Дело №2а-111/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
Левокумский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего, судьи Власова А.А.,
при секретаре Толкуновой М.В.,
с участием:
административного истца,
в лице старшего помощника прокурора
Левокумского района СК Джуманьязова М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-111/2018 по административному исковому заявлению прокурора Левокумского района Ставропольского края Галджева Н.В. к Совету Левокумского муниципального района Ставропольского края о признании незаконным решения Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от (дата) о признании факта отсутствия непринятия мер по урегулированию конфликта интересов главой администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1 и признании факта непринятия мер по урегулированию конфликта интересов главой администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1,
установил:
прокурор Левокумского района Ставропольского края Галджев В.Н., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит: признать незаконным решение Совета Левокумского муниципального района от (дата) о признании факта отсутствия непринятия мер по урегулированию конфликта интересов главой администрации Левокумского муниципального района ФИО1 Признать факт непринятия мер по урегулированию конфликта интересов главой администрации Левокумского муниципального района ФИО1 В обоснование требований указывает, что в соответствии с решением Совета Левокумского муниципального района от (дата)№ ... на должность главы администрации Левокумского муниципального района назначен ФИО1, (дата) с ФИО1 заключен контракт. В ходе проверки, проведенной во исполнение задания прокуратуры края от (дата) установлено, что (дата) главой администрации Левокумского муниципального района вынесено постановление № ... от (дата) о предоставлении бесплатно ЗАО «... земельных участков в собственность. В соответствии с представленными сведениями из ЗАО ВТБ ..., О.Я имеет в доверительном управлении ...% акций к уставному капиталу ЗАО «...» переданных ей по соответствующему договору мужем ФИО1 Согласно ч. 1 статьи 1012 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет права собственности на него к доверительному управляющему.» «Установлено, что генеральным директором ЗАО «...» является сын главы администрации Левокумского района ФИО2 При передаче рассматриваемых земельных участков бесплатно в собственность ЗАО «...» глава администрации Левокумского муниципального района ФИО1 имел личную заинтересованность муниципального служащего, которая влияет на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, при которой ФИО1 получил доходы в виде имущества для себя и для третьих лиц - своего сына Е.Н» Возникший конфликт интересов в данном случае подлежал предотвращению и урегулированию в порядке, установленном ст. 11 Закона № 273-Ф3.Главой администрации Левокумского муниципального района ФИО1 в нарушение требований ч. 9.1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч.ч. 1, 2 ст. 11 Закона № 273-Ф3 не было принято никаких надлежащих мер для выполнения установленных законом обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов до издания вышеуказанного постановления о предоставлении бесплатно в собственность ЗАО «...» земельных участков, в том числе по уведомлению представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения. Указанные нарушения закона, не способствующие реализации государственных мер, направленных на профилактику коррупции, стали возможны вследствие недостаточного знания муниципальными служащими норм федерального законодательства о муниципальной службе, противодействии коррупции.В связи с этим, прокуратурой района в СоветЛевокумского муниципального района внесено представление об устранении нарушений закона, выразившихся в нарушении главой администрации Левокумского муниципального района ФИО1 п. ... Устава Левокумского муниципального района в части касающейся соблюдения ограничений и запретов и исполнениеобязанностей. По результатам проверки (дата) Советом Левокумского муниципального района принято решение об отсутствии в действиях ФИО1 конфликта интересов, которое в прокуратуру района не поступило. Данное решение является незаконным.
В судебном заседании старший помощник прокурора Левокумского района Джуманиязов М.М. заявленные административные требования поддержал, настаивая на их удовлетворении. Дополнительно пояснив, что со стороны Совета Левокумского муниципального района можно усмотреть бездействие в не принятии решения в виду того что в (дата) году в Совет поступило извещение из следственного комитета о наличии конфликта интересов. Будучи главой администрации Левокумского муниципального района и подписывая постановление о предоставлении земельного участка ЗАО «...» ФИО1 должен был соблюдать требования ФЗ «О противодействии коррупции». Данный вопрос длительное время не рассматривался комиссией по урегулированию конфликта интересов. Совет (дата) принял решение, но вместе с тем (дата) собирая внеочередное собрание депутатов от Совета Левокумского муниципального района принято решение не соответствующее требованиям ФЗ «О противодействии коррупции». Также пояснил, что оспариваемое решение Совета Левокумского муниципального района от (дата) получено прокуратурой района только (дата), т.е. срок обжалования данного решения прокурором не пропущен.
