ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1117/20 от 21.10.2020 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1117/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2020 года город Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе

председательствующего судьи Голосовой Е.Ю.,

при секретаре Рощупкиной Е.В.,

с участием представителей административного истца Плясенко Н. А., действующей на основании доверенности от 19.08.2020.г., диплома от ДД.ММ.ГГГГ., Щелоченкова С. А., действующего на основании доверенности от 24.07.2020.г., диплома от ДД.ММ.ГГГГ

представителя административного ответчика Государственной инспекции труда в Тверской области Краснова Н. Е., действующего на основании доверенности от 20.03.2020.г., диплома

заинтересованного лица бухгалтера ООО «Тверьстроймаш» Марусевой Н. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Тверьстроймаш» к Государственной инспекции труда в Тверской области, государственному инспектору труда отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тверской области Сулаевой Ксении Алексеевне о признании незаконными и отмене предписания №69/7 -1124 – 20 – ОБ/2-2747 – И/97 от 13.07.2020.г., акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №69/7 -1124 – 20 – ОБ/2-2746 – И/97 от 13.07.2020.г.

установил:

Административный истец обратился в суд с указанным административным иском к административным ответчикам, мотивируя свои требования следующими обстоятельствами. Предписанием государственной инспекции, труда в Тверской области № 69/7-1124-20- ОБ/12-2747-И/197 от 13.07.2020 и актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя 69/7- 1124-20-ОБ/12-2746-И/197 от 13.07.2020 г., вынесенными Государственными инспектором труда Государственной инспекции труда в Тверской области К.А. Сулаевой в деятельности ООО «Тверьстроймаш» были выявлены нарушения ст. 22, ст. 153 ТК РФ и инспекция труда обязала ООО «Тверьстроймаш» устранить нарушения трудового законодательства, а именно произвести оплату часов работнику Горелкину А.В. в январе 2020 г. в количестве 12 часов в двойном размере, в феврале 2020 г. в количестве 7 часов в двойном размере, работнику Гусеву П.Ю. в феврале 2020 г. в количестве 15 часов в двойном размере, а также выплатить проценты в соответствии со ст. 236 TК РФ. ООО «Тверьстроймаш» полагает, что каких-либо нарушений трудового законодательства в деятельности ООО «Тверьстроймаш» не имеется, в связи с чем, предписание и акт проверки нарушают его права и законные интересы. Оспариваемое предписание является вынесенным уполномоченным органом документом властно-распорядительного характера, содержащим обязательные для исполнения указания, нарушающим, по мнению ООО "Тверьстроймаш" его права и охраняемые законом интересы и влекущим неблагоприятные последствия, законность которого подлежит проверке в порядке административного судопроизводства. Принимая обжалуемое предписание инспекция исходила из расчета часовой тарифной ставки исходя из месячного оклада работников. В связи с чем, посчитала, что Горелкину А.В. подлежит начислению в январе 2020 г. 6176,4 руб., тогда как фактически было выплачено 5052,62 руб. В феврале должно быть выплачено 3223,64 руб., тогда как выплачено 2947,36 руб. Гусеву П.Ю. в феврале 2020 г. должно быть выплачено 6907,8 руб., тогда как фактически начислено 6315,80 руб. Таким образом, по мнению инспекции, оплата в выходные дни произведена работникам менее чем в двойном размере. ООО «Тверьстроймаш» не согласно с названными доводами, полагает их необоснованными, а соответственно акт проверки и предписание нарушающими права и законные интересы ООО «Тверьстроймаш», поскольку налагают на общество необоснованные выплаты. Для сотрудников, получающих месячный оклад, порядок его перевода в часовую тарифную ставку законодательством не определен. Работодатель может использовать один из следующих способов: Исходить из месячной нормы времени по графику сотрудника. При этом варианте часовая (дневная) ставка определяется путем деления месячной тарифной ставки (должностного оклада) на количество рабочих часов (дней) в месяце выполнения работ и т.п. по графику работы сотрудника. Исходить из среднемесячной нормы рабочего времени (определяемой по данным производственного календаря как 1/12 годовой нормы). При этом варианте часовая (дневная) ставка определяется путем деления месячной тарифной ставки (должностного оклада) на среднее количество часов (дней) в месяце за год (письмо Минздрава России от 02.07.2014 № 16- 4/2059436). ООО «Тверьстроймаш» производило расчет исходя из среднемесячной нормы рабочего времени, что соответствует правоприменительной практики, а также разъяснениям Минздрава России от 02.07.2014 № 16-4/2059436. ООО «Тверьстроймаш» при расчете за работу в выходной день использует вариант расчёта, исходя из среднемесячной нормы рабочего времена (п.3.1.3. Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш»), в то время как Инспекция использовала при расчете месячную норму времени по графику сотрудника. Часовая тарифная ставка исходя из годовой нормы рабочего времени по сотрудникам составила: В январе 2020 г. Горелкин А.В. отработал в выходной день 12 часов, доплата составила 35000 руб. х 12 мес. / 1995 ч = 210,526 руб.*12*2=5052,62 руб. В феврале 2020 г. Горелкин А.В. отработал в выходной день 7 часов, доплата составила 35000 руб. х 12 мес. / 1995 ч = 210,526 руб.*7*2=2947,36 руб. В феврале 2020 г. Гусеву П.Ю. отработал в выходной день 15 часов, доплата составила 35000 руб. х 12 мес. / 1995 ч = 210,526 руб.* 15*2=6315,80 руб. Работа в выходной день в ООО «Тверьстроймаш» оплачивается в соответствии со ст. 153 ТК РФ. Подтверждающие документы: табели учета рабочего времени, приказы о работе в выходной день, расчетные листки. Сотрудникам начисление премии производится по показателям премирования (отчет к приказу от 27.01.2020 г. №24-ПР). В расчетном листке, выдаваемом на руки каждому сотруднику, общей суммой проводится начисление месячной премии и премии за работу в выходной день. Сумма месячной премии и премии за работу в выходной день указывается в строке «Месячная премия» расчетного листка и соответствует общему % показателей за месяц. В связи с чем нарушений трудового законодательства в действиях ООО «Тверьстроймаш» не имеется, следовательно акт проверки и предписание являются незаконными и нарушают права и законные интересы ООО «Тверьстроймаш», поскольку возлагают на него обязанность по выплате необоснованных сумм работникам Общества. В вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, не подавалась. На основании изложенного, руководствуясь правовыми нормами главы 22 КАС РФ просит предписание № 69/7-1124-20-ОБ/12-2747-И/197 от 13.07.2020 и акт проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя 69/7-1124-20-ОБ/12-2746-И/197 от 13.07.2020 г., вынесенные Государственными инспектором труда Государственной инспекции труда в Тверской области К.А. Сулаевой признать незаконными и отменить их.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Горелкин А.В., Гусев П.Ю., генеральный директор ООО «Тверьстроймаш» Боченков С.А., бухгалтер ООО «Тверьстроймаш» Марусева Н.В.,

