ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1118/20 от 30.10.2020 Пролетарского районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1118/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2020 года город Тверь

Пролетарский районный суд города Твери в составе:

председательствующего судьи Голосовой Е.Ю.,

при секретаре Рощупкиной Е.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1, действующей на основании доверенности от 19.08.2020.г., диплома № 166 от 28.02.2003.г.,

представителя административных ответчиков прокуратуры Пролетарского района г. Твери, прокуратуры Тверской области ФИО2, действующей на основании доверенностей от 02.12.2019.г., от 28.10.2020.г. №33-2020

заинтересованного лица бухгалтера ООО «Тверьстроймаш» ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ООО «Тверьстроймаш» к прокуратуре Пролетарского района г. Твери, заместителю прокурора Пролетарского района г. Твери Машуто Дмитрию Александровичу, прокуратуре Тверской области о признании незаконным и отмене представления об устранении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш» №15-2020 от 16.06.2020.г.

установил:

Административный истец обратился в суд с указанным административным иском, мотивируя свои требования следующими обстоятельствами. Представлением об устранении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш», выданного Прокуратурой Пролетарского района г. Твери от 16.06.2020 г. № 15-2020 в лице заместителя прокурора района Д.А. Машуто было указано на необходимость принять меры по устранению нарушений трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш» и недопущению их впредь в месячный срок. ООО «Тверьстроймаш» полагает, что каких-либо нарушений трудового законодательства в деятельности ООО «Тверьстроймаш» не имеется, в связи с чем названное Представление нарушает его права и законные интересы по следующим основаниям. В соответствии со статьей 1 Закона о прокуратуре Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Реализуя эти полномочия, прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения (пункт 3 статьи 22, статьи 24, 28 названного Закона). За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, являясь основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц. Принимая обжалуемое представление в части нарушения премиальных выплат прокуратура указала, что в табеле учета рабочего времени в отношении работников ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 30 и 31 марта 2020 г. зафиксирован символ «ОН» Норма часов в марте 2020 г. составила 168 часов. Оплата произведена за март 2020 г. за 12 часов в размере 35000 руб., месячная премия составила 35000 руб. Норма часов в апреле 2020.г. составляла 175 часов. В табеле учета рабочего времени у ФИО4, отражено 175 часов, из которых с 01 по 03 и 06 по 07 апреля зафиксированы символом «ОН» При этом согласно расчетному листу за апрель 2020 г., оплата произведена за 135 часа в размере 35000 руб. Месячная премия составила 15750 руб. Прокуратура полагает, что согласно п. 3.3.11 положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» премиальное вознаграждение выплачено не пропорционально фактически отработанному времени, что привело к снижению заработной платы. Названный довод является несостоятельном, поскольку исходя из вышеизложенного следует, что ООО «Тверьстроймаш» в любом случае вне зависимости от каких-либо иных факторов обязано выплачивать сотруднику ежемесячную премию в 100% размере, что не соответствует как законодательству, так и положению о заработной плате ООО «Тверьстроймаш». Из положений ст. ст. 22, 129, 135, 191 ТК РФ следует, что премирование работника по результатам их труда является стимулирующей выплатой, устанавливаемой работодателем по своему усмотрению и является его правом, а не обязанностью, зависит, в частности от количества и качества труда работников, финансового состояния предприятия и прочих факторов, которые могут оказывать влияние на сам факт и размер премирования. Выплата премии регулируется трудовым договором и локальными нормативными актами работодателя. Работодатель сам устанавливает условия, при которых работникам выплачивается премия, а также размер премиальной выплаты. Данная выплата не является гарантированной частью заработной платы. Премия является мерой дополнительного материального стимулирования, размер премии поставлен в прямую зависимость от итогов финансово-хозяйственной деятельности Общества и к гарантированным обязательным выплатам не относится. Премия за апрель была начислена по показателям премирования каждого сотрудника в полном объеме. Согласно, п. 3.3.13. Положения о заработной плате в ООО «Тверьстроймаш» премия начисляется и выплачивается при выполнении следующих условий: условие для начисления и выплаты годовой премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном году более или равно 296 штук; условие начисления и выплаты квартальной премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном квартале более или равно 75 штук, для первого квартала - более или равно 71 штук; условие начисления и выплаты месячной премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном месяце более-или равно 25 штук, для января - более или равно 21 штук. При невыполнении указанных условий премия сотруднику может быть не начислена и не выплачена или начислена и выплачена в меньшем размере, чем определено Показателями премировании сотрудника. Согласно Приказа Генерального директора от 151-лс от 12.05.2020 в связи с не выполнением плана производства в апреле месяце, премия сотрудникам была начислена в размере 30% от суммы премии, рассчитанной в соответствии с показателями премирования. Следовательно, каких-либо нарушений трудового законодательства не имеется, данные выплаты были поставлены в зависимость прежде всего от выполнения основных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия в целом, в связи с чем представление в названной части незаконно. В части нарушения выплат за работу в выходной день в представлении указано, что работник ФИО4 привлекался к работе в январе 2020 г. 148 часов, из которых 12 часов были отработаны 25.01.2020 г. сверх нормы производственного календаря. За работу в выходной день, по мнению прокуратуры, за 12 часов в январе начислено 5052,62 руб. неверно, поскольку должно быть начислено 6176,4 руб. Аналогичные нарушения у работников ФИО4 в феврале 2020, ФИО5 в феврале, марте, апреле 2020, ФИО6 в марте, апреле 2020, ФИО7 в апреле 2020 г., ФИО8 в марте 2020 г. Вместе с тем, названный довод является несостоятельным. Со ссылкой на ст. 153 ТК РФ и письмо Минздрава России от 02.07.2014 № 16-4/20594361 ООО «Тверьстроймаш» производило расчет исходя из среднемесячной нормы рабочего времени, что соответствует правоприменительной практике, а также разъяснениям Минздрава России от 02.07.2014 № 16-4/2059436. ООО «Тверьстроймаш» при расчете за работу в выходной день использует вариант расчёта, исходя из среднемесячной нормы рабочего времени (п.3.1.3. Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш»), в то время как прокуратура использовала при расчете месячную норму времени по графику сотрудника. Часовая тарифная ставка исходя из годовой нормы рабочего времени по сотрудникам составила: В январе 2020 г. ФИО4 отработал в выходной день 12 часов, доплата составила 35000 руб. х 12 мес. /1 995 ч = 210,526 руб.*12*2=5052,62 руб. В феврале 2020 г. ФИО4 отработал в выходной день 7 часов, доплата составила 35000 руб. х 12 мес. /1 995 ч = 210,526 руб.*7*2=2947,36 руб. В феврале 2020 г. ФИО5 отработал в выходной день 15 часов, доплата составила 35000 руб. х 12 мес. /1 995 ч = 210,526 руб.*15*2=6315,80 руб. В марте ФИО5 отработал в выходной день 30,5 часов, доплата составила 35000 руб. х 12 мес. / 1995 ч =210,526 руб.*30,5 = 6421,05; доплата 35000 руб. х 12 мес. / 1995 ч = 210,526 руб.* 14=2947,37 руб. В апреле ФИО5 отработал в выходной день 13,5 часов, доплата составила 35000 руб. х 12 мес. /1955 ч = 214,833 руб.*13,5=2900,26 руб. В марте ФИО6 отработал в выходной день 16,5 часов, доплата составила 35000 руб. х 12 мес. / 1995 ч = 210,526 руб.*16,5=3473,68 руб. В апреле ФИО6 отработал в выходной день 8,5 часов, доплата составила 35000 руб. х 12 мес. /1955 ч = 214,833 руб.*8,5=1826,09 руб. В апреле ФИО7 отработал в выходной день 8 часов, доплата составила 33000 руб. х 12 мес. / 1955 ч = 198,496 руб.*8=1620,46 руб. В марте ФИО8 отработал в выходной день 6 часов, доплата составила 33000 руб. х 12 мес. / 1995 ч = 198,496 руб.*6=1190,98 руб. Сотрудникам начисление премии производится по показателям премирования (отчет к приказу от 27.01.2020 г. №24-ПР). В расчетном листке, выдаваемом на руки каждому сотруднику, общей суммой проводится начисление месячной премии и премии за работу в выходной день. Сумма месячной премии и премии за работу в выходной день указывается в строке «Месячная премия» расчетного листка и соответствует общему % показателей за месяц. В связи с чем нарушений трудового законодательства в действиях ООО «Тверьстроймаш» не имеется, а следовательно представление прокуратуры Пролетарского района г. Твери от 16.06.2020 г. № 15-2020, вынесенное заместителем прокурора района Д.А. Машуто является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО «Тверьстроймаш», поскольку возлагает на него обязанность по выплате необоснованных сумм работникам Общества. На основании изложенного, руководствуясь правовыми нормами главы 22 КАС РФ просит представление прокуратуры Пролетарского района г. Твери от 16.06.2020 г. № 15-2020, вынесенное заместителем прокурора района Д.А. Машуто признать незаконным и отменить его.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ФИО4, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8, генеральный директор ООО «Тверьстроймаш» ФИО9, бухгалтер ООО «Тверьстроймаш» ФИО3, прокуратура Тверской области, с последующим привлечением ее в качестве административного ответчика.

