ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1112/2015 от 21.01.2016 Мостовской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-24/2016

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

пгт Мостовской 21 января 2016 года

Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего – судьи Ермолова В.В.,

при секретаре Шабалиной И.Ю.,

с участием представителя административного ответчика администрации муниципального образования Мостовский район Коваленко Е.В.,

представителя третьего лица на стороне ответчика не заявляющие самостоятельные требования Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края Князевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Капустина А. В., Юматовой Д. В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней Капустиной Д. А. к администрации муниципального образования Мостовский район о признании бездействие незаконным,

У С Т А Н О В И Л:

Первоначально Капустин А.В., Юматова Д.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Капустиной Д.А. обратились в суд с вышеуказанным административным иском к администрации МО Мостовский район, в котором просили признать бездействие администрации муниципального образования Мостовский район, выразившееся в непринятии решения о получении их семьей (Капустиным А.В., Юматовой Д.В., Капустиной Д.А.) социальной выплаты в связи с утратой жилого помещения, незаконным и обязать администрацию МО Мостовский район принять решение о получении их семьей (Капустиным А.В., Юматовой Д.В., Капустиной Д.А.) социальной выплаты в связи с утратой жилого помещения.

Свой административный иск Капустин А.В., Юматова Д.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Капустиной Д.А. мотивировали тем, что решением Мостовского районного суда Краснодарского края от 27.04.2015 по делу <...>, оставленным без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 07.07.2015 по делу <...>, признан незаконным отказ главы администрации МО Мостовский район от 19.01.2015 <...> во включении их семьи в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, имеющих право на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации. Названными судебными актами установлено, что постановлением главы администрации Мостовского городского поселения от 03.07.2014 <...>, принадлежащее Капустину А.В. домовладение, расположенное по адресу: <...> признано непригодным для проживания, так как было повреждено в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков и разливом рек на территории Мостовского городского поселения 24.05.2014. Постановлением главы администрации МО Мостовский район от 22.10.2014 <...> административные истцы были включены в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, лишившихся жилья в результате наводнения 24.05.2014.

Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений семьям граждан, утративших жилье в результате наводнения, вызванного сильными ливнями 24.05.2014 на территории МО Мостовский район, утвержден постановлением администрации МО Мостовский район от 14.07.2014 <...>.

После вынесения апелляционного определения Краснодарского краевого суда от 07.07.2015 по делу <...> административные истцы обратились к административному ответчику по вопросу получения социальной выплаты в связи с утратой жилого помещения. В своем письме от 21.08.2015 <...> глава администрации МО Мостовский район пояснил, что на основании указанных выше судебных актов подтверждено право истцов быть включенными в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, однако в связи с тем, что выплата осуществляется за счет средств краевого бюджета администрация МО Мостовский район обратилась с письмом в Министерство Гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края с целью разъяснения дальнейшего механизма реализации их семьей своих прав на получение социальной выплаты. После получения ответа администрация МО Мостовский район уведомит нас о результатах рассмотрения заявления.

С момента составления указанного письма и до настоящего времени прошло более двух месяцев и какого-либо ответа до настоящего времени административные истцы не получили. Наводнение, в результате которого их дом был приведен в негодность, произошло 24.05.2014, то есть почти полтора года назад. Все это время они в судебном порядке были вынуждены доказывать свое право на получение социальной выплаты в результате утраты жилого помещения.

До настоящего времени администрация МО Мостовский район фактически не признает это право, о чем свидетельствует фраза из указанного выше письма от 21.08.2015 <...> о том, что их право на получение социальной выплаты подтверждено в судебном порядке, в то время как они были включены в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, имеющих право на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации на основании действующего постановлением главы администрации МО Мостовский район от 22.10.2014 <...>.

Тот факт, что администрация МО Мостовский район не согласна с выводами суда, указанными в письме, также подтверждается определением судьи Краснодарского краевого суда от 14.09.2015 об отказе в передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, вынесенного по результатам кассационной жалобы администрации МО Мостовский район об отмене вынесенных ранее, решения Мостовского районного суда Краснодарского края от 27.04.2015 по делу <...> и определения Краснодарского краевого суда от 07.07.2015 по делу <...>.

