ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1116/2021 от 23.07.2021 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Тулун 23 июля 2021 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Мицкевича А.О., при секретаре Сердюковой Д.С., с участием представителя административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора – помощника Тулунского межрайонного прокурора Красноштановой Ю.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1116/2021 (УИД 38RS0023-01-2021-001444-80) по административному иску Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, о признании бездействия незаконным, обязании устранения нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Братский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к административным ответчикам Министерству лесного комплекса Иркутской области, Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» с административными исковыми требованиями о признании бездействия незаконным, обязании устранения нарушений. В обоснование административных требований прокурор указал, что в ходе осуществления надзора за исполнением лесного законодательства, в деятельности Областного государственного автономного учреждения «Лесхоз Иркутской области», министерства лесного комплекса Иркутской области установлены нарушения требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность в лесах и тушение лесных пожаров, выразившееся в несоблюдении требований действующего законодательства по обеспечению лесопожарных формирований пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Просит суд признать бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области незаконным по необеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарную станцию ЛПС II типа, адрес местонахождения: Иркутская область, г.Тулун, ул.3-я Заречная, д.1, входящую в состав Черемховского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта РФ лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарными снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров». Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194), Областное государственное автономное учреждение «Лесхоз Иркутской области» (ИНН 8504000413, ОГРН 1028500567182) в срок не позднее 01.01.2024 обеспечить оснащение, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» лесопожарную станцию ЛПС II типа, адрес местонахождения: ****, входящую в состав Черемховского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: 1 катером лесопожарным (код КЛП); 2 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т (код АГ2);1 вездеходом (мотовездеходом) возимый (авиатранспортабельный) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом (код – ВМ); 1 лодкой моторной грузоподъемностью не менее 0,4 т с подвесным мотором (код ЛМ); 1 прицепным модулем - прицепное оборудование для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды и др.), предназначенное для расширения тактических характеристик имеющейся техники по тушению пожаров и созданию противопожарных барьеров (код – МП); 2 мобильными пожарными резервуарами (емкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) (код ВО5); 8 пожарными ёмкостями закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) (код ВО6); 1600 м. напорных пожарных рукавов (ВО10); 3 пирометрами (термощуп) (код К1); 2 тепловизорами (портативного) (код – К2); 1 метеостанцией с анемометром полевая (карманная) (код К3); 3 приборами спутниковой навигации (навигатор) (код - К6); 4 радиостанциями УКВ диапазона возимая наземного канала связи (код – СК3); 6 радиостанциями УКВ диапазона носимая авиационного канала связи (код - СК4); 1 радиостанцией КВ диапазона стационарной (код - СК6); 12 радиостанциями КВ диапазона носимые (код СК7); 1 терминалом спутниковой связи (код СК8); 2 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 штук (код - СК11);16индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами (код - ПС2); 16 термоизоляционными ковриками (надувными матрасами) (код ПС4); 8 прожекторами переносными световой силой не менее 1000 люмен (код - ПС12); 1 лодкой надувной грузоподъемностью не менее 350 кг (код ПС13); 1 комплектом средств управления в составе компьютера, модема, принтера, сканирующего устройства (код СО4).

Определением от 22.07.2021 судом прият от административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора отказ от административных исковых требований к административному ответчику Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области», производство в части административных исковых требований к Областному государственному автономному учреждению «Лесхоз Иркутской области» – прекращено.

В судебном заседании представитель административного истца Братского межрайонного природоохранного прокурора – помощник Тулунского межрайонного прокурора Красноштанова Ю.Д. административные требования по доводам, изложенным в иске, поддержала, просила суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица ТУ Министерства лесного комплекса Иркутской области по Тулунскому лесничеству в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом, ранее принимавшая участие в судебном заседании представитель по доверенности Ермакова Т.В. против удовлетворения административных исковых требований возражений не представила.

Представитель административного ответчика Министерство лесного комплекса Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлены судом надлежащим образом. Направили в суд письменное возражение, согласно которому заявленные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора считают необоснованными, просили в их удовлетворении отказать.

Суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных о времени и месте судебного заседания, явка которых в судебное заседание не признана судом обязательной.

Суд, выслушав участников судебного заседания, изучив административное исковое заявление, возражения на административное исковое заявление, материалы административного дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу ч.4 ст.218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения, действия (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с ч.1 ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров.

