ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11165/2015 от 28.01.2016 Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

Дело № 2а-1449/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2016 года г.Ростов-на-Дону

Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:

председательствующего судьи Шандецкой Г.Г.

при секретаре Болдаревой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1449/2016 по административному иску ФИО1 к Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Ростовской области», Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону об обязании внести сведения в государственный кадастр недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконными отказа в совершении действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о земельном участке и обязании административного ответчика внести сведения о земельном участке в государственный кадастр недвижимости, сославшись на следующие обстоятельства.

Административный истец ФИО1 является собственником следующих строений, расположенных по адресу: <адрес> жилого дома, назначение: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты>. с инвентарным номером: <данные изъяты>, Литер: <данные изъяты>, этажность:<данные изъяты>; жилого дома, назначение: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> с инвентарным номером: <данные изъяты>, Литер: <данные изъяты>, этажность:<данные изъяты>; <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> с инвентарным номером <данные изъяты>, Литер: <данные изъяты>, этажность:<данные изъяты>. Указанное имущество принадлежит истцу на основании: договора дарения от 12.03.2014г., дополнительного соглашения к договору дарения от 27.06.2014г.

Имея намерения приобрести в собственность земельный участок, на котором расположены указанные объекты индивидуального жилищного строительства, ФИО1 совершил все необходимые и от него зависящие действия для постановки данного земельного участка на кадастровый учет.

Согласно кадастровому паспорту от 10.02.2015г., земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> имеет статус ранее учтенный, с кадастровым номером: , площадью <данные изъяты>., относится к категории земель: <данные изъяты>, имеет кадастровую стоимость в размере 1056854,60 рублей.

После постановки данного земельного участка на кадастровый учет ФИО1 обратился в ДИЗО г.Ростова-на-Дону с заявлением о приобретении его в собственность.

Распоряжением ДИЗО г.Ростова-на-Дону от 16.07.2015г. ФИО1 отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по причине того, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о разрешенном использовании земельного участка, отсутствует нотариально заверенное согласие супруга на приобретение в собственность земельного участка и адрес земельного участка, указанный в кадастровом паспорте <адрес>), не соответствует адресу строений, указанному в выписках из ЕГРП (<адрес>).

После получения Распоряжения ДИЗО, ФИО1 обратился в орган, осуществляющий кадастровый учет сведений об объектах недвижимости, с заявлением о внесении сведений о разрешенном виде использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом того, что на данном земельном участке с ДД.ММ.ГГГГ года (год постройки) находятся два жилых дома, а также о внесении изменений в сведения об адресе земельного участка согласно справки об идентификации адреса, указав его: <адрес>

На данное обращение Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по <адрес>» дал ответ от 27.08.2015г., согласно которому изменение вида разрешенного использования земельного участка возможно на основании заявления об учете изменений, поступившего в орган кадастрового учета от представителя органа местного самоуправления муниципального образования г.Ростова-на-Дону.

Исходя из смысла ответа Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра по Ростовской области», ФИО1 было подано в Администрацию Кировского района г.Ростова-на-Дону заявление, содержащее требование совершить действия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений: 1) о разрешенном использовании земельного участка, расположенного по адресу: г.Ростов-на-Дону, <адрес>, с учетом того, что на данном земельном участке с 1952 года (год постройки) находятся два жилых дома, 2) об адресе земельного участка согласно справки об идентификации адреса, указав его: <адрес>.

На данное заявление ФИО1 был дан ответ от 27.11.2015г., согласно которому, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Ростова-на-Дону, принятыми Решением Ростовской-на-Дону городской Думы пятого созыва от 26.04.2011г. , указанный земельный участок расположен в зоне жилой застройки <данные изъяты> (<данные изъяты>), в которой основным видом разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков являются многоквартирные жилые дома, специальные дома системы социального обслуживания населения, предприятия общественного питания и т.д., а вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» отнесен в указанной зоне к условно разрешенному виду. Сославшись на п.2 ст.39 Градостроительного кодекса РФ, заявителю ФИО1 было рекомендовано обратиться в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> для решения вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка посредством обсуждения на публичных слушаниях.

С данным отказом в разрешении вопроса по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании и об адресе земельного участка ФИО1 не согласился, считает его незаконным по следующим основаниям.

