ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-110/2021 от 09.02.2021 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Дело

УИД

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 09 февраля 2021 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Чуешковой В.В.,

при секретаре Бондарь К.В.,

с участием:

представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, по доверенности,

представителя административного ответчика - Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края – ФИО3, по доверенности,

представителя административного ответчика - администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края – ФИО3, по доверенности,

представителя административного ответчика - Управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края – ФИО3, по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управлению архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании недействительным постановления, восстановлении срока для оспаривания отказов, признании незаконными отказов, утверждении схемы расположения земельного участка и обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в Хабаровский районный суд Хабаровского края с административным исковым заявлением который мотивировал следующим.

По мнению истца, администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края нарушены требования земельного и градостроительного законодательства при вынесении постановления о подготовке документации по планировке территории по внесению изменений в проект межевания в части объединения земельных участков.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации Хабаровского муниципального района, в лице Управления архитектуры и градостроительства подано заявление о внесении изменений в проект планировки в части объединения земельных участков и , с разрешённым использованием «для индивидуальной жилой застройки», категория земель «земли населённых пунктов».

Участки принадлежат административному истцу на основании: договора аренды земель населённых пунктов от ДД.ММ.ГГГГ соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земель населённых пунктов от ДД.ММ.ГГГГ; договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды на земельные участки , от ДД.ММ.ГГГГ что подтверждается записью регистрации – ДД.ММ.ГГГГ

ДД.ММ.ГГГГ ответом Управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края (письмо № исх. ) ФИО1 было отказано ввиду отсутствия документации по планировке территории, в связи с которой образованы спорные Участки.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района подано заявление об утверждении схемы расположения участка.

Письмом № исх. от ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района отказал в утверждении схемы, в связи с тем, что объединяемый участок не предусмотрен проектом планировки, утверждённым постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 17.06.2009г. № 1612 «Об утверждении документации по планировке территории в с. Мирное», а также пересекает границы зоны индивидуальной жилой застройки Ж-1, зоны делового, общественного и коммерческого назначения О и территорий общего пользования (дорога).

Администрацией Хабаровского муниципального района Хабаровского края представлена информация (письмо № исх. ) о том, что ФИО1 может обратиться в Управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края с заявлением о подготовке документации по планировке территории для внесения изменений в часть проекта межевания «Коттеджный посёлок «Солнечная поляна», 2 очередь», утверждённого постановлением администрации Мирненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ.

В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края административным истцом подано вышеуказанное заявление.

ДД.ММ.ГГГГ вынесено Постановление администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края № 779 «О подготовке документации по планировке территории по внесению изменений в проект межевания в части объединения земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных в <адрес>. При этом, документация по планировке территории (проект планировки и проект межевания территории) у администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края отсутствует.

Дополнительно, ДД.ММ.ГГГГ администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края, в лице Управления архитектуры и градостроительства сообщила о необходимости представить, помимо частичной проектной документации, межевой план объединённых участков, пояснительную записку к проекту (письмо исх. ).

Согласно преамбуле соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земель населённых пунктов от ДД.ММ.ГГГГ заключённому в связи с тем, что договор аренды, предоставленный для комплексного освоения в целях жилищного строительства, расторгнуть не представляется возможным, заключили настоящее соглашение, которое по существу является договором в новой редакции, об образованных участках, с разрешённым использованием уже «для строительства и эксплуатации жилых домов».

Таким образом, административный истец не является ни лицом, с которым заключён договор о развитии застроенной территории, ни лицом, указанным в ч. 1.1. ст. 45 и ч. 3 ст. 46.9 ГрК РФ. Администрация Хабаровского муниципального района Хабаровского края издала Постановление с возложением на административного истца необоснованных и противоречащих градостроительным нормам обязательств.

Пунктами 1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ, предусмотрено образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которое осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утверждённый в соответствии с ГрК РФ; проектная документация лесных участков; утверждённая схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена ст. 11.10 настоящего Кодекса и допускается в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утверждённого проекта межевания территории с учётом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка установлен п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Во исполнение п. 4 ст. 11.10 ЗК РФФИО1 за счёт собственных средств подготовил схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, согласно которой, земельный участок образован из двух ранее учтённых участков, при этом внешние границы, общая площадь не изменена.

