РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2022 года пос.Ленинский
Ленинский районный суд Тульской области в составе
председательствующего Волкова В.В.,
при секретаре Леоновой Е.А.,
с участием
представителя административного ответчика Главного управления администрации города Тулы по Центральному территориальному округу по доверенности Грачиковой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1114/2022 (71RS0015-01-2022-001557-35) по административному исковому заявлению Храмова Сергея Геннадьевича к Главному управлению администрации города Тулы по Центральному территориальному округу, Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Тулы о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения в нежилое,
у с т а н о в и л :
истец Храмов С.Г. обратился в суд с иском к Главному управлению администрации города Тулы по Центральному территориальному округу с вышеуказанными требованиями по следующим основаниям.
Храмову С.Г., Зотову С.В. и Зотову А.В. на праве общей долевой собственности принадлежит здание – индивидуальный жилой дом, КН №, площадью 633,1 кв.м, по адресу: , , , расположенный на земельном участке с КН № из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: магазины, площадью 1695 кв.м.
По результатам обращения сособственников вышеуказанного дома и проведенных публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленных рекомендаций комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки МО г.Тула от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией г.Тулы издано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с К№», которым предоставлено разрешение на установление условно разрешенного вида использования названного земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1 - «магазины». В декабре 2021 года Храмов С.Г., Зотов С.В. и Зотов А.В. обратились в Главное управление администрации г.Тулы по Центральному территориальному округу с заявлением о переводе жилых помещений жилого дома с К№ в нежилые помещения. Однако ответом № от ДД.ММ.ГГГГ в переводе помещения из жилого в нежилое отказано.
По мнению истца, ответ № от ДД.ММ.ГГГГ не содержит оснований для отказа в предоставлении услуги, перечисленных в п. 26 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Принятие документов, а также выдача решений о переводе или об отказе в переводе жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение», утвержденного Постановлением администрации города Тулы № 895 от 07 апреля 2011 года, в соответствии с которым основаниями для отказа в предоставлении услуги являются: непредставление определенных Административным регламентом документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; поступление в орган, осуществляющий перевод помещений, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение в соответствии пунктом 21 Административного регламента, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в переводе помещения по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий перевод помещений, после получения указанного ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для перевода жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение, и не получил от заявителя такой документ и (или) информацию в течение 15 рабочих дней со дня направления уведомления; представление документов в ненадлежащий орган; несоблюдение предусмотренных статьей 22 Жилищного кодекса Российской Федерации условий перевода помещения; несоответствие проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства. До настоящего времени требуемая услуга заявителю должным образом не оказана. Кроме того, не соответствуют действительности обстоятельства нарушения градостроительного законодательства, перечисленные в ответе № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно утверждение административного ответчика о том, что строительство площадного объекта недвижимости может осуществлено только на одном предусмотренном для указанных целей земельном участке, а не на нескольких земельных участках. Указание административного ответчика на истечение срока действия договора водоснабжения № от ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным, поскольку был представлен договор о возмещении затрат за предоставленные услуги по водоснабжению и водоотведению от ДД.ММ.ГГГГ, который свидетельствует о наличии водоснабжения и водоотведения объекта. Также не состоятельна ссылка административного ответчика на расположение охранной зоны инженерных коммуникаций «№, охранная зона ВЛ-6 кВ № ПС 24 Рудаково отп. Осиновая Гора» на месте размещения парковки, в связи с тем, что указанное обстоятельство не относится к предмету испрашиваемого согласования, не анализировалось ответчиком на предмет угрозы безопасности жизни и здоровья граждан, выходит за рамки полномочий административного ответчика при рассмотрении вышеназванного заявления о переводе жилых помещений жилого дома с К№ в нежилые помещения, применено формально. Указание административного ответчика на несоблюдение в представленной схеме планировочной организации земельного участка требований противопожарной безопасности, установленных Приказом МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении свода правил. СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» (вместе с «СП 4.13130.2013. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям») являются предположением, не относящимся к предмету испрашиваемого согласования, не анализировалось ответчиком на предмет безопасности жизни и здоровья граждан, выходит за рамки полномочий административного ответчика при рассмотрении вышеназванного заявления о переводе жилых помещений жилого дома с К№ в нежилые помещения.
На основании изложенного Храмов С.Г. считает отказ в переводе жилого помещения в нежилое незаконным и просит возложить на администрацию г.Тулы обязанность предоставить указанную услугу.