В соответствии с пп.8.10-8.11 п.3 раздела 3 решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011г. (ред. от 14.10.2013) «Об утверждении положений об администрациях районов города Ростова-на-Дону» подготовка правовых актов, определяющих вид разрешенного использования земельных участков при формировании земельных участков для эксплуатации существующих индивидуальных жилых домов находится в компетенции администраций районов.

Кроме того, административный истец полагает, что в данном случае важным обстоятельством является то, что первоначально право собственности на домовладение, находящееся на данном земельном участке, было зарегистрировано на основании ДКО от 15.09.1923г. , а, согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 20.01.2010г., годом постройки жилых домов лит.А и лит.Б на данном земельном участке значится 1952г. «Правила землепользования и застройки города Ростова-на-Дону» первоначально были приняты решением городской Думы от 17.06.2008 N 405, то есть, по прошествии 56 лет с момента существования жилых домов на земельном участке, в сведениях о котором в настоящее время отсутствует вид разрешенного использования.

Более того, за период с июля 2015г. по настоящее время ФИО1 дважды обращался в Департамент архитектуры и градостроительства и непосредственно в комиссию по подготовке проекта ПЗиЗ с письменными заявлениями, содержащими требование относительно земельного участка расположенного по адресу: <адрес>, о внесении изменений в ПЗиЗ путем перевода вида разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» из условно разрешенного в основной, а также требование о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» путем проведения публичных слушаний. Однако, на данные обращения были получены отказы, поскольку на основании заключения о результатах публичных слушаний в соответствии с действующим законодательством принимается решение о разрешении изменения вида на условно разрешенный вид использования земельного участка. Так как вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом учете отсутствует вообще, то вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид его использования не может быть разрешен путем проведения публичных слушаний.

На основании изложенного, административный истец просил суд признать незаконным отказ Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону от 27.11.2015г. в совершении необходимых действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании и об адресе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> и обязать <адрес> внести в государственный кадастр недвижимости следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> 1) разрешенное использование индивидуальные жилые дома с приусадебными участками; 2) адрес (описание местоположения): <адрес>

В судебное заседание административный истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду заявление с просьбой о рассмотрении административного иска в его отсутствие.

Представитель административного истца ФИО2 в судебное заседание явилась, уточнила исковые требования, отказавшись от требования о признании незаконным отказа Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону от 27.11.2015г. в совершении необходимых действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании и об адресе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в связи с чем, просит суд обязать административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером расположенном по адресу: <адрес>: 1) разрешенное использование индивидуальные жилые дома с приусадебными участками; 2) адрес (описание местоположения): <адрес>, просила уточненный административный иск удовлетворить, дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика ФИО3 заявленные требования не признала, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, дала пояснения в соответствии с доводами, изложенными в письменных возражениях, согласно которым, спорный земельный участок расположен в зоне жилой застройки второго типа (<данные изъяты>), основным видом разрешенного использования земельных участков являются многоквартирные жилые дома, а вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» отнесен к условно разрешенному виду использования. В случае, если бы спорный земельный участок находился в зоне жилой застройки первого типа <данные изъяты>, администрация района, руководствуясь решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011 «Об утверждении положений об администрациях районов города Ростова-на-Дону», обеспечила бы подготовку и принятие правового акта администрации района, определяющего вид разрешенного использования земельного участка.

Заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения административного иска, в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении судебного заседания суд не просило.

Заинтересованное лицо - Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Ростовской области», надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения административного иска, в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении судебного заседания суд не просило.

Заинтересованное лицо - Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону, привлеченное к участию в деле протокольным определением от 11.01.2016г., надлежащим образом извещенное о дате, времени и месте рассмотрения административного иска, в судебное заседание своего представителя не направило, об отложении судебного заседания суд не просило.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства (далее-КАС РФ).

Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В данном случае заявитель не согласился с отказом Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону от 27.11.2015г. в совершении необходимых действий по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о разрешенном использовании и об адресе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является собственником домовладения состоящего из: жилого дома, назначение: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> с инвентарным номером: <данные изъяты>, Литер: <данные изъяты> этажность:<данные изъяты>; жилого дома, назначение: <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты><данные изъяты> с инвентарным номером: <данные изъяты> Литер: <данные изъяты>, этажность:<данные изъяты>; <данные изъяты>, назначение: <данные изъяты>, общей площадью 8,2 кв.м. с инвентарным номером <данные изъяты>, Литер: <данные изъяты> Этажность:<данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права, выданными Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (л.д.17-19).

Указанное имущество принадлежит истцу на основании: договора дарения от 12.03.2014г. (л.д.20), дополнительного соглашения к договору дарения от 27.06.2014г. (л.д.21)

После постановки на кадастровый учет земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на котором находятся принадлежащие ФИО1 строения, он обратился в ДИЗО г.Ростова-на-Дону с заявлением о приобретении его в собственность.

Распоряжением ДИЗО г.Ростова-на-Дону от 16.07.2015г. (л.д.43) ФИО1 было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка по причине того, что в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о разрешенном использовании земельного участка, отсутствует нотариально заверенное согласие супруга на приобретение в собственность земельного участка и адрес земельного участка, указанный в кадастровом паспорте (<адрес>), не соответствует адресу строений, указанному в выписках из ЕГРП (<адрес>

Согласно кадастровому паспорту от 10.02.2015г. (л.д.22-23), земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус ранее учтенный, с кадастровым номером: , площадью <данные изъяты> относится к категории земель: Земли населенных пунктов, имеет кадастровую стоимость в размере 1056854,60 рублей. Сведения о разрешенном использовании в ГКН отсутствуют.

На обращение административного истца в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Ростовской области» с просьбой о внесении сведений о разрешенном виде использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> с учетом того, что на данном земельном участке с 1952 года (год постройки) находятся два жилых дома, а также о внесении изменений в сведения об адресе земельного участка согласно справки об идентификации адреса, указав его: <адрес> ФИО1 был получен ответ от 27.08.2015г. (л.д.54-55), согласно которому, в соответствии с ч.3 ст.20 Закона о кадастре с заявлением о кадастровом учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.

Поскольку в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированном праве на Земельный участок, то в соответствии с ч.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Таким образом, изменение вида разрешенного использования Земельного участка возможно на основании заявления об учете изменений, поступившего в орган кадастрового учета от представителя органа местного самоуправления муниципального образования г.Ростова-на-Дону.

30.10.2015г. административный истец подал в Администрацию Кировского района г.Ростова-на-Дону заявление с просьбой о внесении в государственный кадастр недвижимости сведения о разрешенном использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом того, что на данном земельном участке с 1952 года (год постройки) находятся два жилых дома, а также сведения об адресе земельного участка согласно справки об идентификации адреса, указав его: <адрес>

На данное заявление ФИО1 Администрацией Кировского района г.Ростова-на-Дону был дан ответ от 27.11.2015г. (л.д.60), согласно которому, в соответствии с Правилами землепользования и застройки г.Ростова-на-Дону, принятыми Решением Ростовской-на-Дону городской Думы пятого созыва от 26.04.2011г. , указанный земельный участок расположен в зоне жилой застройки <данные изъяты> (<данные изъяты>), в которой основным видом разрешенного использования объектов капитального строительства и земельных участков являются многоквартирные жилые дома, специальные дома системы социального обслуживания населения, предприятия общественного питания и т.д., а вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» отнесен в указанной зоне к условно разрешенному виду. В соответствии с п.2 ст.39 Градостроительного кодекса РФ, заявителю ФИО1 было рекомендовано обратиться в Департамент архитектуры и градостроительства <адрес> для решения вопроса предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка посредством обсуждения на публичных слушаниях.

Также из материалов дела следует, что ФИО1 дважды обращался в Департамент архитектуры и градостроительства и непосредственно в комиссию по подготовке проекта ПЗиЗ с письменными заявлениями, содержащими требование относительно земельного участка расположенного по адресу: <адрес> о внесении изменений в ПЗиЗ путем перевода вида разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» из условно разрешенного в основной, а также требование о выдаче разрешения на условно разрешенный вид использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» путем проведения публичных слушаний. Однако, на данные обращения были получены отказы, поскольку на основании заключения о результатах публичных слушаний в соответствии с действующим законодательством принимается решение о разрешении изменения вида на условно разрешенный вид использования земельного участка. Так как вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом учете отсутствует вообще, то вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид его использования не может быть разрешен путем проведения публичных слушаний.

