ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-110/20 от 13.03.2020 Черемховского районного суда (Иркутская область)

Решение

именем Российской Федерации

13 марта 2020 года город Черемхово

Черемховский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Новиковой О.А., при секретаре Поповой А.А., с участием представителей административного истца Кушнаревой Е.В., Кузнецова Д.С., представителя административного ответчика Муравьевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании, в порядке административного судопроизводства, административное дело № 2а-110/2020, по административному исковому заявлению управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и экологии администрации <адрес> муниципального образования к Енисейскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконнымпредписания, возложении обязанности,

установил:

административный истец обратился в суд к административному ответчику с административным исковым заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ Енисейским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в адрес административного истца вынесено предписание об устранении нарушений при строительстве/реконструкции объекта капитального строительства (место составления: <адрес>, <адрес>.<адрес>, на участке отработанного карьера Трошковского месторождения глин). Оспариваемым предписанием административный ответчик обязывает административного истца устранить нарушение, а именно - пройти государственную экспертизу проектной документации в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Данное предписание было принято по результатам проверки оценки выполненных работ после завершения строительства объекта капитального строительства - полигон твердых бытовых отходов на территории рабочего поселка <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> р.<адрес>, на участке отработанного карьера Трошковского месторождения глин (далее по тексту – полигон твердых бытовых отходов на территории рабочего поселка <адрес>), проведенной ДД.ММ.ГГГГ. Иных замечаний, кроме вышеуказанного, в ходе проверки выявлено не было. При этом в период с 2013 – 2016 годы административным истцом была разработана вся необходимая проектно-сметная документация на строительство полигон твердых бытовых отходов на территории рабочего поселка <адрес> и получены необходимые заключения, в установленном порядке, в соответствии с действующим на тот период времени законодательством РФ, включая Градостроительный кодекс РФ, так как иного порядка прохождения экспертиз на момент заключения договора не было. Изменения, установившие необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации только на федеральном уровне, принятые Федеральным законом № 458-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ и обратной силы, исходя из соответствующего закона, не имеют. Факт того, что обязанность прохождения экспертизы объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности в федеральных органах исполнительной власти возникает с ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается информационным сообщением ФАУ «Главгосэкспертиза России» (информация об изменениях, внесенных Федеральным законом от 31.12.2014-ФЗ в Градостроительный кодекс РФ в части организации и проведения государственной экспертизы проектной документации объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности), находящимся в общем доступе. Однако, по мнению административного ответчика, указанному в оспариваемом предписании, со ссылкой на п. 4.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, заключение государственной строительной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, выданное исполнительным органом субъекта РФ – ГАУ «<адрес> «Экспертиза в строительстве <адрес>», является незаконными и указывает на необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации федеральным органом исполнительной власти.Истец полагает, что оспариваемое предписание нарушает права административного истца на владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом (ст. 209, 215 ГК РФ), а также препятствует решению вопросов местного значения, а потому просит суд признать незаконным предписание Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений при строительстве/реконструкции объекта капитального строительства, и обязать Енисейское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выдать заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства - Полигона, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности.

В судебном заседании представители административного истца - Управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и экологии администрации Черемховского районного муниципального образования Кузнецов Д.С. и Кушнарева Е.В., действующие на основании доверенности, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнив, что договор на проведение экспертизы между ООО «Архпроект» и Государственным автономным учреждением Иркутской области «Экспертиза в строительстве Иркутской области»был заключен ДД.ММ.ГГГГ, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, изготовленное заключение соответствует действующему на момент заключения договора законодательству.

Представитель административного ответчикаЕнисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Муравьева Н.В., действующая на основании доверенности возражала против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, который приобщен к материалам административного дела.Указала, что несмотря на осведомленность административного истца о том, что фактически выполнение обязательств сторон по договору распространит свое действие на период действия правовых норм, введенных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»», последний заведомо нарушил порядок прохождения государственной экспертизы проектной документации. Доказательств невозможности соблюдения административным истцом требований норм действующего законодательства при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд находит заявленное требование не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФгражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на нихнезаконновозложены какие-либо обязанности.

В силу ч.8 ст.226 КАС РФпри рассмотрении административного дела об оспаривании решения,действия(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения,действия(бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.При проверке законности этих решения,действия(бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявленииопризнаниинезаконнымирешения,действия(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в ч. 9 названной статьи, в полном объеме.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ,если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения,действия(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемогодействия(бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемогодействия(бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемогодействия(бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений ч. 11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п. 1 и 2 ч. 9 названной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. 3 и 4 ч. 9 названной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При этом, по смыслу положений ч.2 ст. 227 КАС РФ заявление об оспаривании решения,действия(бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями подлежит удовлетворению при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением прав либо свобод заявителя.

