ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1119/2023 от 30.08.2023 Самарского районного суда г. Самары (Самарская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Самара 30 августа 2023 года

Судья Самарского районного суда г. Самара Балова А.М.,

при секретаре Спиридоновой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1119/2023 по административному иску ФИО9 к Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области, УФНС России по Самарской области о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Самарский районный суд г. Самары с административным иском к Межрайоной ИФНС России № 18 по Самарской области, УФНС России по Самарской области, требуя признать недействительными решение Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение УФНС России по Самарской области по апелляционной жалобе от ДД.ММ.ГГГГ@ на решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно доводам административного иска, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 ИНН была проведена выездная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения о проведении выездной налоговой проверки Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. По окончании налоговой проверки был составлен Акт выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым налоговым органом была установлена неуплата ФИО2 налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) за 2018 год в размере 1 064 486 рублей и рассчитаны пени за просрочку исполнения обязанности по уплате НДФЛ в размере 70 659,08 рублей. ДД.ММ.ГГГГФИО2 представила в налоговый орган возражение на Акт налоговой проверки, из которого следует, что за проверяемый период ФИО2 не получала дохода, подлежащего налогообложению. По результатам рассмотрения вышеуказанного возражения налоговым органом были проведены дополнительные мероприятия налогового контроля на основании решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля от ДД.ММ.ГГГГ. Результаты дополнительных мероприятий были отражены налоговым органом Дополнении к Акту налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с данным Дополнением к Акту, налоговым органом была установлена неуплата ФИО2 налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 464 372 рубля и, соответственно, рассчитаны пени за просрочку исполнения обязанности по уплате НДФЛ в размере 127 934,51 рублей. ДД.ММ.ГГГГФИО2 в налоговый орган было направлено возражение на Дополнение к Акту налоговой проверки с приложением документов, предоставленных иностранными кредитными организациями, в котором были подробно изложены факты, свидетельствующие о неполучении налогоплательщиком вменяемого ей дохода. По результатам рассмотрения представленных документов и возражений Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области в отношении ФИО2 было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения путем доначисления НДФЛ в размере 428 903 рубля, пени в размере 122 773,47 рублей и штрафа в размере 22 140 рублей. Решением УФНС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ@, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы ФИО2, решение налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения. Основанием для доначисления НДФЛ, начисления пени и санкций послужил вывод налогового органа о необходимости уплаты налога на доходы физических лиц по результатам сделок с ценными бумагами в связи с наличием курсовой разницы. ФИО2 не согласна с вынесенным решением налогового органа, полагая, что курсовая разница при покупке и продаже паев инвестиционного фонда в евро не признается доходом, подлежащим налогообложению НДФЛ, в связи с чем, обратилась в суд с данными административными исковыми требованиями.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО2ФИО5, действующая на основании доверенности, административные исковые требования полностью поддержала, сославшись на доводы административного иска и письменные объяснения.

Представитель административных ответчиков Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области и УФНС России по Самарской области, представитель заинтересованного лица Межрайонной ИФНС России № 23 по Самарской области – ФИО6, действующий на основании доверенностей, в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал, сославшись на доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнении к письменным возражениям.

Представитель заинтересованного лица ФНС России – ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании относительно удовлетворения заявленных административных исковых требований возражал, сославшись на письменные возражения и пояснения.

Выслушав доводы представителей сторон, представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 227 КАС РФ, суд удовлетворяет требование об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в том случае, если оспариваемое решение, действие (бездействие) противоречит нормативным правовым актам и нарушает права административного истца (пункт 1 части 2). При отсутствии совокупности указанных условий суд отказывает в удовлетворении заявленных требований (пункт 2 части 2).

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (часть 2 статьи 62, часть 11 статьи 226 КАС РФ).