Определением от 14 июня 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление градостроительства и архитектуры администрации города Тулы.
Определением суда от 11 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Зотов С.В. и Зотов А.В.
В судебное заседание истец Храмов С.Г., представитель административного ответчика Управления градостроительства и архитектуры администрации города Тулы и заинтересованные лица Зотов С.В. и Зотов А.В. не явились, извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации города Тулы по доверенности Грачикова М.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска настаивала на том, что решение об отказе в заявлении Храмова С.Г. о переводе жилого помещения в нежилое принято законно и обоснованно.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и заинтересованных лиц.
Заслушав доводы представителя административного ответчика, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (ст. 4 КАС РФ).
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров (ч. 1 ст. 218 КАС РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 ЖК РФ перевод нежилого помещения в жилое допускается с учетом соблюдения требований настоящего Кодекса и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 3 статьи 85 ЗК РФ установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В соответствии с абзацем 6 пункта 4 статьи 85 ЗК РФ реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Согласно положениям статьи 24 ЖК РФ отказ в переводе жилого помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение допускается в случае:
1) непредставления определенных частью 2 статьи 23 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
3) несоблюдения предусмотренных статьей 22 настоящего Кодекса условий перевода помещения.
Порядок перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение определен статьей 23 указанного Кодекса, согласно которой, перевод осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий перевод помещений) по заявлению лица с предоставлением документов: заявление о переводе помещения; правоустанавливающие документы на переводимое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); план переводимого помещения с его техническим описанием (в случае, если переводимое помещение является жилым, технический паспорт такого помещения); поэтажный план дома, в котором находится переводимое помещение; - подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения (в случае, если переустройство и (или) перепланировка требуются для обеспечения использования такого помещения в качестве жилого или нежилого помещения).
С учетом изложенных требований законодательства перевод жилого помещения в нежилое возможен только при соблюдении в совокупности норм жилищного и градостроительного законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела Храмову С.Г., Зотову С.В. и Зотову А.В. на праве общей долевой собственности принадлежит здание – индивидуальный жилой дом, КН № площадью 633,1 кв.м, по адресу: (л.д.35-39), расположенный на земельном участке с КН № из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием: магазины, площадью 1695 кв.м.
По результатам обращения сособственников вышеуказанного дома и проведенных публичных слушаний от ДД.ММ.ГГГГ, составленных рекомендаций комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки МО г.Тула от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией г.Тулы издано постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с КН №», которым предоставлено разрешение на установление условно разрешенного вида использования названного земельного участка, расположенного в территориальной зоне Ж-1 - «магазины» (л.д.26). В декабре 2021 года Храмов С.Г., Зотов С.В. и Зотов А.В. обратились в Главное управление администрации г.Тулы по Центральному территориальному округу с заявлением о переводе жилых помещений жилого дома с КН № в нежилые помещения. Однако ответом № от ДД.ММ.ГГГГ в переводе помещения из жилого в нежилое отказано (л.д.34).
Не согласившись с данным решением, Храмов С.Г. обратился в суд за его оспариванием.
При вынесении оспариваемого решения от ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением администрации г.Тулы по Центральному территориальному округу были учтены следующие обстоятельства.
Согласно ответу № от ДД.ММ.ГГГГ, строительство площадного объекта недвижимости может осуществлено только на одном предусмотренном для указанных целей земельном участке, а не на нескольких земельных участках. Указывая это основание для отказа в переводе жилого помещения в нежилое административный ответчик учитывал следующее.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, пунктом 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, иные лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство здания выдается застройщику при условии предоставления в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган власти заявления и пакета документов, который включает в себя в том числе градостроительный план земельного участка и схему планировочной организации земельного участка, выполненную в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия.
В силу положений части 6 статьи 30, части 1 статьи 38 Градостроительного кодекса для определения мест допустимого размещения зданий, сооружений устанавливаются ограничения в виде: предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков, в том числе их площадь, ограничения в виде минимальных отступов от границ земельных участков, за пределами которых запрещается строительство таких объектов, максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.
Указанная информация подлежит отображению в градостроительном плане земельного участка (часть 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса).
Таким образом, пересечение границ зданий, сооружений (за исключением линейных объектов) и границ земельных участков (т.е. нарушение минимальных отступов от границ земельных участков) и превышение предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства (в том числе несоблюдение максимального процента застройки земельного участка), действующим законодательством не допускается.