В последующем административные истцы Капустин А.В., Юматова Д.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Капустиной Д.А. уточнили административные исковые требования и просили: - признать отказ администрации МО Мостовский район от 10.12.2015 <...> о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений гражданину, утратившему жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ливнем категории опасного явления 24.05.2014 на территории муниципального образования Мостовский район незаконным;

- признать за ними право на получение социальной выплаты на приобретение жилых помещений гражданину, утратившему жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ливнем категории опасного явления 24.05.2014 на территории МО Мостовский район;

- обязать администрацию МО Мостовский район принять решение о предоставлении социальной выплаты путем принятия соответствующего правового акта и выдать им извещение о предоставлении социальной выплаты на состав семьи из <...>-х человек (Капустин А.В., Юматова Д.В., Капустина Д.А.) в установленном порядке.

В судебное заседание административные истцы Капустин А.В., Юматова Д.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Капустиной Д.А., не явились. От истцов поступило заявление, в котором они просят рассмотреть дело в их отсутствие, уточненные требования поддерживают и настаивают на их удовлетворении в полном объеме.

Также административные истцы предоставили суду отзыв на возражение, из которого следует, что после чрезвычайной ситуации, возникшей 24.05.2014, они обратились в администрацию МО Мостовский район с целью получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного. Администрация МО Мостовский район, принявшая на себя социальные обязательства по оказанию помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, составила соответствующий акт, о том, что принадлежащее Капустину А.В. домовладение непригодно для проживания и включила их в Список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, имеющих право на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации. В последующем администрация МО Мостовский район отказалась проводить с ними дальнейшую работу и оказать им помощь, ссылаясь на отсутствие у них соответствующего права. Судебными актами, вступившими в законную силу, а именно: решением Мостовского районного суда от 27.04.2015, оставленным без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 07.07.2015, определением судьи Краснодарского краевого суда об отказе в передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции от 14.09.2015, о которых в своем возражении от 22.12.2015 Министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, умалчивает, вводя суд в заблуждение, действия администрации в части отказа администрации МО Мостовский район во включении их в Список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, имеющих право на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, признаны незаконными. С указанными судебными актами глава администрации МО Мостовский район согласился, о чем, указал в своем письме от 21.08.2015 <...>, что ими подтверждено право быть включенными в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты.

Несмотря на состоявшиеся ранее судебные акты, в нарушение положений закона, администрация МО Мостовский район продолжает утверждать, что они не могут быть включена в списки лиц, имеющих право на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации (письмо от 19.01.2015 <...>), и, какую-либо работу в рамках Порядка, указанного выше с ними не проводила.

В последующем администрация МО Мостовский район в своем письме от 10.12.2015 <...> указала, что им не может быть предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, так как мать Капустина А.В.Капустина Т.А. имеет в собственности жилое помещение. Однако такой отказ является незаконным, так как ранее они были включены в соответствующий Список лиц, имеющих право на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации. Суть и название списка, в который они были включены, подтверждает признание администрацией их права.

Кроме того судьей кассационной инстанции Краснодарского краевого суда в определении от 14.09.2015 указано, что доводы жалобы администрации МО Мостовский район о том, что мать Капустина А.В.Капустина Т.А. имеет в собственности жилое помещение в п. Мостовском, в связи с чем Капустин А.В. и члены его семьи не могут быть включены в списки лиц имеющих право на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, не могут служить основанием к отмене судебных постановлений, поскольку Капустина Т.А. с заявлением о предоставлении социальной выплаты не обращалась. Данный вывод судьи свидетельствует о том, что их семья вправе получить жилье взамен утраченного.

Вопреки утверждениям Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края они не отказываются выполнить все требования, предусмотренные Порядком, утвержденным Постановлением администрации МО Мостовский район от 14.07.2014 <...>, в том числе п. 1.5 указанного Порядка. Однако учитывая позицию администрации МО Мостовский район, грубо нарушающую их права и законные интересы, подтвержденные вступившими в силу судебными актами, о которых Министерством умалчивается, они исчерпали все способы и возможности, чтобы разрешить спор в административном порядке, в связи с чем вынуждены обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Что касается остальных доводов Министерства гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, указанных в возражении от 22.12.2015, то считают их также необоснованными и незаконными, направленными на уклонение от принятых на себя обязательств по оказанию им помощи, как пострадавшей в связи с чрезвычайной ситуацией.

