Дело № 2а-111/2019
64RS0043-01-2018-004424-52
Решение
Именем Российской Федерации
10 января 2019 года г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Музыканкиной Ю.А.,
при секретаре Абдуллаеве Р.И.,
с участием административного истца ФИО1, представителей административных ответчиков ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, Управлению обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального районе Саратовской области, Комитету по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области, заинтересованное лицо Комитет финансов администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области о признании незаконным распоряжения Комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование без проведения торгов земельного участка, утверждении схемы земельного участка,
установил:
истец обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя требования тем, что 20.08.2018 года Административный истец обратился в Администрацию Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предварительном согласованием предоставления на праве безвозмездного пользования, сроком на шесть лет, земельного участка без проведения торгов на основании пп. 6 п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ, расположенном по адресу: Саратовская область, Энгельсский муниципальный район, <адрес> расположенного напротив жилого дома <адрес>, в квартале между ул. <адрес>. В соответствии с п.2 ст. 39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка была приложена схема расположения земельного участка. 11.09.2018 года Председателем комитета по земельным ресурсам Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области вынесено распоряжение № № об отказе в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование вышеуказанного участка, по трем основаниям: испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах функциональной зоны улично-дорожной сети — территории общего пользования; схема расположения земельного участка разработана с нарушениями, предусмотренными пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ требованиям к образуемым земельным участкам; указанный в заявлении земельный участок, в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, предназначен для размещения объектов местного значения. Считаю, что данные основания отказа не соответствуют действительности так как: в соответствии с п. 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ: «Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые границы территорий общего пользования». Таким образом, границы уличено-дорожной сети <адрес>. границы территорий общего пользования, отражаются в едином государственном кадастре недвижимости в виде красных линий. В соответствии данными единого государственного кадастра недвижимости границы испрашиваемого земельного участка не пересекаются с красными линиями. Следовательно, испрашиваемый земельный участок в соответствии с ЕГРН, в виду отсутствия красных линий не расположен в границах улично-дорожной сети - территории общего пользования. В соответствии с Генеральным планом Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области территория общего пользования улица <адрес> в квартале между улицами <адрес> имеет прямую линейную форму, а испрашиваемый земельный участок в соответствии с подготовленной схемой расположен в створе уже существующих земельный участков с к.н. № и к.н. №. Т.е. испрашиваемый земельный участок в соответствии с данными ЕГРН и Генерального плана Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области не расположен и не может быть расположен в границах улично-дорожной сети, территории общего пользования. В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ: «Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами». В отношении, вклинивания, вкрапливанию, и чересполосицы - испрашиваемый земельный участок не граничит с другими земельными участками, следовательно, наличие данных обстоятельств невозможно. В отношении изломанности границ - испрашиваемый земельный участок имеет абсолютно прямые границы и всего пять углов, т.е. нет изломанности границ. В отношении невозможности размещения объектов недвижимости: Испрашиваемый земельный участок имеет площадь 1076 кв.м. В серверной части испрашиваемый земельный участок имеет ширину 12 метров при длине 18 метров, т.е. с учетом требуемых 3 м. отступов от границы земельного участка при строительстве дома, полезный участок для размещения жилого дома имеет стороны 6 м. на 12 метров, площадь 72 метра, таким образом, площадь возможного жилого дом, при строительстве в 3 этажа, составит 216 кв.м. В южной части испрашиваемый земельный участок имеет ширину 6 метров при длине 140 метров, т.е. с учетом требуемых 1 м. отступов от границы земельного участка при возведении хозяйственных построек, полезный участок для размещения хозяйственных построек имеет стороны 4 м. и 138 м., площадь 552 метра. Таким образом, на испрашиваемом земельном участке площадью 1076 кв.м., возможно размещение трехэтажного жилого дома площадью 216 кв.м, и хозяйственных сооружений общей площадью 552 кв.м., т.е. на данном земельном участке возможно размещение объектов недвижимости. В соответствии с Генеральным планом Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области испрашиваемый земельный участок не предназначен для размещения объектов местного значения, на данном Генеральном плане западнее ул. <адрес> в квартале между ул. <адрес> отсутствуют размещенные или планируемые объекты местного значения. Кроме того, в соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ: «2. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия)». Таким образом, Администрация Энгельсского муниципального района Саратовской области обязана доказывать положенные в основу оспариваемого распоряжения обстоятельства.
На основании вышеизложенного, с учетом уточнений, просит признать незаконным Распоряжение председателя комитета по земельным ресурсам № № от 11.09.2018 г. Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области «Об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование без проведения торгов земельного участка с местоположением: Саратовская область, <адрес>, улица <адрес>, район дома № № утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории».
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Представители административных ответчиков выразили единую позицию – возражали против удовлетворения иска, сославшись на те же основания, что отражены в оспариваемом распоряжении и отзывах на административный иск. Дополнив, что после внесения соответствующих изменений в схему, координаты земельного участка, истец не лишен права вновь обратиться в комитет с заявлением о согласовании предоставления земельного участка.