Согласно ч.1 ст.53 Лесного Кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.

Предупреждение лесных пожаров в соответствии с ч.1 ст.53.1 Лесного Кодекса РФ включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Под обеспечением средствами предупреждения и тушения лесных пожаров на основании п.1 ч.5 ст. 53.1 ЛК РФ понимается приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

Лесное законодательство согласно п. «к» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.7 ст.51 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. 81 - 84 данного Кодекса, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п.6 ч.1 ст.83 Лесного кодекса РФ осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) - это отдельное полномочие Российской Федерации в области лесных отношений, переданное органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство лесного комплекса Иркутской области входит в структуру исполнительных органов государственной власти Иркутской области (пп.18 п.4 структуры исполнительных органов государственной власти Иркутской области, определенной указом Губернатора Иркутской области от 28.06.2012 № 183-уг).

В соответствии с пп.7 п.8 Положения о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 № 155-пп (далее по тексту – Положение) к функциям министерства относится осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).

Как следует из Распоряжения Правительства РФ №1605-р распоряжением министра лесного комплекса Иркутской области № 91-378-мр от 26.02.2021 утверждена структура и численность команд, организационная структура лесопожарных станций.

В соответствии с указанным документом в структуру Черемховского филиала АУ «Лесхоз Иркутской области» входит лесопожарная станция (далее по тексту – ЛПС), выполняющая мероприятия, определенные государственным заданием № 1 от 29.12.2020 на территории Тулунского района: ЛПС II типа г. Тулун.

В соответствии с Распоряжения министра лесного комплекса Иркутской области от 16.12.2020 №91-3008-мр «О подготовке к пожароопасному сезону 2021 года» следует, что в целях подготовки к пожароопасному сезону 2021 года, обеспечения надлежащего функционирования средств тушения лесных пожаров в 2021 году, в том числе лесопожарных технических средств, оборудования, инвентаря и средств связи осуществляется в соответствии с Распоряжением Правительства РФ №1605-р.

Судом в судебном заседании установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии с решением и.о. Братского межрайонного природоохранного прокурора о проведении проверки от 10.05.2021 №44 помощником Братского межрайонного природоохранного прокурора 11.05.2021 проведена проверка исполнения Присаянским филиалом ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» требования лесного законодательства при осуществлении противопожарных мероприятий на территории Тулунского лесничества; готовности к пожароопасному периоду 2021г.

По результатам проверки ЛПС II типа (адрес местонахождения: ****) установлено, что в нарушение следующих положений Распоряжения Правительства РФ № 1605-р:

- пункт 11 Таблица 2 - 1 катер лесопожарный (код КЛП). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее единиц для ЛПС-2 - 1;

- пункт 12 Таблица 2 – 2 автомобиля грузовых на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т (код АГ2). Рекомендуется комплектовать автомобили грузовые краново-манипуляторной установкой. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее единиц для ЛПС-1 - 1, ЛПС-2 – 2;

- пункт 14 Таблица 2 – 1 вездеход (мотовездеход) возимый (авиатранспортабельный) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом (код – ВМ). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее единиц для ЛПС-1 - 1, ЛПС-2 - 1;

- пункт 15 Таблица 2 – 1 лодка моторная грузоподъемностью не менее 0,4 т с подвесным мотором (код ЛМ). ЛМ предусматривается в составе лесопожарного формирования только при наличии водных путей, которые могут быть использованы для осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров. Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее единиц для ЛПС-1 - 1, ЛПС-2 – 1;

- пункт 19 Таблица 2 - 1 прицепный модуль - прицепное оборудование для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды и др.), предназначенное для расширения тактических характеристик имеющейся техники по тушению пожаров и созданию противопожарных барьеров (код – МП). Наличие в типовом лесопожарном формовании не менее единиц для ЛПС-2 – 1;

- пункт 32 Таблица 3 – 2 мобильных пожарных резервуара (емкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) код ВО5). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 - 1, ЛПС-2 - 2 - пункт 33 Таблица 3 - 2 пожарных емкости закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) (код - ВО6). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем по числу групп из расчета 3 на группу;

- пункт 32 Таблица 3 – 8 пожарных емкостей закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) (код ВО6). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем по числу групп из расчета 3 на группу;

- пункт 37 Таблица 3 – 1600 метров напорных пожарных рукавов (ВО10). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 - 600, ЛПС-2 – 2000.

