Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
... 14 декабря 2021 года
Братский районный суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Громовой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Иоффе Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1110/2021 по административному исковому заявлению Администрации Вихоревского городского поселения к судебному приставу-исполнителю Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1, Братскому МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области, заинтересованное лицо Прокуратура Братского района Иркутской области, о признании незаконным постановления о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование административного искового заявления Администрация Вихоревского городского поселения указала, что судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1 на основании исполнительного листа ФС № 019918057 от 18.02.2020, выданного Братским районным судом Иркутской области по административному делу 2а-977/2020 возбуждено исполнительное производство № 23093/21/38007-ИП от 01.02.2021. Решением суда возложена обязанность на Администрацию Вихоревского городского поселения в срок до 31.12.2020 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации разработки проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования:
- насосная станция с артезианской скважиной, реестровый № 18101, адрес: Иркутская область, Братский район, станция Вихоревка, санитарная зона, 269 км (в роще);
- насосная станция с артезианской скважиной, реестровый № 18102, адрес: Иркутская область, Братский район, станция Вихоревка, санитарная зона, 269 км. (на берегу р. Вихоревка, ул. Озерная);
- насосная станция с артезианской скважиной № 5, реестровый № 14852, скважиной № 6, реестровый № 14853, скважиной № 7, реестровый № 7, реестровый № 14854, скважиной № 8, реестровый № 14855, скважиной № 9, реестровый № 14856, скважиной № 10, реестровый № 14857, адрес: Иркутская область, Братский район, станция Вихоревка, санитарная зона, 269 км. (берег р. Убь);
- станция первого подъема (новый водозабор), кадастровый номер: 3860260000006629, реестровый № 18100, адрес: <...> А.
08.02.2021 одновременно с постановлением о возбуждении исполнительного производства в адрес Администрации Вихоревского городского поселения поступило требование судебного пристава - исполнителя о предоставлении информации о полном или частичном исполнении решения суда.
20.02.2021 Администрация Вихоревского городского поселения в ответ на вышеназванные документы, направила информацию о том, что работа по организации проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского городского поселения организована. Выполнение разработки проектов зон санитарной охраны поручено ресурсоснабжающей организации, в пользовании которой находятся водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования - обществу с ограниченной ответственностью «Объединенная вихоревская управляющая компания» (далее по тексту – ООО «ОВУК»). Мероприятие по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования включены в комплексный план мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения. К письму Администрация приложила комплексный план мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения.
05.03.2021 в адрес Администрации поступило требование судебного пристава-исполнителя о предоставлении в срок до 12.03.2021 в подтверждение исполнения решения суда копию договора (контракта) с ООО «ОВУК», сведений, подтверждающих его исполнение.
12.03.2021 Администрация в ответ на требование сообщила, что ООО «ОВУК» обязано разработать проекты зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования в рамках взятых на себя обязательств по концессионному соглашению, а также согласно комплексному плану мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения. К письму Администрацией приложено концессионное соглашение, по условиям которого, ООО «ОВУК» передаются объекты коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты холодного водоснабжения, которые последний обязан поддерживать в исправном состоянии и нести все расходы на их содержание, включая проведение текущего и капитального ремонтов.
19.07.2021 в адрес Администрации поступило повторное требование о предоставлении в срок до 30.07.2021 информации о полном или частичном исполнении решения суда, в котором указано Администрации на то, что должником по исполнительному производству является Администрация, а не ООО «ОВУК» и именно на Администрацию возложена ответственность за неисполнение решения суда.
30.07.2021 в ответ на указанное требование Администрация сообщила, что не оспаривает, что должна исполнить решение суда и разъяснила что, работы по организации разработки проектов зон санитарной охраны на водоисточники ею произведена, соответственно решение суда исполнено.
28.09.2021 в адрес Администрации поступило требование о предоставлении информации, разработаны ли проекты зон санитарной охраны объектов водоснабжения ООО «ОВУК», согласно комплексному плану мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения, срок выполнения работ - 31.12.2020.
08.10.2021 в ответ на указанное требование Администрация сообщила судебному приставу-исполнителю о том, что Администрацией работа по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования организована. Выполнение разработки проектов зон санитарной охраны поручено ресурсоснабжающей организации, в пользовании которой находятся водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования – ООО «ОВУК». Мероприятие по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования включены в комплексный план мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения.