Представитель административного ответчика председатель Совета Левокумского муниципального района С.А, в судебное заседание не явилась представив заявление с просьбой о рассмотрении поставленного перед судом вопроса в ее отсутствие (л.д....
Заинтересованное лицо ФИО1 привлеченный к участию в деле определением суда от (дата), в судебное заседание не явился, о дате слушания извещен заблаговременного по средствам почтовой связи, по адресу: (адрес), указанному им в административном исковом заявлении поданном в суд (дата) (л.д...), которое также находится в производстве судьи Власова А.А., причина неявки суду не известна. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № ..., ФИО1 не явился на почту за извещением. Суд посчитал необходимым известить заинтересованное лицо ФИО1 именно по этому адресу, так как он является, по мнению суда, достоверным, в связи с тем, что указан лично им.
С учетом мнения административного истца, старшего помощника прокурора Левокумского района Джуманьязова М.М., не настаивавшего на явке административного ответчика и заинтересованного лица, извещенных о дате слушания надлежащим образом, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ счел возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения административного истца, изучив письменные материалы дела, судом установлено следующее.
Право прокурора Левокумского района Ставропольского края на обращение с настоящим административным иском в суд гарантировано ч.1 ст.39 КАС РФ в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно постановлению № ... от (дата) Администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края подписанным главой администрации Левокумского муниципального района СК ФИО1 ЗАО «... были предоставлены в собственность бесплатно земельные участки категории «земли населенных пунктов» с кадастровыми номерами № ... площадью ... кв.м; № ... площадью ... кв.м; № ... площадью ... кв.м; № ... площадью 23347 кв.м -занятых нежилыми зданиями ( л.д...)
В соответствии с требованиями ч.9.1 ст.37 ФЗ №131 « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (часть 9.1 в ред. Федерального закона от 03.04.2017 N 64-ФЗ)
Генеральный директорЗАО «...»- Е.Н приходится сыном главе администрации Левокумского районаНапханюку Н.В., что подтверждено записью акта о рождении № ... от (дата), где в графе «отец» указан ФИО1 (дата) года рождения, в графе «мать» О.Я(дата) года рождения (л.д.... представленной административным истцом в качестве письменных доказательств.
Из справки ЗАО ВТБ ...Е.Н имеет в собственности ...% акций к уставному капиталу ЗАО «...» (л.д....).
Согласносведениям из ЗАО ВТБ Регистратор, О.Я имеет в доверительномуправлении ...% акций к уставному капиталу ЗАО «...», что подтверждено копией справки ЗАО ВТБ (л.д....) переданных ейпо соответствующему договору ФИО1 (л.д....).
О.Я и ФИО1 состоят в зарегистрированном браке, что подтверждено записью акта о заключении брака № ... от (дата) (л.д....).
Согласно ч.7 ФЗ №273 «О противодействии коррупции» в случае, если лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, владеет ценными бумагами (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), оно обязано в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч.1 ст.1012 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет прав собственности на него к доверительному управляющему.
Основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней отражены в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В соответствии со статьей 2 указанного выше закона, правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.
В соответствии со ст.10 ФЗ №273 ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями. Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается: на государственных и муниципальных служащих.
С учетом исследованных письменных доказательств суд полагает, что в данном случае имел место конфликт интересов при вынесении решения № ... от (дата) «о предоставлении ЗАО «...» в собственность бесплатно земельных участков, расположенных в селе Левокумском занятых нежилыми зданиями».
Статья 11 ФЗ предусматривает порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов:лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов. Лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
(дата) Нефтекумским межрайонным следственным отделом главе Левокумского муниципального района А.Н направлено поручение о рассмотрении нарушений при рассмотрении вопроса об урегулировании конфликта интересов при предоставлении земельных участков в собственность бесплатно ЗАО «...» (л.д....
Прокуратурой Левокумского района во исполнение задания прокуратуры края от (дата) была проведена проверка в рамках реализации полномочий, направленных на выявление, пресечение и предупреждение коррупционных проявлений в результате которой, прокуратурой вынесено представление в Совет Левокумского муниципального района об устранении нарушений закона выразившихся в нарушении главой администрации Левокумского муниципального района ФИО1 п.... Устава Левокумского муниципального района.
