ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1113/18 от 07.12.2018 Тейковского районного суда (Ивановская область)

Дело № 2а-1113/2018


Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Гаврилов Посад 07 декабря 2018 года

Тейковский районный суд Ивановской области

в составе председательствующего судьи Малышевой Т.В.,

при секретаре Ариповой Т.Б.,

с участием административного истца Волченковой Г.И.,

представителя административных истцов – адвоката Гаранина В.В.,

представителя административного ответчика - администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Жукова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Волченковой Галины Ивановны, Волченкова Сергея Евгеньевича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, к администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, связанного с предоставлением жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Волченкова Г.И., Волченков С.Е. обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области об оспаривании решения органа местного самоуправления, связанного с предоставлением жилого помещения по договору социального найма, указав в обоснование следующее.

Волченкова Г.И., Волченков С.Е. и его несовершеннолетняя дочь ФИО1 зарегистрированы по месту жительства в качестве нанимателей по договору социального найма в <адрес>. Постановлением главы Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области (далее Администрация) от 17 мая 2018 года № 273-п «О признании жилого помещения непригодным для проживания» постановлено признать квартиру, расположенную адресу: <адрес>, непригодной для проживания граждан. То есть, данное жилое помещение, предоставленное ранее и занимаемое семьей Волченковых, было признано непригодным для проживания граждан. Распоряжением главы Администрации от 17 мая 2018 года № 111-р «Об использовании жилого помещения» определено переоборудовать квартиру, расположенную по адресу: <адрес>А<адрес>, непригодную для проживания граждан, под нежилое помещение. Постановлением главы Администрации от 17 мая 2018 года № 275-п «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» постановлено предоставить по договору социального найма семье Волченковой Г.И., состоящей из 3-х человек, жилое помещение муниципального жилищного фонда в срок до 15 августа 2018 года. Из Администрации истцу Волченковой Г.И. 19 июля 2018 года было направлено обращение исх. № 923 (получено 29 июля 2018 года) о предоставлении перечня документов для принятия решения о признании членов ее семьи нуждающимися в жилом помещении. Истцы не были согласны с указанным требованием Администрации, считали необоснованным вновь рассматривать вопрос признания членов семьи Волченковой Г.И. нуждающимися в жилом помещении и обязанием представлять для этого вновь большой по объему перечень документов. 16 августа 2018 года Волченкова Г.И. и Волченков С.Е. обратились к Главе Администрации с письменным заявлением (вх. № 912 от 16 августа 2018 г.) о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда вне очереди в связи с признанием ранее занимаемого жилого помещения по договору социального найма непригодным для проживания, в котором мотивированно обосновали незаконность и необоснованность нового рассмотрения вопроса признания членов семьи Волченковой Г.И. нуждающимися в жилом помещении и обязанием представлять повторно документы для этого. 21 августа 2018 года Волченкова Г.И. получила почтовым отправлением из Администрации уведомление от 14 августа 2018 года № 1026 с копией постановления Администрации от 13 августа 2018 г. № 423-п «Об отмене постановления главы Администрации от 17 мая 2018 года № 275-п «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма», согласно которому семье Волченковой Г.И., состоящей из 3-х человек, отказано в предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма в соответствии с частью 2 статьи 54 ЖК РФ, поскольку не представлены документы, которые подтверждают право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленные Законом Ивановской области от 17 мая 2006 года № 50-03. 15 сентября 2018 года почтовым отправлением из Администрации получен ответ от 12 сентября 2018 г. исх. № 1213 на заявление Волченковой Г.И. и Волченкова С.Е. от 16 августа 2018 года вх. № 912, согласно которому для предоставления жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке Волченкова Г.И. с членами семьи должны быть признаны нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном Законом Ивановской области от 17 мая 2006 года № 50-03, с подтверждением объективной нуждаемости в жилом помещении, быть признанными малоимущими. Наличие лишь одного факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения семьи жилым помещением по договору социального найма, и поэтому постановление главы Администрации от 17 мая 2018 года № 275-п «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» отменено. Считают, что постановление Администрации от 13 августа 2018 г. № 423-п «Об отмене постановления главы Администрации от 17 мая 2018 года № 275-п «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» незаконно и мотивация принятия такого решения необоснованна. Действующее законодательство предписывает органу местного самоуправления (наймодателю) предоставить гражданам, выселяемым из жилого помещения, занимаемого ими по договору социального найма, в связи с признанием непригодным такого жилого помещения для проживания, подлежащим переводу в нежилое помещение, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению (общей площадью 56,0 кв.м.), отвечающее установленным требованиям и в границах данного населенного пункта без каких-либо дополнительных условий (то есть, не в связи с улучшением жилищных условий граждан, стоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма). Кроме того, истцы в связи с признанием ранее занимаемого ими по договору социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, непригодным для проживания граждан, не смогли реализовать предоставленное им Законом РФ от 04 июля 1991 года № 1541-1 (ред. от 20 декабря 2017 года) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» право приобрести жилье в общую собственность, в том числе в собственность несовершеннолетнего, в порядке приватизации. В связи с вышеизложенным, отмена реализации постановления главы Администрации от 17 мая 2018 года № 275-п «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» нарушает права членов семьи Волчёнковой Г.И., состоящей из 3-х человек, на предоставление по договору социального найма другого благоустроенного, безопасного жилого помещения, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению взамен, в качестве компенсации, ранее занимаемого жилого помещения по договору социального найма, признанного непригодным для проживания, переведенного в нежилое, а также препятствует реализации права приобрести жилье в общую собственность, в том числе в собственность несовершеннолетнего, в порядке приватизации. Просят суд признать постановление Администрации от 13 августа 2018 г. № 423-п «Об отмене постановления главы Администрации от 17 мая 2018 года № 275-п «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» незаконным и обязать ответчика устранить допущенные нарушения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу путем предоставления семье Волченковой Г.И., состоящей из 3 человек, по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, равнозначного благоустроенного взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признанного постановлением главы Администрации от 17 мая 2018 года № 273-п «О признании жилого помещения непригодным для проживания», непригодным для проживания граждан.