Представитель административного истца в судебном заседании административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила удовлетворить их в полном объеме, представила письменные пояснения, согласно которым для сотрудников, получающих месячный оклад, порядок его перевода в часовую тарифную ставку законодательством не определен. В настоящее время расчет тарифной ставки регламентирован двумя рекомендательными письмами и рассчитывается исходя из месячной нормы времени по графику сотрудника. При этом варианте часовая (дневная) ставка определяется путем деления месячной тарифной ставки на среднемесячное количество рабочих часов в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в часах (письмо Федеральной службы по труду и занятости от 28.09.2011 г. №2822-6-1), среднемесячной нормы рабочего времени (определяемой по данным производственного календаря как 1/12 годовой нормы). При этом варианте часовая (дневная) ставка определяется путем деления установленного работнику оклада на среднемесячное количество рабочих часов в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в часах. Среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем деления годовой нормы рабочего времени в часах на 12. (письмо Минздрава России от 02.07.2014 № 16-4/2059436). В письме Федеральной службы по труду и занятости от 28.09.2011 г. указано, что за дополнительными разъяснениями по вопросу, поставленному в обращении, рекомендовано также обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, которое в соответствии со своим Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. N321, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в частности, по вопросам оплаты труда. Следовательно, более раннее рекомендательное письмо Роструда указывает на необходимость учета разъяснений, данных непосредственно Миздравом. Учитывая правоприменительную практику и более поздние разъяснения Минздрава, ООО «Тверьстроймаш» обоснованно производило начисление способом, указанным в письме Минздрава от 02.07.2014 г. Согласно указанным в письме Минздрава разъяснениям применение такого порядка расчета части оклада за час работы для оплаты сверхурочной работы (в ночное время или нерабочие праздничные дни) позволяет за равное количество часов, отработанных в различных месяцах, получать одинаковую оплату. Следовательно, каким-либо образом права работников при таком способе расчетов не могут быть нарушены. Порядок исчисления часовой тарифной ставки из установленной месячной, как указано в письме Минздрава, необходимо закрепить в коллективном договоре, соглашении или локальным нормативным актом. Как ранее указывалось, способ расчета из среднемесячной нормы рабочего времени установлен в Положении о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», утвержденным приказом № 11 за от 29.10.2018 г. (действовал с 01.01.2019 г. по 31.01.2020 г.), положением о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», утвержденным приказом № 77а от 29.11.2019 г. (действует с 01.02.2020 г.), а именно в п. 3.1.3. указанных Положений, с которыми ознакомлены сотрудники ООО «Тверьстроймаш». Кроме того, в п. 3.7.2. Положения, к которому отсылает п. 3.1.3, указано, что учетный период устанавливается 1 год для учета рабочего времени сотрудников (без учета рабочего времени сотрудников, занятых на вредных или опасных условиях труда). Следовательно, такой способ расчета тарифной ставки установлен внутренним локальным актом ООО «Тверьстроймаш». Согласно заключения аудитора ООО «Аудиторской-консалтинговой фирмы «ЭкспертАудит» ООО «Тверьстроймаш», используя вариант расчета исходя из среднемесячной нормы рабочего времени, не нарушает законодательство. При ранее проведенных проверках государственной инспекции труда в Тверской области каких-либо нарушений, связанных с неправильным исчислением часовой тарифной ставки, выявлено не было. При этом, как указал Конституционный суд РФ в Определении от 08.12.2011 г. правила, установленные ст. 152 ГК РФ (по аналогии можно применить ст. 153 ГК РФ) могут быть определены в коллективном договоре, локальном нормативном акте или в трудовом договоре. В Определении Верховного суда РФ от 02.05.2009 г № 75-Г09-3 также указано, что расчет оплаты за сверхурочные часы правомерно произведен исходя из размера часовой ставки, исчисленной путем деления месячного оклада на среднемесячное количество рабочих часов в календарном году. Следовательно, учитывая, что ООО «Тверьстроймаш» для расчета тарифной ставки обоснованно принимало во внимание рекомендации, изложенные в письме Минздрава России от 02.07.2014 № 16-4/2059436, закрепило такой способ расчета часовой тарифной ставки в положениях об оплате труда (2019, 2020 г.), с которыми были ознакомлены сотрудники, указанные положения, содержащиеся в положениях об оплате труда не противоречат действующему трудовому законодательству и не нарушают прав работников, поскольку предусмотренные система и условия оплаты труда, не ухудшают положение работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права системами и условиями оплаты труда. 100% премия за март была также выплачена в соответствии с положением, поскольку у завода имелись оборотные средства для соответствующих выплат. Данное обстоятельства в свою очередь не может быть рассмотрено как обязанность ООО «Тверьстроймаш» по выплате 100% премии в любом случае. При этом ФИО4 в январе 2020 г. был выплачен оклад в 100% размере (35000 руб.). За 12 часов работы в выходные дни сумма начислений составила 2 526,31 руб. (часовая тарифная ставка 210,526 X 12 = 2526,31) + доплата за работу в выходной день составила 2526,31 руб. (т.е. оплата произведена в двойном размере). Месячная премия (100%) была начислена на оклад 35000 руб. + работу в выходной день 2526,31 руб. и составила 37526,31 руб. Общий размер заработной платы составил 77578,93 руб. (оклад, работа в выходные дни, доплаты за работу в выходные дни и премия) Аналогично произведены расчеты у других сотрудников. При этом, например, ФИО5 28 и 29 марта заработная плата за работу в выходной день в двойном размере не производилась, поскольку за работу в вышеуказанные дни предоставлялся дополнительный день отдыха в соответствии с абз. 7 ст. 153 ТК РФ. В апреле 2020 г. часовая тарифная ставка у сотрудников ФИО5, ФИО6 была выше среднегодовой (210,526 руб. среднегодовая, тогда как в апреле была 214,834 руб.) в связи с перерасчетом производственного календаря из-за коронавируса. Однако ввиду того, что часовая тарифная ставка в апреле 2020 г. была выше, сотрудники получили заработную плату в большем объеме, что не может нарушать их прав и законных интересов. На примере ФИО5 часовая тарифная ставка, исчисляемая из среднегодовой нормы рабочего времени в каждом месяце составляет 210,526 руб. Если исходить из расчета часовой тарифной ставки исходя из месячной нормы рабочего времени (как считает административный ответчик) получается следующий расчет: В январе 2020 г. часовая тарифная ставка ФИО5 составит 257,35 руб. (35000 руб. оклад поделить на 136 рабочих часов по производственному календарю в январе 2020 г. при 40-ка часовой рабочей неделе). В феврале 2020 г. часовая тарифная ставка ФИО5 составит 230,26 руб. (35000 руб. оклад поделить на 152 рабочих часа по производственному календарю в феврале 2020 г. при 40-ка часовой рабочей неделе). В марте 2020 г. часовая тарифная ставка ФИО5 составит 208,33 руб. (35000 руб. оклад поделить на 168 рабочих часов по производственному календарю в марте 2020 г. при 40-ка часовой рабочей неделе). В апреле 2020 г. часовая тарифная ставка ФИО5 составит 200,00 руб. (35000 руб. оклад поделить на 175 рабочих часов по производственному календарю в апреле 2020 г. при 40-ка часовой рабочей неделе). Следовательно, при таком исчислении часовой тарифной ставки ее значение постоянно меняется и в разные месяцы работники получают разную заработную плату, в то время как при исчислении часовой тарифной ставки из среднегодовой нормы рабочего времени работники за разное количество отработанных часов в разные месяцы получают одинаковую заработную плату, что в свою очередь вносит стабильность для работников при получении заработной платы и не может нарушать их прав.

