ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1113/20 от 01.06.2020 Советского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Дело № 2а-1113/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1 июня 2020 года

Советский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Юденковой Э.А.,

при секретаре Колесовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сарсенгалиевой Анастасии Алексеевны к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям о признании незаконным решения комиссии,

У С Т А Н О В И Л :

Истец Сарсенгалиева А.А. обратилась в суд с иском к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям о признании незаконным решения комиссии, указав в обоснование заявления, что с <дата> по <дата> она замещала должность начальника межрегионального отдела государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и администрировании платежей в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, реорганизованное с <дата> в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям. <дата> уволена по собственному желанию. Во исполнение требований законодательства истцом <дата> в Межрегиональное управление направлено уведомление о намерении трудоустройства на новое место работы в Южный филиал ООО «Газпром энерго» с целью получения согласия на замещение должности инженера по охране окружающей среды I категории. <дата> между истцом и Южным филиалом ООО «Газпром энерго» заключен трудовой договор на неопределенный срок. Уведомление о заключении трудового договора с истцом, бывшей гражданской служащей, Южным филиалом ООО «Газпром энерго» также направлено в Межрегиональное управление в установленный законодательством срок. В ходе рассмотрения обращения истца, Межрегиональным управлением подготовлено мотивированное заключение, в котором указано, что <дата> Южному филиалу ООО «Газпром энерго» утверждены Межрегиональным управлением нормативы предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также выдано разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, в подготовке проектов приказов об утверждении и выдаче разрешительной документации истец принимала участие. В ходе анализа оказанной Южному филиалу ООО «Газпром энерго» государственной услуги Межрегиональным управлением нарушений процедуры оказания государственной услуги по срокам и составу выявлено не было. Таким образом, Межрегиональным управлением подтверждается отсутствие информации или каких-либо признаков, свидетельствующих о выгодах, преимуществах, преференциях, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении истцом должности государственной (муниципальной) службы. Также на протяжении всего периода работы в Управлении истец получала ежеквартальные, ежегодные и внеочередные премии. Дисциплинарных взысканий не имеет. Решением Комиссии Межрегионального управления по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов (выписка из протокола <номер>) от <дата> истцу было отказано в замещении должности инженера по охране окружающей среды I категории Южного филиала ООО «Газпром энерго», по причине замещения истцом должности относящейся к категории «руководители» в структуре Межрегионального управления и могу влиять на сотрудников Межрегионального управления, в связи с чем, добиваться для Южного филиала ООО «Газпром энерго» положительного решения вопросов, возникающих при осуществлении деятельности данного юридического лица, и учитывая что деятельность истца, в указанной организации будет связана непосредственно с областью обращения отходов, в том числе с получением разрешительных и нормативных документов, выдаваемых Межрегиональным управлением, со сдачей отчетности, тем самым создает предпосылки для возникновения конфликта интересов. Исходя из решения Комиссии, истцу фактически запрещено осуществлять профессиональную деятельность в части охраны окружающий среды в любой организации, так как данная формулировка означает равные обстоятельства между любой коммерческой организацией и Южным филиалом ООО «Газпром энерго», которая, как и другие организации, обязаны направлять какую-либо отчетную и иную документацию в Управление. Ввиду того, что истец имеет диплом о высшем профессиональном образовании по специальности «Биоэкология», выданный в 2012 году ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», а также с учетом прошлого опыта работы, связанной с экологией, Межрегиональное управление своим решением лишает истца возможности трудоустраиваться по профильному направлению. Также указывает, что на основании утвержденной <дата> должностной инструкции <номер> инженера по охране окружающей среды I категории Южного филиала ООО «Газпром энерго» отсутствуют функции взаимодействия с Управлением. Согласно данной инструкции инженер 1 категории занимается только подготовкой отчетов и иной документации в области обращения с отходами, функции направления отчетов лежат на другом должностном лице Южного филиала. Получение какой-либо разрешительной документации также отсутствует в обязанностях истца. Это фактически означает отсутствие каких-либо должностных обязанностей инженера по охране окружающей среды I категории, связанных с ранее исполняемыми истцом обязанностями в Управлении. Каких либо иных причин и обстоятельств, которые могут быть расценены в качестве препятствия к замещению истцом должности в Южном филиале ООО «Газпром энерго», и каким образом замещение указанной должности может привести к нарушению интересов государства, в решении Комиссии так же не приведено. Таким образом, фактически отказ истцу в замещении должности инженера по охране окружающей среды I категории Южном филиале ООО «Газпром энерго» не мотивирован, а указанные в выписке из протокола <номер> от <дата> причины отказа не могут быть признаны обоснованно мотивированным отказом. Просила суд признать незаконным и отменить решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в замещении должности инженера по охране окружающей среды I категории Южного филиала ООО «Газпром энерго». Взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в мою пользу государственную пошлину в размере 300 рублей.

