ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1118/2016 от 12.04.2016 Центрального районного суда г. Твери (Тверская область)

Дело № 2а-1118/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2016 года г.Тверь

Центральный районный суд г. Твери в составе

председательствующего судьи Райской И.Ю.

при секретаре Захаровой Я.А.,

с участием: представителя административного ответчика и заинтересованного лица Парылиной Н.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по административному исковому заявлению Зайцева Г.Ю. к Департаменту архитектуры и строительства администрации города Твери о возложении обязанности предоставить информацию о разрешении ознакомления со списком зарегистрированных лиц публичных слушаний от 10 декабря 2015 года и снять копию с указанного списка,

у с т а н о в и л:

Зайцев Г.Ю. обратился в Центральный районный суд г. Твери с административным исковым заявлением, в котором просит обязать ответчика предоставить информацию о разрешении ходатайства истца о предоставлении возможности ознакомиться со списком зарегистрированных лиц публичных слушаний 10 декабря 2015 года, снять копию с указанного списка.

В обоснование заявления указано, что 14 декабря 2015 года истец обратился в Комиссию по землепользованию и застройке города Твери с заявлением, в котором, в частности, просил, как участник и выступающий на публичных слушаниях 10 декабря 2015 года, предоставить возможность ознакомиться со списком зарегистрированных лиц публичных слушаний 10 декабря 2015 года, снять копии, в частности, со списка зарегистрированных лиц. Сообщением от 22 декабря 2015 года № 29/4095-и не разрешено ходатайство истца о предоставлении возможности ознакомиться со списком зарегистрированных лиц публичных слушаний 10 декабря 2015 года, снять копию с указанного списка.

В связи с чем, указывает, что действиями (бездействием) ответчика нарушено его конституционное право на свободное получение информации о разрешении ходатайства истца о предоставлении возможности ознакомиться со списком зарегистрированных лиц публичных слушаний 20 декабря 2015 года, снять копию с указанного списка.

В связи с чем, административный истец обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Определением Центрального районного суда г. Твери от 24 марта 2016 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация города Твери.

В судебное заседание административный истец Зайцев Г.Ю., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, не явился, причин неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В судебном заседании представитель административного ответчика Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери и заинтересованного лица Администрации города Твери – Парылина Н.И., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения заявленных истцом требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Согласно представленных возражений, Зайцев Г.Ю. направил заявление в комиссию по землепользованию и застройки города Твери, в котором просил предоставить возможность ознакомления со списком зарегистрированных лиц публичных слушаний 10 декабря 2015 года, снять копии со списка зарегистрированных лиц. 22 декабря 2015 года Зайцеву Г.Ю. было отказано в предоставлении листа регистрации участников слушаний, со ссылкой на нормы ФЗ «О персональных данных» от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ. Решением Тверской городской Думы от 28 ноября 2007 года № 178 утверждено Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам регулирования градостроительной деятельности на территории города Твери. В соответствии с пунктом 3.3 Положения перед началом публичных слушаний комиссией, осуществляющей организацию и проведение слушаний,проводится регистрация участников с указанием фамилии, имени, отчества, места работы или адреса участника слушаний. Часть 2 статьи 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливает обязательность соблюдения конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. По правилам статьи 7 ФЗ «О персональных данных» операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому лицу (субъекту персональных данных). К данным сведениям относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация. Поскольку административный истец просил предоставить ему документы, не затрагивающие его права и свободы, а запрошенный лист регистрации участников слушаний содержит персональные данные – фамилия, имя, отчество, адрес или место работы, полагает, что Зайцеву Г.Ю. на законном основании отказали в предоставлении запрошенных документов. Также указала, что вышеуказанные нормы закона лишают истца права на ознакомление со списком.

В связи с изложенным, руководствуясь положениями п. 6 ст. 226 КАС РФ, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившегося административного истца.

Выслушав представителя административного ответчика и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

Из положений ст. 4 КАС РФ следует, что заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также вправе обратиться в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.

Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 22 КАС РФ.

В силу положений ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что если Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Порядок предоставления информации органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также вышеуказанные конституционные принципы, регламентирующие правоотношения, возникающие в сфере получения гражданами информации раскрыты и регламентированы, в том числе, Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральным законом от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

В соответствии с ч. 5 ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» лицо желающее получить доступ к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления не обязано обосновывать необходимость такого ее получения.

Согласно п. 3 ч. 4 ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» не может быть органичен доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В то же время согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления их должностных лиц, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных правовых норм, регламентирующих базовое, конституционное право гражданина на получение информации, можно сделать вывод, что несмотря на отсутствие у гражданина обязанности подтверждать необходимость получения такой информации, данная информация, о получении которой он обращается в органы государственной власти, безусловно, должна каким-либо образом затрагивать его права и свободы.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 2 ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» действие данного Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа к персональным данным, обработка которых осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления.

В силу положений ч. 1, 2 ст. 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «О персональных данных» персональные данные – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

При этом, исходя из совокупного толкования норм действующего законодательства, к персональным сведениям относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация.

Решением Тверской городской Думы от 28 ноября 2007 года № 178 утверждено Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний по вопросам регулирования градостроительной деятельности на территории города Твери.

Согласно п. 3.2, 3.3 Положения в публичных слушаниях вправе участвовать все жители города Твери, если иное не установлено настоящим Положением. Состав участников публичных слушаний, которым направляется персональное извещение (сообщение) о проведении конкретных публичных слушаний, определяется комиссией в соответствии с настоящим Положением. Перед началом публичных слушаний комиссией, осуществляющей организацию и проведение слушаний (далее в настоящем разделе - комиссия), проводится регистрация участников с указанием фамилии, имени, отчества, места работы или адреса участника слушаний.

Как следует из материалов дела и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, истец Зайцев Г.Ю. обратился в Комиссию по землепользованию и застройке города Твери с заявлением, в котором просил предоставить ему возможность ознакомиться с Протоколом публичных слушаний от 10 декабря 2015 года по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами , , , под блокированные жилые дома и список зарегистрированных лиц, а также снять копии с указанных документов.

Сообщением Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери от 22 декабря 2015 года отказано истцу в ксерокопировании листа регистрации участников публичных слушаний, состоявшихся 10 декабря 2015 года, со ссылкой на положения ФЗ «О персональных данных». Одновременно в адрес заявителя была направлена копия протокола публичных слушаний, состоявшихся 10 декабря 2015 года, по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков с кадастровыми номерами , , ,

Таким образом, учитывая характер правоотношений, а также круг участников указанных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что запрашиваемая истцом информация (список зарегистрированных лиц публичных слушаний от 10 декабря 2015 года), содержащая в себе данные о фамилии, имени, отчества, места работы или адреса участников слушаний, относится к информации ограниченного доступа (персональным данным), а, следовательно, в силу положений закона, не может быть предоставлена истцу для ознакомления.

При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемый ответ Департамента архитектуры и строительства администрации города Твери соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы административного истца.

Поскольку суд не усматривает нарушений прав и законных интересов истца со стороны указанного им органа, оснований для возложения обязанности на данное лицо по их устранению также не имеется.

При отказе в иске судебные расходы истца возмещению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных исковых требований Зайцева Г.Ю. к Департаменту архитектуры и строительства администрации города Твери о возложении обязанности предоставить информацию о разрешении ознакомления со списком зарегистрированных лиц публичных слушаний от 10 декабря 2015 года и снять копию с указанного списка – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 18 апреля 2016 года.

Председательствующий И.Ю. Райская