В соответствии со статьей 138 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Обжалование организациями и физическими лицами в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 207 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 208 НК РФ, к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации, относятся дивиденды и проценты, полученные от иностранной организации за исключением процентов, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 настоящей статьи, а также выплаты по предоставляемым ценным бумагам, полученные от эмитента российских депозитарных расписок; доходы от реализации: за пределами Российской Федерации акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставных капиталах иностранных организаций; иного имущества, находящегося за пределами Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 209 НК РФ, объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: 1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации; 2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ, при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 214.1 НК РФ, при определении налоговой базы по доходам по операциям с ценными бумагами и по операциям с производными финансовыми инструментами учитываются доходы, полученные по следующим операциям:

1) с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

2) с ценными бумагами, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг;

3) с производными финансовыми инструментами, обращающимися на организованном рынке;

4) с производными финансовыми инструментами, не обращающимися на организованном рынке, без учета операций с производными финансовыми инструментами, перечисленных в соответствии с подпунктом 5 настоящего пункта;

5) с производными финансовыми инструментами и иными инструментами, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 4.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».

В соответствии с пунктом 10 статьи 214.1 НК РФ, расходами по операциям с ценными бумагами и расходами по операциям с производными финансовыми инструментами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг, с совершением операций с производными финансовыми инструментами, с исполнением и прекращением обязательств по таким сделкам. К указанным расходам относятся:

1) денежные суммы, в том числе суммы купона, и (или) иное имущество (имущественные права) в сумме расходов на их приобретение, уплачиваемые (передаваемые):

эмитенту ценных бумаг (управляющей компании паевого инвестиционного фонда) в оплату размещаемых (выдаваемых) ценных бумаг;

в соответствии с договором купли-продажи или договором мены ценных бумаг.

2) суммы уплаченной вариационной маржи и (или) премии по контрактам, а также иные периодические или разовые выплаты, предусмотренные условиями производных финансовых инструментов;

3) оплата услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также биржевыми посредниками и клиринговыми центрами;

4) надбавка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при приобретении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;

5) скидка, уплачиваемая управляющей компании паевого инвестиционного фонда при погашении инвестиционного пая паевого инвестиционного фонда, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации об инвестиционных фондах;

6) расходы, возмещаемые профессиональному участнику рынка ценных бумаг, управляющей компании, осуществляющей доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд;

7) биржевой сбор (комиссия);

8) оплата услуг лиц, осуществляющих ведение реестра;

9) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им ценных бумаг в порядке наследования;

10) налог, уплаченный налогоплательщиком при получении им в порядке дарения акций, паев в соответствии с пунктом 18.1 статьи 217 настоящего Кодекса;

11) суммы процентов, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, полученным для совершения сделок с ценными бумагами (включая проценты по кредитам и займам для совершения маржинальных сделок), в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей на дату выплаты процентов ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, - для кредитов и займов, выраженных в рублях, и исходя из 9 процентов - для кредитов и займов, выраженных в иностранной валюте;

12) другие расходы, непосредственно связанные с операциями с ценными бумагами, с производными финансовыми инструментами, а также расходы, связанные с оказанием услуг профессиональными участниками рынка ценных бумаг, управляющими компаниями, осуществляющими доверительное управление имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в рамках их профессиональной деятельности.

Исчисление и уплату налога в соответствии с пунктом 1 статьи 228 НК РФ обязаны производить физические лица - налоговые резиденты РФ, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исходя из сумм таких доходов.

Налогоплательщики обязаны, в частности, уплачивать законно установленные налоги и представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах (подпункты 1, 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ).

Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 228 НК РФ, исчисление и уплату налога на доходы физических лиц производят физические лица налоговые резиденты Российской Федерации, за исключением российских военнослужащих, указанных в пункте 3 статьи 207 настоящего Кодекса, получающие доходы от источников, находящихся за пределами Российской Федерации, - исходя из сумм таких доходов.

В соответствии со статьей 229 НК РФ, установлена обязанность представления декларации по форме 3-НДФЛ налогоплательщиками, указанными в пункте 1 статьи 228 НК РФ, не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, срок предоставления декларации по 3-НДФЛ за 2018 год - не позднее 30 апреля 2019 года.