Иные участники процесса в судебное заседание не явились, суд определил рассмотреть данное дел в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав позицию сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Пунктом 2 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Из материалов дела усматривается, что 20.08.2018 ФИО1 обратился к главе Энгельсского муниципального района Саратовской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование сроком на шесть лет, без проведения торгов земельного участка, площадью 1076 кв.м. с местонахождением Саратовская область, <адрес><адрес>, расположенного в районе жилого дома № № по ул. <адрес>.
Распоряжением председателя комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области № № от 11.09.2018, ФИО1 отказано в предварительном согласовании и утверждении схемы испрашиваемого земельного участка.
Так, из оспариваемого акта следует, что ФИО1 отказано в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование без проведения торгов земельного участка площадью 1076 кв. метров с местоположением: Саратовская <адрес> с разрешенным использованием: для индивидуального жилищного строительства, в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков кадастровом плане территории, по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 1,6 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории не соответствует форме и требованиям к ее подготовке, установленным приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 года №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» в соответствии с пунктом 12 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ (схема расположения не соответствует Генеральному плану Терновского муниципального образования, утвержденному Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.04.2013 года № № - испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах функциональной зоны улично-дорожной сети - территории общего пользования); по основанию, указанному в подпункте 3 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ: схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории разработана с нарушением предусмотренных пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам; по основанию, указанному в подпункте 17 статьи 39.16 Земельного Кодекса РФ: указанный в заявлении земельный участок, в соответствии с утвержденными документами территориального планирования, предназначен для размещения объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов (размещаются объекты местного значения - существующий водопровод, дорога местного значения).
Не согласившись с постановленным отказом, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая вопрос о законности принятого органом местного самоуправления решения, суд руководствуется следующими нормами закона.
В силу пункта 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. Статьей 26 Устава Энгельсского муниципального района определено, Глава Энгельсского муниципального района вправе делегировать отдельные полномочия, не отнесенные законодательством Российской Федерации, Саратовской области и муниципальными правовыми актами к его исключительной компетенции, должностным лицам администрации Энгельсского муниципального района, руководителям муниципальных учреждений. Распоряжением администрации Энгельсского муниципального района № 68 от 26.09.2016 года «О делегировании отдельных полномочий Главы Энгельсского муниципального района» председателю комитета по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района тированы полномочия Главы Энгельсского муниципального района по принятию решений об отказе в предоставлении муниципальной услуги в сфере управления и распоряжения земельными участками в случаях, в порядке и по основаниям, усмотренным Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 25.10.2001 года № ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». В соответствии с Положением о Комитете по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района, утверждённым Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 22 декабря 2016 г. N 89/08 Комитет по земельным ресурсам администрации Энгельсского муниципального района является органом администрации Энгельсского муниципального района, осуществляющим функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по управлению земельными участками, распоряжение которыми в соответствии с федеральными законами и законами Саратовской области отнесено к компетенции органов местного самоуправления Энгельсского муниципального района. В соответствии с пунктом 3.1. Положения, Комитет в соответствии с возложенными на него основными задачами осуществляет, в том числе, функции по рассмотрению в установленном порядке письменных и устных заявлений физических и юридических лиц по вопросам земельных отношений; заключению договоров безвозмездного пользования в отношении земельных участков, находящихся в собственности Энгельсского муниципального района, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав Энгельсского муниципального района, осуществляет контроль за их исполнением. Пунктом 5.7. предусмотрено, что Председатель Комитета в пределах компетенции издает муниципальные правовые акты, приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми муниципальными предприятиями, муниципальными учреждениями, организациями и органами администрации Энгельсского муниципального района.
По смыслу п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, а также с подачи в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно п. 2 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия; схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, изложен в пункте 8 статьи 39.15 Земельного Кодекса РФ.
Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Из сведений, представленных Управлением обеспечения градостроительной деятельности администрации Энгельсского муниципального района, согласно Правилам землепользования и застройки Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне индивидуальной жилой застройки (Ж-1), которая выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа с возможностью ведения личного подсобного хозяйства, а также с минимально разрешенным набором услуг местного значения.
На основании Генерального плана Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области испрашиваемый земельный участок находится в двух функциональных зонах: частично в функциональной зоне индивидуальной жилой застройки (до 3-х этажей), которая предназначена для размещения преимущественно индивидуальных жилых домов, в том числе с приусадебными участками, малоэтажных жилых домов (блокированных, секционных и коттеджного типа), а также сопутствующих им объектов социальной инфраструктуры и коммунально-бытового обслуживания, частично в функциональной зоне транспортной инфраструктуры (зоне улично-дорожной сети), т.е. является территорией общего пользования, на которую в соответствии с п. 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительный регламент не распространяется. В соответствии с параметрами функциональной зоны улично-дорожной сети, в ее пределах объекты капитального строительства не размещаются.
Проект планировки на данную территорию не разработан.