Представители административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержали по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просили удовлетворить их в полном объеме, представили письменные пояснения (правовая позиция), согласно которым п. 2 ст. 92 КАС РФ предусмотрено, что в сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса. Следовательно, последним днем обжалования предписания и акта являлось 28.07.2020г., тогда как административное исковое заявление было направлено почтой в суд 24.07.2020 г. Даже если считать срок обжалования в календарных днях, ООО «Тверьстроймаш» в любом случае обжаловало предписание и акт в 10-ти дневный срок. В части доводов о необоснованности расчета часовой тарифной ставки указали, что для сотрудников, получающих месячный оклад, порядок его перевода в часовую тарифную ставку законодательством не определен. В настоящее время расчет тарифной ставки регламентирован двумя рекомендательными письмами и рассчитывается исходя из: месячной нормы времени по графику сотрудника. При этом варианте часовая (дневная) ставка определяется путем деления месячной тарифной ставки на среднемесячное количество рабочих часов в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в часах (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 28.09.2011г. №2822-6-1); среднемесячной нормы рабочего времени (определяемой по данным производственного календаря как 1/12 годовой нормы). При этом варианте часовая (дневная) ставка определяется путем деления установленного работнику оклада на среднемесячное количество рабочих часов в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в часах. При этом среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем деления годовой нормы рабочего времени в часах на 12. (письмо Минздрава России от 02.07.2014 № 16-4/2059436). При этом в письме Федеральной службы по труду и занятости от 28.09.2011 г. указано, что за дополнительными разъяснениями по вопросу, поставленному в обращении, рекомендовано также обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое в соответствии со своим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N 321, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, по вопросам оплаты труда. Следовательно, более раннее рекомендательное письмо Роструда указывает на необходимость учета разъяснений, данных непосредственно Миздравом. Следовательно, учитывая правоприменительную практику и более поздние разъяснения Минздрава, ООО «Тверьстроймаш» обоснованно производило начисление способом, указанным в письме Минздрава от 02.07.2014 г. При этом, согласно указанным в письме Минздрава разъяснениям применение такого порядка расчета части оклада за час работы для оплаты сверхурочной работы (в ночное время или нерабочие праздничные дни) позволяет за равное количество часов, отработанных в различных месяцах, получать одинаковую оплату. Следовательно, каким-либо образом права работников при таком способе расчетов не могут быть нарушены. Порядок исчисления часовой тарифной ставки из установленной месячной, как указано в письме Минздрава, необходимо закрепить в коллективном договоре, соглашении или локальным нормативным актом. Способ расчета из среднемесячной нормы рабочего времени установлен в Положении о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», утвержденным приказом № 113а от 29.10.2018 г. (действовал с 01.01.2019г. по 31.01.2020 г.), положением о заработной плате ООО «Тверьстроймаш.», утвержденным приказом № 77а от 29.11.2019 г. (действует с 01.02.2020 г.), а именно в п. 3.1.3. указанных Положений, с которыми ознакомлены сотрудники ООО «Тверьстроймаш», в т.ч. о нарушении прав которых указывает трудовая инспекция. Кроме того, в п. 3.7.2. Положения, к которому отсылает п. 3.1.3, указано, что учетный период устанавливается 1 год для учета рабочего времени сотрудников (без учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных или опасных условиях труда). Следовательно, такой способ расчета тарифной ставки установлен внутренним локальным актом ООО «Тверьстроймаш». Согласно заключения аудитора ООО «Аудиторской-консалтинговой фирмы «ЭкспертАудит» ООО «Тверьстроймаш», используя вариант расчета исходя из среднемесячной нормы рабочего времени, не нарушает законодательство. При ранее проведенных проверках государственной инспекции труда в Тверской области каких-либо нарушений, связанных с неправильным исчислением часовой тарифной ставки, выявлено не было. При рассмотрении категорий дел по защите трудовых прав работников следует принимать во внимание нормативные локальные акты работодателя. При этом, как указал Конституционный суд РФ в Определении от 08.12.2011 г. № 1622-0-0 правила, установленные ст. 152 ГК РФ (по аналогии можно применить ст. 153 ГК РФ) могут быть определены в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре. В Определении Верховного суда РФ от 02.05.2009 г № 75-Г09-3 также указано, что расчет оплаты за сверхурочные часы правомерно произведен исходя из размера часовой ставки, исчисленной путем деления месячного оклада на среднемесячное количество рабочих часов в календарном году. Следовательно, учитывая, что ООО «Тверьстроймаш» для расчета тарифной ставки обоснованно принимало во внимание рекомендации, изложенные в письме Минздрава России от 02.07.2014 № 16-4/2059436, закрепило такой способ расчета часовой тарифной ставки в положениях об оплате труда (2019, 2020 г.), с которыми были ознакомлены сотрудники, указанные положения, содержащиеся в положениях об оплате труда не противоречат действующему трудовому законодательству и не нарушают прав работников, поскольку предусмотренные система и условия оплаты труда, не ухудшают положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права системами и условиями оплаты труда. В связи с изложенным, оспариваемые предписание и акт подлежат признанию незаконными и отмене в полном объеме. Учитывая постановление Конституционного суда РФ от 28 июня 2018 г. N 26-П "по делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других" применительно к настоящему делу, помимо двойной часовой ставки подлежала выплате также премия, которая была начислена и выплачена административным истцом. П. 3.5.3 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» предусмотрено, что за фактически отработанные часы в выходной и нерабочий праздничные день производится оплата в двойном размере сдельной расценки или при сдельной оплате труда или часовой тарифной ставки при повременной оплате труда. Для расчета оплаты в выходной и праздничный день учитывается оклад, а также другие доплаты и стимулирующие надбавки, установленные кратно окладу или в фиксированной сумме, за исключением доплат за работу в ночную смену. Как ранее указывалось, на примере Горелкина А.