Из материалов административного дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 ИНН 633010339026 была проведена выездная налоговая проверка по налогу на доходы физических лиц за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании решения заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области о проведении выездной налоговой проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

В результате налоговой проверки в отношении ФИО2 Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым была установлена недоимка по НДФЛ от сделки по операциям с ценными бумагами в размере 428 903 рубля и пени за несвоевременную уплату налога в размере 122 773,47 рублей, назначен штраф в соответствии со ст. 122 НК РФ в размере 21 445 рублей и согласно ст. 119 НК РФ в размере 695 рублей, ФИО2 предложено уплатить указанную недоимку по НДФЛ, пени и штраф.

Не согласившись с данным решением, ФИО2 обжаловала его, предъявив апелляционную жалобу в УФНС России по Самарской области, решением которого от ДД.ММ.ГГГГ@ решение Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, а жалоба ФИО2 без удовлетворения.

В ходе проведенной налоговой проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО2 понесены расходы в размере 388 661,83 евро на приобретение ценных бумаг (паев) инвестиционных фондов:

<данные изъяты> в количестве 24 023,023 паев, стоимостью 115 118,33 евро;

<данные изъяты> в количестве 56 099,979 паев, стоимостью 273 543,50 евро.

В последующем ДД.ММ.ГГГГФИО2 часть ценных бумаг <данные изъяты> в количестве 20 470 паев была продана.

На момент приобретения – ДД.ММ.ГГГГ стоимость 20 470 ценных бумаг <данные изъяты> по курсу Банка России составляла 4 229 921,34 рублей (99 688 (стоимость 20 470 паев в евро) х 42,4316 (курс евро)).

На момент продажи – ДД.ММ.ГГГГ стоимость 20 470 ценных бумаг <данные изъяты> по курсу Банка России составляла 7 529 172,50 рублей (98 718 (стоимость 20 470 паев в евро) х 76,2695 (курс евро)).

Таким образом, доход ФИО2 от реализации 20 470 ценных бумаг <данные изъяты> в 2018 году составил 3 299 251 рубль (7 529 172,50 (доход) – 4 229 921,34 (расход)). Данная сумма подлежит налогообложению по ставке 13%.

НДФЛ за 2018 год, подлежащий уплате административным истцом, составил 428 903 рубля (3 299 251 х 13%).

В соответствии с пунктом 1 статьи 142.3 НК РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, в связи с осуществлением автоматического обмена финансовой информацией получает от организации финансового рынка информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, а также иную информацию, представляемую в соответствии с настоящей главой.

Международный автоматический обмен информацией с компетентными органами иностранных государств осуществляется на основании статьи 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ (ратифицирована Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 325-ФЗ) и многостороннего соглашения компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от ДД.ММ.ГГГГ, подписанного на основании Распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - CRS MCAA).

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила передачи финансовой информации и страновых отчетов компетентным органам иностранных государств (территорий) и получения финансовой информации и страновых отчетов Федеральной налоговой службой, а также требования к защите передаваемой информации, пунктом 3 которых предусмотрено, что ФНС России осуществляет автоматический обмен информацией в соответствии с CRS MCAA.

Подпунктом «f» статьи 1 «Определения» CRS MCAA для целей использования в соглашении дано понятие Общего стандарта отчетности (the term «Common Repotring Standard»), которое означает «стандарт автоматического обмена финансовой информацией в налоговых целях (включая Комментарии), разработанные Организацией экономического сотрудничества и развития с участием стран «Группы двадцати»».

Согласно пункту 5 статьи 3 «Сроки и способ обмена информацией» CRS MCAA, компетентные органы будут автоматически обмениваться информацией, которая описана в Статье 2 согласно схеме общего стандарта отчетности (the common repotring standard schema) в формате Расширяемого языка разметки «Extensible Markup Language».

Пунктами 2 и 4 Правил установлено, что автоматический обмен информацией осуществляется посредством передачи и получения на автоматической основе электронных документов установленного формата.

Таким образом, вышеуказанными положениями международных соглашений, а также Постановлением Правительства Российской Федерации предусмотрен электронный документооборот установленного формата между ФНС ФИО1 и компетентными органами иностранных государств (территорий) в рамках международного автоматического обмена финансовой информацией.