Суд полагает, что требование административного истца об обязании административного ответчика внести в государственный кадастр недвижимости сведения о разрешенном использовании и об адресе земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В силу положений пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с частью 1 статьи 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Частью 1 статьи 226 КАС РФ предусмотрено, что обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдения срока обращения в суд, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав может быть осуществлена путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих права и создающих угрозу его нарушения.

Согласно ч.1 ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно ст.304 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно пп.6 п.2 ст.39.3 ЗК РФ Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.

В силу ст.39.20 ЗК РФ Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Статьей 39.16 ЗК РФ предусмотрены основания, по которым Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов. Пункт 20 данной статьи ЗК РФ предусматривает отказ в предоставлении земельного участка в случае, если в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования.

Статья 7 Федерального закона от 24.07.20017г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон о кадастре) закрепляет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, состоящих из сведений об уникальных характеристиках объекта недвижимости и дополнительных сведений о нем. К дополнительным сведениям п. 14 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре отнесено разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок.

Как установлено судом, в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о разрешенном использовании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> а сведения об адресе земельного участка не соответствуют сведениям, содержащимся в ЕГРП.

Согласно ответу филиала ФГБУ «Федеральная Кадастровая палата Росреестра» по Ростовской области на запрос суда о предоставлении информации о том, исходя из какого вида разрешенного использования рассчитана кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, а также о предоставлении всей имеющейся в кадастровом учете информации о виде разрешенного использования данного земельного участка за весь период его нахождения на кадастровом учете, сведения о данном земельном участке были внесены в государственный земельный кадастр на основании перечня ранее учтенных земельных участков от 25.12.2002г., в котором сведения о виде разрешенного использования отсутствуют. По результатам проведенных в 2007 году и в 2014 году государственных кадастровых оценок земельных участков населенных пунктов Ростовской области, утвержденных постановлением Правительства РО от 25.11.2014г. «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков населенных пунктов в границах городских округов Ростовской области», в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости земельного участка, исходя из индивидуального удельного показателя для земель, отнесенных ко 2 группе видов разрешенного использования: «земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки».

В соответствии с п.п. 8 п. 1ст. 1ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории иразрешенного использованияв соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно п.2ст.7ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи,используютсяв соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории иразрешенного использованияв соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любойвид разрешенного использованияиз предусмотренных зонированием территорийвидов выбирается самостоятельно, без дополнительныхразрешенийи процедур согласования.

Виды разрешенного использованияземельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Статьей 8 ЗК РФ предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: 1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; 2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления; 4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

В соответствии с пп.8.10-8.11 п.3 раздела 3 решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 22.02.2011г. №72 (ред. от 14.10.2013) «Об утверждении положений об администрациях районов города Ростова-на-Дону» подготовка правовых актов, определяющих вид разрешенного использования земельных участков при формировании земельных участков для эксплуатации существующих индивидуальных жилых домов находится в компетенции администраций районов.

Таким образом, в компетенцию администрации района входит исполнение функций, связанных с решением следующих вопросов местного значения:

- согласно пп.8.10 решения от 22.02.2011г. осуществление мероприятий по обращению в установленном законом порядке в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости на территории города Ростова-на-Дону, с заявлением о кадастровом учете и о внесении изменений в сведения кадастрового учета земельных участков, предназначенных для размещения нестационарных торговых объектов, объектов общественного питания, в том числе летних площадок кафе, баров, ресторанов и объектов бытового обслуживания, садовых, огородных и дачных земельных участков, для размещения индивидуальных временных гаражей, а также при формировании земельных участков для эксплуатации существующих индивидуальных жилых домов; (пп. 8.10 введен решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.10.2013 N 534, в ред. решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 21.10.2014 N 739);

- согласно пп. 8.11 данного решения подготовка и издание правовых актов и подготовка деклараций, определяющих вид разрешенного использования земельных участков, указанных в подпункте 8.10 настоящего Положения.

