Дело № 2а-110/2021
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 4 марта 2021 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Аблеевой Т.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тинькина Кирилла Юрьевича в интересах Гарамова Игоря Александровича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об оспаривании решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Тинькин К.Ю., действующий в интересах Гарамова И.А. по доверенности, обратился в суд с указанным административным иском к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия.
Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ Гарамов И.А. обратился в адрес Министерства с заявлением о предварительном согласовании предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 10692 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. В решении, выраженном в письме от 27.11.2020 № 29405/12.4-21, Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления в связи с нахождением испрашиваемого в аренду земельного участка в зоне защитного леса. С принятым решением истец не согласен, полагает, что испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда. Ссылаясь на положения абз. «и» п.п.4, п.19, п.16 Лесоустроительной инструкции, п.п.4 п.2 ст.111, ст.68, ст.23 Лесного кодекса РФ указали, что фактически на испрашиваемом земельном участке какое-либо проектирование и расположение защитных лесов невозможно. Полагали, что поскольку испрашиваемый земельный участок не относится к землям лесного фонда, то оснований для ограничения в обороте земельного участка не имеется.
Административный истец Гарамов И.А. и его представитель по доверенности Тинькин К.Ю., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, представители заинтересованных лиц - администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Лахденпохского муниципального района, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, отдел водных ресурсов по РК Невско-Ладожского бассейнового водного управления, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель административного ответчика полагал заявленные исковые требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, аналогичным тем, которые изложены в оспариваемом решении.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
ДД.ММ.ГГГГ Гарамов И.А. обратился в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия с заявлением о предоставлении в аренду данного земельного участка (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
Из оспариваемого отказа от ДД.ММ.ГГГГ за №.4-21 следует, что Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия отказывает Гарамову И.А. в предоставлении в аренду спорного земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами населённого пункта на землях сельскохозяйственного назначения в зоне ограничений градостроительной деятельности – специальный защитный лес.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26 сентября 2017 года № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков относится к компетенции административного ответчика.
Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.
В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.
На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 г. № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 г. № 446-П, от 26 сентября 2017 года № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений по вопросам о предоставлении земельных участков относится к компетенции административного ответчика.
Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.
Согласно п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
В силу ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, также в случае подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.
Основанием для отказа Гарамову И.А. в предоставлении в аренду без проведения торгов земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, явилось то, что испрашиваемый земельный участок расположен за границами населённого пункта на землях сельскохозяйственного назначения в зоне ограничений градостроительной деятельности – специальный защитный лес.
Указанное административным ответчиком основание о расположении испрашиваемого земельного участка в зоне защитного леса не нашел своего подтверждения.
Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости граница земельного участка с кадастровым номером №, вид разрешенного использования – земли запаса (неиспользуемые), не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что исключает возможность определить расположение данного земельного участка в одной из территориальных (функциональных) зон согласно Генеральному плану и Правилам землепользования и застройки Мийнальского сельского поселения Лахденпохского муниципального района, а также расположен ли земельный участок за границами населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения в зоне ограничений градостроительной деятельности – специальный защитный лес.
Частью 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доказательств расположения спорного земельного участка в зоне ограничений градостроительной деятельности – специальный защитный лес, административным ответчиком не представлено.
Таким образом, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия об отказе Гарамову И.А. в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № основаниям его расположения за границами населённого пункта на землях сельскохозяйственного назначения в зоне ограничений градостроительной деятельности – специальный защитный лес, нельзя признать законным. Следовательно, нарушенное право административного истца подлежит восстановлению, а заявленные исковые требования - удовлетворению.
Иных оснований для отказа оспариваемый ответ не содержит.
Учитывая, что в силу п.п. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ в решении об отказе в предоставлении земельного участка должны быть указаны все основания отказа, суд приходит к выводу о том, что нарушенное право истца должно быть восстановлено путем возложения на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанности по предоставлению Гарамову И.А. в арену земельного участка с кадастровым номером № по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии со ст. 111 КАС РФ, с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск удовлетворить.
Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме №.4-21 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе Гарамову Игорю Александровичу в предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 10692 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, для ведения личного подсобного хозяйства, незаконным.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Гарамова Игоря Александровича от ДД.ММ.ГГГГ (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 10692 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, для ведения личного подсобного хозяйства.
В случае отсутствия иных оснований для отказа в удовлетворении заявления, обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду без проведения торгов земельного участка площадью 10692 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, для ведения личного подсобного хозяйства.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Гарамова Игоря Александровича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Судья Л.В. Назарова
Мотивированное решение изготовлено: 19 марта 2021 года.