ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1113/202129 от 29.09.2021 Приморского районного суда (Архангельская область)

Дело № 2а-1113/2021 29 сентября 2021 года

УИД 29RS0022-01-2021-001265-22

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Приморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Сараевой Н.Е.,

при секретаре судебного заседания Шумиловой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах несовершеннолетних Л., Л., Л. к министерству строительства и архитектуры Архангельской области о признании незаконным бездействия, обязании принять меры к обеспечению объектами инфраструктуры земельного участка,

установил:

заместитель Приморского межрайонного прокурора Архангельской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов несовершеннолетних Л., Л., Л., с учетом уточненных требований, к министерству строительства и архитектуры Архангельской области о признании незаконным бездействия, обязании принять меры к обеспечению объектами инфраструктуры земельного участка. В обоснование требований указано, что межрайонной прокуратурой при рассмотрении обращения Лобановой С.М. выявлены нарушения действующего законодательства. Установлено, что семье Лобановых, как многодетной семье, распоряжением администрации МО «Приморский муниципальный район» от 22.01.2018 в общую долевую собственность предоставлен земельный участок площадью 1500 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства, который в нарушение требований действующего законодательства объектами инфраструктуры не обеспечен. Просит суд, с учетом уточненных требований, признать незаконным бездействие министерства строительства и архитектуры Архангельской области, выражающееся в непринятии мер по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый , а именно объектами водоснабжения и водоотведения; обязать министерство строительства и архитектуры Архангельской области в срок до 31.12.2023 организовать обеспечение объектами инженерной инфраструктуры земельного участка, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, путем организации возможности подключения к сетям водоснабжения и водоотведения <адрес>.

В судебном заседании представитель административного истца - старший помощник Приморского межрайонного прокурора Архангельской области Рудный А.Н. на иске настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнительно суду пояснил, что поскольку обеспечить земельный участок с точкой доступа к существующим сетям водоснабжения и водоотведения в пос. Соловецкий невозможно без строительства централизованной системы водоснабжения и водоотведения, министерство строительства и архитектуры Архангельской области является надлежащим административным ответчиком по делу, которому данные полномочия переданы с 01.01.2019 областным законом № 259-внеоч.-ОЗ. Однако до настоящего времени строительство точки доступа не осуществляется.

Законный представитель несовершеннолетних Л., Л., Л. – Лобанова С.М., извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.

Представитель административного ответчика министерства строительства и архитектуры Архангельской области Баранова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась в полном объеме, так как Законом Архангельской области от 23.09.2009 № 259-внеоч.-ОЗ, с 01.01.2019 министерству переданы лишь полномочия по строительству и реконструкции системы водоснабжения и водоотведения в пос. Соловецкий, но не полномочия по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры земельных участков, предоставленных многодетным семьям. Требования основаны на законодательстве о предоставлении многодетным семьям земельных участков, которые должны быть обеспечены в силу закона объектами инфраструктуры в момент их предоставления органами местного самоуправления. Полагает, что со стороны министерства отсутствует бездействие, иск заявлен преждевременно, так как срок действия программы до 31.12.2023, который еще не истек. Министерство права Лобановых не нарушало, поскольку решение о предоставлении земельного участка без объектов инфраструктуры не принимало. Бездействие имеется со стороны администрации, которая с момента предоставления Лобановым земельного участка год бездействовала и никаких мер по обеспечению земельного участка объектами инфраструктуры не предпринимала. Не оспаривала, что строительство системы водоснабжения и водоотведения в пос.Соловецкий на сегодняшний день не начато.