В ходе рассмотрения дела административные истцы уточнили одно из заявленных исковых требований в части указания площади и количества комнат в жилом помещении, которое просят суд путем обязания Администрации предоставить их семье взамен непригодного для проживания.

Административный истец Волченков С.Е. в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее в ходе рассмотрения дела требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Административный истец Волченкова Г.И. в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным основаниям. Пояснила суду, что <адрес> предоставлена ее семье в 1973 году, другого жилья семье Волченковых никогда не предоставляли, в связи с этим они не смогли воспользоваться своим правом на бесплатную приватизацию. Указанная квартира признана непригодной для проживания в установленном порядке, в связи с этим Администрация обязана предоставить аналогичное жилое помещение административным истцам во внеочередном порядке, при этом требование о предоставлении каких-либо документов она считает неправомерным. Просит административный иск удовлетворить.

Представитель административных истцов Гаранин В.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным основаниям. Полагал, что вставать на очередь для получения жилья, а также признаваться малоимущими административные истцы не должны, поскольку они ранее уже были поставлены на учет для получения жилья по договору социального найма, проживали в нем. В связи с признанием их квартиры непригодной для проживания, истцы имеют право на предоставление другого благоустроенного жилья в черте данного населенного пункта по договору социального найма, при этом оно должно быть предоставлено без каких-либо условий признания нуждающимися в получении данного жилья. Указывает на то, что предоставление жилья при аналогичных обстоятельствах носит компенсационный характер и не зависит от того, имеют граждане в собственности или не имеют в настоящий момент другое жилое помещение. Жилье должно быть предоставлено в том же самом населенном пункте и ровно той площади жилья, которое признано непригодным для проживания вне зависимости от каких-либо других условий. Просит суд признать постановление Администрации от 13 августа 2018 г. № 423-п «Об отмене постановления главы Администрации от 17 мая 2018 года № 275-п «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» незаконным и обязать Администрацию предоставить семье Волченковой Г.И., состоящей из трех человек, жилое помещение по договору социального найма взамен жилого помещения, признанного непригодным для проживания, расположенного по адресу <адрес>.

Представитель административного ответчика администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Жуков А.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения административных исковых требований, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения семьи Волченковых жилым помещением по договору социального найма по правилам п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации, при отсутствии иных, предусмотренных законом условий: признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в установленном порядке. Поскольку семья Волченковой Г.И., состоящая из трех человек, в установленном порядке не обратилась с документами для признания ее малоимущей, основания для предоставления жилья по договору социального найма не имеется. Постановление главы Администрации от 17 мая 2018 года № 275-п «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» было издано Администрацией ошибочно без учета существующего порядка предоставления жилых помещений гражданам по договору социального найма.

Суд, изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, приходит к следующим выводам.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В ходе рассмотрения дела установлено следующее.

На основании решения исполкома Гаврилово-Посадского городского Совета депутатов трудящихся Ивановской области от 31 мая 1973 года №88 «Об утверждении списка квартиросъемщиков во вновь выстроенном жилом доме по <адрес> принадлежащем Гаврилово-Посадской инспекции Госстраха» ФИО3 и Волченковой Г.И. с детьми Волченковым С.Е., ФИО2, ФИО4 предоставлено жилое помещение по указанному адресу по договору найма (л.д.100-102).

В жилом помещении по адресу <адрес> зарегистрированы Волченкова Г.И., Волченков С.Е., ФИО1 (л.д.14).

На основании заключения «Об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 20.04.2018 года №1 жилое помещение по вышеуказанному адресу признано непригодным для проживания (л.д.20-21).

В связи с принятием данного заключения Администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района принято постановление от 17 мая 2018 года №273-п «О признании жилого помещения непригодным для проживания», постановление от 17 мая 2018 года №275-п «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» и распоряжение от 17 мая 2018 года №111-р «Об использовании жилого помещения», которые были высланы Волченковой Г.И. (л.д.16-19).