В судебном заседании административный истец Сарсенгалиева А.А. административное исковое заявление поддержала, просила его удовлетворить, считает, что данным решением нарушены ее права.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям Галушкин А.А., действующий на основании доверенности, административное исковое заявление не признал, указав, что в должностные обязанности Сарсенгалиевой А.А. при замещении ею должностей государственной гражданской службы в Управлении, входили отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления ООО «Газпром энерго». Поскольку Сарсенгалиева А.А. занимала должность, относящуюся к категории «руководители» в структуре Межрегионального управления и взаимодействовала с ООО «Газпром энерго», Комиссия не могла исключить возможность, что Сарсенгалиева А.А. может влиять на сотрудников Межрегионального управления, в связи с чем, добиваться для ООО «Газпром энерго» положительного решения вопросов, возникающих при осуществлении деятельности данного юридического лица. Просил суд в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица ООО «Газпром энерго» Кагановская М.П., действующая на основании доверенности, административное исковое заявление поддержала, просила удовлетворить.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно статье 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушают права и свободы заявителя, а также не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту. Из этого следует, что отсутствие указанной совокупности является основанием для отказа в удовлетворении требований.

При этом на лицо, обратившееся в суд, возлагается обязанность доказывать факт нарушения его прав, свобод и законных интересов (пункт 1 части 9 и часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), указанного в ч. 1 настоящей статьи, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положением о Комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению Федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента РФ от 1 июля 2010 г. № 821 в качестве основания для проведения заседания комиссии указано обращение гражданина, замещавшего в государственном органе должность государственной службы, включенную в перечень должностей, утвержденный нормативным правовым актом Российской Федерации, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной службы (абзац второй подпункта "б” пункта 16 Положения).

Пунктом 24 Положения предусмотрено, что по итогам рассмотрения вопроса, указанного в абзаце втором подпункта "б" пункта 16 настоящего Положения, комиссия принимает одно из следующих решений:

а) дать гражданину согласие на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности;

б) отказать гражданину в замещении должности в коммерческой или некоммерческой организации либо в выполнении работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, и мотивировать свой отказ.

Пунктами 15 и 31 Положения о комиссии Росприроднадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед Росприроднадзором, и урегулированию конфликта интересов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 15.02.2018 N 58 "Об утверждении Порядка формирования и деятельности комиссии территориального органа Росприроднадзора по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов" предусмотрен аналогичный порядок и виды принимаемых решений по рассмотрению обращений граждан, замещавших в государственном органе должность государственной службы, о даче согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации.

Методическими рекомендациями по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско- правового договора с организацией, разработанными и направленными для использования в работе Минтрудом России от 11.05.2017 № 18-4/10/П-2943, установлен порядок рассмотрения обращения гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего о даче согласия на трудоустройство.

В соответствии с п. 19 Методических рекомендаций в ходе подготовки мотивированного заключения рекомендуется:

а) проанализировать функции государственного, муниципального

(административного) управления, входившие в должностные (служебные) обязанности гражданина - бывшего государственного (муниципального) служащего, а также реально принятые им решения в отношении организации на предмет возможного использования должностного положения в целях оказания организации, в которую трудоустраивается гражданин, выгод и преимуществ. Рекомендуется подробно проанализировать, в чем заключались данные функции, уточнив при необходимости, по каким вопросам деятельности данной организации были приняты решения государственным (муниципальным) служащим.

б) установить наличие либо отсутствие информации или каких-либо признаков, свидетельствующих о выгодах, преимуществах, преференциях, полученных организацией по сравнению с другими юридическими лицами при замещении гражданином должности государственной (муниципальной) службы. При этом необходимо разграничить такие решения, принятые государственным (муниципальным) служащим самостоятельно и в порядке исполнения поручений вышестоящего органа или должностного лица.

Судом установлено, что с <дата> по <дата> Сарсенгалиева А.А. замещала должность начальника межрегионального отдела государственной экологической экспертизы, разрешительной деятельности и администрировании платежей в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области, реорганизованное с <дата> в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, что подтверждается приказом о приеме на работу от <дата>.

<дата> Сарсенгалиева А.А. уволена по собственному желанию, что подтверждается приказом об увольнении <номер>-лс от <дата>.

<дата> Сарсенгалиевой А.А. в Межрегиональное управление направлено уведомление о намерении трудоустройства на новое место работы в Южный филиал ООО «Газпром энерго» с целью получения согласия на замещение должности инженера по охране окружающей среды I категории.

<дата> между Сарсенгалиевой А.А. и Южным филиалом ООО «Газпром энерго» заключен трудовой договор на неопределенный срок.

Уведомление о заключении трудового договора с истцом Южным филиалом ООО «Газпром энерго» также направлено в Межрегиональное управление в установленный законодательством срок.

Решением Комиссии Межрегионального управления по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих РФ и урегулированию конфликта интересов (выписка из протокола <номер>) от <дата> Сарсенгалиевой А.А. было отказано в замещении должности инженера по охране окружающей среды I категории Южного филиала ООО «Газпром энерго», по причине замещения истцом должности относящейся к категории «руководители» в структуре Межрегионального управления и возможности влиять на сотрудников Межрегионального управления, в связи с чем, добиваться для Южного филиала ООО «Газпром энерго» положительного решения вопросов, возникающих при осуществлении деятельности данного юридического лица, и учитывая что деятельность истца, в указанной организации будет связана непосредственно с областью обращения отходов, в том числе с получением разрешительных и нормативных документов, выдаваемых Межрегиональным управлением, со сдачей отчетности, тем самым создает предпосылки для возникновения конфликта интересов.

Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы, как это предписано частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции), имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

Аналогичные положения содержатся в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и части 3.1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Для целей Федерального закона о противодействии коррупции в пункте 4 статьи 1 данного закона закреплено понятие функций государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.

Между тем административный истец во время прохождения государственной службы не осуществлял никаких перечисленных в приведенной федеральной норме действий в отношении ООО «Газпром энерго», что административным ответчиком не оспаривается.

Кроме того, на основании должностной инструкции инженера по охране окружающей среды I категории Южного филиала ООО «Газпром энерго» отсутствуют функции взаимодействия с Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям.

Утверждения административного ответчика о том, что замещения истцом должности относящейся к категории «руководители» в структуре Межрегионального управления и могу влиять на сотрудников Межрегионального управления, в связи с чем, добиваться для Южного филиала ООО «Газпром энерго» положительного решения вопросов, возникающих при осуществлении деятельности данного юридического лица, и учитывая, что деятельность истца в указанной организации будет связана непосредственно с областью обращения отходов, в том числе с получением разрешительных и нормативных документов, выдаваемых Межрегиональным управлением, со сдачей отчетности, тем самым создает предпосылки для возникновения конфликта интересов, являются несостоятельными.

Федеральный закон о противодействии коррупции устанавливает основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Правовую основу противодействия коррупции наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами составляют общепризнанные принципы и нормы международного права (статья 2 поименованного закона).

Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 г., ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ) закрепляет право государства в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор (подпункт "e" пункта 2 статьи 12).

Статья 12 Федерального закона о противодействии коррупции устанавливает такие ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.

Таким образом, правовое регулирование приведенной федеральной нормы имеет целью устранение коллизии публичных и частных интересов.

Таким образом, исходя из того, что деятельность Сарсенгалиевой А.А. в качестве сотрудника ООО «Газпром энерго» не связана с коррупционными рисками и не может повлечь коллизии публичных и частных интересов в связи с исполнением ею ранее служебных обязанностей государственного гражданского служащего Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям, суд не усматривает в ее действиях нарушений закона.

Анализируя представленные в судебное заседание доказательства в их совокупности, учитывая выше изложенное, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

В силу ч. 1 ст. 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.

Ввиду того, что административные исковые требования Сарсенгалиевой А.А. удовлетворены, ответчик должен возместить административному истцу все понесенные по делу судебные расходы, в данном случае – уплаченную госпошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л :

Административный иск Сарсенгалиевой Анастасии Алексеевны к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям о признании незаконным решения комиссии удовлетворить.

Признать решение Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в замещении должности инженера по охране окружающей среды 1 категории Южного филиала ООО «Газпром энерго» Сарсенгалиевой Анастасией Алексеевной незаконным и отменить его.

Взыскать с Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Астраханской и Волгоградской областям в пользу Сарсенгалиевой Анастасии Алексеевны государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

Полный текст решения изготовлен 5 июня 2020 года.

Судья Э.А. Юденкова