Представитель административного ответчика – администрация МО Мостовский район по доверенности Коваленко Е.В. административные исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, поддержав возражение на уточненные административные исковые требования, так как администрация считает их необоснованными поскольку, принимая решение, администрация исходила из того, что предоставленные заявителями документы в установленном порядке были переданы для рассмотрения в Министерство Гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края. По результатам рассмотрения подготовлен отказ, с доводами которого администрация МО Мостовский район согласна, в частности: в прилагаемых к обращению судебных актах указано, что факт проживания пострадавших граждан Капустина А.В. и Капустиной Т.А. устанавливался в целях получения ими единовременной материальной и (или) финансовой помощи, предусмотренной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23 июня 2014 года № 620 «Об оказании помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате наводнений, вызванных сильными ливневыми дождями, на территориях муниципальных образований Мостовский район, Лабинский район, Курганинский район, Крыловский район, Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Геленджик Краснодарского края в мае, июне, июле 2014 года». Однако указанный нормативный правовой акт Краснодарского края не предусматривает предоставления социальных выплат для приобретения пострадавшими гражданами жилья взамен утраченного.

Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений семьям граждан, утративших жилье в результате наводнения, вызванного сильными ливнями 24 мая 2014 года на территории МО Мостовский район, утвержденного постановлением администрации МО Мостовский район от 14 июля 2014 года <...>, право на получение социальной поддержки на приобретение жилых помещений имеют граждане, утратившие в результате чрезвычайной ситуациижилые помещения (жилое помещение), принадлежащие им на праве индивидуальной или общей (долевой) собственности и (или) члены их семей, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях по состоянию на 24 мая 2014 года и не имеющие иных жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.

К членам семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, относятся, в том числе, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении родители данного собственника. Согласно прилагаемой справке о составе семьи, указана Капустина Т.А. - мать собственника пострадавшего помещения. В соответствии с выпиской из ЕГРП Капустина Т.А. имеет в собственности и зарегистрированная в жилом помещении по адресу: <...>.

Решением Мостовского районного суда Краснодарского края от 28 июля 2014 года установлен факт постоянного проживания Капустиной Т.А. по вышеуказанному адресу в поврежденном в результате чрезвычайной ситуации жилом помещении, принадлежащем её сыну Капустину А.В.

В связи с чем, заявители не могут быть включены в списки лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, так как требования Порядка, предусматривает условие одновременного отсутствия другого жилья, как у собственника пострадавшего жилого помещения, так и членов его семьи.

Считает доводы суда первой, апелляционной инстанции и кассационной инстанции на которые ссылаются административные истцы о том, что мать Капустина А.В.Капустина Т.А. не обращалась с заявлением, не может быть принят во внимание, так как данный документ является лишь промежуточным актом, устанавливающим наличие признаков для получения выплаты, а не наделяющим таким правом.

Представитель третьего лица – Министерства гражданской бороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края по доверенности Князева Н.А. просила отказать в удовлетворении административного искового заявления, пояснив, что с требованиями административных истцов о признании отказа администрации МО Мостовский район от 10.12.2015 <...> о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений незаконным, не согласна. В соответствии с пунктом 1.2 Порядка право на получение социальной поддержки на приобретение жилых помещений имеют граждане, утратившие в результате чрезвычайной ситуации жилые помещения (жилое помещение), принадлежащие им на праве индивидуальной или общей (долевой) собственности, и (или) члены их семей, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях по состоянию на 24 мая 2014 года и не имеющие иных жилых помещений, принадлежащих им на нраве собственности.

К членам семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, относятся проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации, его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Постановлением администрации Мостовского городского поселения от 03.07.2014 <...> жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано непригодным для проживания. Собственником указанного домовладения является Капустин А.В.

