ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11178/2021 от 16.02.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-138/2022

14RS0035-01-2021-022524-48

Решение

Именем Российской Федерации

г. Якутск 16 февраля 2022 г.

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Смирниковой В.Г., при секретаре Федоровой Е.Д.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Дониёрова Шерали Йигиталиевича к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании решения о депортации незаконным,

установил:

Дониёров Ш.Й. обратился в суд с административным иском к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании решения депортации незаконным.

В обоснование иска указано, что ____ 2021. в отношении него принято решение о депортации. Административный истец считает данное решение незаконным, нарушающим его права, т.к. длительное время проживает в г. Якутске, у него сложились устойчивые семейные связи, имеет дочь. Просит отменить и признать незаконным решение о депортации, обязать административного ответчика устранить допущенное нарушение его прав.

В суд административный истец не явился, извещен, направил своего представителя. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

В судебном заседании представитель административного истца Шоназаров Х.Ф. административный иск поддержал, просил удовлетворить, пояснив, что длительное время истец проживает в г. Якутске, у него сложились устойчивые семейные связи, имеет дочь. Нарушен порядок принятия решения о депортации.

Представитель административного ответчика Петушкеев Д.Р. с административным иском не согласился, пояснив, что решение о депортации принято в связи с принятием решения о нежелательности пребывания истца на территории РФ.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. ч. 4 - 7 статьи 25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

Депортация иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, и его территориальными органами, а также с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Таким образом, решение о депортации принимается во исполнение ранее вынесенного решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что ____ 2019г. МВД России принято решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации гражданина Республики ___ Дониёрова Ш.Й.

Основанием для принятия указанного решения явилось то, что 28 марта 2019г. Якутским городским судом Республики Саха (Якутия) Дониёров Ш.Й. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.3.1 Ко АП РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).

Постановлением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 14 июня 2019г. Дониёров Ш.Й. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 Ко АП РФ (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации). Административное наказание в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого самостоятельного выезда из РФ административным истцом не исполнено.

Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08 ноября 2021г. решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации гражданина Республики ___ Дониёрова Ш.Й. от 19 ноября 2019г. признано незаконным и отменено.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 января 2022г. решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 08 ноября 2021г. отменено и вынесено новое решение, которым решение о нежелательности пребывания в Российской Федерации гражданина Республики ___ Дониёрова Ш.Й. от 19 ноября 2019г. признано незаконным в части не установления срока данного ограничения. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.

На основании Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" ____ 2021 г. заместителем начальника отдела иммиграционного контроля УВМ МВД по РС (Я) принято решение о депортации Дониёрова Ш.Ё. за пределы Российской Федерации.

Порядок депортации иностранных граждан и лиц без гражданства Министерством внутренних дел Российской Федерации и его территориальными органами, утвержденный приказом МВД России от 24.04.2020 N 239, административным ответчиком не нарушен.

Доводы представителя административного истца о том, что на территории РФ проживают его гражданская жена – гражданка РФ, ребенок, не могут быть приняты во внимание.

Пунктом 3 статьи 12 Международного пакта от 16 декабря 1966 года о гражданских и политических правах и пункта 3 статьи 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Страсбург 16 сентября 1963 года) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

В силу положений статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определениях от 24.11.2016 №2536-О, от 05.03.2014 №628-О, свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3). В данном случае, учитывая характер административных правонарушений, совершенных истцом (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), оспариваемое решение отвечает критерию соразмерности совершенных истцом правонарушений. Совершая неоднократно административные правонарушения, иностранный граждан должен был осознавать последствия своих действий.

Наличие у административного истца гражданской жены, имеющей гражданство Российской Федерации, ребенка не освобождает его от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение.

Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 года N 628-О).

Из материалов дела усматривается, что административный истец совершил действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет"; нарушил режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившейся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Указанные действия административного истца повлекли принятие решения о нежелательности пребывания в РФ и о депортации в целях обеспечения охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц.

Более того, как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов, брак с гражданкой РФ М. не зарегистрирован, отцовство в отношении М... 2018 года рождения, установлено только в 2021г. в судебном порядке. Доказательства, свидетельствующие о том, что Дониёров Ш.Й. проживает с М.., ведет совместное хозяйство, суду не предоставлены. Также суду не предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что истец участвует в воспитании и содержании ребенка.

Указанное решение не влечет последствия, связанные с разрывом семейных связей, поскольку гражданская жена, ребенок административного истца вправе выехать за пределы Российской Федерации к месту жительства супруга, отца. Кроме того, согласно Федеральному закону "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" административный истец через 5 лет после депортации при наличии оснований, предусмотренных данным законом, вправе обратиться с заявлением о разрешении въезда в РФ.

Учитывая общественную опасность правонарушений, в целях охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения либо прав и свобод других лиц, суд приходит к выводу о том, что основания для признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют.

При таких обстоятельствах, требования истца подлежат отказу в удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Дониёрова Шерали Йигиталиевича к Министерству внутренних дел по Республике Саха (Якутия) о признании решения о депортации незаконным, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РС (Я) в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья ___ В.Г. Смирникова

___

___

___

___