01.11.2021 в адрес Администрации поступило постановление от 25.10.2021 о взыскании исполнительного сбора в размере 50 000,00 руб. и установлении нового срока исполнения.
С вынесенным судебным приставом-исполнителем постановлением от 25.10.2021 о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50 000,00 руб. и установлении нового срока исполнения Администрация не согласна, считает его незаконным и не обоснованным в силу следующего.
Согласно решению Братского районного суда Иркутской области по административному делу №2а-977/2020 Администрация обязана организовать разработку проектов зон санитарной охраны на водоисточниках, расположенных на территории Вихоревского муниципального образования. Каким образом Администрация должна организовать работу, в решении суда не сказано, соответственно Администрация вправе самостоятельно определить способ исполнения решения суда для достижения его исполнения.
Для исполнения решения суда, Администрация обязана организовать работу по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточниках, расположенных на территории Вихоревского муниципального образования, что следует из буквального толкования текста решения и постановления о возбуждении исполнительного производства. При этом, в решении не сказано, что в результате указанных работ должен быть получен какой-то результат в виде, например, разработанных проектов зон санитарной охраны на водоисточники. Соответственно сама по себе организация работ по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточниках, расположенных на территории Вихоревского муниципального образования является итоговым результатам, говорящем об исполнении решения суда и влекущим окончание исполнительного производства.
Администрация сообщала судебному приставу-исполнителю, что работа по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования организована. Выполнение разработки проектов зон санитарной охраны поручено ресурсоснабжающей организации, в пользовании которой находятся водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования – ООО «ОВУК». Мероприятие по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования включены в комплексный план мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения. Какого-либо договора на выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования Администрация с ООО «ОВУК» не заключала.
ООО «ОВУК» согласно постановлениям Администрации Вихоревского городского поселения от 18.04.2019 № 90 и № 91 является гарантирующей организацией в области водоснабжения и водоотведения, и единой теплоснабжающей организацией на территории Вихоревского городского поселения с 01.05.2019.
09.04.2019 между Администрацией Вихоревского городского поселения и ООО «ОВУК» в соответствии с протоколом о результатах проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущественного комплекса, находящегося в собственности Вихоревского муниципального образования от 13.03.2019 заключено концессионное соглашение № 05-52-6/19. Согласно условиям концессионного соглашения ООО «ОВУК» обязано создавать, реконструировать и модернизировать объекты концессионного соглашения, осуществлять производство, транспортировку и распределение тепловой энергии и горячего водоснабжения; подъем, очистку, транспортировку и распределение холодной воды на хозяйственно-питьевые нужды; сбор, транспортировку и очистку бытовых и производственных стоков, с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности. Срок действия соглашения 15 лет с момента его заключения.
Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты холодного водоснабжения, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования.
Согласно п. 6.1. концессионного соглашения концессионер обязан использовать (эксплуатировать) объекты, входящие в состав объекта соглашения, указанные в Приложении №1, в установленном настоящим соглашением порядке в целях осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения.
Пунктом 6.2. концессионного соглашения предусмотрено, что концессионер обязан поддерживать объект соглашения в исправном состоянии, производить за свой счет текущий и капитальный ремонт, нести расходы на содержание объекта соглашения.
Как следует из п. 8.2. концессионного соглашения концессионер обязан осуществлять деятельность по использованию (эксплуатации) объекта соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, поддерживать объект концессионного соглашения в исправном состоянии, проводить за свой счет текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на содержание этого объекта.
Из вышесказанного следует, что Администрацией Вихоревского городского поселения работа по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточниках, расположенных на территории Вихоревского муниципального образования организована. Соответственно решение исполнено.
По поручению Администрации ООО «ОВУК» обязано разработать проекты зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования, в рамках взятых на себя обязательств по концессионному соглашению, а также согласно комплексному плану мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения. Вместе с тем, данное обстоятельство не относится к настоящему исполнительному производству, так как решение суда не обязывает должника выполнить разработку проектов зон санитарной охраны на водоисточники, а только обязывает организовать указанную работу.