Решением Мостовского районного суда Краснодарского края от 28.07.2014 установлен факт постоянного проживания матери собственника утраченного жилого помещения Капустиной Т.А., которая на основании действующего законодательства является безусловным членом семьи Капустина А.В. и которой на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, где она имеет регистрацию.

В связи с изложенным, Капустин А.В., как собственник утраченного жилого помещения, и члены его семьи не имеют право на получение социальной поддержки на приобретение жилых помещений в результате наводнения, вызванного сильными ливнями 24.05.2014 на территории муниципального образования Мостовский район. На основании действующего законодательства считает решение администрации МО Мостовский район от 10.12.2015 <...> законным и обоснованным.

Представитель третьего лица – администрации Краснодарского края по доверенности Попов М.Г. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении административных требований отказать в полном объеме, предоставив суду возражение на административное исковое заявление, из которого следует, что требования административных истцов являются незаконными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением администрации Мостовского городского поселение от 03.07.2014 <...> жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, признано непригоднымдля проживания. Собственником указанного домовладения является Капустин А.В.

Постановлением администрации МО Мостовский район от 14.07.2014 <...> утвержден Порядок, который определяет правила предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений семьям граждан» утративших жилые помещения в результате наводнения, вызванного сильными ливнями 24 мая 2014 года на территории муниципального образование Мостовский район.

В соответствии с пунктом 1.2 Порядка право на получение социальной поддержки на приобретение жилых помещений имеют граждане, утратившие в результате чрезвычайной ситуации жилые помещения (жилое помещение), принадлежащие им на праве индивидуальной или общей (долевой) собственности, и (или) члены их семей, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях по состоянию на 24 мая 2014 года и не имеющие иных жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.

К членам семьи собственника жилого помещения утраченного в результат чрезвычайной ситуации, относятся проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации, его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Решением Мостовского районного суда Краснодарского края от 28.07.2014 установлен факт постоянного проживания матери собственника утраченного жилого помещения Капустиной Т.А., и которой на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <...>, где она зарегистрирована.

Таким образом, Капустин А.В., как собственник утраченного жилого помещения, и члены его семьи не имеют право на получение социальной поддержки на приобретение жилых помещений в результате наводнения, вызванного сильными ливнями 24.05.2014 на территории МОМостовский район.

Кроме того, Порядком предусмотрено несколько этапов для предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений, а именно: формирование списков (включение в списки) граждан, утративших жилье результате наводнения и имеющих право на получение социальной выплаты наприобретение жилых помещений; организаций работы пoпредоставлениюсоциальныхвыплат (подача гражданином заявления о предоставлении социальнойвыплаты в уполномоченный орган по форме согласно приложению <...> к Порядку, после утверждения администрацией МО Мостовский район списка граждан, принятие администрацией МО Мостовский район решения о предоставлении социальной выплаты); оплата приобретаемого жилого помещения (подбор жилого помещения, перечисление социальной выплаты).

В данном случае, требования Порядка выполнены только в части включения в список граждан, утративших жилье в результате наводнения и имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилых помещений.

Согласно пункту 3.1 Порядка после утверждения администрацией МО Мостовский район списка граждан, лишившихся в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений, гражданин подает заявление о предоставлении социальной выплаты в уполномоченный орган по форме согласно приложению <...> к Порядку.

В соответствии с пунктом 3.2 Порядка администрация МО Мостовский район в десятидневный срок после получения информации о выделении администрации МО Мостовский район средства из краевого бюджета принимает решение о предоставлении социальной выплаты путем принятия соответствующего акта и выдает пострадавшим гражданам, проживающим в жилых помещениях, пострадавших от чрезвычайной ситуации, извещение о предоставлений социальной выплаты по форме согласно приложению <...> к Порядку.

Так, администрация МО Мостовский район принимает решение о предоставлении социальной выплаты после получения информации о выделении средств из краевого бюджета.

Согласно правилам выделения и расходования средств краевого бюджета на мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 31.03.2005 № 273 «О финансировании мероприятий по предупреждению ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий в крае за счет средств выделяемых из федерального и краевого бюджетов» (далее - Постановление № 27) основанием для выделения средств краевого бюджета на мероприятия по ЧС является распоряжение (постановление) главы администрации (губернатора) Краснодарского края (пункт 4 правил). Однако соответствующий правовой акт не принимался.

