дело № 2а-110/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 мая 2019 года г. Сенгилей
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Бессольцевой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кузьмина В.А., Лапина А.В. к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании бездействий по не внесению изменений в генеральный план и правила землепользований и застройки, а также по постановке на кадастровый учет границ населенного пункта незаконными,
У С Т А Н О В И Л :
Кузьмин В.А., Лапин А.В. обратились в суд с иском к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании бездействий по не внесению изменений в генеральный план и правила землепользований и застройки, а также по постановке на кадастровый учет границ населенного пункта незаконными.
Требования мотивированы тем, что они являются собственниками земельных участков, расположенных в <адрес>.
Указанные земельные участки находятся за пределами границ населенного пункта <адрес> и фактически расположены в границах земель сельскохозяйственного назначения.
09.01.2018 года они обратились в администрацию МО «Новсолободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области с заявлением организовать и провести работы по включению принадлежащих им земельных участков в границы <адрес>.
Указанное заявление было передано в администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области.
Из ответа главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области следует, что в бюджете муниципального образовании на 2018 года не предусмотрены денежные средства на проведение работ по корректуре картографической части Генерального плана и Правил землепользования и застройки МО «Новсолободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, а также по постановке на кадастровый учет границ населенного пункта. На личном приёме главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области он заверил их, что данные работы будут проведены в начале 2019 года.
В настоящее время никаких работ по внесению изменений в генеральный план и правила землепользований и застройки не произведено, что нарушают их права.
В связи с этим просят суд признать бездействия администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области по не внесению изменений в генеральный план и правила землепользований и застройки, а также по постановке на кадастровый учет границ населенного пункта незаконными и обязать администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области произвести работы по внесению изменений в генеральный план и правила землепользований и застройки, а также по постановке на кадастровый учет границ населенного пункта <адрес>.
Административные истцы Кузьмин В.А. и Лапин А.В., а также их представитель Поляков А.Н. исковые требования поддержали, доводы привели в целом аналогичные тем, что изложены в иске.
В судебном заседании представитель администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области Назаров А.В. исковые требования истца не признал, суду пояснил, что истцы фактически просили перевести земли из сельскохозяйственного назначения в земли населенных пунктов, что не относится к полномочиям администрации муниципального образования.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица глава администрации МО «Новсолободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области Штырлов В.Г. исковые требования истцов также не признал, полагал, что им необходимо сначала установить границы своих земельных участков.
Выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы настоящего дела, а также материалы Правил землепользования и застройки МО «Новсолободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, Ситуационный план МО «Новсолободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области. Схему современного использования территории <адрес>, суд приходит к следующему.
В силу ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Таким образом, незаконными могут быть признаны такие решения органов власти, которыми нарушены права и свободы заявителя или созданы препятствия к осуществлению им прав и свобод либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований является генеральные планы поселений.
Порядок утверждения генерального плана поселения и внесение в него изменений установлены статьями 24 и 25 ГрК РФ.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Как следует из частей 3 и 4 ст. 14 названного Федерального закона к вопросам местного значения сельского поселения утверждение генеральных планов, правил землепользования и застройки не относится. Эти вопросы на территории сельских поселений решаются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Таким образом, названые нормы наделяет органы местного самоуправления муниципального района полномочиями не только на принятие нового генерального плана и правил землепользования и застройки поселения, но и на внесение изменений в ранее принятые органами местного самоуправления поселения генеральный план и правила землепользования и застройки поселения.
При этом, согласно части 1, 2 ст. 24 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа. Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.
Как уже было указано выше, порядок внесения изменений в генеральный план установлен ст.ст. 24 и 25 ГрК РФ и предусматривает ряд последовательных процедур, к которым относятся принятие решения главой местной администрации о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений; обязательное согласование проекта в соответствии со статьей 25 названного кодекса; обязательное рассмотрение проекта на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 этого же кодекса; принятие решения представительным органом местного самоуправления городского округа с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (статья 24 ГрК РФ).
Следовательно, глава администрации муниципального района уполномочен только на принятие решений о подготовке проекта генерального плана (о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений), а не на внесений изменений в генеральный план.
Соответствующие изменения в генеральный план могут быт внесены только представительным органом местного самоуправления.
В силу п. 15 ст. 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Материалами дела установлено, что решением Совета депутатов МО «Новослободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области № от ДД.ММ.ГГГГ утверждён генеральный план МО «Новослободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области.
Истец Кузьмин В.А. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
Истец Лапин А.В. является собственником земельного участка площадью 1495 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>
В связи с этим, истцы вправе оспорить генеральный план МО «Новослободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области в судебном порядке, в случае нарушения их прав и законных интересов.
09.01.2018 года истцы, полагая, что принадлежащие им земельные участки фактически находятся на землях сельскохозяйственного назначения, обратились в администрацию МО «Новсолободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области с заявлением о включении части земли сельскохозяйственного назначения, на котором находятся их земельные участки, в границы населенного пункта с указанием категории земель как земли населенных пунктов.
Указанное заявление было передано в администрацию МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области.
Из ответа главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области на имя истцов следует, что в бюджете муниципального образовании на 2018 года не предусмотрены денежные средства на проведение работ по корректуре картографической части Генерального плана и Правил землепользования и застройки МО «Новсолободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, а также по постановке на кадастровый учет границ населенного пункта.
В данном случае суд считает, что администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку как уже было указано выше, изменения в генеральный план утверждаются представительным органом местного самоуправления, к каковым администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области не относится.
Глава администрации муниципального района уполномочен только на принятие решений о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план.
Такой просьбы заявления истцов не содержало.
Кроме того, порядок внесения изменений в Правила землепользования и застройки установлен ст. 33 ГрК РФ.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 33 ГрК РФ предложения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки направляются в комиссию по подготовке проекта Правил землепользования и застройки.
При этом, физические или юридические лица могут направлять такие предложения только в инициативном порядке либо в случае, если земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
Комиссия в течение 30 дней со дня поступления предложения осуществляет подготовку заключения о рекомендации внесения изменения или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения и направляет это заключение главе местной администрации (ч. 4 ст. 33 ГрК РФ).
С учетом заключения комиссии глава местной администрации в течение 30 дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в Правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении и направляет копию такого решения заявителю (ч. 5 ст. 33 ГрК РФ).
Поскольку вышеуказанные действия истцами не были совершены и они в установленном законе порядке в соответствующую Комиссию с заявлением о внесений изменений в Правила землепользования и застройки не обращались, то их права и законные интересы обжалуемым ответом главы администрации не были нарушены.
Вообще, по – сути, в заявлении истцов на имя главы администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области не содержалось ни просьбы о внесении изменений в генеральный план МО «Новсолободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области, ни просьбы о внесений изменений в Правила землепользования и застройки МО «Новсолободское сельское поселение» Сенгилеевского района Ульяновской области в порядке ст. 33 ГрК РФ.
Кроме того, в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Частью 7 ст. 219 КАС РФ определено, что пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из содержания искового заявления, ответ от администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области на их заявление получен ими 14.02.2018 года.
С настоящим административным исковым заявлением истцы обратились 23.04.2019 года, т.е. спустя более одного года как им стало известно о нарушении их прав.
При этом каких-либо обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска трехмесячного срока на обращение в суд и невозможности обжалования бездействий должностных лиц в установленный процессуальным законом срок, истцами не представлено, что в силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В связи со всем вышеизложенным, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленного истцами административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Кузьмина В.А., Лапина А.В. к администрации МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области о признании бездействий по не внесению изменений в генеральный план и правила землепользований и застройки, а также по постановке на кадастровый учет границ населенного пункта незаконными оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.И. Шлейкин