Дело № 2а-11128/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Советский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Абдрахмановой Н.В.,
при секретаре Хабибуллиной А.В.,
с участием представителя административного истца Эклер ФИО8 - Даутовой ФИО9., действующей на основании доверенности ...6 от < дата > и адвоката Ахметовой ФИО10, предоставившей удостоверение и ордер серии 016 ... от < дата > Некоммерческой организации «Башкирская республиканская коллегия адвокатов»,
представителя Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО ... РБ - Китаева ФИО12, действующего на основании доверенности ...-Д от < дата >,
представителя Администрации ГО ... РБ - Китаева ФИО11 действующего на основании доверенности ... от < дата >,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Эклер ФИО13 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан, Администрации городского округа ... Республики Башкортостан о признании незаконными действий об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
у с т а н о в и л :
Эклер ФИО14 обратилась в суд с иском к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан, Администрации городского округа ... Республики Башкортостан о признании незаконными действий об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование иска указано, что Эклер ФИО15. принадлежат на праве собственности: Ритуальный цех, назначение - нежилое, 1-этажный общей площадью 79,3 кв.м., инв. ..., лит. Б1; Гараж, назначение - нежилое, цокольный этаж, общей площадью 648,8 кв.м., инв. ... литер Б, расположенные по адресу: ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, серия 04 ААГ 293803 от < дата >, серия 04 ААГ 293804 от < дата > Основание регистрации права собственности - Договор купли-продажи нежилого недвижимого имущества от < дата > Указанные нежилые помещения /литер Б, Б/, площадью 648,8 кв. м. и поставлены на кадастровый учет, имеются кадастровые паспорта.
По поручению Эклер ФИО16. с целью формирования земельного участка под указанным объектом недвижимости подготовлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая была представлена на согласование в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО ....
Письмом от < дата > № Э-3421 Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО ... в утверждении схемы расположения указанного земельного участка Управлением было отказано на основании п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ в связи с необходимостью получения согласия арендатора на раздел земельного участка с кадастровым номером.
Отказывая в утверждении схемы размещения земельного участка, Управление сослалось на необходимость получения согласия арендатора земельного участка, в соответствии с п. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, т.е. нормой права, которая регулирует отношения по образованию земельных участков.
Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что спорное правоотношение сложилось между его участниками в связи с образованием земельного участка, необходимого для использования принадлежащего заявителю объекта недвижимости путем раздела (выдела) земельного участка.
Принятию решения органа местного самоуправления об образовании земельного участка должна предшествовать стадия постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Земельный участок, необходимый для эксплуатации названного объекта недвижимости заявителя, не сформирован.
Земельным кодексом РФ определен исчерпывающий, не подлежащий расширительному толкованию, перечень оснований отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
Административный ответчик в письме № Э-3421 от < дата > не ссылается ни на одно из вышеперечисленных оснований.
Границы и размер испрашиваемого заявителем земельного участка, указанные в схеме расположения земельного участка, определены с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ Административного ответчика в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории препятствует в реализации Эклер ФИО17. права на оформление прав на земельный участок, на котором расположен принадлежащий ей объект недвижимого имущества.
В связи с чем, просит признать незаконными действия Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО ..., выразившиеся в отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, по адресу: ..., на кадастровом плане территории. Обязать Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО ... утвердить схему расположения земельного участка, по адресу: ..., на кадастровом плане территории.
Административный истец Эклер ФИО18. в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом. Заявила ходатайство о рассмотрении дела без ее участия.
В судебном заседании представитель административного истца Эклер ФИО19. - Даутова ФИО20., действующая на основании доверенности, и адвокат Ахметова ФИО21., исковые требования Эклер ФИО22 поддержали, просили удовлетворить.
Представитель административных ответчиков Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан, Администрации городского округа ... - Китаев ФИО23., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования Эклер ФИО24 не признал, указал, что согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.11.2016г. ... земельный участок с кадастровым номером 02:55:010707:2 предоставлен в аренду ООО «ФРЕЯ» по договору аренды земельного участка от < дата >... с множественностью лиц на стороне арендатора.
Согласно приказу Министерства земельных и имущественных отношений РБ от 07.11.2012г. ... вышеуказанный договор расторгнут и заключен новый договор аренды земельного участка от 12.04.2013г. № М39-13 между Министерством земельных и имущественных отношений РБ и Арслановым ФИО25 сроком до 2022 года.
Согласно инструментальной геоинформационой системы «ИнГео» земельный участок с кадастровым номером 02:55:010707 имеет утвержденный проект межевания, что является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, согласно п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, отказ в утверждении схемы земельного участка, расположенного по адресу: ... является правомерным, так как образовать земельный участок не представляется возможным.
