РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
4 февраля 2022 г. г. Усть-Кут
Усть-Кутский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Морозовой А.Р., при секретаре судебного заседания Селеван С.О., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-111/2022 по административному исковому заявлению прокурора г. Усть-Кута в интересах неопределенного круга лиц к администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) о признании незаконным бездействия, обязывании заключить концессионное соглашение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Усть-Кута обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) о признании незаконным бездействия, обязывании заключить концессионное соглашение.
В обоснование заявления указывает, что в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) от 16.09.2021 Усть-Кутскому муниципальному образованию (городскому поселению) принадлежит на праве собственности нежилое здание котельной, находящееся по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пришвина, 6, кадастровый номер 38:18:030302:607, тепловые сети от котельной по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пришвина, 6, год ввода в эксплуатацию – 2006, протяженностью – 1854 м., реестровый номер имущества – 1300000004482 от 01.01.2019.
Проверкой прокуратуры города выявлен факт передачи администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения без учета требований, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
Административный истец считает, что администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) обязана передать объекты теплоснабжения по концессионному соглашению. Передача муниципального имущества – объектов теплоснабжения без проведения конкурсных процедур противоречит действующему законодательству, препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, препятствуют развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества – оборудования котельной, в частности – к невозможности разработки и реализации инвестиционных программ, направленных на модернизацию объектов теплоснабжения.
Администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) требования федерального законодательства не исполняются, до настоящего времени объекты муниципального имущественного комплекса Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) (объекты теплоснабжения) по концессионному соглашению не переданы, конкурс на право заключения данного соглашения не проведен. В результате ненадлежащего исполнения административным ответчиком полномочий по распоряжению муниципальной собственностью нарушаются жилищно-коммунальные права граждан, проживающих на территории Усть-Кутского муниципального образования.
Бездействием администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) могут быть нарушены права граждан, добросовестно оплачивающих за потребленные коммунальные услуги, на благоприятную среду жизнедеятельности, возникновению угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности, а также к дезорганизации работы медицинских учреждений, учреждений социального обеспечения и других потребителей.
По мнению административного истца, бездействием администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) нарушаются права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, в связи с возникновением угрозы жизни и здоровью людей, экологической безопасности вследствие того, что эксплуатация котельной по договору аренды, а не по концессионному соглашению не позволяет эксплуатирующему субъекту осуществлять надлежащее содержание котельной установки (модернизация, капитальный ремонт0.
Ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства в части отказа от конкурсных процедур может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов по теплоснабжению в отопительном периоде, что повлечет нарушение прав потребителей тепла, то есть неопределенного круга лиц жителей Усть-Кутского муниципального образования, а также лиц, временно находящихся или проживающих на территории Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения).
Прокурор города Усть-Кута просит суд признать незаконным бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) по незаключению концессионного соглашения на объект теплоснабжения, принадлежащие Усть-Кутскому муниципальному образованию (городского поселения): нежилое здание котельной, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пришвина, 6, кадастровый номер 38:18:030302:607, тепловые сети от котельной по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пришвина, 6, год ввода в эксплуатацию – 2006, протяженностью – 1854 м., реестровый номер имущества – 1300000004482 от 01.01.2019 и обязать администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, принадлежащих Усть-Кутскому муниципальному образованию (городскому поселению): нежилое здание котельной, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пришвина, 6, кадастровый номер 38:18:030302:607, тепловые сети от котельной по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пришвина, 6, год ввода в эксплуатацию – 2006, протяженностью – 1854 м., реестровый номер имущества – 1300000004482 от 01.01.2019.
Представитель административного истца – помощник прокурора г. Усть-Кута помощник прокурора Алексеев С.А. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Горинчой Е.Д., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, указав, что администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) ведется подготовка документации для проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении спорного объекта, вследствие чего у административного ответчика отсутствует факт бездействия, в связи с чем, просит отказать в удовлетворении административного искового заявления полностью.
Заинтересованное лицо ООО «Спецстрой» в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Суд с учетом мнения явившихся лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившегося заинтересованного лица.
В соответствии с частью 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из материалов дела, администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) принадлежит на праве собственности нежилое здание котельной, находящееся по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пришвина, 6, кадастровый номер 38:18:030302:607, тепловые сети от котельной по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пришвина, 6, год ввода в эксплуатацию – 2006, протяженностью – 1854 м., реестровый номер имущества – 1300000004482 от 01.01.2019.
Данное имущество по договору аренды муниципального имущества от 10.09.2021 № 9/21 (далее Договор), заключенным арендодателем – администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) передано арендатору – ООО «Спецстрой» по акту приема-передачи муниципального имущества от 10.09.2021.
Согласно п. 1.2 Договора, имущество предоставляется арендатору в целях оказания услуг в сфере теплоснабжения.