Вместе с тем, разрешая требования административного истца о признании незаконным предписания Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), суд приходит к выводу, что такой необходимой совокупности по настоящему делу не имеется.

Так, при рассмотрении административного дела установлено, что приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждено положение о Енисейском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, в соответствии с которым Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, является территориальным органом межрегионального уровня, осуществляющим функции Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в установленной сфере деятельности на территориях Р. Тыва, Р. Хакасия, Красноярского края и Иркутской области. В полномочия названного органа входит выдача заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

Порядок и требования, предъявляемые к выдаче заключений о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов или принятию решения об отказе в выдаче такого заключения регулируются Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации, утвержденным Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129.

Согласно п. 11 названного Порядка при проведении проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора, в том числе рассматривает представленные застройщиком, техническим заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, для проведения проверки документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование), применением строительных материалов (изделий), а также с осуществлением строительного контроля.

В соответствии с п. 14. названного Порядка по результатам проведенной проверки должностное лицо органа государственного строительного надзора составляет акт проверки, являющийся в случае выявления нарушений основанием для выдачи застройщику, техническому заказчику (при наличии технического заказчика), лицу, осуществляющему строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, предписания об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства.

В предписании указываются описание, характер, конкретный вид нарушений с указанием ссылок на статьи (пункты, части статей) технических регламентов, нормативных правовых актов, листы (страницы) проектной документации, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.

ДД.ММ.ГГГГ от управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и экологии администрации Черемховского районного муниципального образования в адрес Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзорупоступило извещение об окончании строительства Полигона твердых бытовых отходов на территории Черемховского района Иркутской области

В связи с поступившим извещением и приложенными к нему документами на основании распоряжения заместителя руководителя Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ-р/кр «О проведении выездной внеплановой проверки», с целью оценки выполнения работ и принятия решения о выдаче заключения о соответствии требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документацииили об отказе в выдаче такого заключения,проведена проверка объекта капитального строительства - полигон твердых бытовых отходов на территории рабочего поселка <адрес>,расположенного по адресу: <адрес>, 1,5 км севернее жилого р.<адрес>, на участке отработанного карьера Трошковского месторождения глин.

По результатам проверки, проведеннойДД.ММ.ГГГГ,Енисейским Управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзорусоставлен акт проверки оценки выполненных работ после завершения строительства объекта капитального строительства , выдано предписание об устранении нарушений при строительстве/реконструкции объекта, поскольку в ходе проверки, было установлено,нарушение п. 4.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, предписано в срок до 23.04.2020предоставить проектную документацию на государственную экспертизу в уполномоченный федеральный орган - в федеральное автономное учреждение «Главгосэкспертиза России».

Согласно нормамГрадостроительного кодекса РФ, действующим как в настоящее время, так и на момент возникновения спорных правоотношений,государственной экспертизе подлежалапроектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I – V классов опасности, а также результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой проектной документации.

Полигон твердых бытовых отходов на территории рабочего поселка Михайловка Черемховского района Иркутской области относится к названной категории объектов, поскольку предназначен для приема и захоронения отходов IVи V класса опасности, в связи с чем, его проектная документация и результаты инженерных изысканий, выполненные для подготовки такой документации, подлежат исследованию при проведении государственной экспертизы.Изложенный факт не оспаривается и административным ответчиком.

Порядок организации и проведения в Российской Федерации государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также порядок выдачи заключения государственной экспертизы урегулирован постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий».

Из представленных к судебному исследованию договора на выполнение экспертных услуг от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что строительство объекта капитального строительства - полигон твердых бытовых отходов на территории рабочего поселка Михайловка Черемховского района Иркутской области, осуществлялось согласно проектной документации, разработанной на основании технического задания на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации на строительство полигона и муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между административным истцом и ООО «Архпроект».

Согласно п. 1.1, 2.1 муниципального контракта, подрядчик осуществляет разработку проектно-сметной документации для строительства полигона с момента заключения муниципального контракта в течение 35 (тридцати пяти) календарных дней с положительным заключением агентства государственной экспертизы в строительстве Иркутской области.

21.12.2015между ООО «Архпроект» и государственным автономным учреждением Иркутской области «Экспертиза в строительстве Иркутской области» заключен договор на оказание экспертных услуг № Пи- 2957-2957/12.15.

Согласно п. 1.2 договора, результатом услуги является заключение, содержащее выводы о соответствии (положительное заключение) или несоответствии (отрицательное заключение) проектной документациитребованиям технических регламентов и результатам инженерных изысканий.

Согласно п.4.2 договора срок проведения государственной экспертизы - не более 60 дней.