Кроме того, согласно пункту 1.5 Порядка граждане, утратившие жилые помещения, имеют право на получение социальной выплат при условии безвозмездной передачи ими в собственность городского или сельского поселений земельных участков и расположенных на них, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, объектов недвижимости, сооружений и объектов незавершенного строительства, принадлежащих указанным гражданам на праве собственности, либо отказа от иных прав на указанное имущество в пользу городского или сельского поселения.

Однако передача объектов недвижимости не состоялась, в связи с чем условия получения социальной выплаты в настоящее время административными истцами не соблюдены.

Извещение, предусмотренное пунктом 3.2 Порядка, административным истцам не выдавалось, подбор жилого помещения, соответствующего требованиям, установленным в пункте 4.3 Порядка, ими не осуществлялся, соответствующий Порядку договор купли-продажи на жилое помещение не заключался, документы для проверки на соответствие их требованиям Порядка в администрацию МО Мостовский район административными истцами не представлялись.

Представитель третьего лица – Министерства финансов Краснодарского края по доверенности Козке Р.С. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, предоставив суду возражение на административное исковое заявление, из которого следует, что Министерство финансов Краснодарского края выражает несогласие с заявленными в указанном административном исковом заявлении требованиями, так как постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 23.06.2014 № 620 «Об оказании помощи гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате наводнений, вызванных сильными ливневыми дождями, на территориях муниципальных образований Мостовский район, Лабинский район, Курганинский район. Крыловский район, Апшеронский район, Туапсинский район и город-курорт Геленджик Краснодарского края в мае, июне, июле 2014 года» (далее - постановление № 620) не предусматривает предоставления социальных выплат для приобретения пострадавшими гражданами жилья взамен утраченного.

Кроме того, согласно пункту 1.2 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений семьям граждан, утративших жилье в результате наводнения, вызванного сильными ливнями 24 мая 2014 года на территории муниципального образования Мостовский район, утвержденного постановлением администрации муниципального образования Мостовский район от 14 июля 2014 года <...>, право на получение социальной поддержки на приобретение жилых помещений имеют граждане, утратившие в результате чрезвычайной ситуации жилые помещения (жилое помещение), принадлежащие им на праве индивидуальной или общей (долевой) собственности и (или) члены их семей, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях по состоянию на 24 мая 2014 года и не имеющие иных жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.

К членам семьи собственника жилого помещения, утраченного в результате чрезвычайной ситуации, относятся, в том числе, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении родители данного собственника, однако в справке о составе семьи, указана Капустина Т.А. - мать собственника пострадавшего помещения. Согласно выпиской из ЕГРП Капустина Т.А. имеет в собственности и зарегистрированная в жилом помещении по адресу: <...>.

Таким образом, заявители не могут быть включены в списки лиц, имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, так как требования Порядка, предусматривает условие одновременного отсутствия другого жилья, как у собственника пострадавшего жилого помещения, так и членов его семьи.

Выслушав представителя ответчика, представителя третьего лица- Министерства гражданской бороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края, приняв во внимание мнение третьих лиц администрации Краснодарского края и Министерства финансов Краснодарского края, изучив материалы дела, суд удовлетворяет административные исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и гл. 22 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что собственником домовладения, расположенного по адресу: <...> является Капустин А.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2010 <...>.

Постановлением главы администрации Мостовского городского поселения от 03.07.2014 <...>, вышеуказанное домовладение Капустина А.В. признано непригодным для проживания, так как было повреждено в результате чрезвычайной ситуации, вызванной обильным выпадением осадков и разливом рек на территории Мостовского городского поселения 24.05.2014.

Постановлением администрации МО Мостовский район от 14.07.2014 <...> утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений семьям граждан, утративших жилье в результате наводнения, вызванного сильными ливнями 24.05.2014 на территории МО Мостовский район.

