Дело № 2а-111/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 июля 2018 года г. Шагонар
Улуг-Хемский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Монге-Далай Ч.Ч., при секретаре Базыр А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Улуг-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействия и понуждении обязанности принять необходимые меры,
с участием заместителя прокурора Улуг-Хемского района Сарыглар О.А. и представителя административного ответчика ФИО5,
установил:
прокурор Улуг-Хемского района Республики Тыва обратился в суд в порядке ст.39 КАС РФ к административному ответчику с административным иском о признании незаконным бездействия и понуждении обязанности принять необходимые меры, в обоснование которого указано на то, что в соответствии с п.2.6 решения коллегии прокуратуры РТ от 24.07.2017 года проведена проверка деятельности органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, в ходе которой выявлены нарушения требований федерального законодательства, в частности, п.2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России № от 30 августа 2011 года, администрация не отразила сведения о земельных участках, на основании которых расположены здания и сооружения муниципальной собственности района, вопреки п.3 Порядка в реестре отсутствует раздел о муниципальном движимом имуществе, а также сведения о муниципальных учреждениях, которые должны быть приведены в разделе о муниципальных унитарных предприятиях. Также по результатам проведенной проверки установлено отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на следующие объекты, включенные в реестр муниципальной собственности Улуг-Хемского района: нежилое помещение-гараж, расположенный по адресу: <адрес>, литер Б, общей площадью 93 кв.м., реестровый №; нежилое здание- административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 251,9 кв.м.; нежилое здание-магазин-столовая, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 92,6 кв.м. Данный факт является нарушением федерального законодательства. Председателю администраций муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» ФИО1 внесено представление прокурора об устранении нарушений федерального законодательства от 28.11.2017 №в-2017. В резолютивной части представления указано принять конкретные меры к устранению нарушений федерального законодательства. 27.12.2017 года в прокуратуру района поступила информация о рассмотрении представления прокурор об устранении выявленных нарушений федерального законодательства, согласно которому для осуществления действий по государственной регистрации гаража - Литер Б Управлением сельского. хозяйства запланировано изыскать средства в 2018 году. В отношении двух нежилых зданий по адресу: <адрес> сообщено о том, что объект является предметом спора о незаконном приобретении обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>». Из представленных административным ответчиком материалов следует, что производство в Арбитражном суде Республики Тыва по иску администрации <адрес> к ООО «<данные изъяты> о (предмет иска) прекращено 05.04.2016. С указанного момента администрацией Улуг-Хемского района действенных мер по признанию объектов - административного здания и магазина-столовой по адресу: <адрес>, бесхозяйными и оформлении их в муниципальную собственность не приняты. Как следует из ответа, ни одно нарушение закона, изложенное в представлении прокурора от 28.11.2017 исх.№, администрацией Улуг-Хемского района не устранено. 17.01.2018 вынесено требование прокурора № о повторном рассмотрении представления прокурора района с указанием срока направления ответа в прокуратуру района — не позднее 29.01.2018. Также указано о направлении к 19.01.2018 в прокуратуру района утвержденный решением органа местного самоуправления реестр муниципального имущества Улуг-Хемского района в актуальной редакции. В обозначенный срок реестр муниципального имущества не поступил. В письме из администрации Улуг-Хемского района исх. № от 29.01.2018 информация об устранении нарушений по государственной регистрации муниципальной собственности отсутствовала. Также ни одно нарушение закона, изложенное в представлении прокурора от ДД.ММ.ГГГГ исх.№, администрацией Улуг-Хемского района не устранено. 05.02.2018 года внесено требование прокурора № о повторном рассмотрении представления прокурора района с указанием срока направления ответа в прокуратуру района - не позднее 15.02.2018. На данное требование в прокуратуру района поступил ответ исх. № от 15.02.2018, в котором изложено, что для оформления права собственности на гараж 93 кв.м, ведутся кадастровые работы, спор о праве на объекты по адресу: <адрес> не разрешен, ответ из суда не поступил. Требованием прокурора от 22.02.2018 председатель администрации Улуг-Хемского района ФИО1 вызывался в прокуратуру Улуг-Хемского района на 27.02.2018 в 17:00 для дачи объяснения, однако в назначенное время он не явился, о причинах неявки прокурора района не уведомил. Администрацией Улуг-Хемского района с момента невыполнения требования прокурора об устранении нарушений по внесенному представлению в местный срок в период времени со 02.01.2018 по настоящее время действенные меры в рамках своей компетенции по государственной регистрации права муниципальной собственности на недвижимое имущество: гараж по адресу: <адрес>, Литер Б; административное здание по адресу: <адрес>; магазин-столовая, по адресу: <адрес>. Реестр муниципальной собственности объектов недвижимости в соответствие положениям Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 №, не приведен. Данный факт нарушает законные интересы муниципального образования на: - признание и подтверждение прав на недвижимое имущество муниципального образования как субъекта гражданских правоотношений, - препятствует решению вопросов местного значения муниципального района по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, - подрывает экономическую основу местного самоуправления, препятствует перспективному поступлению доходов от использования муниципального имущества в местный бюджет. Бездействие по надлежащему учету муниципального имущества Улуг-Хемского района Республики Тыва создает угрозу неправомерного завладения имущества третьими лицами. Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», выраженное в составлении реестра муниципальной собственности Улуг-Хемского района Республики Тыва с нарушениями Порядка ведения органами местного самоуправления. реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 №, и обязать привести реестр в соответствие установленному законом порядку; признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», выраженное в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение — гараж, расположенный по адресу: <адрес>, Литер Б., и обязать принять действенные меры путем регистрации права муниципальной собственности на данный объект; признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», выраженное в непринятии мер по признанию бесхозяйными административного здания и магазина-столовой, расположенных по адресу: <адрес> обязать принять действенные меры по признанию данных объектов бесхозяйными и оформить в муниципальную собственность.
В последующем прокурором административный иск уточнялся неоднократно, просит признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», выраженное в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение гараж, расположенный по адресу: <адрес>, литер Б. и обязать принять действенные меры путем регистрации права муниципальной собственности на данный объект в государственном органе исполнительной власти, осуществляющий функции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда; признать незаконным бездействие администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», выраженное в составлении реестра муниципальной собственности Улуг-Хемского района Республики Тыва с нарушениями Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 №, и обязать привести реестр в соответствие установленному законом порядку – указать кадастровый номер, кадастровую стоимость иоснование возникновения права собственности на объект - гараж, расположенный по адресу: <адрес>, литер Б., в течение 7 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Определением суда от 29 июня 2018 года требования прокурора в части нежилого здания - административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 251, 9 кв.м., реестровый № и нежилое здание - магазин-столовая, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 92,6 кв.м., реестровый № выделены в отдельное производство.
В судебном заседании прокурор поддержал административный иск от 28.06.2018 года полностью в части гаража и просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО5 пояснил, что в принципе согласны с иском по требования прокурора в части гаража, однако требуется время на выполнение всех требований до года.
Выслушав административные стороны, и изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 218 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" право владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности района, отнесено к вопросам местного значения района.
Исходя из положений ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения
В силу п. 5 ст. 51 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30 августа 2011 года N 424.
Перечень сведений, подлежащих включению в реестр, предусмотрен п. 4 Порядка ведения реестра муниципального имущества, которым также определено включение в разные разделы сведений о недвижимом имуществе, адрес (местоположение) недвижимого имущества; кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); - сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый номер - это неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер объекта недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости.
Судом установлено, что прокуратурой Улуг-Хемского района проводилась проверка деятельности органом местного самоуправления по распоряжению имуществом и выявлены нарушения требований федерального законодательства, в частности, п.2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России № от 30 августа 2011 года, администрация не отразила сведения о земельных участках, на основании которых расположены здания и сооружения муниципальной собственности района, вопреки п.3 Порядка в реестре отсутствует раздел о муниципальном движимом имуществе, а также сведения о муниципальных учреждениях, которые должны быть приведены в разделе о муниципальных унитарных предприятиях. Также по результатам проведенной проверки установлено отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на следующие объекты, включенные в реестр муниципальной собственности <адрес>: нежилое помещение-гараж, расположенный по адресу: <адрес>, литер Б, общей площадью 93 кв.м., реестровый №; нежилое здание- административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 251,9 кв.м.; нежилое здание-магазин-столовая, расположенный по адресу: Улуг-Хемский кожуун, <адрес>, общей площадью 92,6 кв.м. Данный факт является нарушением федерального законодательства.
