ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1110/20 от 27.02.2020 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело № 2а-1110\20

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Сочи 27 февраля 2020 года

Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе судьи Вергуновой Е. М., при секретаре судебного заседания Варданян Л.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи административное дело по административному исковому заявлению Бочарникова Б. Н. к Департаменту имущественных отношений администрации г. Сочи о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:49:2109011:150, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>, возле жилого <адрес>, в аренду без проведения торгов,

установил:

Бочарников Б.Н. обратился в Центральный районный суд г. Сочи с административным иском к Департаменту имущественных отношений администрации г. Сочи о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:49:2109011:150, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>, возле жилого <адрес>, в аренду без проведения торгов.

Административное исковое заявление мотивировано тем, что административному истцу Бочарникову Б. Н. в установленном законом порядке принадлежит на праве общей долевой собственности 15/64 земельного участка площадью 814 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0109011:60, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности 23-23/007/2014-333 от ДД.ММ.ГГГГ, приобретенный по договору дарения жилого дома, доли жилого дома и доли земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: г. Сочи, <адрес>. Кроме того, административному истцу в установленном законом порядке принадлежит на праве собственности здание, назначение: жилой дом, площадь 234, 3 кв. м., этажность - 3, подземная этажность - 1, с кадастровым номером 23:49:0109011:1061, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права собственности 23-23/46/007/2014-331, от ДД.ММ.ГГГГ, приобретенный по договору дарения жилого дома, доли жилого дома и доли земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, расположенный по адресу: г. Сочи, <адрес>. Вблизи места жительства истца расположен земельный участок, принадлежащий на праве собственности муниципальному образованию городу-курорту Сочи, с кадастровым номером 23:49:2109011:150, расположенный по адресу: г. Сочи, <адрес>, около жилого <адрес>, общей площадью 18 кв. м., с видом разрешенного использования: для установки и эксплуатации металлического гаража из сборно-разборных конструкций. В обоснований своих требований административный истец ссылается на статью 39.6. Земельного кодекса РФ, которая предусматривает случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов. В соответствии с п. 14 ч.2. ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Как следует из положений статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Административный истец ссылается на то, что он является инвалидом второй группы бессрочно, заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС, что подтверждается справкой об инвалидности, выданной Бюро - филиалом ФКУ «ГБ МСЭ по Краснодарскому краю» ДД.ММ.ГГГГ Руководствуясь ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ДД.ММ.ГГГГБочарников Б.Н. обратился в Департамент имущественных отношений города Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов для строительства гаража» в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:2109011:150, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>, около жилого <адрес>, общей площадью 18 кв. м., с видом разрешенного использования для установки и эксплуатации металлического гаража из сборно-разборных конструкций. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных отношений г. Сочи в предоставлении данной услуги ему было отказано. Бочарников Б.Н. считает отказ Департамента имущественных отношений города Сочи незаконным и необоснованным по следующим основаниям: в соответствии со ст. 10 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов. Департаментом имущественных отношений города Сочи была дана ссылка на отсутствие документов, подтверждающих инвалидность Бочарникова Б. Н. Указанное основание Департамента не соответствует действительности, так как согласно списку приложений к заявлению от 19.06.2019г. все документы, подтверждающие инвалидность, были приложены. Данный список был заверен сотрудником МФЦ Гречушниковой М.А. при подаче заявления. Согласно отказу Департамента имущественных отношений города Сочи на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 23:49:0109011:150 уже расположен объект недвижимого имущества (гараж) с кадастровым номером 23:49:0109011:1295, сведения о зарегистрированных правах на который в ЕГРН отсутствуют.

Как указывает административный истец, действительно, на испрашиваемом земельном участке предыдущим арендатором Чухлебовым В. В. был возведен нежилой гараж площадью 18 кв. м. с кадастровым номером 23:49:0109011:1295. В 2015 году Администрация г. Сочи обратилась в суд с иском к Чухлебову В. В. о признании данного гаража самовольной постройкой и его сносе. ДД.ММ.ГГГГ решением Лазаревского районного суда требования администрации г. Сочи о сносе самовольной постройки и расторжении договора аренды были удовлетворены, на Чухлебова В. В. возложена обязанность снести за свой счет самовольно возведенный нежилой гараж площадью 18 кв. м. с кадастровым номером 23:49:0109011:1295, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, <адрес>. Решение Лазаревского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ явилось основанием для заключения Департаментом имущественных отношений города Сочи и кадастровым инженером Мелконян Н.А. договора на выполнение кадастровых работ по обследованию объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. В результате обследования объекта недвижимости, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи. <адрес>, установлено, что нежилое здание: гараж с кадастровым номером 23:49:0109011:1295, общей площадью 18 кв. м. фактически не существует. В рамках исполнения решения суда Чухлебовым В. В. самовольно возведенный нежилой гараж был снесен. Помимо этого, согласно отказу Департамента имущественных отношений г. Сочи данная норма распространяется лишь на тех инвалидов, которые имеют право на получение от органов социальной защиты инвалидов населения в бесплатное пользование автомототранспорта, как технического средства своей реабилитации, при установлении медицинских показаний в целях обеспечения компенсации или устранения стойких ограничений их жизни деятельности. С данным выводом Департамента имущественных отношений административный истец не согласен, так как указанный Федеральный Закон не содержит специальных норм, регламентирующих порядок предоставления земельных участков инвалидам. При этом услуга по предоставлению автомототранспорта инвалидам Управлением социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в г. Сочи не предусмотрена.