В. в январе 2020 г.: Горелкину А.В. в январе 2020 г. был выплачен оклад в 100% размере (35000 руб.). За 12 часов работы в выходные дни сумма начислений составила 2 526,31 руб. (часовая тарифная ставка 210,526 X 12 = 2526,31). Доплата за работу в выходной день составила 2526,31 руб. (т.е. оплата произведена в двойном размере). Месячная премия (100%) была начислена на оклад 35000 руб. + работу в выходной день 2526,31 руб. и составила 37526,31 руб. Общий размер заработной платы составил 77578,93 руб. (оклад, работа в выходные дни, доплаты за работу в выходные дни и премия). Аналогично произведены расчеты за февраль 2020 г. Горелкина А.В., а также у Гусева П.В. за февраль 2020 г. Следовательно, Положение о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» полностью соответствует вышеуказанному Постановлению Конституционного суда РФ и нормам ТК РФ. Данное обстоятельство подтверждается также тем, что при ранее произведенных проверках у административного истца каких-либо вменяемых ему в рамках настоящего предписания нарушений не было выявлено, несмотря на то, что порядок расчета заработной платы в выходной день действовал и ранее. Таким образом, вопреки доводам ответчика, премия, как стимулирующая выплата, начислялась сверх двойной часовой ставки. При этом довод о необходимости при расчете часовой тарифной ставке учитывать также размер премии является несостоятельным и противоречит разъяснениям письма Минздрава от 02.07.2014 г. № 16-4/2059436, согласно которым часовая тарифная ставки рассчитывается путем деления установленного работнику оклада на среднемесячное количество рабочих часов. При этом, исходя из письма Федеральной службы по труду и занятости от 28.09.2011 г. №2822-6-1 компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты в размер тарифной ставки, оклада (должностного оклада) не включаются. Исходя из Постановления Конституционного суда РФ как раз и следует, что если работнику причиталась премия, она должна также начисляться и за работу в выходной день помимо двойного размера часовой ставки, что ООО «Тверьстроймаш» и было произведено в полном объеме. Вне зависимости от перестановки граф расчетного листа Горелкина А.В. в январе 2020 г. общий размер выплат не изменится, сумма подлежащая выплате останется неизменной. Следовательно, ООО «Тверьстроймаш» доказало, что заработная плата за работу в выходной день выплачена в двойном размере, стимулирующая выплата в виде премии начислена за работу в выходной день.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Тверской области в судебном заседании возражал относительно заявленных исковых требований, пояснив, что проверка в отношении организации административного истца была проведена на основании обращения гражданина. Административный истец обжалует предписание и акт согласно закону №294, отмена которых согласно данному закону возможна только в случае, если проверяющим были допущены нарушения указанного закона в части неисполнения сроков, из-за отсутствия распоряжения, из-за рассмотрения обращения ненадлежащим лицом. А в административных исковых требованиях нет указания ни на одно из процессуальных нарушений закона №294, которые могли бы повлиять на отмену предписания, поэтому данное административное исковое заявление и требования, которые в нем содержатся, не могут повлечь за собой отмену результатов проверки Государственной инспекции труда в Тверской области, а также отмену предписания, вынесенного должностным лицом. Локальные нормативные акты, принятые учреждением или юридическим лицом, которые ухудшают положение работников по сравнению с трудовым законодательством, не могут применяться. Из материалов дела видно, что локальный нормативный акт, который устанавливает порядок исчисления заработной платы работника, ухудшает положение работника по сравнению с трудовым законодательством, в том числе, по сравнению со ст.153 ТК РФ. Согласно постановления Конституционного суда РФ от 28.06.2018 №26-п, работа, произведенная сверх нормы производственного календаря, должна оплачиваться с учетом стимулирующих и компенсационных выплат. И когда сторона административного истца исчисляет заработную плату из оклада и исчисляет из этой суммы расчет работы в выходные и праздничные дни, стимулирующие и компенсационные выплаты просто не учитываются, следовательно, локальные нормативные акты, которые действуют в ООО «Тверьстроймаш» противоречат трудовому законодательству и не могут применяться. В расчетах, которые приведены в акте, в возражениях, конкретно указано, что расчет за выходные и праздничные дни был произведен только лишь за окладную часть, причем при расчете, который производила сторона административного истца, она даже была снижена, потому что у них средняя величина взята за год, тогда как должна быть разница между работниками, которые отработали норму по производственному календарю и которые отработали сверх нормы производственного календаря, а премия является переменной частью заработной платы, ее размер зависит от достижения сотрудником целевого результата в работе и от выполнения им показателей премирования. В положении об оплате ООО «Тверьстроймаш» прописано, что работник может получать, а может и не получать премию, но такого не должно быть, чтобы работники не получали стимулирующие за работу в праздничные и выходные дни, в ночное время. Нужно понимать разницу между премиальными выплатами и обязательными выплатами, которые работодатель обязан выплатить работнику вне зависимости от его показателей, от его работы, иных факторов, которые влияют на размер премиального вознаграждения. Согласно материалам, представленным работодателем, суммированный учет рабочего времени работников Горелкина А.В., Гусева П.Ю. не введен, в трудовом договоре суммированный учет не указан, в локальных нормативных актах работодателя о суммированном учете ничего не сказано.