Из вышесказанного следует, что Администрацией решение суда исполнено в полном объеме, о чем было сообщено судебному приставу-исполнителю с предоставлением документального подтверждения исполнения решения суда. При таких обстоятельствах исполнительное производство должно было быть окончено, исполнительский сбор взысканию не подлежал. Что послужило основанием для его взыскания Администрации не понятно.
По мнению Администрации, судебный пристав-исполнитель не вправе требовать предоставления информации и документов, предоставление которых не предусмотрено судебным актом, на основании которого возбуждено исполнительное производство.
В связи с чем, Администрация Вихоревского городского поселения просит:
- признать незаконным постановление судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области от 25.10.2021 о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству № 23093/21/38007-ИП от 01.02.2021;
- освободить Администрацию Вихоревского городского поселения от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области от 25.10.2021 о взыскании исполнительного сбора по исполнительному производству № 23093/21/38007-ИП от 01.02.2021.
В судебное заседание представитель административного истца – Администрации Вихоревского городского поселения не явился, о дате, времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
В судебное заседание административный ответчик - судебный пристав-исполнитель Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1 не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, причины неявки суду также неизвестны. Вместе с тем, до начала судебного разбирательства административный ответчик представил возражения на административные исковые требования, согласно которых просил суд отказать в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. По существу административного иска указал, что в Братском МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области на исполнении находится исполнительное производство № 23093/21/38007-ИП, возбужденное 01.02.2021 на основании исполнительного листа, выданного Братским районным судом Иркутской области по делу № 2а-977/2019. Требования исполнительного документа: Обязать Администрацию Вихоревского городского поселения в срок до 31.12.2020 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации разработки проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования.
Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено должнику заказной почтой (копия почтового реестра № 29 от 02.02.2021, ШПИ 66570856024032).
В п. 2 данного постановления должнику был установлен срок для добровольного исполнения — пять дней с момента получения постановления о возбуждении.
Так как согласно п. п. 2, 11, 4 ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия: запрашивать необходимые сведения, необходимую информацию; давать поручения по исполнению требований исполнительного документа, вместе с постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику было направлено требование от 01.02.2021 № 38007/21/160625 о предоставлении информации об исполнении решения суда после истечения срока, установленного для добровольного исполнения.
Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению.
Согласно сведениям сайта Почты России, постановление о возбуждении исполнительного производства № 23093/21/38007-ИП и требование от 01.02.2021 получены должником 08.02.2021.
Таким образом, срок для добровольного исполнения истек 15.02.2021.
Администрацией неоднократно предоставлялась информация по исполнению решения суда (исх. № 628 от 20.02.2021, исх. № 895 от 12.03.2021, исх. № 2693 от 30.07.2021, исх. № 3607 от 08.10.2021), однако данная информация не содержит сведения об исполнении требований исполнительного документа. Администрацией Вихоревского городского поселения не предоставлено доказательств того, что работа по разработке проектов зон санитарной охраны ведется. Так как невозможно считать, что работы организованы, если они не ведутся. В подтверждение исполнения решения суда Администрацией был предоставлен комплексный план мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения, п. 8 данного плана значится разработка проектов зон санитарной охраны на объекты водоснабжения, входящие в состав муниципального имущественного комплекса. Ответственной организацией определено ООО «ОВУК», срок выполнения работ — 31.12.2020. Однако предоставить документы, подтверждающие, что ООО «ОВУК» проводит работу согласно данному плану, Администрация Вихоревского городского поселения не смогла.
Таким образом, по истечении срока, установленного для добровольного исполнения, должником сведений об исполнении требований исполнительного документа представлено не было.
В соответствии со ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с должника взыскивается исполнительский сбор, если должником не предоставлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника организации устанавливается в размере 50 000,00 руб.
В связи с неисполнением должником решения суда, и непредставлением им доказательств того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, 25.10.2021 судебным приставом-исполнителем было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с должника в размере 50 000,00 руб.
Таким образом, согласно материалам исполнительного производства, обжалуемое постановление о взыскании исполнительского сбора и назначении нового срока исполнения соответствует ФЗ «Об исполнительном производстве».
Административные ответчики: Братский МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Заинтересованное лицо – прокурор Братского района Иркутской области, извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений по существу административных исковых требований не предоставил.