На основании изложенного, ссылаясь на статьи Градостроительного, Земельного, Гражданского кодексов Российской Федерации, административный истец ФИО1 просит признать недействительным Постановление администрации Хабаровского муниципального района от 21.08.2020г. № 779 «О подготовке документации по планировке территории по внесению изменений в проект межевания «Коттеджный посёлок «Солнечная поляна», 2-я очередь» в части объединения земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных в <адрес>. Обязать администрацию Хабаровского муниципального района, в лице Управления архитектуры и градостроительства, внести изменения в проект межевания «Коттеджный посёлок «Солнечная поляна», 2-я очередь в части объединения земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных в <адрес>. Обязать администрацию Хабаровского муниципального района, в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом, утвердить решением представленную Истцом схему расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, с последующим направлением в орган регистрации прав для кадастрового учёта образованного земельного участка.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя административного истца к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края и Управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Мирненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Согласно письменным дополнениям к административному исковому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 в лице своего представителя ФИО2 просит:

признать недействительным постановление администрации Хабаровского муниципального района от 21.08.2020г. «О подготовке документации по планировке территории по внесению изменений в проект межевания «Коттеджный посёлок «Солнечная поляна», 2-я очередь» в части объединения земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных в <адрес>;

восстановить срок для оспаривания отказов Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ по внесению изменений в документацию по планировке территории; Комитета по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

признать незаконным отказ Управления архитектуры и градостроительства от ДД.ММ.ГГГГ (с дополнением от ДД.ММ.ГГГГ) по внесению изменений в документацию по планировке территории и обязать Управление архитектуры и градостроительства внести изменения в проект межевания «Коттеджный посёлок «Солнечная поляна», 2-я очередь в части объединения земельных участков с кадастровыми номерами и , расположенных в <адрес>;

признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путём объединения земельных участков с кадастровыми номерами и и обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом после внесения Управлением архитектуры и градостроительства изменений в проект межевания «Коттеджный посёлок «Солнечная поляна», 2-я очередь в части объединения земельных участков с кадастровыми номерами и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путём объединения земельных участков с кадастровыми номерами и с последующим направлением в орган регистрации прав для кадастрового учёта образованного земельного участка.

Указанные требования административного истца мотивированы тем, что в просительной части административного искового заявления не полно изложены исковые требования, заключающиеся в отсутствии оспаривания действий (бездействий) Управления архитектуры и градостроительства и Комитета по управлению муниципальным имуществом.

На заявление от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления архитектуры и градостроительства «О внесении изменений в проект планировки в части объединения земельных участков», отказ от ДД.ММ.ГГГГ исх. (п.7 приложения к иску) получен посредством электронной почты - ДД.ММ.ГГГГ т.е. с нарушением срока рассмотрения заявления - 6 дней (скрин с датой об отправке письма в приложении к ходатайству (п. 1).

На заявление от ДД.ММ.ГГГГ в адрес КУМИ «Об утверждении схемы расположения участка», отказ от ДД.ММ.ГГГГ исх. (п. 10 приложения к иску) получен посредством электронной почты - ДД.ММ.ГГГГ т.е. нарушение срока рассмотрения обращения составило - 48 дней. Несмотря на отметку в ответе «нарочно», заявитель такой способ получения ответа не согласовывал, (скрин с датой об отправке письма в приложении к ходатайству (п. 1).

В адрес прокуратуры Хабаровского района направлено электронное обращение по обжалованию действий со стороны Управления архитектуры и градостроительства, Комитета по управлению муниципальным имуществом в части необоснованного отказа и нарушения сроков рассмотрения обращений.

Посредством электронной почты прокуратура, также с нарушением сроков рассмотрения обращения в 30 дней, направила ответ о проведённой проверке, в ходе которой нарушений сроков рассмотрения заявлений не выявлено. В части ссылки в ответе Управления архитектуры и градостроительства на «отсутствие в администрации проектов внесения изменений в документацию, в соответствии с которой образованы спорные участки», прокуратурой установлено на необоснованность этой ссылки, так как в администрации отсутствует административный регламент предоставления муниципальной услуги по внесению изменений в проект планировки. Тогда как из ответа администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ чётко указано на наличие административного регламента, утверждённого постановлением администрации Хабаровскогомуниципального района Хабаровского края.