22.10.2014 постановлением главы администрации МО Мостовский район <...>Капустин А.В., Юматова Д.В., Капустина Д.А. были включены в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, лишившихся жилья в результате наводнения 24.05.2014.

Решением Мостовского районного суда Краснодарского края от 27.04.2015, оставленным без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 07.07.2015, признан незаконным отказ главы администрации МО Мостовский район от 19.01.2015 <...> во включении в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, имеющих право на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 3.1 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений семьям граждан, утративших жилье в результате наводнения, вызванного сильными ливнями 24 мая 2014 года на территории МО Мостовский район, утвержденного постановлением администрации МО Мостовский район от 14 июля 2014 года <...>, после утверждения администрацией МО Мостовский район списка граждан, лишившихся в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений, гражданин подает заявление о предоставлении социальной выплаты в уполномоченный орган по форме согласно приложению <...> к настоящему Порядку.

Как установлено в судебном заседании, Капустин А.В. после вынесения апелляционного определения Краснодарского краевого суда от 07.07.2015 обратился в администрацию МО Мостовский район по вопросу получения социальной выплаты в связи с утратой жилого помещения. Согласно письму главы администрации МО Мостовский район от 21.08.2015 <...> в соответствии с судебными актами Мостовского районного суда и судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда подтверждено право Вашей семьи быть включенными в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, однако в связи с тем, что выплата осуществляется за счет средств краевого бюджета администрация МО Мостовский район обратилась с письмом в Министерство Гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края с целью разъяснения дальнейшего механизма реализации вашей семьей своих прав на получение социальной выплаты. После получения ответа администрация МО Мостовский район уведомит вас о результатах рассмотрения заявления.

07.12.2015 Капустин А.В., как собственник поврежденного домовладения, повторно обратился в администрацию МО Мостовский район с заявлением о предоставлении социальной выплате на приобретение жилых помещений гражданину, утратившему жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ливнем категории опасного явления 24.05.2014 на территории муниципального образования Мостовский район по форме согласно приложению <...> к настоящему Порядку.

Письмом главы администрации МО Мостовский район от 10.12.2015 <...>Капустину А.В. отказано в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений гражданину, утратившему жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ливнем категории опасного явления 24.05.2014 на территории муниципального образования Мостовский район по тем основаниям, что в соответствии п. 1.2 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений семьям граждан, утративших жилье в результате наводнения, вызванного сильными ливнями 24.05.2014 на территории МО Мостовский район, утвержденного постановлением администрации МО Мостовский район от 14.07.2014 <...> право на получение социальной поддержки на приобретение жилых помещений имеют граждане, утратившие в результате чрезвычайной ситуации жилые помещения (жилое помещение), принадлежащее им на праве индивидуальной или общей (долевой) собственности и (или) члены их семей, постоянно проживающие в утраченных жилых помещениях по состоянию на 24.05.2014 и не имеющие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности.

Согласно абзацу 3 п. 1.2 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений семьям граждан, утративших жилье в результате наводнения, вызванного сильными ливнями 24.05.2014 на территории МО Мостовский район, утвержденного постановлением администрации МО Мостовский район от 14.07.2014 <...> в целях реализации настоящего Порядка факт проживания в жилом помещении, подтверждается регистрацией по месту жительства в жилых помещениях, указанных в п. 1.2 настоящего Порядка по состоянию на 24.05.2014.

Таким образом, при буквальном толковании указанных выше положений Порядка,

для отнесения Капустину Т.А. к членам семьи собственника утраченного жилого помещения, последняя должна быть зарегистрирована по адресу: <...>. Однако Капустина Т.А. имеет регистрацию по адресу: <...>, что подтверждается копией ее паспорта, имеющейся в материалах дела.

В обжалуемом решении, администрация МО Мостовский район указала, что из представленных заявителем документов, следует, что в прилагаемой справке в состав его (Капустина А.В.) семьи указана его мать – Капустина Т.А., которая имеет в собственности жилое помещение по <...> в <...>. Кроме того, решением Мостовского районного суда Краснодарского края от 28.07.2014 установлен факт постоянного проживания Капустиной Т.А. в поврежденном домовладении в результате чрезвычайной ситуации, принадлежащем Капустину А.В.