Суд, считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы административного дела, обозрев копию материалов исполнительного производства № 23093/21/38007-ИП от 01.02.2021, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 122 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В силу ч. 3 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса (ч. 2 ст. 92 КАС РФ).
В судебном заседании установлено, что оспариваемое постановление вынесено 25.10.2021, сведений о его направлении должнику копия исполнительного производства, представленная в материалы дела, не содержит.
В суд за защитой нарушенного права административный истец Администрация Вихоревского городского поселения обратилась с настоящим административным исковым заявлением 11.11.2021, что подтверждается почтовым штемпелем на конверте.
Принимая во внимание, что копию оспариваемого постановления Администрация Вихоревского городского поселения получила 01.11.2021, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции, срок на его оспаривание следует исчислять с момента, когда административный истец узнал о нарушении своего права.
Таким образом, учитывая, что срок для обращения в суд истекал 16.11.2021, а административное исковое заявление направлено в суд 11.11.2021, административным истцом Администрацией Вихоревского городского поселения срок для обращения в суд с требованием об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя от 25.10.2021 не пропущен.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Порядок наложения взыскания в виде исполнительского сбора на должника в случае неисполнения требований исполнительного документа в установленные сроки предусмотрен ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из содержания указанных норм следует, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности, возникающей в связи с несвоевременным исполнением требований должностного лица.
В силу ч. 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В судебном заседании установлено, что решением Братского районного суда Иркутской области от 27.12.2019, вступившим в законную силу, по административному делу № 2а-977/2019 удовлетворены административные исковые требования прокурора Братского района Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц. Суд обязал Администрацию Вихоревского городского поселения в срок до 31.12.2020 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации разработки проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования:
- насосная станция с артезианской скважиной, реестровый № 18101, адрес (местоположение): Иркутская область, Братский район, станция Вихоревка, санитарная зона, 269 км (в роще);
- насосная станция с артезианской скважиной, реестровый № 18102, адрес: Иркутская область, Братский район, станция Вихоревка, санитарная зона, 269 км (на берегу р. ФИО2, ул. Озерная);
- насосная станция с артезианской скважиной № 5, реестровый № 14852, адрес: Иркутская область, Братский район, станция Вихоревка (берег р. Убь);
- насосная станция с артезианской скважиной № 6, реестровый № 14853, адрес: Иркутская область, Братский район, станция Вихоревка (берег р. Убь);
- насосная станция с артезианской скважиной № 7, реестровый № 14854, адрес: Иркутская область, Братский район, станция Вихоревка (берег р. Убь);
- насосная станция с артезианской скважиной № 8, реестровый № 14855, адрес: Иркутская область, Братский район, станция Вихоревка (берег р. Убь);
- насосная станция с артезианской скважиной № 9, реестровый № 14856, адрес: Иркутская область, Братский район, станция Вихоревка (берег р. Убь);
- насосная станция с артезианской скважиной № 10, реестровый № 14857, адрес: Иркутская область, Братский район, станция Вихоревка (берег р. Убь);
- станция первого подъема (новый водозабор), кадастровый (или условный) номер: 38:02:000000:629, реестровый № 18100, адрес: <...>.
18.02.2020 Братским районным судом Иркутской области на основании решения по административному делу № 2а-977/2019 выдан исполнительный лист серии ФС № 019918057 об обязании Администрации Вихоревского городского поселения устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации разработки проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования в срок до 31.12.2020.
Как следует из материалов исполнительного производства, 01.02.2021 судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1 возбуждено исполнительное производство № 23093/21/38007-ИП на основании исполнительного листа серии ФС № 019918057.
Согласно данному постановлению должнику - Администрации Вихоревского городского поселения установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления. Должник Администрация Вихоревского городского поселения предупреждена, что в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с нее будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000,00 руб.
Копия постановления получена должником Администрацией Вихоревского городского поселения 08.02.2021, что подтверждается штампом входящей корреспонденции и отчетом об отслеживании почтового отправления, содержащимся в материалах исполнительного производства.
Из копии информационного письма от 20.02.2021 следует, что должник Администрация Вихоревского городского поселения сообщила судебному приставу-исполнителю ФИО1 о том, что во исполнение решения суда от 27.12.2019 организовала работу по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского городского поселения. Выполнение проектов зон санитарной охраны поручено ресурсоснабжающей организации, в пользование которой находятся водоисточники – ООО «ОВУК». Мероприятия по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники включены в комплексный план мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения.