В судебное заседание не явился административный истец – ФИО1 О дате и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом. Суду предоставил письменное ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении дела в его отсутствие. Доверил представлять свои интересы ФИО2 на основании доверенности.

В судебное заседание не явился представитель заинтересованного лица – администрации Мирненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края. О дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, явка которых не признана судом обязательной.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в административном исковом заявлении и дополнениях к нему.

В судебном заседании представитель административных ответчиков ФИО3 исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по доводам изложенным в письменных возражениях и дополнительных возражениях на административное исковое заявление.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа иди органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются, как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Разрешая ходатайство административных ответчиков о применении последствий пропуска административным истцом срока обращения в суд с административным иском, суд приходит к следующему.

Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (ч. 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5).

Пропущенный по указанной в ч. 6 приведенной статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено данным кодексом (ч. 7).

Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (ч. 8).

В соответствии с чч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке гл. 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в чч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ). При таких обстоятельствах пропуск срока на обращение в суд сам по себе не может быть признан достаточным основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления без проверки законности оспариваемых административным истцом действий.

Согласно предоставленным административным истцом документам, ФИО1 обратился с жалобой в Прокуратуру Хабаровского района на действия административных ответчиков ДД.ММ.ГГГГ ответ на которую направлен истцу ДД.ММ.ГГГГ и получен - ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из материалов дела и установлено судом, данное административное исковое заявление поступило в Суд Индустриального района г. Хабаровска, Определением которого от ДД.ММ.ГГГГ было возвращено ФИО1 в связи с неподсудностью его суду Индустриального района г. Хабаровска. ДД.ММ.ГГГГ административный иск ФИО1 направлен посредством почтовой связи и ДД.ММ.ГГГГ поступил в Хабаровский районный суд Хабаровского края.

Доказательств обратного стороной административных ответчиков суду не предоставлено.

На основании изложенного и установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд административным истцом не пропущен, административный иск поступил в суд <адрес> в установленный законом срок, в течение трех месяцев со дня, когда ФИО1 стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов. В связи с чем, оснований для восстановления срока обращения в суд с административным исковым заявлением – не имеется и суд отказывает ФИО1 в восстановлении процессуального срока.

Судом установлено и подтверждается материалами административного дела, что административному истцу принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами ДД.ММ.ГГГГ, на основании Договора аренды земель населённых пунктов от ДД.ММ.ГГГГ Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земель населённых пунктов от ДД.ММ.ГГГГ Договора о передаче прав и обязанностей по договору аренды на земельные участки , от ДД.ММ.ГГГГ и записи о государственной регистрации в ЕГРН и .

Постановлением администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, утверждена проектная документация «Планировка территории комплексной застройки в целях жилищного строительства в <адрес>»; Градостроительные регламенты.

Постановлением администрации Мирненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден проект межевания «Коттеджный поселок «Солнечная поляна», 2-я очередь строительства.

Постановлением администрации Мирненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, присвоены адреса объектам недвижимости второй очереди жилого квартала Коттеджного поселка «Солнечная поляна».

Постановлением администрации Мирненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, утверждены изменения в проектную документацию проекта межевания «Коттеджный поселок «Солнечная поляна», 2-я очередь строительства, утвержденной Постановлением администрации Мирненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Мирненского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден проект межевания «Коттеджный поселок «Солнечная поляна», 3-я очередь строительства.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в Управление архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района о внесении изменений в утвержденный проект планировки территории в <адрес> в связи с объединением земельных участков с кадастровыми номерами ,