- пункт 41 Таблица 4 – 3 пирометра (термощуп) (код К1). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 - 3, ЛПС-2 – 3.

- пункт 42 Таблица 4 – 2 тепловизора (портативного) (код – К2). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-2 – 2;

- пункт 43 Таблица 4 – 1 метеостанция с анемометром полевая (карманная) (код К3). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 - 1, ЛПС-2 - 1

- пункт 45 Таблица 4 – 3 прибора спутниковой навигации (навигатор) (код - К6). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем по числу групп из расчета 2 на группу;

- пункт 49 Таблица 4 - 4 радиостанции УКВ диапазона возимая наземного канала связи (код – СК3). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем по числу автомобилей;

- пункт 50 таблица 4 – 6 радиостанции УКВ диапазона носимая авиационного канала связи (код - СК4). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем по числу групп из расчета 2 на группу;

- пункт 52 Таблица 4 – 1 радиостанция КВ диапазона стационарная (код - СК6). Оснащение групп средством СК6 для лесопожарных станций, охраняющих леса в зоне авиационного обнаружения и (или) в районе применения авиационных сил и средств пожаротушения, - обязательно. Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарной станции – 1;

- пункт 53 Таблица 4 – 12 радиостанций КВ диапазона носимые (код СК7). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций - по необходимости, для авиаотделений - по числу групп из расчета 3 на группу.

- пункт 54 Таблица 4 – 1 терминал спутниковой связи (код СК8). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 - 1, ЛПС-2 – 2;

- пункт 56 Таблица 4 – 2 комплекта пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 штук (код - СК11). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-2 – 2;

- пункт 59 Таблица 5 часть 1 - 16 индивидуальных полевых (тактических) рюкзаков или индивидуальных разгрузочных систем (код - ПС2). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций - по числу лесных пожарных, бригадиров;

- пункт 61 Таблица 5 часть 1 – 16 термоизоляционных ковриков (надувной матрас) (код ПС4). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций - по числу лесных пожарных, бригадиров, для авиаотделений - числу лесных пожарных;

- пункт 69 Таблица 5 часть 1 – 8 прожекторов переносных световых силой не менее 1000 люмен (код - ПС12). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций по числу групп из расчета 2 на группу;

- пункт 70 Таблица 5 часть 1 – 1 лодка надувная грузоподъемностью не менее 350 кг (код ПС13). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для ЛПС-1 - по необходимости, ЛПС-2 - по необходимости;

- пункт 74 Таблица 5 часть 1 – 1 комплект средств управления в составе компьютера, модема, принтера, сканирующего устройства (код СО4). Оснащение лесопожарных формирований в количестве единиц (комплектов) не менее чем для лесопожарных станций - 1.

Выявленные нарушения подтверждаются актом проверки от 11.05.2021 №1.

Кроме того в материалы дела представлено информационное письмо Министерства лесного комплекса Иркутской области от 06.06.2021 №02-91-7660/21, адресованное Братскому межрайонному прокурору, подтверждающее доводы административного истца.

Таким образом, установлены факты нарушений требований ч.ч.1,7 ст.51, п.6 ч.1 ст.83 Лесного Кодекса РФ и Распоряжения Правительства РФ № 1605-р со стороны уполномоченного органа исполнительной власти Иркутской области в лице министерства лесного комплекса Иркутской области, выразившиеся в не соблюдении нормативов обеспеченности пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров указанной выше лесопожарной станции II типа, расположенной на территории Тулунского района.

В возражениях административный ответчик указывает на отсутствие конкретизации со стороны административного истца относительно того за счет средств какого бюджета министерству подлежит обеспечить пожарной техникой и инвентарем иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарную станцию ЛПС II типа, расположенную по адресу: ****, входящую в состав Черемховского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области» по нормативам, установленным Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р. Кроме того, указывает на то, что с 2017г. министерством неоднократно направлялись письма в адрес Федерального агентства лесного хозяйства, Правительства РФ о выделении финансирования, в том числе о выделении дополнительного финансирования в рамках подготовки к пожароопасному периоду.

