участков, предоставляемых бесплатно многодетным гражданам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для ведения садоводства, огородничества, животноводства и дачного строительства устанавливаются не более 0,10 га (ч.2 ст.3), т.е. больше чем в городах. Кроме этого, согласно Закона Красноярского края от 01.11.2012 N 3-670 « О внесении изменений в Закон края « О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на однократное бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для одной из следующих целей по своему выбору: ведение садоводства, огородничества, дачного строительства, животноводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства. Достоверно зная о постановке на учет путем включения в книгу учета многодетных граждан на получение земельного участка на территории Емельяновского района, административный соответчик не сообщил ни администрации Емельяновского района, ни ФИО1 о том, что она не имеет право на получение земельного участка на территории Емельяновского района Красноярского края. Просит признать незаконным постановление администрации Емельяновского района Красноярского края № 664 от 16.11.2018 г. « Об отмене постановления администрации п. Емельяново № 591 от 29.10.2018 г. « О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок №». Признать незаконным протест прокуратуры Емельяновского района № 7-02-2018 от 08.11.2018 г. на постановление администрации п. Емельяново № 591 от 29.10.2018 г. « О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, участок №».
В судебное заседание представитель административного ответчика администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, согласно ходатайства, просили судебное заседание провести в отсутствие представителя администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края, представили письменный отзыв на административное исковое заявление, в котором указали, что 15 июня 2018 г. в администрацию п. Емельяново поступило заявление ФИО1, зарегистрированной по месту жительства в <адрес>, в лице представителя ФИО3 о предоставлении в собственность бесплатно, земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, рядом с земельным участком с кадастровым номером №, площадью № кв.м., кадастровый номер земельного участка - отсутствует (участок не сформирован), вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Распоряжением главы администрации поселка Емельяново ФИО4 от 06.09.2018г. № 268-Р предварительно согласовано предоставление испрашиваемого земельного участка. Согласно постановления администрации п. Емельяново от 29.10.2018 № 591, ФИО1 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, однако, 14.11.2018 в адрес администрации п. Емельяново поступил протест прокуратуры Емельяновского района на вышеуказанное постановление. Из текста протеста следует, что постановление от 29.10.2018г. № 591 принято в нарушении требований земельного законодательства.
В соответствии абз. 2 п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 04.12.2008 №7-2542 многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка, для предоставления многодетным гражданам, поставленных на очередь на предоставление земельного участка. Таким образом, земельный участок может быть предоставлен многодетному гражданину, проживающему на территории иного муниципального образования, только при отсутствии многодетных граждан, поставленных в таком муниципальном образовании на очередь на предоставление земельного участка. Учитывая, что в Емельяновском районе имеется очередь многодетных граждан на предоставление земельного участка, земельные участки, расположенные на территории Емельяновского района, не могут быть предоставлены многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории иного муниципального района, в том числе Мотыгинского района. Согласно абз. 4 п. 2 ст. 14 Закона края многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории муниципального образования, относящегося к районам Крайнего Севера, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, за исключением города Красноярска. Закон края устанавливает право многодетного гражданина, проживающего исключительно только в районах Крайнего Севера, на получение земельного участка однократно в собственность бесплатно.
Административный истец ФИО1 зарегистрирована и проживает в <...>. Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 №12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от10.11.1967 №1029», Мотыгинский район Красноярского края не относится к районам Крайнего Севера, является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера. Таким образом, ФИО1 не имеет права на получение в собственность земельного участка без проведения торгов по основаниям п.6 ст. 39.5 ЗК РФ, п. 2 ст. 14 Закона края в Емельяновском районе Красноярского края, поскольку не имеет места жительства на территории муниципального образования, относящегося к районам Крайнего Севера. В соответствии со ст. 29.2 Закона края уполномоченным органом местного самоуправления, указанным в пункте 1 статьи 29.1 Закона края, в течение 15 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка заявителю направляется уведомление о дате и времени постановки на очередь, соответствующей дате и времени поступления заявления, или отказ в постановке на очередь, либо уведомление о направлении заявления в иной орган. Согласно пп. «а» п. 1 ст. 29.6 Закона края установлено, что основанием для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка является, в том числе, если многодетный гражданин не имеет места жительства в муниципальном районе или городском округе, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок или земли либо земельный участок, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, за исключением случаев, указанных в абзацах 3, 4, 5 пункте 2 статьи 14 Закона края. Учитывая что в Емельяновском районе имеется очередь многодетных граждан на предоставление земельных участков, многодетному гражданину, имеющему место жительства в Мотыгинском районе и обратившемуся за предоставлением земельного участка в Емельяновском районе, должно быть отказано в постановке на очередь на предоставление земельного участка. Считают административное исковое заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению.