Согласно сообщению Управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ территория размещения земельных участков с кадастровыми номерами , расположена в границах территории в отношении которой ранее была утверждена Постановлением администрации Хабаровского муниципального района № 1612 от 17.06.2009г. «Об утверждении документации по планировке территории с. Мирное» документация по планировке территории комплексной застройки в целях жилищного строительства в <адрес> в составе: проекта планировки, проекта межевания и градостроительных регламентов земельного участка с кадастровым номером . Сведений об образовании земельных участков ФИО1 в установленных границах, указанная документация не содержит, сведения документации не являются актуальными. Администрацией Мирненского сельского поселения изменений в документацию по планировке территории, в соответствии с которой образованы земельные участки с кадастровыми номерами , в администрацию Хабаровского муниципального района не передавались.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, 2,5 км по направлению на запад от ориентира <адрес>. Условный номер образуемого участка - , площадь – 1234 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, цель использования участка – для индивидуального жилого дома. Кадастровые номера земельных участков из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка: ,

Согласно сообщению от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района, на основании пп. 3-5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ ФИО1 отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами , , что не предусмотрено утвержденным проектом планировки территории <адрес>. Кроме того, испрашиваемый земельный участок пересекает границы зоны индивидуальной жилой застройки Ж-1, зоны делового, общественного и коммерческого назначения О и территорий общего пользования (дорога).

Согласно выкопировке из карты градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки Мирненского сельского поселения, утвержденных решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером пересекает границы зоны индивидуальной жилой застройки Ж-1, зоны делового, общественного и коммерческого назначения О и территорий общего пользования (дорога).

ДД.ММ.ГГГГ администрация Хабаровского муниципального района на обращение ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ сообщила, что получена информация об отсутствии сведений об образовании земельных участков с кадастровыми номерами , в документации по планировке территории, утвержденной Постановлением администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, в целях рассмотрения вопроса о внесении изменений в документацию по планировке территории в <адрес> были направлены запросы в Управление по делам архивов и ЗАГС администрации Хабаровского муниципального района и в администрацию Мирненского сельского поселения о предоставлении информации об утверждении документации по планировке территории «Коттеджный поселок «Солнечная поляна». Согласно Постановлению от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утвержден проект межевания «Коттеджный поселок «Солнечная поляна», 2-я очередь». Согласно Постановлению администрации Мирненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ объектам недвижимости в границах рассматриваемых земельных участков, присвоены адреса: <адрес>. В связи с чем, административному истцу разъяснено вправо обратиться в Управление с заявлением о подготовке документации по планировке территории для внесения изменений в часть проекта межевания «Коттеджный поселок «Солнечная поляна», 2-я очередь», утвержденного Постановлением администрации Мирненского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал заявление в Управление архитектора и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района о подготовке документации по планировке территории для внесения изменений в часть проекта межевания «Коттеджный поселок «Солнечная поляна».

Постановлением администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ разрешено ФИО1 подготовить документацию по планировке территории по внесению изменений в проект межевания «Коттеджный поселок «Солнечная поляна», 2-я очередь» в части объединения земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенных в <адрес>, в границах в соответствии с прилагаемой схемой.

ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектора и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района дополнительно сообщило ФИО1 о том, что на основании принятого по его заявлению Постановления администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу необходимо предоставить в администрацию района проектную документацию (частично), межевой план объединенных земельных участков, пояснительную записку к проекту, после чего будет возможно утвердить вносимые изменения.

Согласно ответу Прокуратуры Хабаровского района от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 об обжаловании действий Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района и Управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района в части нарушения сроков рассмотрения заявлений и необоснованном отказе, нарушения сроков рассмотрения заявлений ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не выявлено (ответы направлены ДД.ММ.ГГГГ исх. и ДД.ММ.ГГГГ исх. соответственно). Установлена необоснованность ссылки в ответе УАиГ на отсутствие в администрации Хабаровского муниципального района проектов внесения изменений в документацию по планировке территории в соответствии с которой образованы земельные участки с кадастровыми номерами , , в нарушение ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», административный регламент предоставления муниципальной услуги по внесению изменений в проект планировки территории в органе местного самоуправления отсутствует, в связи с чем, не обеспечивается реализация прав заявителя на получение услуги в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги. В адрес Главы администрации Хабаровского муниципального района прокуратурой района 24.05.2020г. внесено представление об устранении нарушений закона.