В обоснование представленных доводов в возражениях административный ответчик представил суду письмо на имя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от 13.04.2021 №02-91-4772/2, содержание которого подтверждает обращение административного ответчика с ходатайством о дополнительном финансировании из федерального бюджета для выполнения задач по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на базе филиалов ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», с целью полного укомплектования лесопожарных станций Иркутской области согласно нормативам. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства о принятых решениях соответствующего уполномоченного органа относительно по выделению денежных средств, как и сами обращения по вопросу выделение или предоставление денежных средств на приобретение или фактического предоставления пожарной техники и инвентаря, иные средства предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарную станцию ЛПС II типа, расположенную по адресу: ****.

Вместе с тем, как установлено судом в судебном заседании, в соответствии с Распоряжением №91-3259-мр, которым утверждено государственное задание № 1 от 29.12.2020 АУ «Лесхоз Иркутской области» на 2021г. и на плановый период 2022 и 2023 гг. согласно Приложению № 1 к настоящему распоряжению, в целях выполнения государственного задания издан приказ № 4, на основании которого его структурным подразделениям в лице филиалов доведены объемы и виды выполняемых работ (мероприятий).

В соответствии с ч.4 ст.53.3 Лесного Кодекса РФ Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 №1605-р утверждены нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (далее по тексту - Распоряжение Правительства РФ № 1605-р).

Как указано в Распоряжении Правительства РФ №1605-р реализация настоящего распоряжения осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» разработан национальный проект «Экология», структурой которого предусмотрен федеральный проект «Сохранение лесов». Федеральный проект включает в себя комплекс мероприятий, направленных на обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, сокращение ущерба от лесных пожаров.

Министерством лесного комплекса Иркутской области сформирован и утвержден паспорт регионального проекта «Сохранение лесов» в подсистеме управления национальными проектами, обеспечивающий достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Сохранение лесов».

Согласно паспорту НП «Экология», утвержденному президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 6), в рамках ФП «Сохранение лесов» (раздел 4.10), паспорту РП «Сохранение лесов» предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

Таким образом, основным инструментом оснащения лесопожарной техникой учреждений, осуществляющих тушение лесных пожаров, является ФП «Сохранение лесов».

В соответствии с ч.3,5 ст.83 Лесного кодекса РФ средства на осуществление переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, в том числе по организации охраны и защиты лесов предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, порядок расходования и учета которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке (п.1 ст.133 Бюджетного кодекса РФ).

Согласно п.1 ст.24 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

В силу п.5.17 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 №736, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) в установленной сфере деятельности осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.

Правила расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 №837 (далее по тексту – Правила).

В соответствии с п.3 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства определяют объемы расходов, осуществляемых в целях исполнения переданных полномочий, в том числе в рамках подготовки к пожароопасному сезону, а также перечень приобретаемой пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, лесохозяйственной техники и оборудования, техники и оборудования, необходимых для патрулирования лесов.

В силу п.3.(1) Правил бюджетные ассигнования, предусмотренные на финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, на мероприятия по приобретению пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и лесохозяйственной техники и оборудования, отражаются в федеральном проекте «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на период его реализации.

Согласно п.8 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия, несут ответственность за целевое осуществление расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, которые связаны с реализацией переданных полномочий и источником финансового обеспечения которых являются субвенции.

Согласно п.8.1 Правил контроль за осуществлением расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, осуществляется Федеральным агентством лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.

В случае недостаточности средств субъекты Российской Федерации имеют право обратиться в Рослесхоз о выделении дополнительного финансирования из нераспределенного резерва средств субвенций, которые предназначены для оказания помощи субъектам Российской Федерации в финансировании расходов текущего периода.

Материалы дела не содержат доказательств надлежащего обращения административного ответчика к уполномоченному органу главному распорядителю и получателю средств федерального бюджета в лице Федерального агентства лесного хозяйства в рамках ФП «Сохранение лесов», что подтверждает доводы административного истца относительно бездействия административного ответчика, выразившееся в несоблюдении требований действующего законодательства по обеспечению лесопожарных формирований пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, поскольку исходя из вышеуказанных норм, следует, что направление лишь запросов в Федеральное агентство лесного хозяйства о выделении дополнительного финансирования в рамках подготовки к пожароопасному сезону недостаточно, в частности, для выделения финансирования Министерством лесного комплекса Иркутской области Рослесхозу необходимо представить объемы расходов, с приложением перечня необходимой пожарной техники, оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря и т.д.; обосновывающей информации о ее необходимости.