В связи с чем, просит в удовлетворении исковых требований Эклер ФИО26. отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Арсланов ФИО27 в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом. Причина неявки суду не известна.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (глава 22) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Из материалов дела следует, что административный истец Эклер ФИО28 является собственником: ритуального цеха, назначение - нежилое, 1-этажный общей площадью 79,3 кв.м., инв. ..., лит. Б1; гаража, назначение - нежилое, цокольный этаж, общей площадью 648,8 кв.м., инв. ... литер Б, расположенных по адресу: ..., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права, серия ... от < дата >, серия 04 ААГ 293804 от < дата > Основание регистрации права собственности - Договор купли-продажи нежилого недвижимого имущества от < дата > Указанные нежилые помещения /литер Б, Б/, площадью 648,8 кв. м. и поставлены на кадастровый учет, имеются кадастровые паспорта.
Согласно кадастровой выписке от < дата > объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано за заявителем, расположены на земельном участке площадью 3266 кв. м с кадастровым номером 02:55:010707:2. Указанный земельный участок поставлен на кадастровый учет < дата > с разрешенным использованием - для реконструкции 2-х этажного здания с надстроем мансардного этажа.
< дата > административный истец обратилась в Администрацию городского округа ... Республики Башкортостан с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка с кадастровым номером 02:55:010707:2:ЗУ1, площадью1400 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу.
На данное обращение административного истца Администрацией городского округа ... РБ направлен ответ от < дата > № Э-3421, согласно которому указано, что утвердить схему земельного участка с кадастровым номером 02:55:010707:2 не представляется возможным, поскольку испрашиваемый земельный участок предоставлен в аренду со множественностью лиц для эксплуатации торговых помещений и кафе. Эклер ФИО29. не приложено согласие арендатора на раздел земельного участка.
Согласно ч. 4 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета (утв. Президиумом Верховного Суда РФ < дата >) подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 ЗК РФ определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
В силу части 1 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Согласно п. 20 ст. 11.10 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение, предусматривающее утверждение схемы расположения земельного участка, обязаны направлять в срок не более чем пять рабочих дней со дня принятия указанного решения в федеральный орган исполнительной власти уполномоченный в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, указанное решение с приложением схемы расположения земельного участка, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия. Сведения, содержащиеся в указанных решении и схеме, подлежат отображению на кадастровых картах, предназначенных для использования неограниченным кругом лиц.
Таким образом, утвержденная схема земельного участка порождает право заявителя на обращение в органы государственного кадастрового учета для постановки земельный участок на кадастровый учет.
Согласно п. 8. приказа Минэкономразвития России от < дата > N 762 (ред. от < дата >) «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» если схемой расположения земельного участка предусматривается образование из земельного участка двух и более земельных участков, условный номер образуемого участка включает в себя кадастровый номер земельного участка, из которого предусматривается образование земельных участков, обозначение образуемого участка в виде заглавных букв "ЗУ" и порядкового номера образуемого участка в пределах определенной схемы расположения земельного участка, записанного арабскими цифрами.
Вместе с тем, указанное Эклер ФИО30 недвижимое имущество, расположено на уже сформированном и поставленном на кадастровый учет земельном участке под кадастровым номером ..., который предоставлен в аренду на основании договора аренды земельного участка от < дата > № М39-13Арсланову ФИО32 сроком до 2022 года.
Из сущности заявленных Эклер ФИО31 исковых требований усматривается, что они направлены фактически на раздел сформированного земельного участка и выдел земельного участка, занятого принадлежащим ей нежилым помещением, из земельного участка под кадастровым номером ..., кадастровый учет которого осуществлен.
Раздел земельного участка, прошедшего кадастровый учет, должен производиться по правилам статьи 11.2 ЗК РФ при наличии согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, с согласованием с ними границ земельных участков.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в силу п. 2 ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» необходимыми для кадастрового учета документами являются межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
В силу п. 1 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры (п. 1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно указанной статье подготовка проектов межевания застроенных территорий осуществляется в целях установления границ застроенных земельных участков и границ незастроенных земельных участков. Подготовка проектов межевания подлежащих застройке территорий осуществляется в целях установления границ незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, а также границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. Размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Согласно части 10 ст. 38 Федерального закона от < дата > № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа.
Согласно ответа Главного Управления Архитектуры и градостроительства Администрации Гог. Уфа РБ за .../ПР от < дата > указано, что на территорию квартала ограниченного ..., Обской, Менделеева и Акназарова в ... ГО ... РБ (кадастровый ...) разработан и утвержден постановлением Администрации ГО ... РБ от < дата >... проект планировки и проект межевания.
Согласно указанному проекту земельный участок расположен на земельных участках, предусмотренных: для размещения существующего жилого дома к (П-10); для размещения существующего объекта общественно-делового назначения (П-9); для размещения проектируемой подземной автостоянки (П-6).
Кроме того, земельный участок с кадастровым номером 02:55:010707:2 частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий ... линии разработаны и утверждены в составе вышеуказанной документации по планировке территории.
Подпунктом 5 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Учитывая вышеизложенное, исковые требования Эклер ФИО33 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан, Администрации городского округа ... Республики Башкортостан о признании незаконными действий об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, судья
р е ш и л :
В удовлетворении исковых требований Эклер ФИО34 к Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан о признании незаконными действий об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, обязании Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа ... Республики Башкортостан утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме, в Верховный суд Республики Башкортостан через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Н.В. Абдрахманова