Пунктом 8 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что Градостроительные регламенты устанавливаются правилами землепользования и застройки, которые, в свою очередь, утверждаются нормативно правовыми актами органов местного самоуправления.

Правила землепользования и застройки (ПЗиЗ) г.Ростова-на-Дону утверждены решением Ростовской-на-Дону городской Думой от 26.04.2011 г.

Для целей регулирования застройки в соответствии с Правилами на территории г.Ростова-на-Дону установлены территориальные зоны. Градостроительные регламенты действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же зоне земельные участки и иные объекты недвижимости, независимо от форм собственности.

В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ростова-на-Донуспорный земельный участок расположен в зоне жилой застройки <данные изъяты> (<данные изъяты>), основным видом разрешенного использования земельных участков являются многоквартирные жилые дома, а вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками» отнесен к условно разрешенному виду использования, что подтверждается выпиской и схемой из ПЗиЗ.

Согласно п.1, п.2 ст.39 Градостроительного кодекса РФ Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию.

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Согласно п.1 ст.7 Решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.12.2006г. (ред. от 23.12.2014г.) «О принятии «Положения о публичных слушаниях в городе Ростове-на-Дону по вопросам градостроительной деятельности» к вопросам правил землепользования и застройки города, для решения которых должны проводиться публичные слушания, относятся:

1) утверждение проекта правил землепользования и застройки;

2) вопросы изменения: границ территориальных зон; границ зон с особыми условиями использования территорий; границ территорий объектов культурного наследия;

3) вопросы внесения (изменения, исключения) в градостроительный регламент: видов разрешенного использования земельных участков; объектов капитального строительства;

4) изменение в градостроительном регламенте предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;

5) изменение (снятие, наложение) ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно п.1 ст.8 решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 14.12.2006г. (ред. от 23.12.2014г.) «О принятии «Положения о публичных слушаниях в городе Ростове-на-Дону по вопросам градостроительной деятельности» Физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка и (или) объекта капитального строительства может обратиться за разрешением на виды использования, которые установлены в Правилах землепользования и застройки как условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства применительно к соответствующей территориальной зоне, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно п.17 ст.30 решения Ростовской-на-Дону городской Думы от 26.04.2011г. (ред. от 18.08.2015, с изм. от 22.12.2015) «О принятии «Правил землепользования и застройки города Ростова-на-Дону в новой редакции» Публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства и (или) на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проводятся в случаях, если:

- земельный участок свободен от застройки;

- на земельном участке расположен объект капитального строительства, планируемый к реконструкции;

- на земельном участке расположен объект, строительство которого не завершено, но он планируется к реконструкции и завершению строительства.

Таким образом, исходя из всего вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что в силу действующего законодательства в области землепользования Администрация Кировского района г.Ростова-на-Дону не имела возможности в добровольном порядке внести в кадастровый учет сведения о разрешенном использовании земельного участка, расположенного в зоне, которой не предусмотрено в качестве основного вида разрешенного использования вид «индивидуальные жилые дома с приусадебными участками».

Данный вопрос невозможно было разрешить и путем обсуждения его на публичных слушаниях, поскольку путем обсуждения на публичных слушаниях можно разрешить вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, то есть, об изменении уже существующего разрешенного использования, но не на установление вида разрешенного использования.

Исходя из всех представленных доказательств по делу, суд приходит к выводу о том, что у административного истца имеются препятствия к осуществлению им своих прав на приобретение в собственность земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности строения, и данные препятствия возможно разрешить только в судебном порядке.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненного административного иска об обязании Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону внести в государственный кадастр недвижимости сведения об адресе и виде разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации Кировского района г.Ростова-на-Дону, заинтересованные лица: Департамент архитектуры и градостроительства г.Ростова-на-Дону, Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра по Ростовской области», Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону об обязании внести сведения в государственный кадастр недвижимости – удовлетворить.

Обязать Администрацию Кировского района г.Ростова-на-Дону внести в государственный кадастр недвижимости следующие сведения о земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес> 1) разрешенное использование - индивидуальные жилые дома с приусадебными участками; 2) адрес (описание местоположения): <адрес>

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

Мотивированное решение изготовлено 02 февраля 2016 года.

Судья