Представитель административных ответчиков прокуратуры Пролетарского района г. Твери, прокуратуры Тверской области в судебном заседании возражала относительно заявленных исковых требований, пояснив, что полагает, что выплата премии в апреле 2020 года ООО «Тверьстроймаш» в указанном размере нарушает п.3.3.11 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», на которое ссылается административный истец. С 01 апреля по 07 апреля 2020 года ФИО4 несправедливо заплатили размер премиальных в соответствии с положением о порядке оплаты труда и указом Президента РФ №206, сумму выплаченного оклада за эти дни ФИО4 не оспаривает. Не пропорциональность фактически отработанного времени в апреле 2020 года в отношении ФИО4 при расчете премии заключается в том, что ему выплачено было не 100% премии, как в марте 2020 года, а в меньшем размере. Снижение премии в апреле 2020 года произошло в связи с пандемией, и в связи с выходными днями на основании указа президента РФ №206, что следует из того, что премия за март 2020 года составляла 100%, и следовательно за апрель 2020 года она должны составлять также 100 %. Прокуратурой Пролетарского района г. Твери проверка была проведена на основании поступившего обращения, к которой была привлечена Государственная инспекция труда в Тверской области, которая дала свое заключение по результатам исследования документов, представленных ООО «Тверьстроймаш». На основании данного заключения были сделаны выводы о нарушении трудового законодательства ООО «Тверьстроймаш», был сделан вывод о том, что премиальное вознаграждения сотрудникам ООО «Тверьстроймаш», указанным в оспариваемом представлении за апрель 2020 года были выплачены денежные средства не пропорционально фактически отработанному времени, что привело к снижению заработной платы, и далее было установлено нарушение трудового законодательства, связанное с правильным расчетом оплаты работы сверх нормы производственного календаря. С учетом данных нарушений было составлено представление об устранении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда от 16.06.2020, которое было подписано заместителем прокурора Пролетарского района г. Твери Машуто Д. А. и направлено в адрес генерального директора ООО «Тверьстроймаш» с требованием его рассмотрения в течение месяца со дня его получения. Ранее в ходе рассмотрения дела поясняла, что ООО «Тверьстроймаш» были нарушены ч.1 ст.153 ТК РФ, ст.22 ТК РФ, п.3.3.11 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», которым не была доплачена премия за апрель 2020 года, а март 2020 в представлении приводится как пример. Прокуратура считает, что в апреле 2020 года сотрудникам ООО «Тверьстроймаш» была не доплачена премия, в частности, у ФИО4 в табеле учета рабочего времени было отражено 175 часов, а оплата ему была произведена за 135 часов в размере 35000 рублей, премия была установлена в размере 15750 рублей. В данном случае премия ФИО4 должна быть выдана работнику в размере аналогичном размеру заработной платы в соответствии с трудовым законодательством и локальными правовыми актами. А так как в марте 2020 года работникам ООО «Тверьстроймаш» была выплачена премия в 100% размере, то и в апреле 2020 года она должна была быть выплачена в таком же размере. Предоставить расчет премии за март 2020 года в ООО «Тверьстроймаш» не может, поскольку все расчеты производила Государственная инспекция труда в Тверской области, а прокуратура Пролетарского района г. Твери лишь на основании сделанного Государственной инспекцией труда в Тверской области заключения внесла представление об устранении нарушений ООО «Тверьстроймаш». На основании п.3.3.11 положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» должно было выплатить работникам премию в апреле 2020 года в 100% размере. Кроме того, в январе 2020 года ООО «Тверьстроймаш» ФИО4 было начислено денежных средств за работу в выходные дни меньше, чем должно было быть, но что не вошло в данную оплату, пояснить не может. Полагает, что данное нарушение должно быть устранено путем доплаты.

