Дело № 2а-1118/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 16 марта 2022 года
Ленинский районный суд города Челябинска в составе:
председательствующего Барановой Ю.Е.,
при секретаре Зайцевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Призывной комиссии Ленинского района Челябинского городского округа, Военному комиссариату Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, Призывной комиссии Челябинской области, Военному комиссариату Челябинской области о признании незаконным решения, о восстановлении срока подачи заявления, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии Ленинского района Челябинского городского округа, Военному комиссариату Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, Призывной комиссии Челябинской области, Военному комиссариату Челябинской области о признании незаконным решения призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, выраженное в форме протокола № от 01.12.2021; о восстановлении срока подачи заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу; о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление.
В обоснование административного иска указал, что оспариваемым решением отказано в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, ввиду пропуска срока для подачи соответствующего заявления. Считает решение незаконным, так как нарушена процедура его принятия, не приняты во внимание доводы и убеждения относительно прохождения военной службы, проигнорированы причины пропуска срока для подачи заявления, решение принято единолично председателем без голосования комиссии, запрещено ведение аудиофиксации, не доведен состав комиссии. Обращает внимание, что формирование убеждений, противоречащих военной службы произошло после окончания срока подачи заявления.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании административный иск поддержал, указав, что срок пропущен по уважительной причине, ввиду формирования убеждений, противоречащих военной службы, после окончания срока подачи заявления.
Представитель административных ответчиков Призывной комиссии Ленинского района Челябинского городского округа, Военного комиссариата Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, Призывная комиссия Челябинской области, Военный комиссариат Челябинской области действующая на основании доверенностей ФИО1 в судебном административный иск не признала, указав, что уважительные причины пропуска срока не представлены.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, который несет военную службу в соответствии с федеральным законом, а в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (статья 59 Конституции Российской Федерации).
Решение призывной комиссии в силу пункта 7 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее по тексту Федеральный закон № 53-ФЗ) и части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ может быть обжаловано в суд.
Согласно части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требование о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, только в том случае, если установит, что оспариваемые решение, действие (бездействие) не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности названных условий, суд отказывает в удовлетворении заявленного требования (пункт 2).
При рассмотрении дела установлено, что решением призывной комиссии Ленинского района Челябинского городского округа, выраженном в форме протокола № 01.12.2021, ФИО1 отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на основании пункта 4 статьи 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» в связи с нарушением сроков и порядка подачи заявления, определяемых статьей 11 названного Федерального закона.
Согласно материалам дела, ФИО1, подлежащий призыву на военную службу в период осеннего призыва 2021 года на военную службу, подал заявление в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой 26.10.2021.
В силу пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службы» призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
Пунктом 5 статьи 1 указанного Федерального закона установлено, что граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
Отношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации конституционного права на замену военной службы альтернативной гражданской службой, регулируются Федеральным законом «Об альтернативной гражданской службе», согласно которому реализация гражданами Российской Федерации указанного конституционного права носит заявительный характер.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
В силу положений статьи 11 данного Закона граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки: до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года; до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Данное регулирование основано на привязке к срокам призыва на военную службу, который в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации: до начала весеннего призыва может быть подано заявление о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с осеннего призыва, и, соответственно, до начала осеннего призыва - о прохождении альтернативной гражданской службы в период, начиная с весеннего призыва.
Подобный порядок обусловлен необходимостью заблаговременного уведомления военных комиссариатов о соответствующем намерении призывника с целью своевременного планирования мероприятий призыва, которое осуществляется военным комиссаром.
Согласно абзацу 1 части 4 статьи 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 данного Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Решение призывной комиссии в отношении административного истца от 01.12.2021 является правильным, поскольку ФИО1 нарушил срок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой – до 01.04.2021.
Из материалов дела следует, что пропуск срока на подачу заявления о замене военной службы альтернативной гражданской ФИО1 не оспаривает.
В качестве причины для восстановления предусмотренного законом срока обращения с указанным заявлением в призывную комиссию административный истец указал на то, что сотрудники комиссариата не ознакомили его с порядком подачи подобного заявления, а также, что формирование убеждений, противоречащих военной службы произошло после окончания срока подачи заявления.
Вместе с тем в дело не представлены характеризующие призывника документы и другие данные, соответствующие изложенным административным истцом доводам о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям. Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой и что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой.
То обстоятельство, что сотрудники комиссариата не ознакомили ФИО1 с порядком подачи заявления, само по себе не является основанием для признания оспариваемого решения незаконным.
Оспариваемое решение принято уполномоченными должностными лицами призывной комиссии, ФИО1 извещен, присутствовал при рассмотрении его заявления. Требования ст. 12 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе» о рассмотрении заявления о замене военной службы альтернативной гражданской службой призывной комиссией выполнены.
Разрешая заявленные требования, суд, приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным оспариваемого решения призывной комиссии, поскольку оно соответствует требованиям закона и не нарушает прав и законных интересов административного истца. Следовательно, предусмотренной законом совокупности условий, необходимой для удовлетворения требований, по делу не имеется.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, оснований для восстановления срока подачи заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, о возложении обязанности повторно рассмотреть заявление не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Призывной комиссии Ленинского района Челябинского городского округа, Военному комиссариату Тракторозаводского и Ленинского районов г. Челябинска, Призывной комиссии Челябинской области, Военному комиссариату Челябинской области о признании незаконным решения, о восстановлении срока подачи заявления, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Ленинский районный суд города Челябинска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Е. Баранова
Мотивированное решение изготовлено 16 марта 2022 года.