№2а-1113/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2017 года г.Комсомольск-на-Амуре
Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края
под председательством судьи Клименко Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Тимощенко В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению К Д.А. к прокуратуре г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным решения заместителя прокурора, возложении обязанности рассмотреть жалобу по существу,
УСТАНОВИЛ:
К Д.А. обратился с административным иском к прокуратуре г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании решения незаконным, возложении обязанности рассмотреть жалобу по существу, ссылаясь на то, что (дата) и.о.начальника управления по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов прокуратуры Хабаровского края Я О.В. направила прокурору г.Комсомольска-на-Амуре К Б.В. для рассмотрения по существу его жалобу на бездействие председателя общественной наблюдательной комиссии Хабаровского края по его обращению. (дата) им было получено решение заместителя прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Р В.А. от (дата)(№), согласно которому его жалоба от (дата) на бездействие председателя ОНК оставлена без удовлетворения. Считает решение заместителя прокурора г.Комсомольска-на-Амуре незаконным и необоснованным, поскольку доводы его жалобы не проверялись и им не дано оценки. В решении от (дата) разъясняется, что действия ФЗ от 02.05.2006 года №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» не распространяются на ОНК Хабаровского края. Вместе с тем, его жалоба от (дата) должна быть рассмотрена ОНК в соответствии с ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10.06.2008 года №76-ФЗ. Вместо того, чтобы в соответствии с законом (№) провести надзор за исполнением общественной наблюдательной комиссией положений закона №76-ФЗ по его обращению от (дата), заместитель прокурора г.Комсомольск-на-Амуре Р В.А. фактически уклонился от рассмотрения по существу его жалобы от (дата). Просит признать решение заместителя прокурора г.Комсомольск-на-Амуре Р В.А. от (дата)(№) незаконным, возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть по существу его жалобу от (дата) на бездействие председателя общественной наблюдательной комиссии Хабаровского края.
Административный ответчик К Д.А. в судебном заседании, проведенном с применением средств ВКС, исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом пояснил, что отказываясь рассматривать по существу его жалобы, прокурор г.Комсомольска-на-Амуре отказал ему в защите прав и свобод, гарантированных ст.2, 21,45 Конституции РФ, тем самым причинив ему ущерб. Также ответчик отказался выполнять свои обязанности по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и законов, действующих на территории РФ. До настоящего времени ответ на свою жалобу он не получил.
В судебном заседании представитель административного ответчика Р В.А., действующий в силу служебных полномочий, исковые требования не признал и пояснил, что Общественная наблюдательная палата является общественной организацией и ее деятельность регламентируется Федеральным законом «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» №76 от 10 июня 2008 года, в соответствии с которым данная организация вправе принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы лиц, находящихся в местах принудительного содержания, после чего принимает решение о направление данного заявления надлежащему органу. Данный закон не обязывает общественную организацию в обязательном порядке отвечать на поступившее заявление, их обязанность это принять решение о дальнейшем движение данного заявления. Данная общественная организация не является органом государственной власти, органом местного самоуправления, решение, действие или бездействие, которое может быть обжаловано в законном порядке, поэтому на нее не может быть возложена обязанность по рассмотрению обращения заявителя, в связи с чем каких-либо полномочий у прокуратуры города по обязыванию, принуждению общественной организации к дачи ответа на заявление не имелось. Просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Положениями ст.218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из анализа указанных норм права следует, что предметом судебного обжалования могут быть лишь действия либо бездействия, которые на момент их обжалования в судебном порядке либо рассмотрения по существу являются действующими и влекут нарушение прав и свобод заявителя.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в (дата)К Д.А. обратился с заявлением к председателю Общественной наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав заключенных по Хабаровскому краю Л Л.Н., в котором просил оказать ему юридическую помощь по вопросам, связанным с отбыванием им наказания, а также в оказании содействия в ознакомлении с некоторыми нормативно-правовыми актами.