В соответствии с пунктом 3 статьи 142.3 НК РФ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и территориальные налоговые органы вправе использовать финансовую информацию организаций финансового рынка и компетентных органов иностранных государств (территорий), полученную в соответствии с настоящей главой, при осуществлении своих полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Пунктом 4 статьи 142.3 НК РФ определено, что финансовая информация в электронной форме от организаций финансового рынка и компетентных органов иностранных государств (территорий), поступившая в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, приравнивается к информации, полученной на бумажном носителе.

В рамках международного автоматического обмена информацией ДД.ММ.ГГГГ в ФНС России поступили электронные документы от компетентного органа Италии – <данные изъяты> о том, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на счета (2 402 евро, 99 750 евро, всего 102 152 евро), (1009,33 евро) в иностранном банке <данные изъяты>) за пределами территории Российской Федерации ФИО2 Т.Н. перечислены денежные средства в размере 103 161,33 евро.

Компетентным органом Италии указанным доходам присвоен код (Other – прочий доход от финансовых активов).

В силу перечисленных положений действующего законодательства РФ у ФИО2 имелась обязанность по предоставлению декларации по форме 3-НДФЛ за 2018 год в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ с отражением прочих доходов от реализации финансовых активов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, обязанность по уплате налога должна быть выполнена до ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе налоговой проверки ДД.ММ.ГГГГФИО2 представлена в Межрайонную ИФНС России № 18 по Самарской области налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2018 год, где указан доход, полученный ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 009,33 евро в результате работы фонда <данные изъяты> и зачисленный на счет . НДФЛ с данного дохода в размере 9 269,78 рублей уплачен в бюджет полностью.

Прочий доход от финансовых активов в размере 102 152 евро в декларации не отражен, в бюджет не уплачен. Данный доход сформировался из следующего.

В отношении прочего дохода, полученного ФИО2 от финансовых активов по счетам в иностранных банках в размере 99 750 евро и зачисленного на счет , установлено следующее.

В ходе анализа отчета по ценным бумагам на ДД.ММ.ГГГГ, представленного ФИО2, следует, что последней приобретены ценные бумаги EURIZON MULTIASSET PRUDENTE GIUGNO 06/21 в количестве 20 470, общей стоимостью 98 718,40 евро.

Согласно сведениям, поступившим от компетентного органа иностранного государства, размер прочего дохода, полученного ФИО2 от финансовых активов по счетам в иностранных банках, составил 99 750 евро. Разница со сведениями из отчета по ценным бумагам на ДД.ММ.ГГГГ, представленного ФИО2, составляет 1 031,60 евро (99 750 – 98 718,40). Данная сумма эквивалентна 81 971,45 рублей по среднему курсу евро 79,4605 рублей.

Размер НДФЛ за 2018 год в данном случае составляет 10 656,29 рублей (81 971,45 х 13%).

В отношении прочего дохода, полученного ФИО2 от финансовых активов по счетам в иностранных банках в размере 2 402 евро и зачисленного на счет , установлено следующее.

В 2018 году ФИО2 получен прочий доход от финансовых активов в размере 2 402 евро. Данная сумма эквивалентна 190 864,12 рублей по среднему курсу евро 79,4605 рублей.

Размер НДФЛ за 2018 год по данному виду дохода составляет 24 812,34 рублей (190 864,12 х 13%).

В рамках проведения дополнительных мероприятий налогового контроля налогоплательщиком не представлены документы, подтверждающие получение указанного дохода.

Таким образом, ФИО2 получила доход от сделок по операциям с ценными бумагами в 2018 году в размере 3 572 087 рублей (3 299 251+190 864,12+81 971,45), сумма неуплаченного налога за 2018 год составляет 464 372 рубля (3 572 087 х 13%).

По результатам рассмотрения возражений налогоплательщика на Акт налоговой проверки, Дополнения к Акту налоговой проверки доводы ФИО2 Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области признаны частично обоснованными.

В отношении доходов ФИО2 за 2018 год в размере 2 402 евро и в размере разницы 1 031,60 евро (99 750-98 718,40) приняты Межрайонной ИФНС России № 18 по Самарской области в соответствии с представленными ею документами (банковскими выписками).