В соответствии с требованием судебного пристава Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1 от 04.03.2021, полученным Администрацией Вихоревского городского поселения 05.03.2021, последнему следовало представить судебному приставу-исполнителю в срок до 12.03.2021 в подтверждение исполнения решения суда:
- копию договора (контракта) с ООО «ОВУК»;
- сведения об исполнении договора (контракта) либо неисполнении с указанием причин.
12.03.2021 Администрация Вихоревского городского поселения в адрес судебного пристава-исполнителя направила сообщение о том, что какого-либо договора на выполнение работ по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования Администрация с ООО «ОВУК» не заключала. ООО «ОВУК» согласно постановлениям Администрации Вихоревского городского поселения от 18.04.2019 № 90 и № 91 является гарантирующей организацией в области водоснабжения и водоотведения, и единственной теплоснабжающей организацией на территории Вихоревского городского поселения с 01.05.2019. 09.04.2019 между Администрацией Вихоревского городского поселения и ООО «ОВУК» в соответствии с протоколом о результатах проведения открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов муниципального имущественного комплекса, находящихся в собственности Вихоревского муниципального образования от 13.03.2019 заключено концессионное соглашение № 05-52-6/19. Согласно условиям концессионного соглашения ООО «ОВУК» обязано создавать, реконструировать и модернизировать объекты концессионного соглашения, осуществлять производство, транспортировку и распределение тепловой энергии и горячего водоснабжения; подъем, очистку, транспортировку и распределение холодной воды на хозяйственно-питьевые нужды; сбор, транспортировку и очистку бытовых и производственных стоков, с использованием объектов соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности. Срок действия соглашения 15 лет с момента его заключения. Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры, в том числе объекты холодного водоснабжения, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования. В соответствии с п. п. 6.1, 6.2, 8.2 концессионного соглашения ООО «ОВУК» обязано разработать проекты зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования в рамках взятых на себя обязательств по концессионному соглашению, а также согласно комплексному плану мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения.
19.07.2021 судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации Вихоревского городского поселения повторно направлено требование о предоставлении в срок до 30.07.2021 информации о полном или частичном исполнении решения суда с подтверждающими документами. Администрация Вихоревского городского поседения данное требование получила 19.07.2021, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции.
30.07.2021 Администрация Вихоревского городского поселения в адрес судебного пристава-исполнителя направила сообщение о том, что работа по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточниках, расположенных на территории Вихоревского муниципального образования организована. Соответственно решение исполнено. По поручению Администрации ООО «ОВУК» обязано разработать проекты зон санитарной охраны на водоисточниках, расположенных на территории Вихоревского муниципального образования в рамках взятых на себя обязательств по концессионному соглашению, а также согласно комплексному плану мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения. Вместе с тем, данное обстоятельство не относится к настоящему исполнительному производству, так как решение суда не обязывает должника выполнить разработку проектов зон санитарной охраны на водоисточниках, а только обязывает организовать указанную работу. Ранее Администрация направляла судебному приставу-исполнителю документы, подтверждающие вышеназванные обстоятельства.
23.09.2021 судебным приставом-исполнителем в адрес Администрации Вихоревского городского поселения вновь направлено требование о предоставлении в срок до 08.10.2021 информации, разработаны ли проекты зон санитарной охраны объектов водоснабжения ООО «ОВУК». Согласно комплексному плату мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения, срок выполнения работ – 31.12.2020. Администрация Вихоревского городского поседения данное требование получила 28.09.2021, что подтверждается соответствующим штампом входящей корреспонденции.
08.10.2021 Администрация Вихоревского городского поселения в адрес судебного пристава-исполнителя направило сообщение о том, что судебный пристав-исполнитель не вправе требовать предоставления информации и документов, предоставление которых не предусмотрено судебным актом, на основании которого возбуждено исполнительное производство. В решении суда не сказано, что в результате указанных работ должен быть получен какой-то результат в виде, например, разработанных проектов зон санитарной охраны на водоисточники. Соответственно сама по себе организация работ по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточниках, расположенных на территории Вихоревского муниципального образования является итоговым результатом, говорящем об исполнении решения суда и влекущим окончание исполнительного производства.