В соответствии с Генеральным планом Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области (Карта планируемого размещения объектов местного значения) на территории испрашиваемого земельного участка размещаются объекты местного значения - существующий водопровод, дорога местного значения.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ на территориях общего пользования могут располагаться линейные объекты, такие как сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередач, линии связи и т.д., и данные территории - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Согласно пункту 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ, под земельными участками общего пользования понимаются не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ).
Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ устанавливает, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено этой статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Сведения о том, что на испрашиваемом земельном участке имеется объект недвижимости, принадлежащий истцу на праве собственности, отсутствуют.
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьей 39.17 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 данного Кодекса.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-Ф3 (далее - закон № 131-Ф3) к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информативных систем градостроительной деятельности осуществляемой на территории городского округа.
Статья 7 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты, принятые органом местного самоуправления, обязательны для исполнения на всей территории муниципального образования.
Генеральный план Терновского муниципального образования Энгельсского муниципального района Саратовской области, утвержден Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25 апреля 2013 года №№.
В соответствии со статьями 18, 23 ГрК РФ генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов. Частью 3 статьи 9, частями 9, 10 статьи 31, пунктом 1 части 2 статьи 33, пунктом 2 части 1 статьи 34, частью 15 статьи 35 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана перед правилами землепользования и застройки как основополагающего документа территориального планирования, определяющего стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития.
Генеральный план, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
На основании части 1 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), становления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения объектов; при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории градостроительных планов земельных участков. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (пункты 2 и 5 статьи 41 ГрК РФ).
Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Принимая оспариваемое решение, административный ответчик исходил из положений пп. 1 п. 8 ст. 39.15, пп. 1,3 п. 16 ст. 11.10, п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, и Генерального плана Терновского муниципального образования, утвержденного Решением Собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 25.04.2013 № 447/47-04.
В силу п. 1 - 2 ст. 11.10 Земельного кодекса схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с п. 12 ст. 11.10 Земельного кодекса форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие требования и форма утверждены приказом Минэкономразвития России от 27 ноября 2014 г. N 762. При этом в силу п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка, утвержденных данным Приказом, при подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях.
Вместе с тем, схема истцом составлена без учета Генерального плана Терновского муниципального образования.
Испрашиваемый истцом земельный участок находится в двух функциональных зонах, в том числе, на территории общего пользования.
Нарушение требований приведенной нормы закона при разработке схемы расположения земельного участка в силу прямого указания пп. 3 п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса обоснованно явилось основанием для отказа в утверждении такой схемы.
Кроме того, в п. 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1(2017) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 февраля 2017 г.) указано, что по смыслу ст. 39.16 Земельного кодекса РФ для отказа в предоставлении участка по основанию, предусмотренному п. 17 данной статьи, достаточно установить, что в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории испрашиваемый участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения.
При этом для отказа в предоставлении не требуется доказательств резервирования этого участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ст. 18 Градостроительного кодекса РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов.
Ч. 3 ст. 23 Градостроительного кодекса предусматривает, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
В силу ч. 5 ст. 23 Градостроительного кодекса на указанных в п. п. 2 - 4 ч. 3 данной статьи картах отображаются: 1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям: а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение; б) автомобильные дороги местного значения; в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа; г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа; 2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
В соответствии с приведенными нормами Градостроительного кодекса генеральные планы включают в себя карты планируемого размещения объектов с указанием или описанием зон размещения названных объектов, при этом в данных документах не предусмотрено перечисление конкретных земельных участков, попадающих в зоны размещения планируемых объектов.
Из представленных суду сведений усматривается, что испрашиваемый земельный участок предназначен для размещения объектов местного значения – водопровода и дороги.
Разрешая административный спор по данной категории дел, суд, в силу критериев, вытекающих из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, должен оценивать оспариваемое решение уполномоченного органа с точки зрения его правомерности и обоснованности, чтобы в каждом конкретном случае не допустить несоразмерного ограничения прав, гарантируемых статьей 36 Конституции Российской Федерации.
Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, суд полагает, что Распоряжение председателя комитета по земельным ресурсам № № от 11.09.2018 г. Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области «Об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование без проведения торгов земельного участка с местоположением: Саратовская область, Энгельсский район, <адрес>, улица <адрес> район дома № № утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, является законным и обоснованным, принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства.
Данных, свидетельствующих о том, что оспариваемое распоряжение создает административному истцу препятствия в повтором предоставлении документов для разрешения вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка и его схемы (в случае составления схемы земельного участка с учетом Генерального плана территории), либо возлагает на него какую-либо обязанность, не представлено.
С учетом изложенного, суд полагает, необходимым отказать ФИО1 в удовлетворении административных исковых требованиях к заявленным ответчикам в полном объеме.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
в удовлетворении требований ФИО1 о признании незаконным Распоряжения председателя комитета по земельным ресурсам № № от 11.09.2018 Администрации Энгельсского муниципального района Саратовской области «Об отказе ФИО1 в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование без проведения торгов земельного участка с местоположением Саратовская область, Энгельсский район село <адрес>, район дома № №, утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.А. Музыканкина