Дело -- 28RS0017-01-2020-003474-71
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2021 года г. Свободный
Свободненский городской суд в составе:
председательствующего судьи Шестопалова В.В.,
при секретаре Алафьевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области к Благотворительному фонду содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в г. Свободном, о ликвидации некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца обратился в суд с названным административным иском, в обоснование заявленных требований указав, что в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 года №19-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Единый государственный реестр юридических лиц 15.03.2017 года за основным государственным регистрационным номером -- внесена запись о государственной регистрации юридического лица – Благотворительного фонда содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в г. Свободном при создании на основании решения о государственной регистрации от --, принятого управлением Министерства юстиции РФ по Амурской области. Лицом имеющим право действовать без доверенности от имени организации, является директор ФИО1, юридический адрес --.
Министерством юстиции Российской Федерации по Амурской области проведен анализ исполнения Благотворительным фондом содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в г. Свободном обязанности по предоставлению ежегодной отчетности и выявлено нарушение обязательных требований и норм федерального законодательства, выразившиеся в непредставлении ежегодной отчетности за 2017, 2018, 2019 г.г. в установленном порядке в регистрирующий орган и отсутствии их в учетном деле некоммерческой организации.
Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность некоммерческой организации, являются Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон № 129-ФЗ), от 11.08.1995 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» (далее - Закон № 135-ФЗ), от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Закон № 7-ФЗ).
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Амурской области при осуществлении административной процедуры -анализ отчётов некоммерческих организаций, предусмотренной п. 26 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2011 № 456, проведен анализ исполнения Благотворительным фондом содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в г. Свободный (далее некоммерческая организация) обязанности по представлению отчетности и выявлено нарушение обязательных требований и норм федерального законодательства, выразившееся в непредставлении ежегодной отчетности за 2017, 2018, 2019 гг. в установленном порядке в регистрирующий орган и отсутствии их в учетном деле некоммерческой организации.
Согласно п. 3 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 указанной статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов (форма № -- с приложением листа «-- и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности), документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
В соответствии с п. 3.1 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» приказом Минюста России от 16 августа 2018 г. № 170 утверждены формы отчетности некоммерческих организаций.
Согласно п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о расходовании денежных средств и использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства за 2017 и 2018 г. г. предоставляются ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В соответствии с п.п. 1.1 п.1 приказа Минюста России от 26.05.2020 № 122 «Об установлении сроков представления некоммерческими организациями отчетности» (далее приказ Минюста России № 122) некоммерческая организация представляет в Минюст России (его территориальный орган) документы, содержащие отчет о ее деятельности, сведения о персональном составе ее руководящих органов, а также документы, содержащие сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчётным.
Согласно п. 2 приказа Минюста России № 122, документы, указанные в п.п. 1.1 п. 1 за 2019 год представляются не позднее --.
В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Управлением, по данному факту за непредставление ежегодных отчетов о деятельности данной некоммерческой организации за 2017, 2018, 2019 были вынесены и направлены на юридический адрес письменные предупреждения от -- за исх. --, от -- за исх. -- о недопустимости нарушения действующего законодательства Российской Федерации, с установленными сроками, которые некоммерческой организацией, согласно отчету почтового отправления с официального сайта «Почта России» получены не были.
В связи с не устранением выявленных нарушений, Управлением в адрес по месту жительства директора некоммерческой организации были направлены повторные письменные предупреждения от -- за исх. -- и от -- за исх. --, которые, согласно данным официального сайта «Почта России» некоммерческой организацией также получены не были, нарушения до настоящего времени также не устранены.
Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
Кроме того, Управлением при осуществлении административной процедуры - анализ отчётов некоммерческих организаций, проведён анализ исполнения Благотворительным фондом содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в г. Свободный обязанности по представлению отчетности и выявлено нарушение обязательных требований и норм федерального законодательства, выразившееся в непредставлении ежегодной отчетности в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от -- «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)» за период 2017-2019 годы в установленном порядке в регистрирующий орган и отсутствии ее в учётном деле некоммерческой организации. Согласно требованиям п. 1 ст. 19 Закона № 135-ФЗ благотворительная организация ведет бухгалтерский учет и отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона № 135-ФЗ орган принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, осуществляет контроль за соответствием ее деятельности целям, ради которых она создана. Благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, отчет о своей деятельности, содержащий сведения о финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдения требований ст. 16 Закона № 135-ФЗ по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации; составе и содержании благотворительных программ; содержании и результатах деятельности благотворительной организации; о нарушениях требований Закона № 135-ФЗ, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мер по их устранению).
Согласно требованиям п. 3 ст. 19 Закона № 135-ФЗ ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации, в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы согласно требований п. 2 ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно требованиям п. 5 ст. 19 Закона № 135-ФЗ установлена обязанность благотворительной организации обеспечивать открытый доступ, включая доступ средств массовой информации, к своим ежегодным отчетам.
В соответствии со ст. 32 от -- № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.