Согласно п. 1 дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного к договору № Пи- 2957-2957/12.15 от ДД.ММ.ГГГГ, государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации объекта - полигон твердых бытовых отходов на территории рабочего поселка Михайловка Черемховского района Иркутской области приостанавливается на период с 29.04.2016 по 17.05.2016.

19.05.2016государственным автономным учреждением Иркутской области «Экспертиза в строительстве Иркутской области» утверждено положительное заключение проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства - полигон твердых бытовых отходов на территории рабочего поселка Михайловка Черемховского района Иркутской области № 38-1- 1-3-0032-16.

16.12.2016 государственным автономным учреждением Иркутской области «Экспертиза в строительстве Иркутской области» утверждено положительное заключение № Дк-2957-2957/09.16 о достоверности определения сметной документации .

Вместе с тем, из положений ч. 4 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ следует, что государственная экспертиза проектной документации и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводится федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение такой экспертизы.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 458-ФЗ«О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»» в нормы Градостроительного кодекса РФ внесены изменения, ряд которых вступает в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из позиции административного истца согласно ч.4.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ, в редакции названных изменений, вступивших в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, государственная экспертиза проектной документации всех объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 названного Кодекса, к которым относится полигон твердых бытовых отходов на территории рабочего поселка Михайловка Черемховского района Иркутской области, и государственная экспертиза результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, проводится только федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением.

Таким образом, п. 4.1 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ установлен запрет на проведение государственной экспертизы проектной документации всех объектов, указанных в п. 5.1 ст. 6 названного Кодекса, и государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации исполнительным органом субъекта РФ и с момента вступления в действие названных изменений, заключения о соответствии объекта требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документацииможет быть выдано только уполномоченным на то учреждением федерального уровня.

При этом согласно п. 36 постановления Правительства РФ от 05.03.2007 № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» заключение государственной экспертизы готовится и подписывается лицами, обладающими правом на подготовку заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий и участвовавшими в проведении государственной экспертизы, и утверждается руководителем организации по проведению государственной экспертизы или уполномоченным им лицом.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что с момента вступления в законную силуотдельных положений Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»», то есть с 01.01.2016,положительное либо отрицательное заключение, проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I – V классов опасности, а также результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации может быть выдано только соответствующим учреждением федерального уровня и его филиалами, в частности - ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Несоответствие заключения государственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий изложенным требованиям, является основанием для вынесения предписания контролирующим органом, а в последующем основанием для отказа в выдаче заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации.

Как было указано ранее, административный истец представил административному ответчику положительное заключение проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту капитального строительства -полигон твердых бытовых отходов на территории рабочего поселка Михайловка Черемховского района Иркутской области, выданное государственным автономным учреждением Иркутской области «Экспертиза в строительстве Иркутской области»19.05.2016.

Таким образом, суд,соглашаясь с доводами представителя ответчика,приходит к выводу, что административный истец, уведомив административного ответчика о завершении строительства полигона твердых бытовых отходов на территории рабочего поселка Михайловка Черемховского района Иркутской области, с целью получения заключения о его соответствии требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации, представил заключение, утвержденное19.05.2016лицом, не имеющим на период его утверждения на то полномочий.

При указанных обстоятельствах, дата и процедура заключения договора между заказчиком - ООО «Архпроект» и исполнителем - государственным автономным учреждением Иркутской области «Экспертиза в строительстве Иркутской области», по мнению суда, не могут повлиять на принятое решение. Более того, принимая во внимание дату заключения названного договора и установленные его положениями сроки проведения экспертизы, а равно срок, на который проведение экспертизы было приостановлено, суд также приходит к выводу о том, что сам процесс организации и проведения экспертизы фактически уже был осуществлен в период действия отдельных положенийФедерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Оботходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»», вступивших в законную силу с 01.01.2016.

При таких обстоятельствах, непредставление административным истцом в Енисейское Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору заключения, соответствующего положениям Закона, действующего на период фактического проведения исследования и утверждения такого заключения, не позволило уполномоченному органу в установленном порядке выдать заключение о соответствии построенного объекта капительного строительства требованиям проектной документации и требованиям энергетической эффективности, и обоснованно послужило основанием для вынесения предписания в адрес административного истца, которое соответствует Порядку, утвержденному Приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1129, что в совокупности свидетельствует о законности действий Енисейского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

При этом согласно п. 32 Порядка принятие решения об отказе в выдаче заключения о соответствии не препятствует повторному обращению за выдачей заключения о соответствии после устранения причин, послуживших основанием для принятия указанного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении требований управления жилищно-коммунального хозяйства, строительства, транспорта, связи и экологии администрации Черемховского районного муниципального образования к Енисейскому Управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконнымпредписания, возложении обязанности - отказать.

Мотивированное решение будет составлено 23.03.2020 и может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Черемховский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья: О.А. Новикова