Представитель заинтересованного лица администрации МО «Приморский муниципальный район» Щипакова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском согласилась. Суду пояснила, что администрация считает министерство строительствF и архитектуры Архангельской области надлежащим административным ответчиком по делу, в силу переданных законом полномочий. Обеспечить инфраструктурой земельные участки, переданные многодетным семьям, возможно только путем строительства сетей водоснабжения и водоотведения в пос.Соловецкий, в связи с чем, при разрешении заявленных требований полагала необходимым рассматривать нормы права в их совокупности. Полномочия по обеспечению земельными участками отнесены к компетенции администрации «Приморский муниципальный район», а полномочия по строительству объектов инфраструктуры – министерству строительства и архитектуры Архангельской области.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Правительство Архангельской области и государственное казенное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства Архангельской области». Правительство Архангельской области в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на исковое заявление. В отзыве указано, что в силу требований действующего законодательства, организация водоснабжения и водоотведения не входит в компетенцию сельского поселения «Соловецкое», так как это полномочия района. Вместе с тем, учитывая изменения, внесенные в областной закон от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления», к полномочиям органов государственной власти Архангельской области (в лице министерства строительства и архитектуры Архангельской области) отнесены полномочия органов местного самоуправления Приморского муниципального района Архангельской области по организации в границах сельского поселения «Соловецкое» водоснабжения населения и водоотведения в части: строительства и реконструкции системы водоснабжения поселка, корректировки проектно-сметной документации, экспертизы; строительства канализационных сетей и коллекторов, канализационных очистных сооружений. Министерство реализует указанные полномочия через государственное казенное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства Архангельской области». Вопросы обеспечения земельных участков муниципальных образований Архангельской области объектами инфраструктуры к полномочиям Правительства Архангельской области не относятся. В случае удовлетворения судом административного иска полагают целесообразным учитывать срок завершения реализации мероприятий, предусмотренный программой.

Представитель заинтересованного лица государственного казенного учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства Архангельской области» (далее ГКУ АО «ГУКС») Баландина М.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с иском не согласилась, поддержала позицию административного ответчика. Пояснила, что до 2018 года полномочия по заявленным требованиям относились к администрации сельского поселения «Соловецкое». Администрацией был заключен контракт с подрядчиком ЗАО <С.>. В связи с нарушениями, в одностороннем порядке данный контракт был расторгнут. Затем заключен муниципальный контракт с ООО <К.>, который в 2019 году передан заказчику ГКУ АО «ГУКС». Контракт с ООО <К.> также расторгнут в связи с нарушением сроков выполнения работ, а также в связи с необходимостью корректировки проектной документации. В настоящий момент заключен муниципальный контракт с ООО «Стройтрансгаз» на корректировку проектной документации. Контракт на строительство системы водоснабжения и водоотведения не заключался. В связи со вступившими в силу изменениями, необходимо проведение экологической экспертизы проекта. Ориентировочный срок получения положительного заключения проектной документации ВОС – конец 2021 года, по КОС - март 2022. На данные цели требуется более 1000 000 000 руб. на каждую систему, а также закупка необходимых материалов. Полагает, что нарушение возникло в 2018 году, когда был передан земельный участок многодетной семье и обязательства по обеспечению земельного участка объектами инфраструктуры должны быть возложены на администрацию МО «Приморский муниципальный район».

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Судом установлено, следует из материалов дела, что распоряжением администрации МО «Приморский муниципальный район» от 22.01.2018 семье Лобановых (Л., Л., Л., Л., Л.), как многодетной семье, в общую долевую собственность (по 1/5 доли в праве общей долевой собственности каждому) предоставлен земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый , предназначенный для индивидуального жилищного строительства.

Указанный земельный участок находится на территории сельского поселения Соловецкое Приморского муниципального района, и объектами инженерной инфраструктуры в виде коммуникаций водоснабжения и водоотведения не обеспечен.

Межрайонной прокуратурой по обращению Лобановой С.М. была проведена проверка, установлен факт бездействия в части обеспечения объектами инженерной инфраструктуры, а именно объектами водоснабжения и водоотведения предоставленного семье Лобановых земельного участка.

Факт отсутствия объектов инженерной инфраструктуры, обеспечивающих возможность подключения предоставленного семье Лобановых земельного участка к централизованным сетям водоснабжения и водоотведения пос.Соловецкий Приморского района Архангельской области, в суде нашел свое подтверждение.

Положения п. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса РФ (далее ЗК РФ) предусматривают предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству Российской Федерации поручено совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации до июля 2012 г. разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных данной категории граждан на бесплатной основе.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 20.02.2015 № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий РФ на период до 2030 года» в целях расширения доступа к жилью семей, проживающих в сельской местности, в том числе молодых и многодетных, необходимо: предоставлять земельные участки под строительство жилья, оборудованные инженерными коммуникациями.

