Дело № 2а-1934/2024 (2а-11162/2023)
УИД: 52RS0005-01-2023-011031-85
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2024 года Нижегородский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Шкининой И.А., при ведении протокола секретарем Калягиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области к ГУФССП России по Нижегородской области, Специализированному отделу по особым исполнительным производствам ГУ ФССП России по Нижегородской области, судебным приставам-исполнителям Специализированного отдела по особым исполнительным производствам ФИО2, ФИО1, старшему судебному приставу Специализированного отдела по особым исполнительным производствам, ГМУ ФССП России о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, об освобождении от исполнительного сбора в рамках исполнительного производства НОМЕР-ИП,
установил:
Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обратилось в суд с административным иском к Специализированному отделу по особым исполнительным производствам ГУ ФССП России по Нижегородской области о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, об освобождении от исполнительного сбора в рамках исполнительного производства НОМЕР-ИП.
В обоснование иска административный истец указал следующее. Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по особым исполнительным производствам от 04.10.2023 ФИО4 в отношении министерства возбуждено исполнительное производство НОМЕР-ИП. 22.11.2023 ведущим судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по особым исполнительным производствам ФИО4 в отношении министерства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50000 руб. и установлении нового срока исполнения, которое принято к исполнению в рамках исполнительного производства НОМЕР-ИП. Министерство считает постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50000 руб. и установлении нового срока исполнения незаконным. Указывает, что Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области приняло все зависящие от него меры в целях надлежащего исполнения исполнительного производства, имеются причины, находящиеся вне его контроля и препятствующие исполнению в установленный пятидневный срок для добровольного исполнения исполнительного документа. Решением Краснооктябрьского районного суда Нижегородской области на министерство возложена обязанность по установлению и описанию границ, а также представлению в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в состав особо охраняемых природных территорий (далее - ООПТ) регионального значения, расположенного на территории Краснооктябрьского района Нижегородской области, а именно: памятник природы «Уразовский», «Степные участки по р. Субой», «Степные участки по склонам правого берега р. Пица» для внесения сведений о нтх в ЕГРН. Постановка на кадастровый учет ООПТ регионального значения осуществляется в рамках подпрограммы 4 «Биологическое разнообразие» государственной программы «Охрана окружающей среды Нижегородской области», утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 30.04.2014 № 306 в пределах средств, предусмотренных законом об областном бюджете на очередной финансовый год. Работа проводится ежегодно. С 2019 года данные мероприятия осуществляются подведомственным Минэкологии Нижегородской области учреждением – ГБУ НО «Экологи региона» по государственному заданию. В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» для внесения в ЕГРН сведений об ООПТ регионального значения в орган регистрации прав необходимо направить документы, содержащие реквизиты решений органов государственной власти об утверждении положения об ООПТ (охранной зоне ООПТ) или о внесении изменений в них. Обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ ООПТ (охранной зоны ООПТ), перечень координат характерных точек границ таких территорий в системе координат, используемой для ведения ЕГРН. Таким образом, для постановки на кадастровый учет ООПТ регионального значения, заявленных в исках Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры, потребуется проведение кадастровых работ с целью подготовки в электронной форме графического описания местоположения и перечня координат характерных точек границ данных территорий. Проведение этих работ с учетом сбора исходных данных занимает около 1-2 месяцев. Срок внесения сведений в ЕГРН в соответствии со ст.34 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» составляет 15 рабочих дней с даты получения документов органом регистрации прав. Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области считает, что нарушение установленных для добровольного исполнения сроков исполнения исполнительного документа вызвано объективно непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
На основании вышеизложенного административный истец просит суд;
1.Признать незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50000 рублей и установлении нового срока исполнения.
2.Отменить указанное постановление и освободить министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области от уплаты исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера в размере 50000 рублей.