Административным ответчиком Государственная инспекция труда в Тверской области представлены письменные возражения относительно заявленных административных исковых требований, согласно которым считают доводы истца несостоятельными, а административный иск не подлежащим удовлетворению. Ходатайствуют о прекращении административного дела в связи с пропуском ООО «Тверьстроймаш» срока на обжалование. Порядок и сроки обжалования предписания законному представителю ООО «Тверьстроймаш» были разъяснены. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем. Порядок обжалования предписания надзорного органа урегулирован ТК РФ и в соответствии со ст. 357 ТК РФ составляет десять дней со дня его получения работодателем или его представителем. Предписание 69/7-1124-20-ОБ/12-2747-И/197 от 13.07.2020 получено ООО «Тверьстроймаш» 15.07.2020 г., что подтверждается уведомлением о вручении, обжаловано в установленном Законом порядке не было и вступило в законную силу, а следовательно, подлежит обязательному исполнению. Одновременно по делу сообщают следующее. Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда). Федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач (ст. 356). Согласно статье 3 Конвенции Международной организации труда N 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (Женева, 11 июля 1947 г.) в задачу системы инспекции труда входит обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений. В исковом заявлении административный истец указывает на два варианта расчета стоимости времени отработанного в выходные или нерабочие праздничные дни и утверждает, что расчет стоимости одного часа должен производиться из среднемесячной нормы рабочего времени путем деления месячной тарифной ставки на среднее количество часов в месяце за год ссылаясь на письмо Минздрава России от 02.07.2014 г. № 16-4/2059436 при этом, указанное письмо не является нормативным правовым актом и не может распространятся на другие отрасли. Также истец ссылается на Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26.10.2018 по делу, № 33-17596/2018 в котором, рассмотрен иск к ООО "Лечебно-исследовательский центр "МКС Стоматология" (медицинскому центру). Согласно Апелляционному определению судебная коллегия полагает, что при разрешении споров работников, с которыми не оформлен трудовой договор в письменной форме, возможным принять во внимание рекомендации, данные Минздравом России в письме от 02.07.2014 N 16-4/2059436. В соответствии с разъяснениями, данными в п. 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ 29.05.2018 N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям", при рассмотрении дел о взыскании заработной платы по требованиям работников; трудовые отношения с которыми не оформлены в установленном законом порядке, судам следует учитывать, что в случае отсутствия письменных доказательств, подтверждающих размер заработной платы, получаемой работниками, работающими работодателя - физического лица (являющегося индивидуальным предпринимателем, не являющегося индивидуальным предпринимателем) или у работодателя - субъекта малого предпринимательства, который отнесен к микропредприятиям, суд вправе определить ее размер исходя обычного вознаграждения работника его квалификации в данной местности, а при невозможности установления размера такого вознаграждения - исходя из размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации (часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, ст. 133.1 ТК РФ, пункт 4 статьи 1086 Гражданского кодекса РФ). Согласно материалам, представленным ООО «Тверьстроймаш» между работодателем и работниками Горелкиным А.В., Гусевым П.Ю. заключены трудовые договора в которых установлен размер заработной платы в месяц (35000 рублей). Согласно вышеизложенному, доводы заявителя о расчете заработной платы за работу выходные или нерабочие праздничные дни работникам Горелкину А.В. и Гусеву П.Ю. в соответствии с рекомендациями, указанными в письме Минздрава России от 02.07.2014 N 16-4/2059 являются не обоснованными, в связи с тем, что работникам установлен должностной оклад который зафиксирован в трудовых договорах, в связи с чем, работодатель обязан производить расчет заработной платы за работу в выходные или нерабочие праздничные дни в соответствии с условиями установленными в трудовых договорах, в противном случаи размер заработной платы работника неправомерно снижается. В соответствии с п. 3.3.1 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» премия является переменной частью заработной платы, ее размер зависит от достижения сотрудником целевого результата в работе и/или от выполнения им показателей премирования. П. 3.3.3 Положения устанавливает виды начислений, учитываемые при расчете премии: оклад по часам, оплата по сдельному наряду, оплата работы в праздничный и выходной день, оплата работы сверхурочно. В заявлении истец утверждает, что в расчетных листках, выдаваемых на руки работникам, общей суммой проводится начисления месячной премии и премии за работу в выходной день. В связи с чем истец считает, что нарушений трудового законодательства в действиях ООО «Тверьстроймаш» не имеется, следовательно акт проверки и Предписание являются не законными. При этом в соответствии с п. 3.3.3 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» в котором устанавливаются виды начислений, учитываемые при расчете премии: оклад по часам, оплата по сдельному наряду, оплата работы в праздничный и выходной день, оплата работы сверхурочно, и она является переменной частью заработной платы, ее размер зависит от достижения сотрудником целевого результата в работе. При указанных обстоятельствах и следуя логике истца, если работодатель учитывает при расчете премии, и включил их как вид начислений: оклад по часам, оплату работы в праздничный и выходной день и др., указанные выплаты можно начислять не в полном размере вне зависимости от фактически отработанного времени. Указанная методика расчета заработной платы работников ООО «Тверьстроймаш» за работу в выходные или нерабочие праздничные дни приводит к необоснованному снижению вознаграждения работникам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступает в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, основанную на объективных критериях. Кроме того, это противоречит статье 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации, устанавливающей гарантию вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации.

