ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-11179/19 от 30.10.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2019-015309-30

Дело № 2а-11179/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Якутск 30 октября 2019 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Черноградской А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления о несоответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратилась в суд с указанным иском к ответчику, в котором просила признать незаконным уведомление от ____ 2019 года Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска о несоответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности и обязать выдать разрешение на строительство, ссылаясь на следующие обстоятельства. Административный истец является собственником земельного участка, находящегося по адресу г.Якутск, ул.____. Оспариваемый отказ мотивирован тем, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденными НПА Якутской городской Думы от 25.12.2013 года №169-НПА, минимальный отступ от границ земельного участка составляет ___ м.; земельный участок находится в зоне «П-4», где размещение вида разрешенного использования индивидуальный жилой дом не предусмотрено, в соответствии со сведениями проекта планировки и межевания территории квартала «Аэропорт» ГО «город Якутск», утвержденного распоряжением от ____.2017 года , проектируемый жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым в зоне общего пользования. Административный истец полагает, что требования градостроительного регламента для получения разрешения на строительство соблюдены, проведены все необходимые действия для урегулирования, однако ответчик отказывает во всех обращениях. Основания отказа не соответствуют закону, земельный участок согласно кадастровой выписке относится к категории земель населенных пунктов, основным видом разрешенного использования является индивидуальное жилищное строительство, в соответствии с Правилами землепользования и застройки на территории городского округа относится к территориальной зоне Ж2 зона для объектов малоэтажной жилой застройки. Просила восстановить срок обращения в суд с настоящим административным иском, в связи с обращением с заявлением на предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров в период с ____.2019 по ____.2019 года. Так, для разрешения указанных оснований отказа, административный истец обратилась ____.2019 года в Управление архитектуры и градостроительной политики о внесении изменений в карту зон, на что получен отказ от ____.2019 года, в связи с тем, что согласно генеральному плану ГО «город Якутск», утвержденного постановлением городского Собрания депутатов г.Якутска от 16.03.2005 года ПГС №30-1, земельный участок истца расположен в функциональной зоне коммунально-складского назначения. Также административный истец обратилась ____.2019 года на выдачу разрешения по отклонению от предельных параметров строительства, в чем было отказано распоряжением от ____.2019 года, в связи с нарушением Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденными НПА Якутской городской Думы от 25.12.2013 года №169-НПА, а именно, вид использования земельного участка не соответствует зоне, где расположен земельный участок.

Истец о времени и месте судебного заседания извещен, заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, в соответствии с ч.6 ст.226 КАС РФ судебное заседание проведено в отсутствие указанного лица.

Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании просил в иске отказать, поддержал данный истцу отказ по указанным в нем основаниям, также пояснил о том, что на участке истца уже расположен объект недвижимости, пропущен срок обращения в суд.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что административный истец на праве собственности владеет земельным участком с кадастровым , общей площадью ___ кв.м., находящимся по адресу г.Якутск, ул.____.

____.2019 года административный истец обратилась в Окружную администрацию города Якутска с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке.

____.2019 года Департамент градостроительства Окружной администрации города Якутска уведомил административного истца о несоответствии параметров, указанных в уведомлении предельным параметрам разрешенного строительства по следующим основаниям:

-в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденными нормативно-правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 года №169-НПА, минимальный отступ от границ земельного участка составляет ___ м.;

-в соответствии с требованиями Правил землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденными нормативно-правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 года №169-НПА, земельный участок с кадастровым находится в зоне «П-4» (производственная зона, предназначенная для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV-V классов опасности), где размещение вида разрешенного использования индивидуальный жилой дом в данной зоне не предусмотрено;

-в соответствии со сведениями проекта планировки и межевания территории квартала «Аэропорт» ГО «город Якутск», утвержденного распоряжением от ____.2017 года , проектируемый жилой дом, расположенный на земельном участке с кадастровым , расположен в зоне общего пользования.

В обоснование незаконности уведомления административный истец ссылалась на сведения о том, что земельный участок относится к категории земли населенных пунктов, основным видом разрешенного использования которого является индивидуальное жилищное строительство, о чем представила выписку из ЕГРН от ____.2019 года на земельный участок с кадастровым .

В соответствии с пунктами 1,2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, кроме того, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) закреплено, что правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений. Под градостроительным зонированием понимается зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, а под территориальными зонами - зоны, для которых правилами землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; создания условий для наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений, в том числе при разработке правил землепользования и застройки (часть 3 статьи 9, пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).

Согласно сведениям государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от ____.2019 года земельный участок с кадастровым находится: - в зоне П-4 – производственной зона, предназначенная для размещения объектов коммунального, производственного, транспортно-логистического и складского назначения, объектов инженерной инфраструктуры IV-V классов опасности, Л-1 – зона территорий, занятых компактно произрастающей высокорастущей растительностью, естественных ландшафтов, естественных водоемов, сложившихся заниженных участков рельефа, служащих для сбора поверхностных вод с прилегающих территорий, где градостроительные регламенты не подлежат установлению; - согласно проекту планировки территории является территорией общего пользования, не соответствует проекту межевания территории, имеются зоны экологического ограничения.

Указанные сведения содержат ссылки на Правила землепользования и застройки ГО «город Якутск», утвержденные нормативно-правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 года №169-НПА, согласно Генеральному плану городского округа «город Якутск», утвержденному постановлением городского Собрания депутатов г.Якутска от 16 марта 2005 года ПГС №30-1, земельный участок истца находится в функциональной зоне коммунально-складского назначения, Распоряжением и.о.главы Окружной администрации города Якутска от ____.2017 года утвержден проект планировки и межевания территории квартала «Аэропорт» ГО «город Якутск».

С учетом установленных по делу обстоятельств, вышеизложенных норм закона, суд приходит к выводу о том, что, вопреки доводам административного истца, оспариваемое уведомление выдано уполномоченным органом в соответствии с требованиями и по основанию, установленному законодательством о градостроительной деятельности.

С учетом изложенного, представленная выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 06.05.2019 года не является безусловным основанием для удовлетворения иска.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Следует принимать во внимание, что юридически значимым обстоятельством является не только установление нарушения закона, допущенного муниципальным органом, но и наличие последствий, которые свидетельствовали бы о нарушении прав истца (п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ). Однако совокупности данных обстоятельство, исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела не установлено.

В обоснование уважительности пропуска срока обращения в суд с настоящим административным иском, истец ссылалась на иные обращения в период с ____.2019 по ____.2019 года, а именно, ____.2019 года на выдачу разрешения по отклонению от предельных параметров строительства и ____.2019 года в Управление архитектуры и градостроительной политики о внесении изменений в карту зон.

Принимая во внимание доводы административного истца о том, что после ознакомления с уведомлением (от ____.2019 года) и для разрешения оснований отказа она ____.2019 года обратилась с заявлением (о разрешении по отклонению от предельных параметров строительства), суд находит установленным, что административному истцу о нарушении его прав стало известно не позднее ____.2019 года, при этом в суд с настоящим иском обратилась ____.2019 года, то есть за пределами установленного ч.1 ст.219 КАС РФ процессуального срока.

Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ).

Следует принимать во внимание, что возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока административным истцом не приведено, доводы административного истца на иные обращения объективно не препятствовали обращению в суд с настоящими требованиями. Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права также не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине. С учетом изложенного, иск не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.179-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В административном иске ФИО1 к Департаменту градостроительства Окружной администрации города Якутска о признании незаконным уведомления о несоответствии планируемого строительства объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья п/п А.И.Иванова

Копия верна:

Судья А.И.Иванова

Секретарь А.С.Черноградская

Решение изготовлено 30.10.2019 г.