Таким образом, заинтересованное лицо пришло к выводу о том, что Капустин А.В. и членам его семьи не может быть предоставлена социальной выплата на приобретение жилых помещений гражданину, утратившему жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ливнем категории опасного явления 24.05.2014 на территории муниципального образования Мостовский район.

Суд не соглашается с указанными доводами.

Капустин А.В., Юматова Д.В.и несовершеннолетняя Капустина Д.А. ранее были включены в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, лишившихся жилья в результате наводнения, вызванного сильными ливневыми дождями на территории МО Мостовский район 24.05.2014, который был утвержден ныне действующим постановлением главы администрации МО Мостовский район от 22.10.2014 <...>, что подтверждается соответствующим списком и постановлением . При этом Капустина Т.А. в указанный список, как член семьи Капустина А.В. административным ответчиком не включалась.

Доводы администрации МО Мостовский район о том, что поскольку мать Капустина А.В.Капустина Т.А. имеет в собственности жилое помещение в п. Мостовском, то административные истцы не имеют право на получение социальной выплаты на получение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, являются несостоятельными, поскольку в определении судьи Краснодарского краевого суда об отказе в передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции от 14.09.2015, действия администрации в части отказа администрации МО Мостовский район во включении Капустина А.В., Юматову Д.В.и несовершеннолетнюю Капустину Д.А. в Список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, имеющих право на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, признаны незаконными, и судьей кассационной инстанции Краснодарского краевого суда в данном определении указано, что доводы жалобы администрации МО Мостовский район о том, что мать Капустина А.В.Капустина Т.А. имеет в собственности жилое помещение в п. Мостовском, в связи с чем Капустин А.В. и члены его семьи не могут быть включены в списки лиц имеющих право на приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации, не могут служить основанием к отмене судебных постановлений, поскольку Капустина Т.А. с заявлением о предоставлении социальной выплаты не обращалась.

Кроме того, как установлено в судебном заседании, административный истец членом своей семьи Капустину Т.А. не считают, поэтому в заявлении о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений гражданину, утратившему жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ливнем категории опасного явления 24.05.2014 на территории муниципального образования Мостовский район ее Капустин А.В. не указал. Она проживала обособленно и вела подсобное хозяйство. Совместное хозяйство с ними не вела. Указанное обстоятельство ответчиками опровергнуто не было.

В судебном заседании установлено, что административными истцами предприняты все возможные меры, на выполнение условий, указанного выше Порядка. Как указано выше, из отказа администрации МО Мостовский район от 10.12.2015 <...> административным истцам отказано в предоставлении социальной выплаты по тем основаниям, что член семьи Капустина А.В.Капустина Т.А. имеет в собственности жилое помещение.

В Порядке предоставления социальных выплат на приобретение жилых помещений семьям граждан, утративших жилье в результате наводнения, вызванного сильными ливнями 24.05.2014 на территории МО Мостовский район, утвержденном постановлением администрации МО Мостовский район от 14.07.2014 <...>, закреплен пошаговый алгоритм действий собственника утраченного жилого помещения и администрации МО Мостовский район.

Первый этап – формирование списков граждан, имеющих право на получение социальной выплаты (Постановлением главы администрации МО Мостовский район от 22.10.2014 <...>, административные истцы были включены в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты). Второй этап - организация работ по предоставлению социальных выплат. Указанным выше отказом, администрация МО Мостовский район, несмотря на признание ранее права Капустиных на включение в Список, отказала административным истцам, уже включенным в Список граждан, имеющих право на получение социальных выплат (законность такого включения подтверждена решением Мостовского районного суда от 27.04.2015, оставленным без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 07.07.2015, определением судьи Краснодарского краевого суда об отказе в передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции от 14.09.2015) на стадии организации работ по предоставлению социальных выплат, фактически со ссылкой на незаконность включения в Список. То есть решение об отказе принято администрацией на той стадии, когда фактически право Капустиных на получение социальной выплаты уже было установлено судебными актами и включением в их в Список самой администрацией.