Прокуратурой Пролетарского района г. Твери представлены возражения, согласно которым в соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 предметом надзора органов прокуратуры является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При осуществлении возложенных на него функций прокурор согласно ч. 1 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина; разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод; принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц исполнительных органов власти, государственной власти субъектов Российской Федерации, органов контроля выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. 19.05.2020 в прокуратуре Пролетарского района г. Твери зарегистрировано анонимное обращение об имеющих место нарушениях трудового законодательства в ООО «Тверьстроймаш». В обращении указывалось на невыплату обещанных премий, невыплату доплаты за сверхурочную работу и за работу в выходной день. На основании информации, содержащейся в указанном обращении, а также информации, ранее размещенной в СМИ, прокуратурой района проведена проверка в ООО «Тверьстроймаш», предметом которой являлось соблюдение законодательства об оплате труда. К проведению проверки была привлечена Государственная инспекция труда в Тверской области, в которую заместителем прокурора района Машуто Д.А. направлено письмо от 08.06.2020 о предоставлении заключения о фактах наличия или отсутствия нарушений трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш», к письму прилагались копии документов, полученных в ходе проверки. 11.06.2020 Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Тверской области ФИО10 дано заключение по результатам исследования документов, предоставленных ООО «Тверьстроймаш». По результатам изучения документов Государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Тверской области сделан вывод о наличии нарушений трудового законодательства в деятельности ООО «Тверьстроймаш». В частности, в заключении указано, что в нарушение ст. 153 ТК РФ оплата работы в выходные дни, произведенная работникам сверх нормы производственного календаря, оплачена работодателем исходя из должностного оклада менее чем в двойном размере без учета стимулирующих и компенсационных выплат; в нарушение ст. 22 ТК РФ, Указа Президента РФ от 25.03.2020 № 206, п. 3.3.11 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» премиальное вознаграждение за работу в апреле 2020 г. было выплачено не пропорционально фактически отработанному времени, что привело к снижению заработной платы работников Общества. С учетом мнения специалиста прокуратурой района подготовлено представление об устранении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш», которое 16.06.2020 внесено в адрес генерального директора ООО «Тверьстроймаш» ФИО9 Данное представление является законным и обоснованным, в связи с чем просит суд отказать в удовлетворении административного искового заявления ООО «Тверьстроймаш» о признании незаконным и отмене представления об устранении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш».

Заинтересованное лицо бухгалтер ООО «Тверстроймаш» ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объеме, пояснив, что по сотрудникам, указанным в оспариваемом представлении, в ООО «Тверьстроймаш» не суммированный учет рабочего времени. Режим работы у данных работников 8-часовая рабочая неделя, 40 часов в неделю. У кого-то из сотрудников, указанных в оспариваемом представлении, была работа в выходной день, это сотрудник ФИО7, у него была переработка в апреле 2020 года, он отработал 8 часов, а также была переработка у сотрудника ФИО6 в марте и апреле 2020 года. Норма работы, к примеру, у ФИО4 должна быть 168 часов, в расчетном листке данные часы разделены на оклад по часам и на оплачиваемые нерабочие дни. И если сложить 152 часа и 16 часов, то получается 168 часов, за которые, в частности, ФИО4, получил полный оклад 35000 рублей. В табеле 16 часов в отношении ФИО4 были зафиксированы как оплачиваемые нерабочие, и за полностью отработанный месяц данному сотруднику был выплачен весь оклад, у остальных сотрудников, указанных в оспариваемом постановлении, была такая же ситуация. 100% премия была выплачена также из оклада и составляет 35000 рублей. Сумму премии в апреле 2020 года ФИО4 получил в виде 45% от всего оклада.

Согласно консультации специалиста Государственной инспекции труда в Тверской области ФИО11 Е., представившего доверенность от 20.03.2020, диплом №443 от 09.02.2001, привлеченного к участию в деле в порядке ст. 50 КАС РФ по ходатайству представителя административных ответчиков прокуратуры Пролетарского района г. Твери, прокуратуры Тверской области дни 30, 31 марта, а также дни в апреле 2020 года, которые были указаны Президентом РФ как не рабочие, должны быть оплачены, при этом согласно постановлению Правительства РФ, в котором сказано, что дни, которые непосредственно должны быть не рабочими, должны быть оплачены не менее, чем в том же размере, если бы работник работал. ООО «Тверьстроймаш», когда выплачивает премию, выплачивает ее не за фактически отработанное время, в результате чего снижается премия, снижается вознаграждение работника, и оно уменьшается по сравнению с тем, которое работники должны были получить.

Иные административный ответчик, заинтересованные лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явились, доказательств, подтверждающих наличие уважительных причин неявки в судебное заседание не представили, заинтересованное лицо генеральный директор ООО «Тверьстроймаш» ФИО9 письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные административные исковые требования просил удовлетворить в полном объеме.

Заинтересованные лица ФИО6, ФИО5 в судебное заседание не явились, письменно просили рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заинтересованное лицо ФИО7, в судебное заседание не явился, письменно просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные пояснения, согласно которым ООО «Тверьстроймаш» допустил нарушения при оплате его работы в выходной день в апреле 2020 г. В нарушение ст. 153 ТК ему оплачено за 8 ч. работы в выходной день в апреле в одинарном размере, а не в двойном. Эта работа производилась сверх месячной нормы. Месячную норму в апреле 2020 года он отработал согласно графику работы т.к. в апреле 2020 г. согласно Указам Президента N 206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» от 25 марта 2020 года, N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции «COVID-19» от 02.04.2020 г. были объявлены нерабочие оплачиваемые дни. В ООО «Тверьстроймаш» согласно графику работы и Указам Президента нерабочими днями в апреле 2020 г. были 5 дней - 1, 2, 3, 5, 6 апреля. В апреле у него был больничный лист, что повлияло на уменьшение нормы рабочего времени. В соответствии с п. п. 3 и 4 Письма Минтруда России от 25.12.2013 N14-2-337, норма рабочего времени уменьшается на время, приходящееся на периоды, когда работник освобождается от работы, в том числе: ежегодный оплачиваемый отпуск; период временной нетрудоспособности: командировка. Таким образом, его работа в выходной день в апреле 2020 г. находилась за пределами месячной нормы рабочего времени и подлежала оплате в двойном размере, тогда как ООО «Тверьстроймаш» такую оплату не произвел. ООО «Тверьстроймаш» допущены нарушения при выплате ему заработной платы за апрель 2020 г. в части оплаты нерабочих дней, определенных Указами Президента. ООО «Тверьстроймаш» допустил нарушения при начислении ему премиальных выплат в апреле 2020 г. В апреле 2020.г. месячная норма рабочего времени была отработана им полностью. Он честно и добросовестно отработал все рабочие дни по графику в апреле, так же, как и в марте, а премию получил почти в 2 раза меньше. Это сделано по усмотрению работодателя. В иске ООО «Тверьстроймаш» ссылается на приказ № 151-лс от 12.05.2020, который устанавливает премию в апреле 30% по причине «невыполнения плана» в апреле, но не написало, что 5 дней предприятие не работало. В январе в связи с меньшим количеством рабочих дней ООО «Тверьстроймаш» уменьшает норму ежегодно, а в апреле 2020 г., несмотря на наличие нерабочих дней в соответствии с Указом Президента, норма уменьшена не была. При начислении премии в апреле 2020 г. ООО «Тверьстроймаш» нарушил требования в части необходимости сохранения заработной платы в том же объеме сотрудникам за период нерабочих дней.