К участию в деле в качестве соответчиков привлечены: ГУФССП России по Нижегородской области, судебные приставы-исполнители Специализированного отдела по особым исполнительным производствам ФИО2, ФИО1, старший судебный пристав Специализированного отдела по особым исполнительным производствам, ГМУ ФССП России; в качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено УФК по Нижегородской области.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО5 заявленные требования поддержала.
В судебном заседании административный ответчик судебный пристав-исполнитель ФИО2 просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте его рассмотрения, в судебное заседание не явились, своих представителей не направили, оснований для отложения рассмотрения дела не имеется, в связи с чем суд на основании ст.ст. 150-152 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ, постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 Закона N 229-ФЗ).
Частью 1 статьи 12 Закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (далее - Закон N 118-ФЗ) предусмотрено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Законом N 229-ФЗ, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему законом права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций (статья 13 Закона N 118-ФЗ).
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункты 1 и 2 статьи 4 Закона N 229-ФЗ).
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с Законом N 229-ФЗ действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно и на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. К таким действиям, в том числе относится взыскание исполнительского сбора (пункт 13 части 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ).
Частью 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Судом установлено, что 04.10.2023 постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Специализированного отдела по особым исполнительным производствам ФИО2 возбуждено исполнительное производство НОМЕР-ИП на основании исполнительного листа ФС НОМЕР от 10.03.2023, выданного Краснооктябрьским районным судом Нижегородской области по делу НОМЕР, вступившему в законную силу 07.10.2021, предмет исполнения: признать незаконным бездействие Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, выразившееся в не обеспечении постановки на кадастровый учет, как особо охраняемых природных территорий – памятника природы регионального (областного) значения: «Уразовский», «Степные участки по р. Субой», «Степные участки по склонам правого берега р. Пица», расположенных в границах Краснооктябрьского судебного района Нижегородской области. Возложить на Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области обязанность в течение 18 месяцев со дня вступления в силу настоящего решения суда установить и описать границы особо охраняемых природных территорий – памятников природы регионального (областного) значения: «Уразовский», «Степные участки по р. Субой», «Степные участки по склонам правого берега р. Пица», расположенных в границах Краснооктябрьского судебного района Нижегородской области, с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах и представить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о территории памятника природы «Уразовский», «Степные участки по р. Субой», «Степные участки по склонам правого берега р. Пица». Установить срок для исполнения указанных мероприятий в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в отношении должника: Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области, в пользу взыскателя: Нижегородский межрайонный природоохранный прокурор.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 04.10.2023 должнику был установлен срок для добровольного исполнения – 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства; должник предупрежден, что в соответствии со ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в случае неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа и непредставления доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Судом установлено, что копия постановления о возбуждении исполнительного производства НОМЕР-ИП от 04.10.2023 вручена должнику 17.10.2023.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением требований исполнительного документа в установленный срок 22.11.2023 судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по особым исполнительным производствам ФИО1 в рамках указанного исполнительного производства вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству имущественного характера и установлении нового срока исполнения, в котором указано: взыскать с должника Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области исполнительский сбор в размере 50 000 руб.; установить должнику новый срок для исполнения требований исполнительного документа до 12.12.2023. Данное постановление получено должником 24.11.2023.
Также 22.11.2023 судебным приставом-исполнителем Специализированного отдела по особым исполнительным производствам ФИО1 вынесено требование, в котором указано, что Министерство в срок до 12.12.2023 должно исполнить решение суда. Требование получено должником – 24.11.2023.
Исходя из того, что должником по исполнительному производству НОМЕР-ИП – Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области – в течение 5-дневного срока для добровольного исполнения с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства требования исполнительного документа исполнены не были, доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, могущих сделать невозможным добровольное исполнение исполнительного документа, судебному приставу-исполнителю должником представлено не было, равно как не представлено и суду, суд приходит к выводу, что оснований для признания незаконным и, соответственно, отмены постановления судебного пристава-исполнителя от 22.11.2023 г. о взыскании с должника Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по исполнительному производству НОМЕР-ИП исполнительского сбора в сумме 50000 руб. и установлении нового срока для исполнения требований исполнительного документа до 12.12.2023, не имеется.