Согласно ответу Прокуратуры Хабаровского района от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 о неполучении ответа на заявление, направленное в прокуратуру района ДД.ММ.ГГГГ обращение зарегистрировано в прокуратуре района ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено в установленные законом сроки, ответ направлен ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по градостроительной деятельности с ДД.ММ.ГГГГ были переданы от администрации района в администрацию Мирненского сельского поселения. В 2016 году полномочия по градостроительной деятельности были возвращены в администрацию района.

Доказательств наличия проектов внесения изменений, проектов утвержденной документации по планировке и межеванию территории комплексной застройки в целях жилищного строительства в <адрес>, в части сведений об образовании земельных участков с кадастровыми номерами , , в судебном заседании сторонами не предоставлено.

В отношении квартала «Солнечная поляна» утвержден проект планировки территории с проектом межевания в <адрес>. Изменений в документацию по планировке территории на момент рассмотрения заявления ФИО1 внесено не было, испрашиваемый земельный участок пересекает границы других территориальных зон.

Учитывая изложенное и установленные в судебном заседании обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оснований для признания незаконными отказ Управления архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ (с дополнением от ДД.ММ.ГГГГ) по внесению изменений в документацию по планировке территории в <адрес> в связи с объединением земельных участков с кадастровыми номерами , , и отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образованного путём объединения земельных участков с кадастровыми номерами и - не имеется.

Согласно ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с ГрК РФ принято решение о её развитии и заключён договор о развитии застроенной территории, осуществляется лицом, с которым заключён такой договор, в соответствии с документацией по планировке территории, утверждённой в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Согласно п. 13 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением органа местного самоуправления.

Согласно пп. 3, 4, 5 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п. 2 ст. 11.10 ЗК РФ).

Согласно п. 7 ст. 11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.

Согласно ч.ч. 3,4 ст. 14 ФЗ № 131, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные, в том числе, пунктом 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями) части 1 статьи 14 ФЗ № 131, иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 статьи 14 ФЗ № 131 для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 указанной статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Законодательство о градостроительной деятельности регулирует, в том числе, правоотношения по планировке территории (ч. 1 ст. 4, глава 5 ГрК РФ).

Проекты межевания территории в соответствии с ч. 5 ст. 41 ГрК РФ относятся к документации по плакировке территории.

Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса.

Согласно п. 21 ст. 45 Градостроительного кодекса Российской федерации, внесение изменений в документацию по планировке территории допускается путем утверждения ее отдельных частей с соблюдением требований об обязательном опубликовании такой документации в порядке, установленном законодательством. В указанном случае согласование документации по планировке территории осуществляется применительно к утверждаемым частям.

Согласно ст. ст. 42, 43 ГрК РФ, Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (части 1). Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию (часть 2).

Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, подготовка и утверждение которой осуществляется в соответствии со статьей 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. При этом в силу части 17 этой статьи кодекса органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, физические и юридические лица вправе оспорить в судебном порядке документацию по планировке территории.

В соответствии с ч. 4 ст. 45 ГрК РФ уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района принимают решение о подготовке документации по планировке территории, обеспечивают подготовку документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 настоящей статьи, и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 настоящей статьи.

Согласно п. 20 ст. 1 ГрК РФ, объекты местного значения – объекты капитального строительства, иные объекты, территории, которые необходимы для осуществления органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения и в пределах переданных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами, законом субъекта Российской Федерации, уставами муниципальных образований и оказывают существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных районов, поселений, городских округов.

Органы местного самоуправления обеспечивают подготовку и утверждают документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района.

В соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Принятие решения об утверждении документации по планировке территорий (проектов планировки, проектов межевания) на территории Хабаровского муниципального района Хабаровского края», утвержденного Постановлением администрации Хабаровского муниципального района от 01.12.2016г. , получателем муниципальной услуги является, в том числе, физическое лицо, либо его уполномоченные представители, обратившиеся с запросом о предоставлении муниципальной услуги, в том числе физическое лицо, осуществляющее подготовку документации по планировке территорий за счет собственных средств.

С учетом изложенного, подготовка документации по планировке территории по внесению изменений в проект межевания «Коттеджный поселок «Солнечная поляна», 2-я очередь» в части объединения земельных участков возложена на административного истца за счет его средств. В связи с чем, доводы административного истца и его представителя не принимаются судом, как основанные на неверном толковании норм закона.

По смыслу Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки и межевания конкретной территории призван обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов, в установлении между ними разумного и справедливого баланса (Определение Верховного Суда РФ от 11.05.2017 N 301-КГ17-4208 по делу N А43-14698/2015).

Таким образом, в случае если принятие обжалуемых решений и постановления обусловлено публично-правовыми целями градостроительной деятельности и осуществлено в порядке, предусмотренном законом, в пределах предоставленных полномочий, основания для признания их недействительными отсутствуют.

Судом установлено, что в настоящее время отсутствуют препятствия в осуществлении прав административного истца по вопросу внесения изменений в утвержденный проект планировки территории в <адрес> в связи с объединением земельных участков, в установленном законом порядке и после соблюдения его административным истцом. Принятие оспариваемого Постановления от 21.08.2020г. обусловлено заявлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ которое удовлетворено административным ответчиком в полном объеме и не повлекло серьезных ограничений прав административного истца продолжить использование земельных участковс кадастровыми номерами , .

Доказательств обратного, стороной административного истца суду не предоставлено.

С учетом приведенных норм материального права суд приходит к выводу о соответствии принятого постановления полномочиям и компетенции органов местного самоуправления, в том числе и требованиям градостроительного законодательства. Обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав и законных интересов административного истца судом не установлено.

Согласно положениям статьи 36 ГрК РФ градостроительным регламентом правил землепользования и застройки определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Согласно части 10 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.

Нарушений положений статей 45, 46 ГрК РФ, регламентирующих особенности подготовки и утверждения документации по планировке территории, не установлено.

Согласно пункту 3 статьи 1 ГрК РФ устойчивое развитие территорий заключается в обеспечении при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений.

Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются также на принципах обеспечения комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования градостроительного зонирования и планировки территории; сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности (статья 2 ГрК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с частью 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.

Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий задача компетентных органов при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.

В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обуславливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования.

Установленная прокуратурой Хабаровского района необоснованность ссылки в ответе УАиГ на отсутствие в администрации Хабаровского муниципального района проектов внесения изменений в документацию по планировке территории в соответствии с которой образованы земельные участки с кадастровыми номерами , , не является основанием для признания указанного ответа незаконным, по ранее приведенным судом доводам и как не имеющая правового значения для разрешения заявленных истцом требований по существу.

Так же, суд учитывает, что в период рассмотрения данного административного дела, решением Собрания депутатов Хабаровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в Правила землепользования и застройки Мирненского сельского поселения внесены изменения, в результате которых устранены пересечения (на которые было указано в оспариваемом ответе от ДД.ММ.ГГГГ) территориальных зон и территорий общего пользования (проезды), установленных Правилами землепользования и застройки и границ земельных участков с кадастровыми номерами , , в отношении которых планируется внесение изменений в документацию по планировке территории.

Кроме того, гарантируя реализацию конституционного права, Федеральный закон обязывает государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения в соответствии с их компетенцией в установленные сроки, а также дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Исполнение данных обязанностей может быть подвергнуто судебному контролю по жалобе самого гражданина на принятое по его обращению решение или на действие (бездействие), связанное с его рассмотрением. Такое регулирование, будучи основанным на положениях Конституции Российской Федерации, регулирующих организацию деятельности органов государственной власти и предполагающих, что для каждого государственного органа устанавливаются свои компетенция и полномочия, предполагает, что государственные органы не могут подменять друг друга, как и суд не может подменять орган, на который законодателем возложены определенные компетенция и полномочия.

При указанных обстоятельствах, оценив в совокупности представленные по делу доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, исследовав правовые основы компетенции соответствующих органов, закрепленной законом и иными правовыми актами, и ее пределов в связи с подготовкой и утверждением документации по планировке территории, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1 в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое ФИО1 к администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края, Управлению архитектуры и градостроительства администрации Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании недействительным постановления, восстановлении срока для оспаривания отказов, признании незаконными отказов, утверждении схемы расположения земельного участка и обязании совершить определенные действия – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 19.02.2021г.

Судья В.В. Чуешкова