Следовательно, сумма недоимки по НДФЛ за 2018 год от сделок по операциям с ценными бумагами в отношении ФИО2 составляет 428 903 рублей (3 299 251 (7 529 172,50 (доход на ДД.ММ.ГГГГ) – 4 229 921,34 (расход на ДД.ММ.ГГГГ)) х 13%).

Доводы административного истца, оспаривающего решения налоговых органов, сводятся к тому, что имеется курсовая разница при покупке и продаже паев инвестиционного фонда в евро, которая не признается доходом, подлежащим налогообложению НДФЛ.

Порядок налогообложения доходов физических лиц предусмотрен главой 23 НК РФ «Налог на доходы физических лиц».

Статья 41 НК РФ определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Пунктом 1 статьи 210 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Особенности определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц, исчисления и уплаты налога на доходы, в частности по операциям с ценными бумагами, предусмотрены в статье 214.1 НК РФ.

На основании п. 14 ст. 214.1 НК РФ налоговой базой по операциям с ценными бумагами признается положительный финансовый результат по совокупности соответствующих операций, исчисленный за налоговый период в соответствии с пунктами 6 – 13.2 статьи 214.1 НК РФ.

В соответствии с п. 12 ст. 214.1 НК РФ, в целях указанной статьи финансовый результат, в частности по операциям с ценными бумагами, определяется как доходы от операций за вычетом соответствующих расходов, указанных в пункте 10 статьи 214.1 НК РФ.

Исходя из положений п. 7 ст. 214.1 НК РФ, доходами по операциям с ценными бумагами признаются доходы от реализации (погашения) ценных бумаг, полученные в налоговом периоде.

Согласно п. 10 ст. 214.1 НК РФ, расходами по операциям с ценными бумагами признаются документально подтвержденные и фактически осуществленные налогоплательщиком расходы, связанные с приобретением, реализацией, хранением и погашением ценных бумаг.

Подпунктом 3 пункта 1 статьи 223 НК РФ предусмотрено, что дата фактического получения дохода при получении доходов в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг определяется как день приобретения ценных бумаг. В случае, если оплата приобретенных ценных бумаг производится после перехода к налогоплательщику права собственности на эти ценные бумаги, дата фактического получения дохода определяется как день совершения соответствующего платежа в оплату стоимости приобретенных ценных бумаг.

В силу п. 5 ст. 210 НК РФ доходы (расходы, принимаемые к вычету в соответствии со статьями 214.1, 214.3, 214.4, 214.5, 218 - 221 Кодекса) налогоплательщика, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату фактического получения указанных доходов (дату фактического осуществления расходов), если иное не предусмотрено главой 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ.

Из анализа перечисленных норм действующего законодательства РФ следует, что полученный доход и понесенные расходы, выраженные (номинированные) в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли по курсу Банка ФИО1 на дату фактического получения доходов и дату понесенных расходов.

При этом, в случае если доход от реализации ценных бумаг в перерасчете на рубли превышает сумму соответствующих расходов в перерасчете на рубли, то образуется положительный финансовый результат в рублях, который подлежит налогообложению. Указанный подход соответствует положениям главы 23 НК РФ.

Расчет НДФЛ за 2018 год в отношении ФИО2 был выполнен налоговым органом в соответствии с указанными положениями действующего законодательства РФ.

Правовых оснований для осуществления иного способа расчета НДФЛ не имеется.

При таких установленных судом обстоятельствах, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов административного истца и обоснованном привлечении ФИО2 к ответственности за совершение налогового правонарушения.

На основании ст. 75 НК РФ налогоплательщику исчислена пеня по налогу на доходы физических лиц.

В силу п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ, непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Штраф назначен в соответствии со ст.ст. 119, 122 НК РФ.

В части размера пени и штрафов расчет административным истцом не оспаривался, судом проверен и является верным. Доказательств в его опровержение суду не представлено.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска ФИО2

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО2 отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 13 сентября 2023 года.

Судья А.М. Балова