В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия административного ответчика, заинтересованных лиц, учитывая, что лица, определив свои права, реализуют их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Заслушав участников процесса, консультацию специалиста, исследовав материалы дела, суд находит административные исковые требования подлежащими частичному удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами, своевременно выполнять предписания федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Ст. 130 ТК РФ установлены государственные гарантии по оплате труда работников - федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда, и ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Статьями 37, 38 Конституции РФ установлены основные гарантии социальной защиты, одной из которых является право работников на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основным принципом правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

В ст. 2 ТК РФ законодательством установлено обеспечение права каждого работника равенство прав и возможностей работников на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением.

Согласно ст. 5 ТК РФ нормы трудового нрава, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. Законы субъектов Российской Федерация, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ст. 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным Трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Согласно ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре указываются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).

При этом согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, заработная плата выплачивается исходя из фактически отработанного времени. Оплата сверхурочной работы, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, работы в ночное время, регулируется отдельными статьями (ст. ст. 152, 153, 154 ТК РФ).

Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работодателя предусмотреть для работников равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132) и предусматривающими основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130), а также дополнительные выплаты в случаях выполнения работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (статья 149).

По смыслу приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации, при определении оплаты труда наряду с другими факторами (обстоятельствами) должно учитываться количество труда и необходимость обеспечения повышенной оплаты при отклонении условий выполнения работ от нормальных.

В соответствии со статьей 99 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочной работой признается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Правила оплаты сверхурочной работы установлены в статье 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (часть 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации следует, что сверхурочной является работа, выполняемая работником в пределах его трудовой функции по инициативе (распоряжению, предложению или с ведома) работодателя сверх нормы рабочего времени, установленной для него законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами по месту его основной работы. На работодателя законом возложена обязанность вести точный учет продолжительности сверхурочной работы работника и оплачивать такую работу в повышенном размере.

Согласно части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2018 г. N 26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А., и других" дана оценка конституционности части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из разъяснений, содержащихся в пункте 3.5 указанного Постановления следует, что при привлечении работников, заработная плата которых помимо месячного оклада (должностного оклада) включает компенсационные и стимулирующие выплаты, к работе в выходной или нерабочий праздничный день сверх месячной нормы рабочего времени в оплату их труда за работу в такой день, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 28 июня 2018г. №26-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан ФИО12, ФИО13 и других" указано, что предусмотренные в рамках конкретной системы оплаты труда компенсационные и стимулирующие выплаты, применяемые в целях максимального учета разнообразных факторов, характеризующих содержание, характер и условия труда, прочие объективные и субъективные параметры трудовой деятельности, начисляются к окладу (должностному окладу) либо тарифной ставке работника и являются неотъемлемой частью оплаты его труда, а следовательно, должны, по смыслу частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации, учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни, - иное означало бы произвольное применение действующей в соответствующей организации системы оплаты труда, а цель установления компенсационных и стимулирующих выплат не достигалась бы.

Вместе с тем порядок учета выплат, входящих в состав заработной платы, при исчислении размера оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, если принятая в соответствующей организации система оплаты труда включает в себя наряду с тарифной частью заработной платы (окладом (должностным окладом) либо тарифной ставкой) компенсационные и стимулирующие выплаты, частью первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации непосредственно не определен. Однако при такой системе оплаты труда тарифная часть в общей сумме заработной платы, как правило, не является преобладающей и применение одного лишь гарантированного данной нормой минимума (двойная дневная или часовая ставка, двойная часть оклада (должностного оклада) за день или час работы сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени), без учета компенсационных и стимулирующих выплат, в тех случаях, когда коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором не предусмотрен иной, более высокий размер оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день, означало бы, вопреки принципу равной оплаты за труд равной ценности и законодательно закрепленному требованию обеспечения работникам справедливой заработной платы, что за работу в выходной или нерабочий праздничный день работник будет получать оплату в меньшем размере, чем за работу в обычный рабочий день.

Таким образом, часть первая статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации, рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчете размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведет к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату.

Выявленный в настоящем Постановлении конституционно-правовой смысл части первой статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное ее истолкование в правоприменительной практике.

В соответствии со ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

В обоснование заявленных административных исковых требований административным истцом в том числе представлены копии приказа от 29.11.2019 №77а, положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» от 29.11.2019 с приложения №1 и листов ознакомления, приказа от 29.10.2018, положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» от 29.10.2018 с копиями листов ознакомления, заключения аудитора от 20.08.2020, постановления от 15.05.2018, табелей учета рабочего времени, расчетные листки, копии трудовых договоров, дополнительных соглашений, приказов о привлечении работников к работе в выходные дни, отчетов о выполнении показателей премирования сотрудников предприятия, показателей премирования, приказа об объявлении нерабочих дней №27а от 27.03.2020.г., приказа об объявлении нерабочих дней №32 от 06.04.2020.г., приказа №151-лс от 12.05.2020.г. о начислении и выплате премии за апрель 2020 года в размере 30% от суммы премии, рассчитанной в соответствии с показателями премирования с листом ознакомления, акта от 14.05.2020.г. об отказе ознакомиться с указанным приказом, оборотно – сальдовых ведомостей по счету 43 за март 2020.г., апрель 2020.г., расчет месячной премии сотрудников ФИО4, ФИО5, ФИО8, ФИО7, ФИО6 в том числе за апрель 2020.г., заключения Государственной инспекции труда в Тверской области от 11.06.2020.г. по результатам исследования документов, представленных ООО «Тверьстроймаш».

Согласно п. 2 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», к приказу от 29.10.2018.г. (начало действия с 01.01.2019.г.), п. 2 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», к приказу от 29.11.2019.г. (начало действия с 01.02.2020.г.) в Тверьстроймаш действуют следующие системы заработной платы: повременная, повременно-премиальная, сдельно-премиальная, либо иная, предусмотренная заключенным трудовым договором с сотрудником. При повременной заработной плате величина заработной платы сотрудника зависит от фактически отработанного им времени. При сдельной заработной плате величина заработной платы сотрудника зависит от количества и типа выполненной работы, независимо от потраченного времени. Премиальный вид заработной платы предусматривает выплату сотруднику периодического или единовременного поощрения - премии дополнительно к основной заработной плате за достижение целевого результата в работе на основании установленных показателей и условий премирования.