В судебное заседание как-либо документов, свидетельствующих о направлении в Федеральное агентство лесного хозяйства заявок с обоснованием объема необходимых денежных средств не представлено.

С учетом указанных положений закона, доводы административного ответчика об отсутствии выделения необходимого финансирования для выполнения задач по предупреждению и ликвидации лесных пожаров на базе филиалов ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», в частности по обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарную станцию ЛПС II типа, расположенную по адресу: ****, судом признаются несостоятельными, поскольку факт своевременного обращения в установленном законом порядке с целью обеспечения надлежащего финансирования для выполнения требования законодательства не нашел своего подтверждения материалами дела.

В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Суд с учетом установленных в судебном заседании юридически значимых обстоятельств, принимая во внимание доказательства, представленные сторонами по делу, находит требования административного иска законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Братского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Министерству лесного комплекса Иркутской области, о признании бездействия незаконным, обязании устранения нарушений – удовлетворить.

Признать бездействие Министерства лесного комплекса Иркутской области (ИНН 3808170859, ОГРН 1073808028194) незаконным по не обеспечению пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесопожарную станцию ЛПС II типа, адрес местонахождения: ****, входящую в состав Черемховского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров».

Обязать Министерство лесного комплекса Иркутской области в срок не позднее 01.01.2024 обеспечить оснащение, в соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.07.2019 №1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров» лесопожарную станцию ЛПС II типа, адрес местонахождения: ****, входящую в состав Черемховского филиала ОГАУ «Лесхоз Иркутской области», пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров: 1 катером лесопожарным (код КЛП); 2 автомобилями грузовыми на базе полноприводного шасси, грузоподъемностью от 1,5 до 6 т (код АГ2); 1 вездеходом (мотовездеходом) возимый (авиатранспортабельный) общей массой до 0,6 т в комплекте с транспортным прицепом (код – ВМ); 1 лодкой моторной грузоподъемностью не менее 0,4 т с подвесным мотором (код ЛМ); 1 прицепным модулем - прицепное оборудование для трактора или автомобиля (модуль с пожарным оборудованием, прицепная пожарная цистерна, модуль с водоподающим оборудованием и емкостью для воды и др.), предназначенное для расширения тактических характеристик имеющейся техники по тушению пожаров и созданию противопожарных барьеров (код – МП); 2 мобильными пожарными резервуарами (емкость) открытого типа (каркасная, надувная и пр.) (код ВО5); 8 пожарными ёмкостями закрытого типа объемом до 300 литров (типа РДВ-30, РДВ-100 или аналоги) (код ВО6); 1600 м. напорных пожарных рукавов (ВО10); 3 пирометрами (термощуп) (код К1); 2 тепловизорами (портативного) (код – К2); 1 метеостанцией с анемометром полевая (карманная) (код К3); 3 приборами спутниковой навигации (навигатор) (код - К6); 4 радиостанциями УКВ диапазона возимая наземного канала связи (код – СК3); 6 радиостанциями УКВ диапазона носимая авиационного канала связи (код - СК4); 1 радиостанцией КВ диапазона стационарной (код - СК6); 12 радиостанциями КВ диапазона носимые (код СК7); 1 терминалом спутниковой связи (код СК8); 2 комплектами пиротехнических средств световой визуальной сигнализации в составе ракетница или сигнальное устройство, сигнальные ракеты в количестве 20 штук (код - СК11);16индивидуальными полевыми (тактическими) рюкзаками или индивидуальными разгрузочными системами (код - ПС2); 16 термоизоляционными ковриками (надувными матрасами) (код ПС4); 8 прожекторами переносными световой силой не менее 1000 люмен (код - ПС12); 1 лодкой надувной грузоподъемностью не менее 350 кг (код ПС13); 1 комплектом средств управления в составе компьютера, модема, принтера, сканирующего устройства (код СО4).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.О. Мицкевич

Мотивированное решение суда составлено 02.08.2021

Судья А.О. Мицкевич