В случае если размер земельного участка не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства объекта капитального строительства, а также нарушены минимальные отступы от границы земельного участка - строительная деятельность на таком земельном участке запрещается, и в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации возводимый объект признается самовольной постройкой.
Учитывая изложенное, один объект капитального строительства (площадной объект) может быть размещен только на одном земельном участке, а не на нескольких земельных участках, так как при размещении здания, сооружения (за исключением линейных объектов) на нескольких смежных земельных участках нарушаются требования градостроительных и строительных норм и правил.
Постановлением Правительства РФ от 06.04.2022 N 603 утверждены Правила выдачи разрешений на строительство нелинейных объектов на двух и более земельных участках, разрешений на ввод в эксплуатацию таких объектов, выдачи соответствующих градостроительных планов земельных участков. В то же время на момент вынесения оспариваемого решения Главного управления администрации города Тулы по Центральному территориальному округу указанные Правила не действовали, в связи с чем указанное обстоятельство администрацией города Тулы обоснованно признано основанием для отказа в удовлетворении заявления о переводе жилого помещения с КН № в нежилое и не препятствует в дальнейшем обращению заявителя с аналогичными требованиями в орган местного самоуправления в соответствии с вновь введенными Правилами.
В дополнение к указанному основанию Главным управлением администрации города Тулы по Центральному территориальному округу было обращено внимание заявителя на отсутствие доказательств наличия водоснабжения нежилого помещения. Из приложенного к заявлению о переводе жилого помещения в нежилое технического заключения следует, что здание обеспеченно водоснабжением и канализацией по договору о возмещении затрат за предоставленные услуги (л.д.17). В то же время указанный договор, заключен между Храмовым С.Г. и ФИО8, который является прежним собственником спорного объекта недвижимости и на момент рассмотрения заявления не имеет отношения к его водоснабжению. Заключенный с ним от имени АО «Тулагорводоканал» договор водоснабжения от ДД.ММ.ГГГГ являлся временным и действовал до ДД.ММ.ГГГГ, сведения о его пролонгации не представлены.
Таким образом, техническое заключение, представление которого является обязательным при переводе помещения из жилого в нежилое в соответствии со ст.23 ЖК РФ, содержит недостоверные сведения об обеспечении спорного объекта недвижимости водоснабжением.
Это же техническое заключение содержит выводы о соблюдении требований правил пожарной безопасности с возможностью проезда пожарной техники (л.д.18). В то же время согласно представленной схеме планировочной организации земельного участка не выполнены требования, в том числе, п.8.13 СП 4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", утвержденных Приказом МЧС России от 24.04.2013 N 288, в соответствии с которыми тупиковые проезды (подъезды) должны заканчиваться площадками для разворота пожарной техники размером не менее чем 15 x 15 метров. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150 метров.
Указанное обстоятельство также обоснованно указано административным ответчиком в качестве основания для отказа в заявлении о переводе жилого помещения в нежилое.
Главным управлением администрации города Тулы по Центральному территориальному округу, кроме прочего, отмечено на размещение парковки в охранной зоне инженерных коммуникаций. В судебное заседание представлена схема планировочной организации земельного участка с отметкой о согласовании размещения объекта (парковки) с энергоснабжающей организацией в период рассмотрения настоящего административного дела, однако данное обстоятельство не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения органа местного самоуправления на момент его вынесения.
Таким образом, при рассмотрении заявления Храмова С.Г., Зотова С.В. и Зотова А.В. о переводе жилого помещения в нежилое Главным управлением администрации города Тулы по Центральному территориальному округу в своем решении от ДД.ММ.ГГГГ указаны основания для отказа в предоставлении услуги, соответствующие ст.24 ЖК РФ. Обязанности по предоставлению документов и сведений, не входящих в перечень, предусмотренный ч.2 ст.23 ЖК РФ, на заявителя не возлагались.
При таких обстоятельствах суд полагает необходимым признать отказ Главного управления администрации по Центральному территориальному округу в переводе жилого помещения, КН № площадью 633,1 кв.м, по адресу: , в нежилое, законным и обоснованным, в связи с чем у суда отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований ФИО2
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л :
в удовлетворении административного искового заявления Храмова Сергея Геннадьевича к Главному управлению администрации города Тулы по Центральному территориальному округу, Управлению градостроительства и архитектуры администрации города Тулы о признании незаконным отказа в переводе жилого помещения, КН №, площадью 633,1 кв.м, по адресу: , , в нежилое отказать.
Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.
Председательствующий