ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1117/2022 от 21.02.2022 Кировского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 2а-1117/2022

64RS0045-01-2022-001087-30

Решение

Именем Российской Федерации

21 февраля 2022 года г. Саратов

Кировский районный суд города Саратова в составе:

председательствующего судьи Сорокиной Е.Б.,

при секретаре Агаеве Ш.Ш.о,

с участием представителя административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовгорэлектротранс» к Государственной инспекции труда в Саратовской области, заместителю начальника отдела №1 надзора за соблюдением трудового законодательства Вилковой ЮВ о признании незаконными акта проверки, предписания,

установил:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к государственной инспекции труда (далее – ГИТ) в <адрес>, мотивируя требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в <адрес> вынесено решение -ОБ/12-8690-И/54-98 (вх.от ДД.ММ.ГГГГ) о нижеследующем. На основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-ОБ/12-6867-И/54-98 в отношении МУПП «СГЭТ» проведена внеплановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки -ОБ/12-6867-И/54-98 от ДД.ММ.ГГГГ, выдано предписание -ОБ/12-6867-И/54-98/1 от ДД.ММ.ГГГГ, сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ. Выражает свое несогласие с тем, что в настоящее время трудовым законодательством не предусмотрено единого для работников способа индексации заработной платы. Законом установлена лишь обязанность работодателя по осуществлению индексации заработной платы. Порядок индексации, ее размер и сроки работодатели, вправе выбирать самостоятельно с учетом мнения представительного органа работников. Указывают, поскольку индексация заработной платы является обязанностью работодателя, то индексация в отсутствие порядка индексации в Положении об оплате труда не является нарушением норм трудового законодательства. Порядок индексации, ее размер и сроки работодатели, вправе выбирать самостоятельно, с учетом мнения представительного органа работников. Индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников. Поскольку индексация заработной платы является обязанностью работодателя, то индексация в отсутствие порядка индексации в Положении об оплате труда, не является нарушением норм трудового законодательства. Относительно довода о несоблюдении работодателем Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту РФ на 2020-2022 года: основным видом деятельности МУПП «СГЭТ» является - регулярные перевозки пассажиров трамваями в городском и пригородном сообщении (электротранспорт).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (абз. 8 ст.45 ТК РФ). Согласно перечню действующих отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключенных на федеральном уровне социального партнерства МУПП «СГЭТ» относится к предприятиям, на которые распространяет свое действие отраслевое соглашение по организациям наземного городского электрического транспорта российской федерации на 2021 - 2023 годы n 25/21-23 от ДД.ММ.ГГГГ. МУПП «СГЭТ» не располагает сведениями о наличии в настоящее время на территории региона действующего областного отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, заключенного между министерством транспорта и дорожного хозяйства <адрес>, Саратовским региональным отраслевым объединением работодателей «Союз дорожников и транспортников» и <адрес> организацией Общероссийского профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на 2020 - 2022 годы. МУПП «СГЭТ» до настоящего времени не получало отраслевого соглашения, а также отсутствуют сведения о публикации заключенного на региональном уровне отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту, в том числе, данные сведения отсутствуют на официальном сайте <адрес>. Обязанности, предусмотренные проектом регионального отраслевого соглашения не могут применяться к предприятию ввиду его отсутствия в доступных источниках, а также ввиду отсутствия уведомления МУПП «СГЭТ» об утверждении вышеуказанного документа. Отраслевое соглашение заключается между министерством транспорта и дорожного хозяйства области, Саратовским региональным отраслевым объединением работодателей «Союз дорожников и транспортников» и <адрес> организацией Общероссийского Профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. МУПП «СГЭТ» не является членом ни Российский автотранспортный союз, ни Общественная организация «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства». На официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ опубликовано Дополнительное соглашение о внесении изменений в Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы, согласно которому Российский автотранспортный союз и Общественная организация «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», приостановлено действие пунктов 3.2., 3.6.5 Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020 - 2022 годы до ДД.ММ.ГГГГ. МУПП «СГЭТ» не является участником вышеуказанного соглашения и не имеет обязательств по его исполнению. Установленная законодательством обязанность соблюдения норм о МРОТ предприятием исполняется, с ДД.ММ.ГГГГ предприятием произведено повышение МРОТ в установленном законом порядке до значения 12 792 руб. В установленном порядке МУПП «СГЭТ» оплачивает водителям Кировского трамвайного депо, работающим на маршруте время проведения медицинского осмотра водителей перед выездом на линию и после возвращения с линии и не оплачивается время следования водителей к месту проведения медосмотра. Обращают внимание, что в оспариваемом акте проверки отсутствуют сведения о праве МУПП «СГЭТ» на обжалование данного документа.

На основании изложенного с учетом уточнений просят признать незаконным и отменить акт проверки -ОБ/12-6867-И/54-98 от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в <адрес>, признать незаконным и отменить предписание -ОБ/12-6867-И/54-98/1 от ДД.ММ.ГГГГ Государственной инспекции труда в <адрес>.

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала по основаниям изложенным в административном иске (жалобе). Просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика, административный ответчик ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований (доводов жалобы), поддержала позицию отраженную в письменных возражениях, приобщённых к материалам дела.

Суд, заслушав пояснения сторон, участвующего в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указывает на то, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Согласно части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу положений статьи 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.

Согласно статье 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (статья 354 ТК РФ).

Основными задачами федеральной инспекции труда являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (статья 355 ТК РФ).

В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан; ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав; и иные перечисленные в положениях статьи (статья 356 ТК РФ).

