ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1115/18 от 10.04.2018 Геленджикского городского суда (Краснодарский край)

К делу № 2а-1115/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 апреля 2018 года г.Геленджик Краснодарского края

Геленджикский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи - Садова Б.Н.,

при секретаре – Пикулиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, заместителю руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея ФИО2 об оспаривании отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в утверждении схемы расположения земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 с учетом уточненных требований обратилась в суд, с заявлением об оспаривании отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в утверждении схемы расположения земельных участков.

Просила признать незаконным отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в утверждении представленной ФИО1 схемы расположения земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером , с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея согласовать схему расположения земельного участка с кадастровым номером на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ и произвести раздел с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером в измененных границах.

В обоснование заявленных требований сослалась на следующие обстоятельства.

Административный истец на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 26 036 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

С целью диверсификации производственных процессов и выделением дорог общего пользования ФИО1 24.10.2017г. обратилась с просьбой о разделе земельного участка с кадастровым номером . Согласно письму от 06.12.2017г. Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае ей было отказано, со ссылкой на несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, отсутствии информации о наличии или отсутствии в границах испрашиваемого земельного участка объекта недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам.

Письмом от 15.02.2018г. за подписью заместителя руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея ФИО3 ей было отказано.

Считает отказ незаконным, поскольку земельный участок с кадастровым номером , образован путем раздела ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером , на основании результатов соответствующих кадастровых работ, поэтому документация по планировке территории (в том числе проекты межевания в ее составе) не являются документацией устанавливающей границы спорного земельного участка.

По данным ИСОГД города-курорта Сочи документация по планировке территории (в том числе проекты межевания в ее составе) в части установления местоположения характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , не утверждалась.

Таким образом, для образования земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером , внесение изменений в вышеупомянутую документацию по планировке территории, утвержденную в отношении элементов планировочной структуры расположенных в границах данного земельного участка не требуется.

Считает, что образование земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером находящегося в федеральной собственности, возможно в порядке, предусмотренном статьями 11.3-11.4 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании утвержденной в установленном порядке схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, предусмотренной статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

При отсутствии согласования схемы расположения земельного участка административный истец не имеет возможности поставить данный земельный участок на кадастровый учет для дальнейшего раздела с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером в измененных границах.

В сложившейся ситуации нарушение прав и законных интересов истца может быть восстановлено путем обязания Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея согласовать схему расположения земельного участка с кадастровым номером на кадастровом плане территории от 29.01.2018г.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал требования по указанным основаниям.

Административные ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица – ООО «Межрегиональный центр правовой поддержки» в судебное заседание не явился, в адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает, что административный иск подлежит удовлетворению в силу следующих причин.

Согласно ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Судом установлено, что административный истец на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ о передаче прав и обязанностей арендатора по договору аренды находящегося в федеральной собственности земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ является арендатором земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 26 036 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

24.10.2017г. ФИО1 обратилась с просьбой о разделе земельного участка с кадастровым номером

Письмом от 06.12.2017г. Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае ей было отказано, ссылаясь на несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, отсутствии информации о наличии или отсутствии в границах испрашиваемого земельного участка объекта недвижимого имущества, принадлежащего третьим лицам.

Причины отказа, указанные в письме от 06.12.2017г. , были устранены и 29.01.2018г. ФИО1 было подано новое заявление с приобщением доработанной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предоставлением сведений о расположенных на земельном участке с кадастровым номером объектах недвижимого имущества и согласием на раздел земельного участка их собственника <данные изъяты>.

Однако письмом от 15.02.2018г. за подписью заместителя руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и республике Адыгея ФИО3 ей было отказано.

При подаче заявления ФИО1 был приложен перечень необходимых документов, требующихся для разрешения поставленного вопроса.

В силу п. 2 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» под муниципальной услугой понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая, осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В целях раздела земельного участка, который находится в государственной собственности и предоставлен на праве аренды исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 настоящего Кодекса, в течение одного месяца со дня поступления от заинтересованного лица заявления об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории обязаны принять решение об утверждении этой схемы или решение об отказе в ее утверждении с указанием оснований для отказа.

В силу ч. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:

1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;

2) проектная документация лесных участков;

3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

К заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории прилагаются:

1) подготовленная заявителем схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которые предлагается образовать и (или) изменить;

2) копии правоустанавливающих и (или) правоудостоверяющих документов на исходный земельный участок, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Заявителем были приложены согласно п. 7 ст. 11.4 ЗК РФ копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, копия договора о передаче прав и обязанностей от 25.09.2017г., CD-диск со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Во-вторых, в п.16 ст. 11.10 ЗК РФ указан императивный перечень оснований для отказа в согласовании схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, а именно:

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка являются:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Согласно сведениям раздела V из ИСОГД от 27.11.2017г. .-01-21/36756 содержит охранные зоны созданных линейных объектов и утвержденных в установленном порядке проектов межевания территорий под размещение линейных объектов федерального, регионального или местного значения.