Согласно п. 4.1 Договора, срок аренды имущества по настоящему договору с 10.09.2021 до даты заключения концессионного соглашения в отношении объекта настоящего договора.
Согласно части 1 статьи 17. 1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
С момента официального опубликования (8 мая 2013 г.) Федерального закона от 7 мая 2013 г. № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 7 мая 2013 г. № 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее Закон о теплоснабжении).
Согласно части 1 статьи 28.1 Закона о теплоснабжении передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.
В соответствии с частью 3 приведенной статьи в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее Закон о концессионных соглашениях) целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
В силу пункта 11 части 1 статьи 4 Закона о концессионных соглашениях объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.
На основании части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.
Вышеприведенными положениями закона установлено, что, если объекты теплоснабжения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем за пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае - только концессионное соглашение
Согласно п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Таким образом, администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) обязана передать объекты систем теплоснабжения по концессионному соглашению, поскольку указанное имущество имеет срок ввода в эксплуатацию более 5 лет.
То обстоятельство, что в настоящее время администрация Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) ведет работу по подготовке, концессионного соглашения, не свидетельствует о том, что административный ответчик принимал достаточные меры для выполнения требований закона по заключению в отношении объектов теплоснабжения, со сроком введения в эксплуатация свыше пяти лет, концессионного соглашения.
Под бездействием следует понимать неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий:
1) несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам;
2) нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Объекты жилищно-коммунального хозяйства, находящиеся в собственности Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения), в отношении которых законом предусмотрена передача прав владения и (или) пользования исключительно по концессионным соглашениям, являются неотъемлемой частью жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории муниципального образования. В обязанности муниципального образования поселения входит организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Качество получаемых населением жилищно-коммунальных услуг напрямую зависит от эффективного использования объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечения его сохранности, что отвечает основной цели заключения концессионного соглашения муниципалитетом с концессионером.
Однако, администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) до настоящего времени в отношении спорных объектов жилищно-коммунального комплекса конкурсные процедуры для заключения концессионного соглашения не проводились, данные объекты используются для теплоснабжения и водоснабжения населения ООО «Спецстрой».
Дальнейшее бездействие административного ответчика по не проведению торгов на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом о концессионных соглашениях может повлечь необратимые последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, их имуществу и угрозу срыва отопительного сезона.
Надлежащее и в полном объеме исполнение вышеперечисленных требований закона со стороны административного ответчика не установлено и на момент рассмотрения настоящего дела.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, сторонами не оспариваются.
Разрешая заявленные требования, исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что администрацией Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) допущено бездействие, поскольку надлежащих доказательств исполнения своих полномочий, предусмотренных Законом о концессионных соглашениях, административный ответчик не представил.
Установленное судом бездействие по незаключению концессионных соглашений в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства может повлечь необратимые негативные последствия, нарушить права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, повлечь причинение вреда их жизни и здоровью, их имуществу, в связи с чем данное бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) следует признать незаконным.
Последствием признания бездействия незаконным является возложение на административного ответчика обязанности устранить допущенное нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту которых обратился прокурор города Усть-Кута с настоящим административным искомым заявлением. Администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) необходимо обязать заключить концессионное соглашение в отношении соглашения на объект теплоснабжения.
При таких обстоятельствах, административные исковые требования прокурора города Усть-Кута, предъявленные в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) подлежат удовлетворению в полном объеме.
По смыслу ст. 206 ГПК РФ в случае, если при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный административным истцом срок для исполнения решения, суд считает разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск удовлетворить.
Признать бездействие администрации Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) по незаключению концессионного соглашения на объект теплоснабжения, принадлежащие Усть-Кутскому муниципальному образованию (городского поселения): нежилое здание котельной, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пришвина, 6, кадастровый номер 38:18:030302:607, тепловые сети от котельной по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пришвина, 6, год ввода в эксплуатацию – 2006, протяженностью – 1854 м., реестровый номер имущества – 1300000004482 от 01.01.2019.
Обязать администрацию Усть-Кутского муниципального образования (городского поселения) в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу заключить концессионное соглашение в отношении объектов теплоснабжения, принадлежащих Усть-Кутскому муниципальному образованию (городскому поселению): нежилое здание котельной, расположенное по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пришвина, 6, кадастровый номер 38:18:030302:607, тепловые сети от котельной по адресу: Иркутская область, г. Усть-Кут, ул. Пришвина, 6, год ввода в эксплуатацию – 2006, протяженностью – 1854 м., реестровый номер имущества – 1300000004482 от 01.01.2019.
С мотивированным решением стороны вправе ознакомиться в Усть-Кутском городском суде 11 февраля 2022 г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Усть-Кутский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: А.Р. Морозова