Порядок проведения проверок приведен в Положении о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции на момент возникновения спорных отношений).

По результатам проверки работодателя составляется акт проверки по установленной форме (пункт 14).

Кроме того, государственный инспектор труда при проведении проверок и выявлении нарушений имеет право предъявлять работодателям предписания об устранении нарушений трудового законодательства, обязательные для исполнения (статья 357 ТК РФ).

Порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.

Предметом проверки является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.

Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе поступление в федеральную инспекцию труда: обращений и заявлений граждан о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством; обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав (статья 360 ТК РФ).

Из данных норм следует, что государственные органы инспекции труда наделены законом полномочиями по рассмотрению заявлений, писем, жалоб и иных обращений граждан о нарушении их трудовых прав и применению по результатам рассмотрения обращений граждан определенных мер реагированияв виде предъявления должностным лицам предписаний об устранении нарушений закона, в том случае, когда это не связано с разрешением индивидуального трудового спора, поскольку осуществляя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.

Как следует из материалов административного дела, на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-ОБ/12-6867-И/54-98 в отношении МУПП «СГЭТ» проведена внеплановая выездная проверка.

По результатам проведенной проверки соблюдения трудового законодательства был составлен акт проверки -ОБ/12-6867-И/54-98 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: в соответствии с п.2.8 Коллективного договора работодатель проводит индексацию заработной платы в порядке, установленном нормами действующего законодательства ежегодно в порядке, предусмотренном Положением об оплате труда, однако, в вышеназванном положении порядок индексации отсутствует, что является нарушением ст. 134 ТК РФ; нарушение ст. 15 ТК РФ, ст.22 ТК РФ, п.3.5 отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту РФ на 2020 - 2022 годы в Коллективном договоре в МУПП «СГЭТ» тарифная сетка по оплате труда работников в соответствии с условиями неназванного отраслевого соглашения не зафиксирована; в нарушение ст.22 ТК РФ, ч.4 ст.8 ТК РФ п.2.2. Положения об оплате труда премировании водителей трамваев (троллейбусов) на предприятии, утвержденного ДД.ММ.ГГГГ, содержит нормы, ухудшающие положение работника сравнению с п. 10 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса", а именно не включает в рабочее время подлежащее оплате время следования от рабочего места до места медицинского осмотра (в том числе вне территории депо) и обратно.

Выявленные нарушения трудового законодательства явились основанием для вынесения в адрес МУПП «СГЭТ» предписания -ОБ/12-6867-И/54-98/1 от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости устранения допущенных нарушений трудового законодательства.

В силу ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 2.8 коллективного договора работодатель проводит индексацию заработной платы в порядке, установленном нормами действующего законодательства ежегодно в порядке, предусмотренном Положением об оплате труда.

Таким образом, МУПП «СГЭТ» самостоятельно возложил на себя обязанность по разработке порядка индексации в положении об оплате труда, однако, как следует из представленных доказательств, данная обязанность выполнена не была.

Время следования от рабочего места до места медицинского осмотра (в том числе вне территории депо) и обратно не тождественно времени работы на линии, времени прохождения медицинского осмотра, данное утверждение отражено административным истцом.

В силу п. 10 Приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ) рабочее время водителя состоит из следующих периодов: а) время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии, а также время следования от рабочего места до места медицинского осмотра (в том числе вне территории депо) и обратно.

В силу вышеуказанной правовой нормы данный довод суд находит несостоятельным.

По поводу обязательности применения «Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту РФ на 2020 г.- 2022 г.».

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ подписано и зарегистрировано в Федеральной службе по труду и занятости ДД.ММ.ГГГГ Отраслевое Соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту.

В силу ст. 25 ТК РФ сторонами социального партнерства являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей.

Из пункта 1.1, 1.5 Федерального отраслевого соглашения следует, что оно заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта. Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта, независимо от организационно- правовых форм и видов собственности, является правовым актом, и его условия обязательны для организаций, на которые оно распространяется.

Как следует из текста данного соглашения, предложение о присоединении к порядку составляется в соответствии с рекомендуемым образцом согласно приложению к данному соглашению и в течении 5 рабочих дней со дня его получения направляется Министерством труда и социальной защиты РВ в «Российскую газету» для официального опубликования. Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течении 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный отказ присоединится к нему, то в соответствии с ч. 9 ст. 48 ТК РФ соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения.

Материалами дела установлено, что МУПП «СГЭТ» это предприятие осуществляющее деятельность в отрасли, на которую распространяется действие Федерального отраслевого соглашения и дополнения к нему.

Поскольку в материалах дела отсутствует сведения об отказе в присоединении к указанному федеральному отраслевому соглашению, суд приходит к выводу что данное соглашение распространяется на МУПП «СГЭТ» и отклоняет доводы административного истца о его нераспространении на МУПП «СГЭТ».

Таким образом, вопреки позиции административного истца, у административного ответчика имелись достаточные основания, подтвержденные обстоятельствами с учетом правовых норм на вынесения оспариваемых актов.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из указанных условий, их действия (бездействия) не могут быть признаны незаконными.

Согласно ст. 4 КАС РФ судебной защите подлежит лишь нарушенное право заявителя, однако, истцами не представлено доказательств нарушения каких-либо прав и интересов.

С учетом изложенного, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления муниципального унитарного производственного предприятия «Саратовгорэлектротранс» к Государственной инспекции труда в Саратовской области, заместителю начальника отдела №1 надзора за соблюдением трудового законодательства Вилковой ЮВ о признании незаконными акта проверки, предписания, отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья Сорокина Е.Б.