Заинтересованное лицо бухгалтер ООО «Тверьстроймаш» Марусева Н. В. в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что в ООО «Тверьстроймаш» суммированный учет рабочего времени неведется, а про часовую тарифную ставку нигде не написано, что среднегодовую можно использовать, только если организация использует суммированный учет рабочего времени. Премия состоит из двух частей, которая платится на оклад и которая платится в праздничный и выходной день. Учет рабочего времени осуществляется на основании табеля учета рабочего времени. Работу сверх нормы рассчитывает на основании окладной части, а потом на окладную часть начисляет премию. У работников премия рассчитывается по показателям премирования, по проценту. Если у работников одинаковый оклад, при том, что один из них болел, а другой работал, то у них суммы за работу в выходные и праздничные дни будут одинаковыми независимо от того, сколько данные работники работали.

Иные административный ответчик, заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в судебное заседание не представили.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия административного ответчика, заинтересованных лиц, учитывая, что лица, определив свои права, реализуют их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, материал проверки Государственной инспекции труда в Тверской области в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тверьстроймаш», суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статьей 356 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрен перечень полномочий федеральной инспекции труда, к которым отнесены, в частности, осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; ведение приема и рассмотрение жалоб и иных обращений граждан о нарушениях их трудовых прав, принятие мер по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав (абзацы второй и пятнадцатый).

В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса Российской Федерации государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке. В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.

По смыслу указанной нормы при проведении проверок государственный инспектор труда выдаёт обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в том числе неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда) рассматриваются в рамках статей 381-397 Трудового кодекса Российской Федерации комиссиями по трудовым спорам или судами.

Ст. 130 ТК РФ установлены государственные гарантии по оплате труда работников - федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда, и ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Статьями 37, 38 Конституции РФ установлены основные гарантии социальной защиты, одной из которых является право работников на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В ст. 2 ТК РФ законодательством установлено обеспечение права каждого работника равенство прав и возможностей работников на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением.

Согласно ст. 5 ТК РФ нормы трудового нрава, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Законы субъектов Российской Федерация, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

При этом согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, заработная плата выплачивается исходя из фактически отработанного времени. Оплата сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время, регулируется отдельными статьями (ст. ст. 152, 153, 154 ТК РФ).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя предусмотреть для работников равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132) и предусматривающими основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130), а также дополнительные выплаты в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (статья 149).

По смыслу приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации, при определении оплаты труда наряду с другими факторами (обстоятельствами) должно учитываться количество труда и необходимость обеспечения повышенной оплаты при отклонении условий выполнения работ от нормальных.

В соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочной работой признается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Правила оплаты сверхурочной работы установлены в статье 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (часть 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что сверхурочной является работа, выполняемая работником в пределах его трудовой функции по инициативе (распоряжению, предложению или с ведома) работодателя сверх нормы рабочего времени, установленной для него законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами по месту его основной работы. На работодателя законом возложена обязанность вести точный учет продолжительности сверхурочной работы работника и оплачивать такую работу в повышенном размере.

Согласно части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А., и других" дана оценка конституционности части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 3.5 указанного Постановления следует, что при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018г. №26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других" указано, что предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

Вместе с тем порядок учета выплат, входящих в состав заработной платы, при исчислении размера оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, если принятая в соответствующей организации система оплаты труда включает в себя наряду с тарифной частью заработной платы (окладом (должностным окладом) либо тарифной ставкой) компенсационные и стимулирующие выплаты, частью первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно не определен. Однако при такой системе оплаты труда тарифная часть в общей сумме заработной платы, как правило, не является преобладающей и применение одного лишь гарантированного данной нормой минимума (двойная дневная или часовая ставка, двойная часть оклада (должностного оклада) за день или час работы сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени), без учета компенсационных и стимулирующих выплат, в тех случаях, когда коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором не предусмотрен иной, более высокий размер оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, означало бы, вопреки принципу равной оплаты за труд равной ценности и законодательно закрепленному требованию обеспечения работникам справедливой заработной платы, что за работу в выходной или нерабочий праздничный день работник будет получать оплату в меньшем размере, чем за работу в обычный рабочий день.

Таким образом, часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату.

Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

Согласно статье 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Судом установлено, что согласно акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №69/7 -1124 – 20 – ОБ/2-2746 – И/97 от 13.07.2020.г., составленного государственным инспектором труда отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тверской области Сулаевой К. А. в ходе проведения проверки в обжалуемой административном истцом части установлено, что на момент проведения проверки Генеральным директором ООО «Тверьстроймаш» является С.А. Боченков, действующий на основании Устава, который выполняет организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции и, в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ и ст. ст. 20, 22 ТК РФ является должностным лицом, ответственным за соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих нормы трудового права. При исследовании предоставленных ООО «Тверьстроймаш» должностному лицу, проводящему проверку, документов, а также документов, находящихся в распоряжении Гострудинспекции, установлено, что согласно производственному календарю на январь 2020 г. норма рабочего времени составляла 136 часов. Согласно табелю учета рабочего времени за январь 2020 г. работник Горелкин А.В. привлекался к работе 148 часов, из которых 12 часов были отработаны 25.01.2020 г. сверх нормы производственного календаря. В соответствии с трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему, работнику установлен оклад в размере 35000 руб. Приказом № 17-лс от 24.01.2020 г. для выполнения заранее непредвиденных работ, от выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа предприятия в целом, приказано привлечь Горелкина А.В. с личного согласия к работе в выходной день 25.01.2020 г. на 12 часов. Согласно приказу за работу в выходной день произвести оплату в двойном размере. Подпись работника, свидетельствующая об ознакомлении с приказом, проставлена. За работу в выходной день в количестве 12 часов в январе 2020 г., работнику Горелкину А.В. начислено 5052,62 руб. 35 000 /136 = 257,35 (стоимость часа в январе 2020 г.); 257,35*12*2 = 6176,4 руб. (размер оплаты, причитающейся работнику от работодателя за работу в выходной день). Норма рабочего времени на февраль 2020 г. составила 152 часа. Согласно табелю учета рабочего времени за февраль 2020 г. Горелкин А.В. привлекался к работе 159 часов, из которых 7 часов отработаны сверх нормы производственного календаря. Приказом № 51-лс от 22.02.2020 г. работник Горелкин А.В. привлечен к работе в выходной день 22.02.2020 г. с личного согласия на 7 часов. За работу в выходной день произвести оплату в двойном размере. За работу в выходной день в количестве 7 часов в феврале 2020 г. работнику Горелкину А.В. начислено 1 473,68 руб. и доплата за работу в выходные и праздники в размере 1 473,68 руб., то есть всего начислено 2947,36 руб. 35000 /152 = 230,26 руб. (стоимость часа в феврале 2020 г.); 230,26*7*2 = 3223,64 руб. (размер оплаты, причитающейся работнику от работодателя за работу в выходной день). Согласно табелю учета рабочего времени за февраль 2020 г. Гусев П.Ю. привлекался к работе 167 часов, из которых 15 сверх нормы производственного календаря. В соответствии с трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему, работнику установлен оклад в размере 35000 руб. Приказом № 51-лс работник Гусев П.Ю. привлекается к работе в выходной день 22.02.2020 с личного согласия на 7,5 часов. За работу в выходной день работнику произвести оплату в двойном размере. Приказом № 58-лс о работе в выходной день Гусев привлекается к работе в выходной день 29.02.2020 г. на 7,5 часов. Оплата за работу в выходной день производится в двойном размере. За работу в выходные дни 22.02 и 29.02 в количестве 15 часов в феврале 2020 г., работнику Гусеву П.Ю. начислено 3 157,90 руб., доплата за работу в выходные и праздники в размере 3 157,90 руб., то есть всего начислено 6 315,80 руб. 35 000 /152 = 230,26 руб. (стоимость часа в феврале 2020 г.); 230,26*15*2 = 6907,8 руб. (размер оплаты, причитающейся работнику от работодателя за работу в выходной день). Таким образом, оплата работы в выходные дни, произведенная работниками сверх нормы производственного календаря, оплачена работодателем исходя из должностного оклада менее чем в двойном размере без учета стимулирующих и компенсационных выплат. Часы, отработанные работником в выходные и нерабочие праздничные дни, должны оплачиваться в соответствии с требованиями ст. 153 ТК РФ. В нарушение ст. 22, ст. 153 ТК РФ оплата работы в выходные дни, произведенная работником А.В. Горелкиным в январе 2020 г. в количестве 12 часов, в феврале 2020 г, в количестве 7 часов, работником П.Ю. Гусевым в феврале 2020 г. в количестве 15 часов, сверх нормы производственного календаря, оплачена работодателем исходя из должностного оклада менее чем в двойном размере без учета стимулирующих и компенсационных выплат. Ответственным за выявленные нарушения являются ООО «Тверьстроймаш» и генеральный директор ООО «Тверьстроймаш».

Руководствуясь Конвенцией Международной организации труда от 11 июля 1947 года № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле», ратифицированной Федеральным законом от 11 апреля 1998 года № 58-ФЗ, статьями 229.3, 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Положением о Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 324, Положением о федеральном, государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2012 года № 875, административными регламентами в установленной сфере деятельности, и с целью устранения нарушений, указанных в акте проверки от «13» июля 2020 г. № 69/7-1124-20-ОБ/12-2746-И/197 административному истцу Государственной инспекцией труда в Тверской области выдано предписание №69/7 -1124 – 20 – ОБ/2-2747 – И/97 от 13.07.2020.г., согласно которому не позднее 28.07.2020 г необходимо устранить нарушение ст. ст. 22, 153 ТК РФ произвести оплату часов, отработанных работником А.В. Горелкиным в выходной день в январе 2020 г. в количестве 12 часов, не менее чем в двойном размере с учетом стимулирующих и компенсационных выплат; необходимо устранить нарушение ст. ст. 22, 153 ТК РФ произвести оплату часов, отработанных работником А.В. Горелкиным в выходной день в феврале 2020 г. в количестве 7 часов, не менее чем в двойном размере с учетом стимулирующих и компенсационных выплат; необходимо устранить нарушение ст. ст. 22, 153 ТК РФ произвести оплату часов, отработанных работником П.Ю. Гусевым в выходной день в феврале 2020 г. в количестве 15 часов, не менее чем в двойном размере с учетом стимулирующих и компенсационных выплат; необходимо устранить нарушение ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска и (или) других выплат, причитающихся работнику, выплатить с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. С учетом выше изложенного произвести начисление и выплату денежной компенсации в соответствии со ст. 236 ТК РФ. О выполнении предписания сообщить по адресу: Государственная инспекция труда в Тверской области, г. Тверь, ул. Вагжанова, 7, корп. 1, в срок не позднее 28.07.2020 с приложением заверенных надлежащим образом копий документов, подтверждающих его фактическое исполнение.

В обоснование заявленных административных исковых требований административным истцом в том числе представлены копия акта проверки от 25.03.2019, копия устава ООО «Тверьстроймаш» за 2009 год с копией изменений в устав ООО «Тверьстроймаш» за 2011 год, копия приказа от 17.09.2019, копия должностной инструкции бухгалтера от 09.01.2014, копия трудового договора №87 от 17.09.2019, правовая позиция на возражения Государственной инспекции труда в Тверской области, копия приказа от 29.11.2019 №77а, копия положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» от 29.11.2019 с копиями приложения №1 и листов ознакомления, копия приказа от 29.10.2018, копия положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» от 29.10.2018 с копиями листов ознакомления на 3 листах, копия перечня документов для ознакомления, копия заключения аудитора от 20.08.2020, копия постановления от 15.05.2018, копия чека от 24.07.2020, копии табелей учета рабочего времени, платежных поручений о выплате заработной платы, расчетные листки, копии трудовых договоров, дополнительных соглашений, копии приказов о привлечении работников Гуесва П. Ю., Горелкина А. В. к работе в выходные дни.