Материалами дела подтверждается, что прокурора Улуг-Хемского района ДД.ММ.ГГГГ внесено председателю администраций муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» ФИО1 представление № об устранении нарушений федерального законодательства и указано принять конкретные меры к устранению нарушений федерального законодательства.
Согласно ответу от 27.12.2017 года исх. №, представление рассморено с участием Сарыглар О.А., ФИО2ФИО3., ФИО4: для осуществления действий по государственной регистрации гаража - Литер Б Управлением сельского хозяйства запланировано изыскать средства в 2018 году. В отношении двух нежилых зданий по адресу: <адрес> сообщено о том, что объект является предметом спора о незаконном приобретении обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» и рассматриваются <данные изъяты> ФИО5 проведена инвентаризация имущества МУПов (постановление № от 11.12.2017, результаты будут сформированы и предоставлены дополнительно по требованию. В связи с отсутствием финансовых средств формирование земельных участков МУПов не проводится. В бюджете 2016-2018 годов не предусмотрены расходы по землеустроительным работам. Планируется в 2018 году по мере поступлений средств начать процедуры оформления.
17 января 2018 года исх. № председателю администрации Улуг-Хемского района прокурором внесено требование о повторном рассмотрении представления прокурора района с указанием срока направления ответа в прокуратуру района — не позднее 29.01.2018. Также указано о направлении к 19.01.2018 в прокуратуру района утвержденный решением органа местного самоуправления реестр муниципального имущества Улуг-Хемского района в актуальной редакции.
В ответе от 29 января 2018 года исх. № указало о направлении информации по устранению нарушений по представлению от 28.11.2017 № п.4, по требованию прокурора от 17.01.2018 № п.3 по имуществу МУПов, с приложением на 5 листах.
5 февраля 2018 года прокурором потребовано предоставить письменный ответ, на которое представлен ответ исх. № от 15.02.2018, о том, что для оформления права собственности на гараж 93 кв.м, ведутся кадастровые работы, спор о праве на объекты по адресу: <адрес> не разрешен, ответ из АС РТ не поступил.
Также аналогичного содержания требования прокурора были направлены и 22 февраля 2018 года.
Решением Хурала представителей муниципального района Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва № от 14 марта 2018 года утвержден реестр муниципальной собственности, объектов движимого имущества, сведений о муниципальных унитарных предприятиях, Муниципальных учреждениях, хозяйственных юридических лицах муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва», под № указано нежилое здание (гараж), кадастровый номер и сведения о кадастровой стоимости не указаны.
На день рассмотрения дела требование прокурора административным ответчиком не выполнено, бездействие администрации муниципального района, выразившееся в непринятии мер по постановке на кадастровый учет и в непринятии мер по оформлению права собственности на указанное имущество, влечет нарушение требований действующего законодательства по исполнению возложенных полномочий в части распоряжения имуществом и нарушение прав неопределенного круга лиц, поэтому требование прокурора о признании бездействия административного ответчика по государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилые помещения: нежилое здание-административное здание, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 251,9 кв.м., реестровый №; нежилое здание-магазин-столовая, расположенный по адресу: <адрес> общей площадью 92,6 кв.м., реестровый № и обязать принять действенные меры путем регистрации права муниципальной собственности на данный объект в государственном органе исполнительной власти, осуществляющий функции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда незаконным и возложении обязанности принять необходимые меры является обоснованным, а административный иск-подлежащим удовлетворению.
На основании вышеизложенного и, руководствуясь ст. 175,177 КАС РФ, суд
р е ш и л :
административные исковые требования прокурора Улуг-Хемского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» о признании незаконным бездействия и понуждении обязанности принять необходимые меры, удовлетворить.
Признать незаконными бездействия Администрации муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» в непринятии мер по государственной регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение гараж, расположенный по адресу: <адрес> литер Б., а также в составлении реестра муниципальной собственности Улуг-Хемского района Республики Тыва с нарушениями Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 №.
Обязать Администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» принять меры путем регистрации права муниципальной собственности на нежилое помещение гараж, расположенный по адресу: <адрес> литер Б в государственном органе исполнительной власти, осуществляющий функции государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Администрацию муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва» привести реестр в соответствие установленному законом порядку – указать кадастровый номер, кадастровую стоимость и основание возникновения права собственности на объект - гараж, расположенный по адресу: <адрес>, литер Б., в течение 7 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва через Улуг-Хемский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Ч.Ч. Монге-Далай