Из п. 3 положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», к приказу от 29.10.2018.г. (начало действия с 01.01.2019.г.) следует, что заработная плата сотрудника Тверьстроймаш в зависимости от должности (профессии), характера работы и условий трудового договора может включать в себя следующие виды выплат: повременная заработная плата - заработная плата, начисленная по окладу за фактически отработанное время. Оклад - фиксированный размер оплаты труда сотрудника за выполнение им должностных (трудовых) обязанностей за месяц. размер оклада устанавливается штатным расписанием, утверждаемым приказом Тверьстроймаш и указывается в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему. Фактически отработанное сотрудником время определяется в Тверьстроймаш на основании данных документированного учета рабочего времени и отражается в табеле учета рабочего времени. Расчет величины часовой ставки производится по формуле: часовая ставка = оклад сотрудника / (норма рабочих часов за год по производственному календарю /12). Расчет оплаты труда при суммированном учете рабочего времени регламентирован п.3.7. настоящего положения. Премия является переменной частью заработной платы, ее размер зависит от достижения сотрудником целевого результата в работе и/или от выполнения им показателей премирования. размер премии сотрудника и правила его расчета устанавливаются «показателями премирования сотрудника», являющимися приложениями к настоящему положению и утвержденными приказом Тверьстроймаш. Показатели премирования устанавливаются для каждой должности (профессии) в соответствии с целями и задачами Тверьстроймаш. показатели премирования сотрудника могут изменяться с целю создания условий для достижения целей и решения задач Тверьстроймаш. Начисление премии выполняется на основании «отчета о выполнении показателей премирования сотрудника», форма которого утверждается приказом Тверьстроймаш вместе с показателями премирования сотрудника. В Тверьстроймаш действуют следующие виды премий: месячная, квартальная, годовая, разовая. Годовая премия начисляется и выплачивается в соответствии с показателями премирования сотрудника один раз в год 14 февраля в день выплаты заработной платы. На получение годовой премии имеют право сотрудники, принятые на работу в Тверьстроймаш не позднее 31 марта расчетного года и являющиеся сотрудниками на 31 января следующего года за расчетным без учета фактически отработанного времени в расчетном периоде. Квартальная премия начисляется по итогам календарного квартала и выплачивается в соответствии с показателями премирования сотрудника 14 января, 14 апреля, 14 июля, 14 октября, в день выплаты заработной платы пропорционально отработанному времени в расчетном календарном квартале. Сотруднику, принятому на работу позднее первого рабочего дня календарного квартала, квартальная премия за этот квартал не начисляется и не выплачивается. ежемесячная премия начисляется в соответствии с показателями премирования сотрудника пропорционально отработанному времени вне зависимости от даты приема сотрудника на работу. Разовая премия применяется с целью индивидуального поощрения сотрудника за особые результаты деятельности. Размер разовой премии определяется в денежной сумме и утверждается приказом Тверьстроймаш. премия начисляется и выплачивается при выполнении следующих условий, если иное не определено показателями премирования сотрудника: условие для начисления и выплаты годовой премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном году более или равно 296 штук; условие начисления и выплаты квартальной премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном квартале более или равно 75 штук, для первого квартала - более или равно 71 штук; условие начисления и выплаты месячной премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном месяце более или равно 25 штук, для января - более или равно 21 штук. При невыполнении указанных условий премия сотруднику может быть не начислена и не выплачена или начислена и выплачена в меньшем размере, чем определено показателями премирования сотрудника.

Как следует из п. 3 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», к приказу от 29.11.2019.г. (начало действия с 01.02.2020.г.) заработная плата сотрудника Тверьстроймаш в зависимости от должности (профессии), характера работы и условий трудового договора может включать в себя следующие виды выплат: повременная заработная плата - заработная плата, начисленная по окладу за фактически отработанное время; оклад - фиксированный размер оплаты труда сотрудника за выполнение им должностных (трудовых) обязанностей за месяц. Размер оклада устанавливается штатным расписанием, утверждаемым приказом Тверьстроймаш и указывается в трудовом договоре или дополнительном соглашении к нему; фактически отработанное сотрудником время определяется в Тверьстроймаш на основании данных документированного учета рабочего времени и отражается в табеле учета рабочего времени; расчет величины часовой ставки производится по формуле: часовая ставка = оклад сотрудника / (норма рабочих часов за год по производственному календарю /12). Расчет оплаты труда при суммированном учете рабочего времени регламентирован п.3.7. настоящего Положения; премия является переменной частью заработной платы, ее размер зависит от достижения сотрудником целевого результата в работе и/или от выполнения им показателей премирования. Размер премии сотрудника и правила его расчета устанавливаются «Показателями премирования сотрудника». Показатели премирования устанавливаются для каждой должности (профессии) в соответствии с целями и задачами Тверьстроймаш, утверждаются и водятся в действия приказом Тверьстроймаш. Показатели премирования сотрудника могут изменяться с целю создания условий для достижения целей и решения задач Тверьстроймаш. Изменения утверждаются приказом Тверьстроймаш. Начисление премии выполняется на основании «Отчета о выполнении показателей премирования сотрудника», форма которого утверждается приказом Тверьстроймаш вместе с Показателями премирования сотрудника. Виды начислений, учитываемые при расчете премии: оклад по часам, оплата по сдельному наряду, оплата работы в праздничный и выходной день, оплата работы сверхурочно. В Тверьстроймаш действуют следующие виды премий: месячная, квартальная, годовая, разовая. Ежемесячная премия начисляется в соответствии с Показателями премирования сотрудника, пропорционально отработанному времени вне зависимости от даты приема сотрудника на работу. Ежемесячная премия ведущего специалиста отдела продаж начисляется в соответствии с Показателями премирования сотрудника вне зависимости от количества отработанного времени и даты приема сотрудника на работу. Разовая премия применяется с целью индивидуального поощрения сотрудника за особые результаты деятельности. Размер разовой премии определяется в денежной сумме и утверждается приказом Тверьстроймаш. Премия начисляется и выплачивается при выполнении следующих условий: условие для начисления и выплаты годовой премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном году более или равно 296 штук; условие начисления и выплаты квартальной премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном квартале более или равно 75 штук, для первого квартала - более или равно 71 штук; условие начисления и выплаты месячной премии - количество произведенных транспортных средств в расчетном месяце более или равно 25 штук, для января - более или равно 21 штук. При невыполнении указанных условий премия сотруднику может быть не начислена и не выплачена или начислена и выплачена в меньшем размере, чем определено Показателями премирования сотрудника. Сотруднику может быть не начислена премия частично или полностью в случаях невыполнения, несвоевременного выполнения или некачественного выполнения им своих должностных (профессиональных) обязанностей, требований должностной инструкции, требований локальных нормативных актов Тверьстроймаш, письменных и устных распоряжений непосредственного руководителя и генерального директора, причинения сотрудником ущерба.