Согласно п. 2 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», к приказу от 29.10.2018.г. (начало действия с 01.01.2019.г.), п. 2 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», к приказу от 29.11.2019.г. (начало действия с 01.02.2020.г.) в Тверьстроймаш действуют следующие системы заработной платы: повременная, повременно-премиальная, сдельно-премиальная, либо иная, предусмотренная заключенным трудовым договором с сотрудником. При повременной заработной плате величина заработной платы сотрудника зависит от фактически отработанного им времени. При сдельной заработной плате величина заработной платы сотрудника зависит от количества и типа выполненной работы, независимо от потраченного времени. Премиальный вид заработной платы предусматривает выплату сотруднику периодического или единовременного поощрения - премии дополнительно к основной заработной плате за достижение целевого результата в работе на основании установленных показателей и условий премирования.

Из п. 3 положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», к приказу от 29.10.2018.г. (начало действия с 01.01.2019.г.) следует, что заработная плата сотрудника Тверьстроймаш в зависимости от должности (профессии), характера работы и условий трудового договора может включать в себя следующие виды выплат: повременная заработная плата - заработная плата, начисленная по окладу за фактически отработанное время. Оклад - фиксированный размер оплаты труда сотрудника за выполнение им должностных (трудовых) обязанностей за месяц. размер оклада устанавливается штатным расписанием, утверждаемым приказом Тверьстроймаш и указывается в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. Фактически отработанное сотрудником время определяется в Тверьстроймаш на основании данных документированного учета рабочего времени и отражается в табеле учета рабочего времени. Расчет величины часовой ставки производится по формуле: часовая ставка = оклад сотрудника / (норма рабочих часов за год по производственному календарю /12). Расчет оплаты труда при суммированном учете рабочего времени регламентирован п.3.7. настоящего положения. Премия является переменной частью заработной платы, ее размер зависит от достижения сотрудником целевого результата в работе и/или от выполнения им показателей премирования. размер премии сотрудника и правила его расчета устанавливаются «показателями премирования сотрудника», являющимися приложениями к настоящему положению и утвержденными приказом Тверьстроймаш. Показатели премирования устанавливаются для каждой должности (профессии) в соответствии с целями и задачами Тверьстроймаш. показатели премирования сотрудника могут изменяться с целю создания условий для достижения целей и решения задач Тверьстроймаш. Начисление премии выполняется на основании «отчета о выполнении показателей премирования сотрудника», форма которого утверждается приказом Тверьстроймаш вместе с показателями премирования сотрудника. В Тверьстроймаш действуют следующие виды премий: месячная, квартальная, годовая, разовая. Годовая премия начисляется и выплачивается в соответствии с показателями премирования сотрудника один раз в год 14 февраля в день выплаты заработной платы. На получение годовой премии имеют право сотрудники, принятые на работу в Тверьстроймаш не позднее 31 марта расчетного года и являющиеся сотрудниками на 31 января следующего года за расчетным без учета фактически отработанного времени в расчетном периоде. Квартальная премия начисляется по итогам календарного квартала и выплачивается в соответствии с показателями премирования сотрудника 14 января, 14 апреля, 14 июля, 14 октября, в день выплаты заработной платы пропорционально отработанному времени в расчетном календарном квартале. Сотруднику, принятому на работу позднее первого рабочего дня календарного квартала, квартальная премия за этот квартал не начисляется и не выплачивается. ежемесячная премия начисляется в соответствии с показателями премирования сотрудника пропорционально отработанному времени вне зависимости от даты приема сотрудника на работу. Разовая премия применяется с целью индивидуального поощрения сотрудника за особые результаты деятельности. Размер разовой премии определяется в денежной сумме и утверждается приказом Тверьстроймаш. премия начисляется и выплачивается при выполнении следующих условий, если иное не определено показателями премирования сотрудника: условие для начисления и выплаты годовой премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном году более или равно 296 штук; условие начисления и выплаты квартальной премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном квартале более или равно 75 штук, для первого квартала - более или равно 71 штук; условие начисления и выплаты месячной премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном месяце более или равно 25 штук, для января - более или равно 21 штук. При невыполнении указанных условий премия сотруднику может быть не начислена и не выплачена или начислена и выплачена в меньшем размере, чем определено показателями премирования сотрудника.

Как следует из п. 3 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», к приказу от 29.11.2019.г. (начало действия с 01.02.2020.г.) заработная плата сотрудника Тверьстроймаш в зависимости от должности (профессии), характера работы и условий трудового договора может включать в себя следующие виды выплат: повременная заработная плата - заработная плата, начисленная по окладу за фактически отработанное время; оклад - фиксированный размер оплаты труда сотрудника за выполнение им должностных (трудовых) обязанностей за месяц. Размер оклада устанавливается штатным расписанием, утверждаемым приказом Тверьстроймаш и указывается в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему; фактически отработанное сотрудником время определяется в Тверьстроймаш на основании данных документированного учета рабочего времени и отражается в табеле учета рабочего времени; расчет величины часовой ставки производится по формуле: часовая ставка = оклад сотрудника / (норма рабочих часов за год по производственному календарю /12). Расчет оплаты труда при суммированном учете рабочего времени регламентирован п.3.7. настоящего Положения; премия является переменной частью заработной платы, ее размер зависит от достижения сотрудником целевого результата в работе и/или от выполнения им показателей премирования. Размер премии сотрудника и правила его расчета устанавливаются «Показателями премирования сотрудника». Показатели премирования устанавливаются для каждой должности (профессии) в соответствии с целями и задачами Тверьстроймаш, утверждаются и водятся в действия приказом Тверьстроймаш. Показатели премирования сотрудника могут изменяться с целю создания условий для достижения целей и решения задач Тверьстроймаш. Изменения утверждаются приказом Тверьстроймаш. Начисление премии выполняется на основании «Отчета о выполнении показателей премирования сотрудника», форма которого утверждается приказом Тверьстроймаш вместе с Показателями премирования сотрудника. Виды начислений, учитываемые при расчете премии: оклад по часам, оплата по сдельному наряду, оплата работы в праздничный и выходной день, оплата работы сверхурочно. В Тверьстроймаш действуют следующие виды премий: месячная, квартальная, годовая, разовая. Ежемесячная премия начисляется в соответствии с Показателями премирования сотрудника, пропорционально отработанному времени вне зависимости от даты приема сотрудника на работу. Ежемесячная премия ведущего специалиста отдела продаж начисляется в соответствии с Показателями премирования сотрудника вне зависимости от количества отработанного времени и даты приема сотрудника на работу. Разовая премия применяется с целью индивидуального поощрения сотрудника за особые результаты деятельности. Размер разовой премии определяется в денежной сумме и утверждается приказом Тверьстроймаш. Премия начисляется и выплачивается при выполнении следующих условий: условие для начисления и выплаты годовой премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном году более или равно 296 штук; условие начисления и выплаты квартальной премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном квартале более или равно 75 штук, для первого квартала - более или равно 71 штук; условие начисления и выплаты месячной премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном месяце более или равно 25 штук, для января - более или равно 21 штук. При невыполнении указанных условий премия сотруднику может быть не начислена и не выплачена или начислена и выплачена в меньшем размере, чем определено Показателями премирования сотрудника. Сотруднику может быть не начислена премия частично или полностью в случаях невыполнения, несвоевременного выполнения или некачественного выполнения им своих должностных (профессиональных) обязанностей, требований должностной инструкции, требований локальных нормативных актов Тверьстроймаш, письменных и устных распоряжений непосредственного руководителя и генерального директора, причинения сотрудником ущерба.