Административный истец считает, что Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. К числу таких гарантий относятся и положения ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющей право инвалидов и семей, имеющих в своем составе детей-инвалидов, на первоочередное получение мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что отказ Департамента имущественных отношений города Сочи от ДД.ММ.ГГГГ- 17713/02-05-16, нарушает права и законные интересы Бочарникова Б. Н.

Административный истец Бочарников Б.Н. в судебное заседание не явился, о месте, времени и дате судебного заседания надлежаще извещен, от него поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя Карибовой А.Н.

Представитель административного истца по доверенности Карибова А.Н. в судебном заседании просила суд удовлетворить заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений администрации города Сочи по доверенности Бойко Д.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснив суду, что в соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Предоставление земельных участков в первоочередном порядке указанной категории граждан для строительства гаража данной статьей не предусмотрено. Указанный Федеральный закон не содержит специальных норм, регламентирующих порядок предоставления земельных участков для строительства либо размещения гаража, в законе указывается лишь о праве на предоставление места инвалидам вне очереди. Таким образом, при решении вопроса о предоставлении земельного участка необходимо руководствоваться положениями Земельного кодекса Российской Федерации.

Выслушав доводы и возражения представителей административного истца и административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое решение принято административным истцом ДД.ММ.ГГГГ.

Административный иск подан в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть с соблюдением сроков, предусмотренных ч.1 ст. 219 КАС РФ.

В соответствии со статьей 72 (пункт "ж" части 1) Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Правовое регулирование социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов, осуществляется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусматривается предоставление данной категории граждан мест для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

Из анализа данного законоположения во взаимосвязи со статьей 11.1 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 132-ФЗ) следует, что "технические и иные средства передвижения инвалидов" - это относящиеся к числу технических и иных средств реабилитации инвалидов средства для передвижения (включая транспортные средства с ручным управлением, лошадей с упряжью и соответствующими гужевыми транспортными средствами), которые предоставляются инвалидам по месту их жительства соответствующими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами социальной защиты населения, здравоохранения, образования и иными органами), Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статья 63) в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" внесены изменения, согласно которым с ДД.ММ.ГГГГ из перечня технических средств реабилитации инвалидов средства для передвижения инвалидов исключены.

Разъясняя практику разрешения судебных споров по применению статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Верховный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 5-Г06-84 указал, что данная норма распространяется лишь на инвалидов, вставших до ДД.ММ.ГГГГ на учет в органах социальной защиты населения для получения автомобиля, и применяется с учетом требований, установленных статьей 11.1 данного Федерального закона для инвалидов, получивших автомототранспорт как техническое средство реабилитации инвалида через органы социальной защиты в бесплатное пользование при установлении медицинских показаний в целях компенсации и устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Из материалов дела следует, что Бочарников Б.Н. является инвалидом второй группы, причина инвалидности: заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы (служебных обязанностей), связано с катастрофой на Чернобыльской АЭС (л.д. 14).

Катастрофа на Чернобыльской АЭС произошла ДД.ММ.ГГГГ.

С целью предоставления земельного участка под гараж Бочарников Б.Н. обратился в Департамент имущественных отношений администрации города Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0109011:150.

ДД.ММ.ГГГГ административным истцом был получен отказ за , согласно которого основанием для отказа является непредоставление заявителем выданного уполномоченным органом документа, подтверждающего принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельного участка. Кроме того, на испрашиваемом земельном участке расположен объект недвижимости – гараж.

Доводы административного истца о том, что существовавший ранее на земельном участке гараж снесен, земельный участок свободен от построек не подтвержден материалами дела.

Как следует из материалов дела и не отрицалось представителем административного истца, Бочарников Б.Н. не имеет в пользовании техническое средство передвижения, предоставленное ему в порядке статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований Бочарникова Б. Н. к Департаменту имущественных отношений администрации г. Сочи о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:49:2109011:150, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>, возле жилого <адрес>, в аренду без проведения торгов, так как административные исковые требования основаны на неверном толковании норм материального права, в том числе, положений ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

С учетом изложенного административный истец вправе обратиться в уполномоченный орган по вопросу приобретения прав на вышеуказанный земельный участок на общих основаниях, предусмотренных действующим законодательством.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177 Кодекса Российской Федерации об административном судопроизводстве, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований Бочарникова Б. Н. к Департаменту имущественных отношений администрации г. Сочи о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:49:2109011:150, расположенного по адресу: г. Сочи, <адрес>, возле жилого <адрес>, в аренду без проведения торгов - отказать.

В соответствии со ст. 177 Кодекса административного судопроизводства РФ мотивированное решение составлено 05 марта 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.М. Вергунова