Поскольку по состоянию на 08.10.2021 в материалы исполнительного производства судебному приставу-исполнителю ФИО1 не представлены документы, свидетельствующие об исполнении должником Администрацией Вихоревского городского поселения в 5-дневный срок, установленный для добровольного исполнения, решения Братского районного суда Иркутской области от 27.12.2019 по административному делу № 2а-977/2019, судебным приставом-исполнителем вынесено оспариваемое постановление.
Как следует из копии постановления судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1 от 25.10.2021 в рамках исполнительного производства № 23093/21/38007-ИП в связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, с Администрации Вихоревского городского поселения взыскан исполнительский сбор в размере 50 000,00 руб. и установлен новый срок для исполнения - до 30.11.2021.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (ч. 8).
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (ч. 9).
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11).
Таким образом, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, в том числе судебного пристава-исполнителя незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов административного истца. При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований нет.
Разрешая требование административного истца, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1 от 25.10.2021 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения по исполнительному производству № 23093/21/38007-ИП от 01.02.2021, у суда не имеется по следующим основаниям.
Так в судебном заседании установлено, что исходя из фактических обстоятельств дела, а также материалов исполнительного производства № 23093/21/38007-ИП от 01.02.2021, у судебного пристава-исполнителя имелись основания для взыскания с Администрации Вихоревского городского поселения исполнительского сбора, поскольку надлежащих документов, подтверждающих исполнение требований исполнительного документа, ни должник - Администрация Вихоревского городского поселения, ни взыскатель – прокурор Братского района Иркутской области, судебному приставу-исполнителю не представили.
Представленные комплексный план мероприятий по улучшению качества холодного водоснабжения на территории Вихоревского городского поселения, а также концессионное соглашение № 05-52-6/19 от 09.04.2019 не свидетельствуют об исполнении должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Указанные документы только свидетельствуют о том, что выполнение разработки проектов зон санитарной охраны Администрацией Вихоревского городского поселения поручено ресурсоснабжающей организации – ООО «ОВУК». Вместе с тем, по решению суда на административного истца возложена обязанность по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. При этом, сведений об устранении нарушений в адрес судебного пристава-исполнителя представлено не было. Более того, согласно комплексному плану срок по разработке проектов зон санитарной охраны на водоисточники, расположенные на территории Вихоревского муниципального образования, истек 21.12.2020. Документов, безусловно свидетельствующих о том, что работа по разработке проектов зон санитарной охраны, в том числе ООО «ОВУК», ведется, административным истцом судебному приставу-исполнителю не представлено.
Доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, доказательств принятия исчерпывающих мер к исполнению в срок требований исполнительного документа, а также подтверждающих выполнение должником всех возможных действий, направленных на исполнение решения суда, Администрацией Вихоревского городского поселения также не представлено.
Следовательно, на момент вынесения обжалуемого постановления, у судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1 отсутствовала информация об исполнении требований исполнительного документа в полном объеме, в связи с чем, при вынесении указанного постановления судебный пристав-исполнитель действовала в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», не нарушая прав и законных интересов административного истца.
Оценивая в совокупности установленные по делу обстоятельства и перечисленные нормы права, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем в соответствии с его компетенцией, при соблюдении требований действующего законодательства, права и интересы ни должника, ни взыскателя не нарушены, в связи с чем, административные исковые требования Администрации Вихоревского городского поселения о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1 о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 25.10.2021 по исполнительному производству № 23093/21/38007-ИП от 01.02.2021, освобождении от взыскания указанного исполнительного сбора, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227-228, 360 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Администрации Вихоревского городского поселения к судебному приставу-исполнителю Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области ФИО1, Братскому МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области, УФССП России по Иркутской области, заинтересованное лицо Прокуратура Братского района Иркутской области, о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Братского МОСП по ОПИ УФССП России по Иркутской области о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения от 25 октября 2021 года по исполнительному производству № 23093/21/38007-ИП от 01 февраля 2021 года, освобождении от взыскания исполнительного сбора - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Братский районный суд Иркутской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Н. Громова
Дата изготовления мотивированного решения суда - 28.12.2021.