Судом установлено, что для работников Гусева П. Ю., Горелкина А. В. в соответствии с трудовыми договорами с учетом дополнительных соглашений, установлен нормированный рабочий день, 5-ти дневная 40 часовая рабочая неделя, суббота, воскресенье – выходные дни, размер оклада на январь 2020.г., февраль 2020.г. составляет 35000 рублей, премиальное вознаграждение выплачивается в соответствии с Положением о заработной плате, однако Горелкину А. В., в январе 2020 года, феврале 2020 года, а Гусеву П. Ю. в феврале 2020 года в нарушение ст. ст. 22, 153 ТК РФ оплата работы в выходные дни оплачена работодателем исходя из должностного оклада менее чем в двойном размере без учета стимулирующих и компенсационных выплат.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, с учетом требований п. 8 ст. 226 КАС РФ суд приходит к выводу, что административным истцом соблюдены сроки обращения с указанными административными исковыми требованиями в суд, поскольку получив оспариваемые предписание и акт 15.07.2020.г. с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 24.07.2020.г. посредством почтового отправления, однако нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения административного дела, оспариваемые предписание и акт в их обжалуемой части не противоречат нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, методика расчета заработной платы работников ООО «Тверьстроймаш» за работу в выходные или нерабочие праздничные дни приводит к необоснованному снижению вознаграждения работникам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступает в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, основанную на объективных критериях.

Как видно из оспариваемого предписания, государственным инспектором труда на административного истца возложена обязанность по начислению и выплате заработной платы за часы, фактически отработанные в выходные дни в январе 2020 года, феврале 2020 года, в соответствии со статьёй 153 Трудового кодекса РФ и Постановлением Конституционного Суда № 26-П, а также проценты за задержку выплаты таких сумм. При этом конкретных сумм в предписании не указывалось, требований выплатить именно суммы, перечисленные в акте проверки и оспариваемые работодателем, в предписании не содержится. Исходя из предписания работодатель вправе сам произвести расчёт сумм, однако учитывая при этом нормативные положения Трудового кодекса РФ и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации.

Требования предписания, изложенные в пунктах 1 -3 соответствуют приведённым положениям статьи 153 Трудового кодекса РФ и Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, требования пункта 4 предписания основаны на положениях статьи 236 Трудового кодекса РФ.

В данном случае при проведении государственной инспекцией труда в Тверской области проверки в обжалуемой части были выявлены очевидные нарушения работодателем трудового законодательства, в связи с чем, государственная инспекция труда в рамках предоставленных абзацем 2 статьи 356 и абзацем 6 статьи 357 Трудового кодекса Российской Федерации полномочий правомерно вынесла обязательное для работодателя предписание.

Доводы стороны административного истца в обоснование заявленных административных требований о том, что права работников не нарушаются, поскольку им за работу в выходные и (или) праздничные дни также начисляется премия, что следует из расчетных листков в графе «месячная премия» суд отклоняет, учитывая, что премия согласно локальных нормативных актов ООО «Тверьстроймаш» является переменной частью заработной платы, ее размер зависит от достижения сотрудником целевого результата в работе и/или от выполнения им показателей премирования.

Ссылки административного истца на письмо Минздрава России от 02.07.2014 № 16-4/2059436, определяющего способ расчета часовой тарифной ставки, который определен в положениях об оплате труда (2019, 2020 г.), на то обстоятельство, что ранее при проведении проверок государственной инспекцией труда в Тверской области не указывалось на нарушение трудового законодательства в обжалуемой части выводов предписания от 13 июля 2020 года не опровергают. Предписание и акт в обжалуемой части не противоречат вышеприведенным нормам действующего законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административных исковых требований по административному иску ООО «Тверьстроймаш» к Государственной инспекции труда в Тверской области, государственному инспектору труда отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тверской области Сулаевой Ксении Анатольевне о признании незаконными и отмене предписания государственного инспектора труда отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тверской области Сулаевой Ксении Анатольевны №69/7 -1124 – 20 – ОБ/2-2747 – И/97 от 13.07.2020.г., акта проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №69/7 -1124 – 20 – ОБ/2-2746 – И/97 от 13.07.2020.г., составленного государственным инспектором труда отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Тверской области Сулаевой Ксенией Анатольевной отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Е. Ю. Голосова