Доводы представителя администрации Краснодарского края о том, что административными истцами не выполнены требования п. 1.5 Порядка, о безвозмездной передачи ими в собственность городского или сельского поселений земельных участков и расположенных на них, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, объектов недвижимости, сооружений и объектов незавершенного строительства, принадлежащих указанным гражданам на праве собственности, либо отказа от иных прав на указанное имущество в пользу городского или сельского поселения, суд также считает несостоятельными. Пункт 1.5 Порядка содержится в Общих положениях и является декларативным. Учитывая тот факт, что сам Порядок не содержит условий, закрепляющих механизм выполнения п. 1.5, позицию административных истцов, не возражавших против выполнения условий данного пункта Порядка, суд полагает, что административными истцами требования данного пункта Порядка не нарушены.

Согласно ч.1, 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

В силу положений ст. 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 года N 1- ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Учитывая изложенное выше, ранее состоявшиеся судебные акты, а именно: решение Мостовского районного суда от 27.04.2015, оставленное без изменения апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 07.07.2015, определение судьи Краснодарского краевого суда об отказе в передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции от 14.09.2015, а также ныне действующее Постановление главы администрации МО Мостовский район от 22.10.2014 <...>, которым лишь административные истцы были включены в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, лишившихся жилья в результате наводнения 24.05.2014, которым фактически признало право административных истцов на получение социальной выплаты, суд находит отказ администрации МО Мостовский район от 10.12.2015 <...> о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений гражданину, утратившему жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ливнем категории опасного явления 24.05.2014 на территории муниципального образования Мостовский район, незаконным.

В силу п. 3.1 Порядка после утверждения администрацией муниципального образования Мостовский район списка граждан, лишившихся в результате чрезвычайной ситуации жилых помещений, гражданин подает заявление о предоставлении социальной выплаты в уполномоченный орган по форме согласно приложению <...> к настоящему Порядку. Такое заявление Капустиным А.В. было подано в администрацию МО Мостовский район 07.12.2015, что в судебном заседании не оспаривалось.

Согласно п. 3.2 Порядка, администрация МО Мостовский район в пятидневный срок после получения информации о выделении администрации МО Мостовский район средств из краевого бюджета принимает решение о предоставлении социальной выплаты путем принятия соответствующего правового акта, и выдать пострадавшим гражданам, проживающим в жилых помещениях, пострадавших от чрезвычайной ситуации, извещения о предоставлении социальной выплаты по форме согласно приложению <...> к настоящему Порядку.

Учитывая изложенное выше, с учетом того факта, что отказ администрации МО Мостовский район от 10.12.2015 <...> признан судом незаконным, а за административными истцами суд признает право на получение социальной выплаты на приобретение жилых помещений гражданину, утратившему жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ливнем категории опасного явления 24.05.2014 на территории муниципального образования Мостовский район, администрация МО Мостовский район обязана произвести действия, предусмотренные п. 3.2 Порядка.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 226, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Капустина А. В., Юматовой Д. В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней Капустиной Д. А. к администрации муниципального образования Мостовский район о признании бездействие незаконным, удовлетворить.

Признать отказ администрации муниципального образования Мостовский район от 10.12.2015 года <...> о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений гражданину, утратившему жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ливнем категории опасного явления 24.05.2014 на территории муниципального образования Мостовский район, незаконным.

Признать за Капустиным А. В., Юматовой Д. В., несовершеннолетней Капустиной Д. А. право на получение социальной выплаты на приобретение жилых помещений гражданину, утратившему жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, вызванной сильным ливнем категории опасного явления 24.05.2014 на территории муниципального образования Мостовский район.

Обязать администрацию муниципального образования Мостовский район принять решение о предоставлении социальной выплаты путем принятия соответствующего правового акта и выдать Капустину А. В., Юматовой Д. В., несовершеннолетней Капустиной Д. А. извещение о предоставлении социальной выплаты на состав семьи из <...>-х человек (Капустин А. В., Юматова Д. В., Капустина Д. А.) в установленном порядке.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Мостовской районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Мотивированное решение в соответствии со ст. 177 КАС РФ составлено и подписано судьей 26.01.2016.

Председательствующий судья В.В. Ермолов