19 июля 2018 года исходящим письмом №923 Администрацией у Волченковой Г.И. запрошены заявление о признании нуждающимися в жилых помещениях и документы, подтверждающие нуждаемость в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.22).

В связи с непредоставлением необходимых документов на заседании комиссии по жилищным вопросам администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от 10 августа 2018 года №11 принято решение отказать в предоставлении жилого помещения по договору социального найма семье Волченковой Г.И., состоящей из трех человек (л.д.107-109). Решение комиссией принято в соответствии с компетенцией на основании постановления администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области от 09.02.2016 №40-п «О комиссии по жилищным вопросам администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области».

Порядок приема граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлен соответствующим Административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Гаврилово-Посадского городского поселения от 26.11.2010 №157-п «Об утверждении административных регламентов предоставления муниципальных услуг и услуг, предоставляемых муниципальными учреждениями, администрацией Гаврилово-Посадского муниципального района на территории Гаврилово-Посадского городского поселения»&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;?&#0;???

В соответствии с указанным Административным регламентом принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется по результатам рассмотрения представленных гражданином заявления и прилагаемых в нему документов (п.2.6), непредставление или неполное представление заявителем документов, указанных в пункте 2.6 регламента, является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги (п.2.8).

В связи с принятым комиссией по жилищным вопросам решением об отказе в предоставлении семье Волченковой Г.И. жилого помещения по договору социального найма по причине непредставления документов, Администрацией издано постановление от 13 августа 2018 года №423-п «Об отмене постановления главы Администрации от 17 мая 2018 года № 275-п «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» (л.д.27), о чем Волченкова Г.И. была уведомлена (л.д.28).

16 августа 2018 года в Администрацию поступило заявление Волченковой Г.И. и Волченкова С.Е. о предоставлении жилого помещения муниципального жилищного фонда вне очереди в связи с признанием ранее занимаемого жилого помещения по договору социального найма непригодным для проживания (л.д.23-26), в ответ на которое Администрация письмом от 12 сентября 2018 года №1213 разъяснила причины отказа в предоставлении жилого помещения и указала на необходимость подать заявление с соответствующими документами (л.д.30-31).

Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16); для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения (п. 1 ч. 1 ст. 50), в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен ч.ч. 3, 4 ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Таким образом, Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района является органом, уполномоченным принимать решения о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма.

В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.

Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации). Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется на основании их заявлений, по итогам рассмотрения которых уполномоченный орган принимает решение о постановке на учет, в связи с чем гражданин приобретает право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ст. ст. 53 и 55 ЖК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со ст. 40 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Законом Ивановской области от 17 мая 2006 года №50-ОЗ «О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и предоставления таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма на территории Ивановской области», Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Прием на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», утвержденный постановлением Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района от 29 июня 2016 года №291-п, установлен порядок признания граждан малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий.

До 1 января 2005 г. (введение в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) семья Волченковой Г.И. не состояла в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий, поэтому им следовало подтвердить объективную нуждаемость в предоставлении жилого помещения в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, не представлены документы, которые подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Документы, подтверждающие право Волченковой Г.И. и членов ее семьи состоять на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма применительно к указанным выше положениям жилищного законодательства Российской Федерации в материалы дела административными истцами представлены не были, малоимущими они в установленном законом порядке не признаны.

Таким образом, исходя из установленных обстоятельств дела с учетом изложенных требований законодательства, учитывая, что административными истцами не соблюден порядок обращения с заявлением о признании их малоимущими и нуждающимися в улучшении жилищных условий, оснований для предоставления им жилого помещения по договору социального найма у Администрации не имелось.

Поскольку предоставление жилого помещения по договору социального найма является прерогативой уполномоченного органа местного самоуправления, основания для возложения на Администрацию обязанности предоставить семье Волченковой Г.И., состоящей из трех человек, жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма взамен признанного непригодным для проживания граждан жилого помещения по адресу: <адрес>, у суда отсутствуют, так как судебные органы не вправе принимать решения по вопросам, находящимся в ведении органов местного самоуправления.

Постановление Администрации от 13 августа 2018 г. № 423-п «Об отмене постановления главы Администрации от 17 мая 2018 года № 275-п «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» не противоречит действующему законодательству, поскольку принято уполномоченным органом с учетом его компетенции в вопросах признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений по договорам социального найма и с учетом не предоставления Волченковой Г.И. и членами ее семьи документов, подтверждающих нуждаемость в получении жилья. Права административных истцов на получение жилого помещения муниципального жилищного фонда по договору социального найма принятием данного постановления не нарушены, поскольку они не лишены возможности обращения в Администрацию Гаврилово-Посадского муниципального района с заявлением о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий для обеспечения жильем.

Таким образом, исходя из изложенного, основания для признания незаконным постановления Администрации от 13 августа 2018 г. № 423-п «Об отмене постановления главы Администрации от 17 мая 2018 года № 275-п «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма» отсутствуют, требования административных истцов удовлетворению не подлежат в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Волченковой Галины Ивановны, Волченкова Сергея Евгеньевича, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1, к Администрации Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Тейковский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.В. Малышева

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 11 декабря 2018 года.