При этом согласно Письму Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N <адрес> "О разъяснении норм законодательства" образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, под уже созданными объектами инженерной инфраструктуры линейных объектов местного, регионального или федерального значения может осуществляться в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно разделу V (документация по планировке территории) информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи (далее – ИСОГД города-курорта Сочи), земельный участок с кадастровым номером , включает в себя элементы планировочной структуры, в отношении которых утверждена нижеперечисленная документация по планировке территории (далее– ДПТ):

- «Распределительная городская электрическая сеть» Краснополянской РРЭС. Этап 2» утвержден приказом Минстроя /пр от ДД.ММ.ГГГГ охранная зона;

- производственная база обслуживания Краснополянского участка электросетей и подстанций (проектные и изыскательские работы, строительство) Приказ Минрегионразвития РФ Проект межевания от ДД.ММ.ГГГГ; Приказ Минрегионразвития РФ Чертеж градостроительного плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ-ОИ;

- сеть радиосвязи стандарта «Тетра», включая абонентское оборудование (проектные и изыскательские работы, строительство) Приказ Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ОИ;

- 10 этап «Строительство железной дороги на участке: Северный портал ж/д тоннеля – Южный портал ж/д тоннеля (ПК 275+63 – ПК 368+33)» олимп. объекта «Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер- горноклиматический курорт «Альпика-Сервис» со строительством сплошного второго железнодорожного пути на участке Сочи – Адлер – Весёлое (проектные и изыскательские работы, строительство) Приказ Минрегионразвития РФ Об утверждении проекта межевания территории от ДД.ММ.ГГГГ-ОИ; Приказ Минэкономразвития РФ Об утверждении проекта планировки территории от ДД.ММ.ГГГГ-ОИ;

- олимпийский объект с шифром Перечня шифров олимпийских объектов, включенных в раздел «Объекты безопасности» подпрограммы «Строительство и реконструкция объектов для развития <адрес> как горноклиматического курорта» Программа строительства. Приказ Минрегионразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ОИ;

- газификация сел, поселков и центральной части <адрес> в части газопроводов высокого и среднего давления. Этап: Газопровод распределительный высокого давления к очистным сооружениям, котельными , в пгт. Красная Поляна Приказ Минрегионразвития РФ Проект межевания территории от ДД.ММ.ГГГГ-ОИ;

- 2 этап «Волоконно-оптические линии передачи от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до <адрес> с ответвлением от <адрес> до <адрес>» (проектные и изыскательские работы, строительство) участки , , , ) Приказ Минэкономразвития РФ Об утверждении проекта планировки и проекта межевания территории от ДД.ММ.ГГГГ-ОИ;

- магистральный канализационный коллектор Краснополянского поселкового округа (проектные и изыскательские работы, строительство) Приказ Минэкономразвития РФ проект межевания от ДД.ММ.ГГГГ-ОИ.

В соответствии с пунктом 35 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, элемент планировочной структуры - часть территории поселения, городского округа или межселенной территории муниципального района (квартал, микрорайон, район и иные подобные элементы).

Приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ/пр «Об утверждении видов элементов планировочной структуры», установлены следующие виды элементов планировочной структуры:

1. Район.

2. Микрорайон.

3. Квартал.

4. Территория общего пользования, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8 настоящего Приложения.

5. Территория садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан.

6. Территория транспортно-пересадочного узла.

7. Территория, занятая линейным объектом и (или) предназначенная для размещения линейного объекта, за исключением элементов планировочной структуры, указанных в пункте 8.

8. Улично-дорожная сеть.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 09.06.2006 N 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности», Раздел V «Документация по планировке территорий» содержит сведения, предусмотренные подпунктом «д» пункта 1 части 4 статьи 56 Градостроительного кодекса РФ.

Общая часть раздела V содержит наименования и реквизиты актуализированных документов по планировке территории, предусмотренных пунктом 2 части 3 и частью 6 статьи 42 Градостроительного кодекса РФ и номера книг.

Земельный участок с кадастровым номером образован путем раздела ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером на основании результатов соответствующих кадастровых работ. Таким образом, вышеупомянутая документация по планировке территории (в том числе проекты межевания в ее составе) не являются документацией, устанавливающей границы рассматриваемого земельного участка.

Кроме этого, по данным ИСОГД города-курорта Сочи документация по планировке территории (в том числе проекты межевания в ее составе) в части установления местоположения характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером , не утверждалась.

Таким образом, проект межевания территории формируется применительно к территории. В указанной связи использование аналогии значения земельно-правового межевания представляется некорректным, поскольку конечной целью территориального межевания является реализация управленческой функции по организации пространства, находящегося в общем использовании, а не обособление границами части пространства, как в случае с земельным участком.

Проанализировав представленные сторонами доказательства, с учетом приведенного законодательства, суд приходит к выводу о незаконности принятого заместителем руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея ФИО3 решения по заявлению административного истца об отказе в утверждении схемы расположения земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером , с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

На основании вышеизложенного, по смыслу названных выше норм, суд считает, что оснований для отказа в заключение соглашения о перераспределении земельного участка ФИО1 у Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея не имелось.

В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ административным истцом вопреки доводам представителя административного ответчика указано, в чем состоит его нарушение прав и законных интересов и представлены этому доказательства.

В силу изложенного, суд считает необходимым обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея согласовать схему расположения земельного участка с кадастровым номером на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ и произвести раздел с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0420026:1124 в измененных границах.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея, заместителю руководителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея ФИО2 об оспаривании отказа Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея в утверждении схемы расположения земельных участков- удовлетворить.

Признать недействительным отказ Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 15.02.2018г. в утверждении схемы расположения земельных участков, образованных путем раздела земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 26 036 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с сохранением исходного земельного участка в измененных границах.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея согласовать схему расположения земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 26 036 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, на кадастровом плане территории от ДД.ММ.ГГГГ и произвести раздел с сохранением исходного земельного участка с кадастровым номером в измененных границах.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Геленджикский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 13 апреля 2018 года.

Судья: