ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1118/2017 от 24.01.2017 Красногорского городского суда (Московская область)

Дело а-1118/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

<адрес>

Красногорский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Васильевой Ю.О.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО5 к Министерству строительного комплекса <адрес> об оспаривании решения Комиссии по признанию пострадавшими и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО6 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительного комплекса <адрес> об оспаривании решения Комиссии по признанию пострадавшими и включению в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.

В обоснование иска указано, что ФИО6ДД.ММ.ГГГГ заключила с ОАО «Земли Московии» договор участия в долевом строительстве квартиры, расположенной по строительному адресу: <адрес>, секция 3, этаж 3, <адрес>, общей проектной площадью 60,05 кв.м.

До настоящего времени застройщик обязательство по передаче квартиры не исполнил.

Административная истица обратилась в Министерство строительного комплекса <адрес> с заявлением о включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены. Решением Министерства строительного комплекса <адрес>, оформленным выпиской из протокола от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО6 отказано во включении в вышеуказанный реестр со ссылкой на несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.

Административная истица с указанным решением не согласна, полагает, что она соответствует критериям, перечисленным в вышеуказанном Приказе.

С учетом изложенного, ФИО6 просит признать решение Министерства строительного комплекса, оформленное протоколом заседания Комиссии Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, незаконным; возложить на заинтересованное лицо обязанность включить его в соответствующий реестр.

ФИО6 и представитель административной истицы ФИО2, действующий на основании доверенности <адрес>3 (л.д. 50), имеющий высшее юридическое образование (л.д.48), в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представитель Министерства строительного комплекса <адрес>, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания (л.д.93-93а), в суд не явился, просил в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.51-53).

При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя административного ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.

Выслушав объяснения истицы и ее представителя, исследовав материалы дела, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение N 1), и Правила ведения реестра таких граждан (приложение N 2).

В соответствии с п. 3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом от ДД.ММ.ГГГГ, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - контролирующий орган), в соответствии с данными Правилами.

Пунктом 2 Приложения N 1 к Приказу Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 403, установлены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, в том числе: привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ, органа местного самоуправления (пп. 1); просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (пп. 3); прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства (пп. 5); признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов (пп. 6 Приложения).

В качестве самостоятельно критерия, дающего право на включение в реестр, указана ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации (пп. 9 Приложения).

В соответствии с п. 4 Приложения N 2 к Приказу Минрегионразвития N 403 от ДД.ММ.ГГГГ (Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены), включению в Реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к данному Приказу.

В соответствии с пунктом 9 раздела III Приложения N 2 к указанному Приказу, включение в Реестр осуществляется на основании заявления. Пунктом 10 того же раздела установлен перечень документов: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); 6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии). Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлиннике в документов должностному лицу контролирующего органа.

Пунктом 14 раздела IV Приложения N 2 к Приказу Минрегионразвития N 403 от ДД.ММ.ГГГГ (Основания для отказа во включении заявителя в Реестр), основаниями для отказа во включении заявителя в Реестр являются: 1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу страдавших; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Старк» и ФИО3 был заключен предварительный договор купли-продажи <адрес>-БР, расположенной по строительному адресу: <адрес>, секция 3, этаж 3, <адрес>, общей проектной площадью 60,05 кв.м. (л.д.77-80). Покупатель исполнил обязательство по оплате квартиры в полном объеме, перечислив на основании договора денежные средства на расчетный счет ООО «Березовая Роща» (л.д. 87). Административная истица приобрела права и обязанности по названному договору, заключив с ФИО3ДД.ММ.ГГГГ договор уступки прав (л.д.81-85). ФИО6 также произвела все взаиморасчеты с ФИО3, что подтверждается актами. Стоит отметить, что в день подписания договора уступки, между ФИО6 и ОАО «Земли Московии» был заключен договор участия в долевом строительстве -БР (л.д.68-78), при этом предметом договора явилась вышепоименованная квартира, цена договора также осталась неизменной. В договоре указано на состоявшуюся оплату по договору.

Таким образом, ОАО «Земли Московии» сопровождало заключение сделок по приобретению ФИО6 квартиры у ФИО3 Более того, из выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) следует, что учредителем ООО «Старк», ОАО «Земли Московии» и ООО «Березовая Роща» является ФИО4 Указанное лицо также является руководителем названных обществ.

Таким образом, суд приходит к выводу, что платежное поручение, подтверждающее перечисление денежных средств ФИО3 на расчетный счет ООО «Березовая Роща» в рамках предварительного договора, заключенного с ООО «Старк», является доказательством надлежащей оплаты стоимости квартиры, расположенной по строительному адресу: <адрес>, секция 3, этаж 3, <адрес>, общей проектной площадью 60,05 кв.м., и подтверждает факт оплаты квартиры в рамках договора долевого участия.

Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ-П, а также данных, содержащихся в выписках ЕГРЮЛ, следует, что вышеназванные юридические лица фактически осуществляли финансово-хозяйственную деятельность как взаимозависимые и аффилированные лица, созданные ФИО4, следовательно, являются единым хозяйствующим субъектом.

Как следует из материалов дела, приговором Раменского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГФИО4 был признан виновным в совершении преступления, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности ОАО «Земли Московии».

Объект инвестиционной деятельности ФИО6 до настоящего времени не передан, дом не окончен строительством.

ФИО6 обратилась в Министерство строительного комплекса <адрес> с заявлением о включении ее в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. Решением Министерства строительного комплекса <адрес>, оформленным протоколом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9), административной истице было отказано во включении в вышеуказанный реестр со ссылкой на несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены. В качестве причины отказа указано на несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, утвержденных приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ (в соответствии с пп. 2 п.14 непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил).

С учетом изложенного суд не может согласить с позицией Министерства строительного комплекса <адрес> по следующим основаниям.

В норме, на основании которой ФИО6 отказано во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в качестве одного из критериев указано на непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил, а именно, не представлен документ, подтверждающий оплату по договору участия в долевом строительстве от ДД.ММ.ГГГГ-БР (л.д.55-56).

Между тем, из расписки в получении документов следует, что документ, подтверждающий оплату по договору, был получен административным ответчиком, а в судебном заседании установлено, что платежное поручение от ДД.ММ.ГГГГ доказывает факт оплаты стоимости спорной квартиры.

Таким образом, Министерство строительного комплекса <адрес> неправомерно отказало ФИО6 во включении в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, как не соответствующим критерию, установленному п.п. 2 п. 14 Приложения к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

Оценив представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу, что административное исковое заявление ФИО6 обоснованно и подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

административный иск ФИО5 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства строительного комплекса <адрес> во включении ФИО5 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, оформленный выпиской из протокола заседания Комиссии Министерства строительного комплекса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на Министерство строительного комплекса <адрес> обязанность устранить нарушение прав административного истца путем включения ФИО5 в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, на основании Приложения к приказу Министерства регионального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд через Красногорский городской суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья подпись Васильева Ю.О.