В судебное заседание представитель административного соответчика прокуратуры Емельяновского района Красноярского края не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного заседания, представили письменный отзыв на исковое заявление, согласно которого, случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно, предусмотрены ст. 39.5 ЗК РФ. Согласно положениям п. 6 указанной статьи ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. 15 июня 2018 г. в администрацию п. Емельяново поступило заявление ФИО1, зарегистрированной по месту жительства в Мотыгинском районе, в лице представителя ФИО3 о предоставлении в собственность бесплатно, земельного участка, расположенного по <адрес> (участок не сформирован), вид разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства. Распоряжением главы администрации поселка Емельяново ФИО4 от 06.09.2018г. № 268-Р предварительно согласовано предоставление испрашиваемого земельного участка Согласно постановления администрации п. Емельяново от 29.10.2018 № 591 ФИО1 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, однако, 14.11.2018 в адрес администрации п. Емельяново поступил протест прокуратуры Емельяновского района на вышеуказанное постановление. Из текста протеста следует, что постановление от 29.10.2018г. № 591 принято в нарушение требований земельного законодательства.
В соответствии абз. 2 п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 04.12.2008 №7-2542 многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка, для предоставления многодетным гражданам, поставленных на очередь на предоставление земельного участка. Таким образом, земельный участок может быть предоставлен многодетному гражданину, проживающему на территории иного муниципального образования, только при отсутствии многодетных граждан, поставленных в таком муниципальном образовании на очередь на предоставление земельного участка. Учитывая, что в Емельяновском районе имеется очередь многодетных граждан на предоставление земельного участка, земельные участки, расположенные на территории Емельяновского района, не могут быть предоставлены многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории иного муниципального района, в том числе Мотыгинского района. Согласно абз. 4 п. 2 ст. 14 Закона края многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории муниципального образования, относящегося к районам Крайнего Севера, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, за исключением города Красноярска. Закон края устанавливает право многодетного гражданина, проживающего исключительно только в районах Крайнего Севера, на получение земельного участка однократно в собственность бесплатно. Административный истец ФИО1 зарегистрирована и проживает в <...>. Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 №12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от10.11.1967 №1029», Мотыгинский район Красноярского края не относится к районам Крайнего Севера, является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера. Таким образом, ФИО1 не имеет права на получение в собственность земельного участка без проведения торгов по основаниям п.6 ст. 39.5 ЗК РФ, п. 2 ст. 14 Закона края в Емельяновском районе Красноярского края, поскольку не имеет место жительства на территории муниципального образования, относящегося к районам Крайнего Севера. Учитывая что в Емельяновском районе имеется очередь многодетных граждан на предоставление земельных участков, многодетному гражданину, имеющему место жительства в Мотыгинском районе и обратившемуся за предоставлением земельного участка в Емельяновском районе, должно быть отказано в постановке на очередь на предоставление земельного участка. Считают административное исковое заявление ФИО1 не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представитель соответчика прокуратуры Красноярского края помощник прокурора Мотыгинского района Ахтамьянова Г.Р., действующая на основании доверенности от 20.02.2019 г., административные исковые требования ФИО1 не признала, суду показала, что постановлением администрации п. Емельяново Емельяновского района от 29.10.2018г. ей на основании п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» был предоставлен в собственность земельный участок. Однако, данное постановление опротестовано прокурором Емельяновского района 08.11.2018 в связи с отсутствием у ФИО1 прав на предоставление земельного участка, поскольку Мотыгинский район, где проживает истица, не относится к районам Крайнего Севера. По результатам рассмотрения протеста постановлением администрации п. Емельяново от 16.11.2018 ранее принятое постановление от 29.10.2018 отменено. Считает требования административного истца не подлежащими удовлетворению поскольку, статьей 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» урегулированы вопросы бесплатного предоставления в собственность отдельным категориям граждан земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно абз. 2 п. 2 указанной статьи, что многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка. Проведенной прокурором Емельяновского района проверкой установлено, что 15.06.2018 в администрацию п. Емельяново поступило заявление ФИО1, проживающей в Мотыгинском районе о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка на основании п. 2 ст. 14 Закона № 7-2542. Постановлением главы администрации п. Емельяново от 29.10.2018 заявителю был предоставлен в собственность земельный участок по адресу <адрес>№. Вместе с тем, приведенное постановление является незаконным, поскольку в соответствии с постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 № 1029» Мотыгинский район не относится к району Крайнего Севера. При этом, положения абз. 4 п. 2 ст. 14 Закона № 7-2542 предусматривают предоставление земельного участка в собственность лишь многодетным гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера, а не в приравненных к ним районах, в связи с чем у ФИО1, проживающей в Мотыгинском районе, право на предоставление земельного участка на вышеуказанных основаниях отсутствовали. Ссылки административного истца на положения Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Федеральный закон от 17.07.2011 № 211 -ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан ФИО5 и ФИО6» основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку, приведенные нормативно-правовые акты не затрагивают рассматриваемую сферу правоотношений, а регулируют порядок предоставления субсидий на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Возможности предоставления администрацией земельного участка в собственность истицы по основаниям, предусмотренным абз. 2 п. 4 Закона № 7-2542 также не имелось, поскольку в указанном случае такое право возникает у многодетного гражданина лишь в случае отсутствия других многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка. Из представленной администрацией п. Емельянове информации следует, что на территории Емельяновского района ведется реестр многодетных семей, поставленных на очередь на предоставление земельного участка. При указанных обстоятельствах, прокурором Емельяновского района сделан обоснованный вывод о незаконности постановления администрации п. Емельяново от 29.10.2018 «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Россия, <адрес>, участок №». Просила отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в полном размере.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации Емельяновского района Красноярского края не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав участников процесса, изучив материалы административного дела, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца в связи со следующим.
На основании ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно осуществляется на основании решения уполномоченного органа, в том числе в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Право граждан, имеющих трех и более детей, а также порядок реализации данного права закреплено в статье 14 и в главе 3.1 (статьи 29.1-29.7) Закона Красноярского края № 7-2542 от 4.12.2008 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае».
Статьей 14 Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» предусмотрено, что многодетные граждане, зарегистрированные по месту жительства на территории Красноярского края, имеют право на бесплатное получение без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов в собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для следующих целей: ведение садоводства, огородничества, животноводства, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства.
Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории муниципального района или городского округа, в котором многодетный гражданин имеет место жительства, за исключением территории закрытых административно-территориальных образований. Многодетный гражданин имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории иного муниципального района, при наличии в этом муниципальном районе свободного земельного участка для предоставления многодетным гражданам и отсутствии многодетных граждан, поставленных на очередь на предоставление земельного участка.
Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории закрытого административно-территориального образования, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, за исключением города Красноярска.
Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории муниципального образовании, относящегося к районам Крайнего Севера, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края, за исключением города Красноярска.
Многодетный гражданин, имеющий место жительства на территории городского округа Красноярск, имеет право на бесплатное получение в собственность земельного участка, расположенного на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края.
Право на приобретение земельного участка в собственность бесплатно может быть использовано однократно на семью в целом.
Порядок бесплатного предоставления в собственность многодетным гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливается главой 3.1 настоящего Закона.
Согласно Постановлению Совмина СССР от 03.01.1983 №12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от10.11.1967 №1029», Мотыгинский район Красноярского края является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера
Как было установлено в судебном заседании распоряжением главы администрации поселка Емельяново ФИО4 от 06.09.2018г. № 268-Р предварительно согласовано предоставление ФИО1, проживающей по адресу: <адрес> земельного участка площадью №.м., расположенного по адресу: <адрес><адрес><адрес>, участок №, с видом разрешенного использования - одноквартирные усадебные жилые дома, что соответствует виду разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель – земли населенных пунктов, в соответствии со ст. 11.10, 39.15, 39.17, 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 23.06.2014г. №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Уставом поселка Емельяново, заявлением ФИО1
24 октября 2018 года за вх. № 1219 в администрацию п. Емельяново поступило заявление ФИО1, в лице ее представителя ФИО2 о уведомлении об осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, в соответствии с п.3 распоряжения администрации п. Емельяново № 268-р от 06.09.2018 г.
Согласно постановлению главы администрации п. Емельяново ФИО4 от 29.10.2018 № 591 ФИО1 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок, расположенный по адресу: <адрес><адрес><адрес>, <адрес>№,с кадастровым номером №, общей площадью № кв.м. по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 14 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 04.12.2008 № 7-2542.