В соответствии с ч.3 -5 ст.11 ФЗ -273 представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, указанного в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, осуществляются путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Решением Совета Левокумского муниципального района № ... от (дата) признан факт отсутствия непринятия мер по урегулированию конфликта интересов главой администрации Левокумского муниципального района ФИО1 при вынесении постановления № ... от (дата) « О предоставлении ЗАО «...» в собственность бесплатно земельных участков, расположенных в селе Левокумском, занятых нежилыми зданиями» (л.д....), которое было получено прокуратурой Левокумского района (дата), что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д...).
В силу прямого указания, содержащегося в частях 5 и 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд обязан выяснить в предварительном судебном заседании или судебном заседании причины пропуска установленного срока обращения, поскольку он восстанавливается в случае установления уважительных причин этого.
Поскольку Кодекс административного судопроизводства РФ не устанавливает каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска процессуальных сроков, данный вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Согласно штампа входящей корреспонденции прокуратуры Левокумского района решение Совета Левокумского муниципального района от (дата) о признании факта отсутствия непринятия мер по урегулированию конфликта интересов главой администрации Левокумского муниципального района ФИО1 поступило в прокуратуру района (дата), входящий № ... (т. ...).
С административным исковым заявлением в порядке ст. 22 КАС РФ в интересах неопределенного круга лицпрокурор Левокумского района обратился в суд (дата), что подтверждается штампом входящей корреспонденции и справкой, составленной помощником председателя суда Толкуновым В.Н. от (дата) (т....).
Бремя доказывания пропуска срока по уважительной причине лежит на административном истце - прокуроре Левокумского района Ставропольского края, суду представлены письменные доказательства уважительности причин несвоевременного обращения в суд за зашитой нарушенного права неопределенного круга лиц, по объективным причинам, т.к. прокурор, либо представитель прокурора (дата) не присутствовали на внеочередном заседании Совета Левокумского муниципального района, а решение Совета Левокумского муниципального района от (дата) о признании факта отсутствия непринятия мер по урегулированию конфликта интересов главой администрации Левокумского муниципального района ФИО1 поступило в прокуратуру района только (дата).
Довод административного истца о несвоевременном направлении Советом Левокумского муниципального района решения от (дата) подтверждается письменными материалами дела.
Суд исследовал причины пропуска срока, обращения административного истца прокурора Левокумского района с административным иском, оценив представленные доказательства, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь приведенными выше требованиями закона, пришел к выводу о пропуске административным истцом прокурором Левокумского района установленного срока на обжалование решения Совета Левокумского муниципального района от (дата) по уважительным причинам, и считает необходимым восстановить срок для обращения административного истца - прокурора Левокумского района с административным иском.
Судом оцениваются представленные сторонами доказательства с точки зрения относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
При установленных обстоятельствах, а именно того, что имеет место непринятие мер по урегулированию конфликта интересов главой администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1 при вынесении постановления № ... от (дата) «О предоставлении ЗАО «...» в собственность бесплатно земельных участков, расположенных в селе Левокумское, занятых нежилыми зданиями», с учетом приведенных выше требований закона, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований административного истца.
Руководствуясь статьями175-178, 227-228 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Левокумского района Ставропольского края Галджева Н.В. к Совету Левокумского муниципального района Ставропольского края - удовлетворить.
Признать решение Совета Левокумского муниципального района Ставропольского края от (дата) года о признании факта отсутствия непринятия мер по урегулированию конфликта интересов главой администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1 при вынесении постановления № ... от (дата) «О предоставлении ЗАО «... в собственность бесплатно земельных участков, расположенных в селе Левокумское, занятых нежилыми зданиями» - незаконным.
Признать факт непринятия мер по урегулированию конфликта интересов главой администрации Левокумского муниципального района Ставропольского края ФИО1 при вынесении постановления № ... от (дата) года «О предоставлении ЗАО «...» в собственность бесплатно земельных участков, расположенных в селе Левокумское, занятых нежилыми зданиями».
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Левокумский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья А.А. Власов
Мотивированное решение суда составлено 06 марта 2018 года.
Судья А.А. Власов