Судом установлено, что для работника ФИО4 в соответствии с трудовым договором с учетом дополнительных соглашений, установлен нормированный рабочий день, 5-ти дневная 40 часовая рабочая неделя, суббота, воскресенье – выходные дни, размер оклада на январь 2020.г., составляет 35000 рублей, премиальное вознаграждение выплачивается в соответствии с Положением о заработной плате, однако ФИО4, в январе 2020 года, феврале 2020 года в нарушение ст. ст. 22, 153 ТК РФ оплата работы в выходные дни оплачена работодателем исходя из должностного оклада менее чем в двойном размере без учета стимулирующих и компенсационных выплат. Аналогичные нарушения, имеют место и у других работников ФИО5 в феврале 2020 года, марте 2020 года, апреле 2020 года, ФИО6 в марте 2020 года, апреле 2020 года, ФИО7 в апреле 2020 года, ФИО8 в марте 2020 года исходя из соответствующих трудовым договорам, дополнительным соглашениям режима рабочего времени, должностного оклада, условий премирования.

В соответствии с табелем учета рабочего времени за апрель 2020 года у ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 с 01 апреля 2020.г. по 03 апреля 2020.г. и с 06 апреля 2020.г. по 07 апреля 2020.г. зафиксированы символом «ОН».

Месячная премия с учетом показателей премирования для каждого работника за апрель 2020 года (с 01.04.2020.г. по 30.04.2020.г.) составила: у ФИО4 15750 рублей (45%); у ФИО5 17055,12 руб., (45%) + 11000 руб., у ФИО6 11047,83 руб. (30%), у ФИО7 6279,47 руб. (30%).

Как следует из выводов специалиста ФИО14, занимающей должность начальника юридического отдела ООО «Бюро Ваше решение», имеющей высшее юридическое образование, стаж профессиональной деятельности более 12 лет, имеющей квалификационный аттестат «Консультант по налогам и сборам», Тверской государственный технический университет, являющейся действующим членом Палаты налоговых консультантов, на основании изученных документов административного истца, в соответствие с поставленными вопросами алгоритм расчета часовой ставки из оклада каким-либо единым для всех работодателей нормативным правовым актом не предусмотрен. Если нормативные правовые акты, на основании которых разрабатывается система оплаты труда у конкретного работодателя, не определяют порядок расчета часовой ставки, такой порядок можно установить в коллективном договоре или локальном нормативном акте. Например, часовую ставку можно определять путем деления оклада на среднемесячное количество рабочих часов в календарном году в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели в часах (письма Роструда от 28.09.2011 N2822-6-1 и Минтруда России от 09.07.2002 N 1202-21). Из данных разъяснений следует, что организация при расчете часовой тарифной ставки может воспользоваться порядком, приведенным в вышеуказанных письмах, либо применить иной обоснованный порядок расчета, который нужно прописать в названных документах. В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш», утвержденного приказом от 29 ноября 2019 года № 77а, расчет величины часовой ставки производится по формуле: часовая ставка = оклад сотрудника / (норма рабочих часов за год по производственному календарю / 12), что не противоречит нормам действующего законодательства РФ. В постановлении Конституционного Суда РФ от 25.06.2018 № 26-П указано, что компенсационные и стимулирующие выплаты должны по смыслу ст. 135 ТК РФ учитываться работодателем при определении заработной платы работника и начисляться за все периоды работы, включая и выходные и нерабочие праздничные дни. Соответственно, при привлечении работников к работе в выходной или нерабочий праздничный день в оплату их труда за указанную работу наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), должны входить все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда. Данное толкование положений ст. 153 ТК РФ является общеобязательным. Конституционный Суд РФ в своем Постановлении не упоминает о необходимости исчисления компенсационных и стимулирующих выплат за работу в выходные дни именно в двойном размере. Более того, толкование формулировки, использованной судом в резолютивной части постановления, позволяет заключить, что оплата труда за работу в выходные и праздничные дни состоит из: тарифной части заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы); компенсационных и стимулирующих выплат.

Из оспариваемого представления следует, что прокуратурой Пролетарского района города Твери проведена проверка соблюдения трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш» (ИНН <***>), осуществляющей деятельность по адресу: <...>. В соответствии с Указом Президента РФ от 25.03.2020 г. № 206, Указом Президента РФ от 02.04.2020 г. № 239, Указом Президента РФ от 28.04.2020 № 294 в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации и в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации дни с 30 марта по 30 апреля 2020 г. и с 06 мая по 08 мая 2020 г. были объявлены нерабочими днями с сохранением за работниками заработной платы. Согласно письма Министерства труда и социальной защиты РФ от 09.04.2020 № 0147-03-5, под заработной платой подразумевается должностной оклад, компенсационные надбавки и стимулирующие выплаты, если таковые установлены на предприятии. Таким образом, в рамках реализации Указов Президента Российской Федерации о нерабочих днях сотрудники должны получить именно заработную плату, предусмотренную трудовым договором. При этом размер оплаты должен соответствовать тому, который работник получил бы, если бы отработал эти дни полностью (отработал норму рабочего времени при повременной оплате, выполнил норму труда при сдельной оплате). Согласно п. 3.3.11 Положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» ежемесячная премия начисляется в соответствии с показателями премирования сотрудника, пропорционально отработанному времени вне зависимости от даты приема работника на работу. Согласно табелю учета рабочего времени, на 30 и 31 марта 2020 г. у работников ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 зафиксирован символ «ОН». В соответствии с производственным календарем норма часов в марте 2020 г. составляла 168 часов. В соответствии с табелем учета рабочего времени у ФИО4 отражено 168 часов, из которых 30 и 31 марта зафиксированы символом «ОН». При этом согласно расчетному листу за март 2020 г. оплата произведена за 152 часа в размере 35000 руб. Месячная премия составила 35000 руб. В соответствии с производственным календарем норма часов в апреле 2020 г. составляла 175 часов. В табеле учета рабочего времени у ФИО4 отражено 175 часов, из которых с 01 по 03 и с 06 по 07 апрели, зафиксированы символом «ОН». При этом согласно расчетному листу за апрель 2020 г, оплата произведена за 135 часа в размере 35000 руб. Месячная премия составила 15750 руб. Аналогичная ситуация прослеживается у остальных работников. Таким образом, в нарушение ст. 22 ТК РФ, Указа Президента РФ от 25.03.2020 г. № 206, п. 3.3.11 положения о заработной плате ООО «Тверьстроймаш» премиальное вознаграждение за работу в апреле 2020 г. было выплачено не пропорционально фактически отработанному времени, что привело к снижению заработной платы работников Общества. В ходе проверки установлено, что согласно производственному календарю на январь 2020 г. норма рабочего времени составляла 136 часов. Согласно табелю учёта рабочего времени, за январь 2020 г. работник ФИО4 привлекался к работе 148 часов, из которых 12 часов были отработаны 25.01.2020 г. сверх нормы производственного календаря. В соответствии с трудовым договором и дополнительными соглашениями к нему, работнику установлен оклад в размере 35000 руб. За работу в выходной день в количестве 12 часов в январе 2020 г., работнику ФИО4 начислено 5052,62 руб., вместо 6176,4 руб. Аналогичные нарушения у работников ФИО4 в феврале 2020 г.; у ФИО5 в феврале, марте, апреле 2020 г.; ФИО6 в марте, апреле 2020 г.; ФИО7 в апреле 2020 г.; ФИО15 в марте 2020 г. Нарушение норм трудового законодательства является недопустимым, поскольку посягает на установленные государством гарантии трудовых прав и свобод граждан, благоприятные условия- труда, защиту прав и интересов работников, препятствует достижению поставленных целей и выполнению задач, определенных трудовым законодательством Российской Федерации. Выявленные нарушения требуют от руководства учреждения принятия незамедлительных и исчерпывающих мер к их устранению, а также недопущению в дальнейшей деятельности. В соответствии со статьями 22, 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами вносит представление об устранении нарушений закона. Представление вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. Согласно статье 6 данного Закона неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влекут за собой установленную законом ответственность. Административному истцу предъявлены требования безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры по устранению нарушений трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш» и недопущению их впредь, рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры, о дне и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру района, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах письменно сообщить в предусмотренный законом месячный срок в прокуратуру района.

Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, с учетом требований п. 8 ст. 226 КАС РФ суд приходит к выводу, что административным истцом соблюдены сроки обращения с указанными административными исковыми требованиями в суд, поскольку получив оспариваемое представление 17.07.2020.г. с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд 24.07.2020.г. посредством почтового отправления, однако нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца в части указания в представлении о нарушении прав работников по оплате за работу в выходные дни не нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения административного дела, оспариваемое представление в данной части не противоречит нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, методика расчета заработной платы работников ООО «Тверьстроймаш» за работу в выходные или нерабочие праздничные дни приводит к необоснованному снижению вознаграждения работникам за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, и вступает в противоречие с вытекающими из статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации общеправовыми принципами юридического равенства и справедливости, основанную на объективных критериях.

Доводы стороны административного истца в обоснование заявленных административных требований о том, что права работников не нарушаются, поскольку им за работу в выходные и (или) праздничные дни также начисляется премия, что следует из расчетных листков в графе «месячная премия» суд отклоняет, учитывая, что премия согласно локальных нормативных актов ООО «Тверьстроймаш» является переменной частью заработной платы, ее размер зависит от достижения сотрудником целевого результата в работе и/или от выполнения им показателей премирования.

Ссылки административного истца на письмо Минздрава России от 02.07.2014 № 16-4/2059436, определяющего способ расчета часовой тарифной ставки, который определен в положениях об оплате труда (2019, 2020 г.), на то обстоятельство, что ранее при проведении проверок государственной инспекцией труда в Тверской области не указывалось на нарушение трудового законодательства в обжалуемой части выводов представления от 16.06.2020 года не опровергают.

Иные требования оспариваемого представления о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры и заблаговременного ее уведомления, письменном сообщении в предусмотренный законом месячный срок о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в прокуратуру района не влекут нарушения прав и законных интересов административного истца, обстоятельств и доказательств такого нарушения административном истцом не представлено.

Вместе с тем, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца относительно указания в оспариваемом представлении, что премиальное вознаграждение за работу в апреле 2020 г. было выплачено не пропорционально фактически отработанному времени, что привело к снижению заработной платы работников Общества, нашло свое подтверждения в ходе рассмотрения административного дела, административными ответчиками доказательств о соответствии оспариваемого представления в указанной части нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, исходя из бремени доказывания не представлено.

При этом суд принимает во внимание, что выплата стимулирующих и премиальных сумм производится в порядке, на условиях и в размерах, предусмотренных в трудовых договорах и в локальных нормативных актах работодателя, в том числе с учетом условия, предусматривающего самостоятельную оценку работодателем выполненных работником трудовых обязанностей, объема работы, личного вклада работника в результаты деятельности организации; при этом право оценки показателей работника принадлежит работодателю, так как выплата премиальных сумм работникам является правом, а не обязанностью работодателя.

Доводы представления от 16.06.2020.г. о нарушении трудовых прав работников в данной части основаны на неверном толковании трудового законодательства, поскольку ни трудовыми договорами, ни положением о заработной плате, действующем у административного истца не предусмотрена и не гарантирована работникам выплата в обязательном порядке какой-либо премии. Учитывает, что из приведенных положений законодательства следует, что премирование работника по результатам их труда является стимулирующей выплатой, устанавливаемой работодателем по своему усмотрению и является его правом, а не обязанностью, зависит, в частности от количества и качества труда работников, финансового состояния предприятия и прочих факторов, которые могут оказывать влияние на сам факт и размер премирования.

Анализ вышеприведенного позволяет сделать вывод, что локальными нормативными актами, которыми определена система оплаты труда на предприятии в части премирования сотрудников, принята работодателем в установленном порядке и не содержит норм, ухудшающих условия оплаты труда работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Доводы стороны административных ответчиков прокуратуры Пролетарского района г. Твери, прокуратуры Тверской области о том, что премию за апрель 2020 года необходимо начислять работникам в размере 100 % применительно к марту 2020 года, сводятся к собственной оценке локального нормативного акта работодателя, устанавливающего систему оплаты труда, и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных административных исковых требований в данной части. Доказательств, позволяющих прийти к выводу об обязательном характере выплаты премии в 100 % размере ежемесячно, в материалах дела не представлено.

На основании изложенного, представление заместителя прокурора Пролетарского района г. Твери Машуто Д. А. об устранении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш» №15-2020 от 16.06.2020.г. в части принятия конкретных мер относительно выплат премиального вознаграждения за работу в апреле 2020 года ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 является незаконным и подлежит отмене, тогда как в признании незаконным и отмене остальной части представления заместителя прокурора Пролетарского района г. Твери Машуто Д. А. об устранении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш» №15-2020 от 16.06.2020.г. необходимо отказать.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования по административному иску ООО «Тверьстроймаш» к прокуратуре Пролетарского района г. Твери, заместителю прокурора Пролетарского района г. Твери Машуто Дмитрию Александровичу, прокуратуре Тверской области о признании незаконным и отмене представления заместителя прокурора Пролетарского района г. Твери Машуто Д. А. об устранении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш» №15-2020 от 16.06.2020.г. удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить представление заместителя прокурора Пролетарского района г. Твери Машуто Д. А. об устранении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш» №15-2020 от 16.06.2020.г. в части принятия конкретных мер относительно выплат премиального вознаграждения за работу в апреле 2020 года ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, в признании незаконным и отмене остальной части представления заместителя прокурора Пролетарского района г. Твери Машуто Д. А. об устранении нарушений трудового законодательства в части оплаты труда в деятельности ООО «Тверьстроймаш» №15-2020 от 16.06.2020.г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Пролетарский районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Е. Ю. Голосова

Решение в окончательной

форме принято 09.11.2020.г.

Дело № 2а-1118/2020