14 ноября 2018 года в адрес администрации поселка Емельяново поступил протест прокуратуры Емельяновского района на вышеуказанное постановление. Из текста протеста следует, что порядок предоставления земельных участков на территории Красноярского края регулирует специальный закон «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 04.12.2008г. № 7-2542. Согласно положениям указанного закона, право многодетного гражданина на получение земельного участка на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края предоставлено только лицам, проживающим в районах Крайнего Севера. Земельный участок может быть предоставлен многодетному гражданину, проживающему на территории иного муниципального образования, только при отсутствии многодетных граждан, поставленным в таком муниципальном образовании на очередь на предоставление земельного участка.
По результатам рассмотрения протеста постановлением администрации Емельяновского района № 664 от 16.11.2018 г. ранее принятое постановление № 591 от 29.10.2018г. «О предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>№» отменено.
Порядок предоставления земельных участков на территории Красноярского края регулирует специальный закон «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 04.12.2008г. № 7-2542.
Согласно положениям указанного закона, право многодетного гражданина на получение земельного участка на территории любого муниципального района или городского округа Красноярского края предоставлено только лицам, проживающим в районах Крайнего Севера.
Земельный участок может быть предоставлен многодетному гражданину, проживающему на территории иного муниципального образования, только при отсутствии многодетных граждан, поставленным в таком муниципальном образовании на очередь на предоставление земельного участка.
Заявитель проживает на территории Мотыгинского района Красноярского края, который в соответствии с Постановлением Совмина СССР от 3.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029», к районам Крайнего Севера не относится, а относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
Кроме этого, по информации Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края от 19.02.2019 г., ФИО1 поставлена на очередь в реестр многодетных семей по Емельяновскому району на получение земельного участка в собственность бесплатно. По состоянию на 19.02.2019 г. очередь ФИО1 № 343, право на приобретение земельного участка не реализовано.
Согласно письма Управления земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района Красноярского края от 11.06.2019 г. в реестре многодетных семей Емельяновского района на предоставление земельного участка состоит 2 506 человек.
Согласно пп. «а» п. 1 ст. 29.6 Закона Красноярского края «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» от 4.12.2008 № 7-2542, если многодетный гражданин не имеет места жительства в муниципальном районе или городском округе, на территории которого расположен испрашиваемый земельный участок или земли либо земельный участок, из которых испрашиваемый земельный участок может быть образован, за исключением случаев, указанных в абзацах 3, 4, 5 пункте 2 ст. 14 Закона края, это является основанием для отказа в постановке на очередь на предоставление земельного участка.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд приходит к выводу, что отказ в предоставлении административному истцу земельного участка на территории иного муниципального района ( Емельяновского района Красноярского края), основан на требованиях закона, регламентирующего порядок предоставления земельных участков многодетным гражданам в Красноярском крае. Ссылки административного истца в административном исковом заявлении на положения Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Федеральный закон от 17.07.2011 № 211 -ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001 № 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан ФИО5 и ФИО6» основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку, приведенные нормативно-правовые акты не затрагивает рассматриваемую сферу правоотношений, а регулируют порядок предоставления субсидий на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, в суде установлено, что административный истец ФИО1 зарегистрирована и проживает в <...>. Мотыгинский район Красноярского края не относится к районам Крайнего Севера, а является местностью, приравненной к районам Крайнего Севера. Кроме этого, учитывая, что в Емельяновском районе имеется очередь многодетных граждан на предоставление земельного участка, земельные участки, расположенные на территории Емельяновского района, не могут быть предоставлены многодетным гражданам, имеющим место жительства на территории иного муниципального района, в том числе Мотыгинского района. ФИО1 не имеет права на получение в собственность земельного участка без проведения торгов в Емельяновском районе Красноярского края, поскольку имеет место жительства на территории муниципального образования, не относящегося к районам Крайнего Севера.
При указанных выше обстоятельствах протест прокурора Емельяновского района 702-2018 от 08.11.2018 г., постановление администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края № 664 от 16.11.2018 г. являются законными и обоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО1 в удовлетворении административного искового заявления к администрации п. Емельяново Емельяновского района Красноярского края, прокуратуре Емельяновского района Красноярского, прокуратуре Красноярского края о признании незаконными постановлений администрации поселка Емельяново Емельяновского района Красноярского края № 664 от 16.11.2018г., № 591 от 29.10.2018г., протеста прокурора Емельяновского района Красноярского края № 7-02-2018 от 08.11.2018 г.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения суда.
Председательствующий Петушкова О.Ю.