(дата)К Д.А. направил в адрес Прокуратуры Хабаровского края жалобу на бездействие председателя ОНК по Хабаровскому краю и возложении обязанности устранить нарушения закона, которая (дата) с сопроводительным письмом (№) была перенаправлена прокурору г.Комсомольска-на-Амуре К Б.В., для рассмотрения по существу.
(дата) заместитель прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Р В.А. направил в адрес К Д.А., содержащегося в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Хабаровскому краю, сообщение (№), в котором указал, что в ходе проведенной проверки установлено, что нормы Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» №59-ФЗ от 2 мая 2006 года, на которые ссылается в своей жалобе К Д.А., на общественную наблюдательную комиссию Хабаровского края по контролю за соблюдением прав заключенных не распространяются, в связи с чем нарушений в действиях председателя комиссии Л Л.Н., дающих основания для применения мер прокурорского реагирования, не выявлено.
В соответствии с ч.2 ст.1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Прокурорский надзор осуществляется на основании глав 1 и 2 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации".
Статьей 25 Федерального закона от 10.06.2008 №76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" установлено, что надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации субъектами осуществления общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, осуществляет прокуратура Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов надзорного производства (№) на основании жалобы К Д.А. на бездействие председателя общественной наблюдательной комиссии по контролю за соблюдением прав заключенных в Хабаровском крае Л Л.Н., прокуратурой г.Комсомольска-на-Амуре была проведена проверка, в ходе которой нарушений выявлено не было.
Как следует из сообщения Уполномоченного по правам человека, Общественная наблюдательная комиссия Хабаровского края создана и осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 №76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
В соответствии со ст.123.4 ГК РФ общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.
Общественная наблюдательная комиссия Хабаровского края юридическим лицом не является, сведения о регистрации в качестве юридического лица в ЕГРЮЛ отсутствуют.
Согласно ч.3 ст.6 Федерального закона от 10.06.2008 №76-ФЗ, основными задачами общественной наблюдательной комиссии являются осуществление общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в котором образована общественная наблюдательная комиссия; подготовка решений в форме заключений, предложений и обращений (далее также - решения) по результатам осуществления общественного контроля; содействие сотрудничеству общественных объединений, социально ориентированных некоммерческих организаций, администраций мест принудительного содержания, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих в пределах территории субъекта Российской Федерации полномочия по обеспечению законных прав и свобод, а также условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Согласно п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона от 10.06.2008 №76-ФЗ, одной из основной формой деятельности общественной наблюдательной комиссии является рассмотрение предложений, заявлений и жалоб лиц, находящихся в местах принудительного содержания, иных лиц, которым стало известно о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания.
Как следует из содержания жалобы К Д.А. от (дата), в общественную наблюдательную комиссию Хабаровского края с заявлением о нарушении прав лиц, находящихся в местах принудительного содержания, он не обращался. Его заявление содержала просьбу о получении юридической консультации и содействии в ознакомлении с нормативно-правовыми актами.
Помимо этого, в жалобе от (дата)К Д.А. основывался на нарушение председателем общественной наблюдательной комиссией Хабаровского края положений Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", регламентирующего порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления, а также должностными лицами.
Вместе с тем, общественная наблюдательная комиссия Хабаровского края не является государственным органом либо органом местного самоуправления, а ее председатель не является должностным лицом, в связи с чем действие Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" на данную общественную организацию не распространяется, о чем указал в решении от (дата) заместитель прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Р В.А.
В силу требований п.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая, что на момент рассмотрения настоящего дела стороны истца не представлены доказательства нарушения его прав со стороны административного ответчика, действия административного ответчика соответствуют требования закона, в связи с чем, требования заявителя не могут быть признаны обоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований К Д.А. по административному исковому заявлению К Д.А. к прокуратуре г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным решения заместителя прокурора, возложении обязанности рассмотреть жалобу по существу,- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Е.Г. Клименко