Управлением, по данному факту были указаны нарушения в вынесенных письменных предупреждениях от -- за исх. --, от -- за исх. --, от -- за исх. -- и от -- за исх. --, которые до настоящего времени не устранены, отчетность согласно требованиям Закона № 135-ФЗ, не представлена до настоящего времени.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о неоднократном нарушении некоммерческой организацией действующего законодательства Российской Федерации, регулирующего деятельность некоммерческих организаций.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п. 2. ст. 123.20 ГК РФ, п. 2. ст. 18 Закона № 7-ФЗ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц (цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, а также в других случаях, предусмотренных законом (пп. 2, 4 п. 2 ст. 123.20 ГК РФ, пп. 2, 4, п. 2 ст. 18 Закона № 7-ФЗ).
В соответствии с п. 10 ст. 32 Закона № 7-ФЗ неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суде заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Длительное, неоднократное неисполнение организацией законных требований Управления как органа, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) за деятельностью некоммерческих организаций, является систематическим и грубым нарушением норм Конституции Российской Федерации, Закона № 7-ФЗ, что в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ является достаточным основанием для ликвидации такой организации.
Так, в соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
В соответствии со ст. 21 Закона № 7-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация -прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
С учетом изложенного, процедура ликвидации юридического лица по решению суда не может считаться завершенной без исключения записи данном юридическом лице из ЕГРЮЛ. Основанием для исключения сведений о юридическом лице из ЕГРЮЛ является решение суда об исключении таких сведений.
В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 1 Кодекса административного производства Российской Федерации, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают ведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра.
В соответствии с п.п. 30.10 Указа Президента РФ от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Минюст России принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации; осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий, религиозных организаций и структурных подразделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций.
Согласно п.п. 73, 74 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26, Управление по результатам контроля за деятельностью региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; принимает решения о приостановлении деятельности общественных объединений и их структурных подразделений; обращается з суд с заявлениями о приостановлении деятельности региональных подразделений, иных структурных подразделений политических партий; а также обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.
С учетом изложенного, длительного не устранения нарушений законодательства Российской Федерации и отсутствия со стороны организации намерения устранять выявленные нарушений считают, что восстановление законности возможно только путем ликвидации юридического лица, примененной как мера реагирования на нарушения действующего законодательства и как способ защиты прав и законных интересов других лиц.
Просит суд вынести решение о ликвидации Благотворительного фонда содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания был уведомлен надлежащим образом, ходатайства об отложении слушания либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступали, причины неявки суду неизвестны.
В силу п.4 ст.263 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения административного дела, не препятствуют его рассмотрению.
Суд, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу пунктов 1 и 2 ст. 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
В соответствии со Свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, -- внесена запись в ЕГРЮЛ о создании некоммерческой организации Благотворительного фонда содействия строительству культовых сооружений русской православной церкви в --, ОГРН --.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от --, основным видом деятельности юридического лица является предоставление прочих финансовых услуг, кроме услуг по страхованию и пенсионному обеспечению, не включенных в другие группировки.
В силу ст. 32 ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, и (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность структурного подразделения иностранной некоммерческой неправительственной организации подлежат обязательному аудиту. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации. Некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. Некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом. В силу пп. "а" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от -- N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные документы и сведения предоставляются некоммерческой организацией не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
В судебном заседании установлено, что в нарушение вышеуказанных норм, некоммерческой организацией Благотворительного фонда содействия строительству культовых сооружений русской православной церкви в -- не предоставило в регистрирующий орган отчет за 2017, 2018. 2019 г.г. по утвержденным законодательством Российской Федерации формам № -- либо заявление, подтверждающее их соответствие п.3.1 ст.32 ФЗ "О некоммерческих организациях", и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в 2019 году, что подтверждается материалами дела.
Согласно п.3 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
До настоящего времени предупреждения Управления административным ответчиком не исполнены, доказательств обратного суду не предоставлено.
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от -- N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами" разъяснено о том, что судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения.
Доказательств существования таких обстоятельств судом не добыто, в материалы дела не предоставлено.
Пунктом 10 ст. 32 ФЗ "О некоммерческих организациях" установлено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от -- N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций. В соответствии с п. 1 ст. 18 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Согласно пп. 3 п. 3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что факт осуществления деятельности благотворительного фонда содействия строительству культовых сооружений православной церкви в г. Свободный с грубыми нарушениями требований закона нашел подтверждение в судебном заседании, поскольку указанным юридическим лицом не представляются административному истцу документы, обязанность по предоставлению которых возложена на административного ответчика нормами действующего законодательства, доказательства того, что административным ответчиком принимались меры для устранения допущенных нарушений, в материалах дела отсутствуют, нарушения не устранены до настоящего времени, доказательств обратного суду не предоставлено, что является основанием для принятия решения о ликвидации указанного юридического лица.
С учетом указанных обстоятельств, принимая во внимание отсутствие возражений со стороны ответчика, суд считает требования Главного управления Министерства юстиции по Амурской области к благотворительному фонду содействия строительству культовых сооружений православной церкви в г. Свободный о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.175-180, 264 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление управления Министерства юстиции РФ по Амурской области к Благотворительному фонду содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в г. Свободный о ликивдации, удовлетворить.
Ликвидировать и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц Благотворительный фонд содействия строительству культовых сооружений Русской православной церкви в г. Свободный.
Решение может быть обжаловано в апел ляционном порядке в Амурский областной суд через Свободненский городской суд Амурской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Свободненского городского суда
Амурской области В.В. Шестопалов.
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме 02 февраля 2021 года.