В соответствии с п. 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств не только уменьшить размер исполнительского сбора, но и освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора при установлении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались.
При этом, положения п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве предоставляют суду наряду с правом отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, уменьшить его размер с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественного положения, иных существенных обстоятельств, также право освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
При применении положений п. 7 ст. 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ, как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 75 поименованного выше постановления, суд должен проверить, принял ли должник все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Исходя из положений ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо (за исключением субъекта предпринимательской деятельности), не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в неисполнении в добровольном порядке требований исполнительного документа в установленные сроки.
Доказательства выполнения (частичного выполнения) требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, направления сведений о таком исполнении в службу судебных приставов до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, материалы дела не содержат.
Довод административного истца о невозможности исполнения требований исполнительного документа судом отклоняется, поскольку при принятии решения Краснооктябрьским районным судом Нижегородской области в рамках дела НОМЕР рассматривался вопрос о сроках для выполнения решения суда, поскольку в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ на суд возложена обязанность в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Таким образом, Краснооктябрьский районный суд Нижегородской области при принятии решения по делу НОМЕР, установив срок исполнения – 18 месяцев со дня вступления в законную силу настоящего решения суда, учел, что срок отвечает принципу разумности и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт не исполняется, поскольку исполнение судебного решения, по смыслу части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации, следует рассматривать как элемент судебной защиты (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2002 г. N 1-П, от 14 мая 2003 г. N 8-П, от 14 июля 2005 г. N 8-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П, от 26 февраля 2010 г. N 4-П, от 14 мая 2012 г. N 11-П, от 10 марта 2016 г. N 7-П).
Однако, Министерство в течение 18 месяцев со дня вступления решения Краснооктябрьского районного суда Нижегородской области по делу НОМЕР в законную силу, не исполнило его.
Административным истцом не представлено суду доказательств, подтверждающих обстоятельства непреодолимой силы, которые являются основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что взыскание исполнительского сбора как любое иное исполнительное действие имеет целью понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, а также оценивая все обстоятельства, характеризующие данные должника, степень его вины, а также установленных в отношении Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области ограничений, связанных с бюджетным финансированием и необходимостью соблюдения административных процедур при исполнении судебного решения, суд приходит к выводу о том, что по административному делу имеются основания для уменьшения размера исполнительского сбора, подлежащего взысканию с административного истца, на одну четверть; оснований освободить Министерство от уплаты исполнительского сбора не имеется, так как данных о том, что исполнение требований исполнительного документа для административного истца было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не установлено.
Таким образом, административные исковые требования Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области подлежат удовлетворению частично. В рамках исполнительного производства НОМЕР-ИП, размер исполнительского сбора, взыскиваемого с Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, подлежит уменьшению на 1/4.
В соответствии с ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решения, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Аналогичные, по сути, положения содержатся в ст.122 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в силу которых жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействия) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершения действий (бездействии).
Таким образом, указанными федеральными законами установлен специальный сокращенный срок на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия).
Из приведенных положений закона следует, что течение десятидневного срока на оспаривание в суде решений, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов, начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав и свобод, а не с момента возникновения тех или иных прав или их нарушения.
Из материалов административного дела следует, что 04.12.2023 административный иск зарегистрирован в Нижегородском районном суде, принят к производству суда – 06.12.2023.
При таких обстоятельствах срок, установленный ст.219 КАС РФ и ст.122 Федерального закона от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», при подаче административного иска не был пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административные исковые требования Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области удовлетворить частично.
Уменьшить на 1/4 размер исполнительского сбора, взыскиваемого с Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в рамках исполнительного производства НОМЕР-ИП, а всего до 37 500 руб.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалобы, представления через суд первой инстанции.
Решение в окончательной форме принято 28.02.2024 г.
Председательствующий судья И.А. Шкинина