Порядок предоставления земельных участков многодетным семьям в Архангельской области определен Законом Архангельской области от 07.10.2003 № 192-24-ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан».

В силу п.п. 6, 7 ст. 2.3 Закона № 192-24-ОЗ предоставление земельных участков в соответствии с пп. 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Органы, указанные в абз. 1 п. 6 настоящей статьи, осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.

Проведение работ по образованию земельного участка в целях реализации положений настоящей статьи включает в себя, в том числе, определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Проведение работ по образованию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Пункт 4 ст. 14, ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 6 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; иное.

Полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации (п. 1.1. ст. 6 ФЗ №416-ФЗ).

Таким образом, поскольку сельское поселение «Соловецкое», на территории которого многодетной семье Лобановых предоставлен земельный участок, входит в состав Приморского муниципального района (ст. 19 Закона Архангельской области № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области»), следовательно, вопросы по обеспечению земельного участка объектами инфраструктуры в виде водоснабжения и водоотведения отнесены к компетенции администрации МО «Приморский муниципальный район».

05.10.2015 между администрацией МО «Сельское поселение Соловецкое» и администрацией МО «Приморский муниципальный район» было заключено соглашение о передаче администрацией МО «Приморский муниципальный район» отдельных полномочий администрации МО «Сельское поселение Соловецкое» (доп.соглашение от 01.02.2019), по которому район передал поселению часть полномочий по решению вопросов местного значения, в том числе, в части организации в границах поселения водоснабжения и водоотведения.

Вместе с тем, положениями ст. 7.6.7 Закона Архангельской области от 23.09.2004 № 259-внеоч.-ОЗ (в ред. от 28.06.2021) «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» к полномочиям органов государственной власти Архангельской области в сфере водоснабжения и водоотведения отнесены полномочия органов местного самоуправления Приморского муниципального района Архангельской области по организации в границах сельского поселения «Соловецкое» Приморского муниципального района Архангельской области водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, в части:

1) строительства и реконструкции системы водоснабжения поселка Соловецкий, корректировки проектно-сметной документации, экспертизы проекта (по объекту "Строительство и реконструкция системы водоснабжения поселка Соловецкий, корректировка проектно-сметной документации, экспертиза проекта");

2) строительства канализационных сетей и коллекторов, канализационных очистных сооружений поселка Соловецкий, корректировки проектно-сметной документации, экспертизы проекта (по объекту "Строительство канализационных сетей и коллекторов, канализационных очистных сооружений поселка Соловецкий, корректировка проектно-сметной документации, экспертиза проекта").

С 1 января 2019 года Правительство Архангельской области и исполнительный орган государственной власти Архангельской области, уполномоченный на осуществление полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, являются правопреемниками органов местного самоуправления Приморского муниципального района Архангельской области в отношениях, связанных с осуществлением полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Муниципальные правовые акты органов местного самоуправления Приморского муниципального района Архангельской области" и сельского поселения "Соловецкое" Приморского муниципального района Архангельской области, а также соглашения, предусмотренные частью 4 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятые (заключенные) до 1 января 2019 года по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, действуют в части, не противоречащей настоящему закону и нормативным правовым актам, принятым органами государственной власти Архангельской области в целях реализации настоящего закона.

Финансирование расходов, связанных с реализацией органами государственной власти Архангельской области полномочий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств областного бюджета (п. 2, 4, 5 ст. 7.6.7 Закона АО № 259-внеоч.-ОЗ).

Согласно п. 11.4 Положения о министерстве строительства и архитектуры Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 11.06.2015 № 214-пп, полномочия, предусмотренные ст. 7.6.7 областного закона № 259-ОЗ, отнесены к компетенции министерства строительства и архитектуры Архангельской области. Министерство, в силу п. 11.5 Положения, осуществляет полномочия предусмотренные п. 11.4 указанного Положения, в течение срока перераспределения отдельных полномочий в сфере водоснабжения населения и водоотведения между органами местного самоуправления Приморского муниципального района Архангельской области и органами государственной власти Архангельской области, установленного областным законом № 51-4-ОЗ.

Свои полномочия министерство реализует через государственное казенное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства», в рамках предусмотренных п.п. 1 и 2 перечня мероприятий, являющихся приложением № 2 к государственной программе Архангельской области «Развитие инфраструктуры Соловецкого архипелага», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 16.07.2013 № 314-пп. Срок реализации программы установлен до 31.12.2023.

По данным ГКУ «ГУКС», при исполнении государственных контрактов, на корректировку проектной документации, техническая возможность подключения земельного участка Лобановых с кадастровым номером 39:17:010101:1228, к сети водоснабжения и водоотведения предусмотрена.

Таким образом, начиная с 01.01.2019 министерство строительства и архитектуры Архангельской области является правопреемником администрации МО «Приморский муниципальный район» в части полномочий водоснабжения и водоотведения пос.Соловецкий Приморского района Архангельской области связанных со строительством, реконструкцией системы водоснабжения поселка, строительством канализационных сетей, коллекторов, очистных сооружений.

По представленным сведениям ГКУ «ГУКС», в рамках утвержденной программы 18.02.2020 между ГКУ «ГУКС» и АО <С.> заключены государственные контракты: на корректировку проектной документации объекта капитального строительства «Строительство и реконструкция системы водоснабжения поселка Соловецкий»; на корректировку проектной документации объекта капитального строительства «Строительства канализационных сетей и коллекторов, канализационных очистных сооружений поселка Соловецкий». Срок выполнения работ по контрактам определен до 30.11.2020, однако контракты до настоящего времени находятся в работе. Строительство, реконструкция системы водоснабжения и водоотведения на сегодняшний день не начато, несмотря на то, что полномочия министерству по данному вопросу переданы с 01.01.2019.

На основании изложенного, учитывая, что в настоящее время у семьи Лобановых, не имеется возможности подключения предоставленного им в собственность земельного участка, расположенного в пос.Соловецкий, к системе водоснабжения и водоотведения поселка из-за отсутствия инфраструктуры, что нарушает их права, поскольку они, по сути, лишены возможности его использования для строительства и эксплуатации индивидуального жилого дома, а министерство строительства и архитектуры Архангельской области, являясь правопреемником администрации МО «Приморский муниципальный район» в силу переданных им областным законом полномочий 01.01.2019, надлежащих мер по строительству и реконструкции системы водоснабжения и водоотведения в пос.Соловецкий не предпринимают. Работы по строительству и реконструкции системы водоснабжения и водоотведения в пос.Соловецкий, предусматривающие по проекту проведение сетей до границ земельного участка семьи Лобановых, до настоящего времени не начаты, несмотря на то, с момента передачи полномочий министерству прошло более 2-х лет. Указанные обстоятельства свидетельствуют о виновном бездействии со стороны министерства строительства и архитектуры Архангельской области в силу ст. 227 КАС РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

По правилам ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учетом объема и характера мероприятий, с учетом мнения сторон, требований разумности, суд полагает возможным установить срок исполнения обязательств до 31.12.2023.

Указанный срок является разумным, соответствует утвержденной программе и сроку полномочий министерства строительства и архитектуры Архангельской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск заместителя Приморского межрайонного прокурора Архангельской области в интересах несовершеннолетних Л., Л., Л., к министерству строительства и архитектуры Архангельской области о признании незаконным бездействия, обязании принять меры к обеспечению объектами инфраструктуры земельного участка, - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие министерства строительства и архитектуры <адрес>, выразившееся в непринятии мер по обеспечению объектами инженерной инфраструктуры земельного участка, с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, а именно объектами водоснабжения и водоотведения.

Обязать министерство строительства и архитектуры Архангельской области в срок до 31.12.2023 организовать обеспечение объектами инженерной инфраструктуры земельного участка, с кадастровым , расположенного по адресу: <адрес>, а именно: организовать возможность подключения к сетям водоснабжения и водоотведения пос.Соловецкий.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Приморский районный суд Архангельской области в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Е. Сараева